Лекция 3.
1. Сущность и виды кризисов в организации
2. Возникновение кризиса в организации.
3.Тенденции циклического развития организации.
1. Сущность и виды кризисов в организации
Кризисы в микроэкономическом развитии, т.е. кризисы в организации, являясь элементом или следствием кризисов на других уровнях экономики, специфичны, по сути, причинам и закономерностям возникновения и развития.
В качестве организации может рассматриваться отдельная фирма, предприятие, офис, акционерное общество, банк, компания (страховая, туристическая и др.), а также структурные единицы системы государственного управления.
В современной литературе по менеджменту признается возможность возникновения кризиса в развитии организации. Однако в мировой практике так же, как и в теории, отсутствует единое понимание кризиса организации. В зависимости от позиции восприятия кризиса менеджерами различают немецкую и американскую концепции.
Согласно немецкой концепции кризиса организации кризис воспринимается в негативном смысле как угроза и помеха, и отсюда цель менеджмента - восстановление докризисного состояния. С этой точки зрения антикризисное управление - это деятельность, необходимая для преодоления состояния, угрожающего существованию предприятия, при котором основным вопросом становится выживание.
Американская концепция кризиса организации основана на восприятии кризиса как указания на необходимость обновления, перестройки в эволюционном процессе развития компании. Цель менеджмента - не борьба с кризисом, а изменение структуры организации с учетом новых требований. С этой точки зрения антикризисное управление - это создание инструментов, которые позволяют сообщить о приближающемся переломном пункте существования и необходимости разработать новый курс развития.
|
В обобщенном варианте понятие кризис организации можно представить как незапланированный и нежелательный, ограниченный по времени процесс, который ставит под угрозу существование организации и, выходом из которого может быть либо успешное преодоление кризиса и выход организации на новую ступень развития, либо ликвидация организации.
Чаще всего представление о кризисе в организации связывается с ее неспособностью выполнять свои финансовые обязательства перед кредиторами, которая в случае ее затяжного непреодолимого характера разрешается через процедуру банкротства. Однако в мировой экономической литературе выделяют четыре вида кризиса организации:
стратегический кризис,
кризис эффективности,
кризис ликвидности
банкротство.
Стратегический кризис организации - это положение дел в организации, когда потенциал ее развития в значительной степени исчерпан и нет возможности создать новый. Причины стратегического кризиса различны, например упущения в технологической структуре или отставание от современного уровня технологического развития, неадекватная изменяющимся требованиям рынка стратегия маркетинга. Стратегический кризис, например, характерен для технически отсталых предприятий, занимающих монопольное положение на рынке и продающих свою продукцию по завышенным ценам.
Кризис эффективности организации - это состояние, при котором организация несет убытки и из-за постоянного уменьшения собственного капитала движется к ситуации дефицита баланса (превышения пассивов над активами). Примером причин, вызывающих кризис эффективности, могут являться потери вследствие недостаточной эффективности производственной деятельности или упущений управленческого персонала, который не в состоянии в достаточной мере использовать производственный потенциал предприятия.
|
Кризис ликвидности организации - это положение дел в организации, когда из-за увеличивающихся убытков ей грозит потеря платежеспособности или платежеспособность уже отсутствует. В дополнение к этому предприятию грозит опасность дефицита баланса.
При банкротстве предприятие уже длительное время неплатежеспособно, пассивы превышают активы. Банкротство завершает кризис. Многие западные экономисты считают, что это уже не кризис, а его результат. Предприятие признается полностью несостоятельным, и совет кредиторов решает, реанимировать или ликвидировать предприятие.
Если объективно оценить российскую действительность, то очевидно, что все виды кризисов присущи отечественным предприятиям, но в особенности - два последних, т.е. кризис ликвидности и банкротство.
2. Возникновение кризиса в организации.
Необходимо уметь своевременно различать симптомы проявления кризиса, чтобы иметь возможность своевременно запускать в действие программы антикризисного управления. Необходимо различать факторы, симптомы и причины кризиса.
Симптом является внешним проявлением кризисных явлений. Чаще всего, они проявляются в несоответствии показателей их закономерны соотношением.
|
Фактор – событие, зафиксированное состояние или установленная тенденция, свидетельствующие о наступлении кризиса.
Причина – события или явления, вследствие которых появляются факторы кризиса.
На причины возникновения кризиса можно и с системологических позиций. Любая организация является системой, потому что состоит из взаимосвязанных элементов и представляет собой единое целое. Есть два состояния системы – устойчивое и неустойчивое. Устойчивость бывает статистической и динамической. Факторы, влияющие на устойчивость системы, могут быть внешними или внутренними. Например, при плановой экономике все влияющие воздействия на систему осуществляются через внешние факторы (гос. управление).
В условиях рыночной экономики большую роль играют внутренние механизмы обеспечения устойчивости. Это, в частности, является проявлением самоорганизации систем. В этом случае управление организацией происходит на основе анализа собственных действий в окружающей среде.
Устойчивое состояние системы может быть, в свою очередь, стабильным и квазистабилным.
Под стабильным понимают такое состояние системы, когда все структуры предприятия функционируют устойчиво, т.е. ни одна из них не находится в состоянии переходного процесса.
Соответственно, квазистабильное состояние – когда хотя бы одно из подразделений организации находится в состоянии переходного процесса, но на общем состоянии системы это не отражается, либо влияет весьма незначительно и при анализе этим можно пренебречь. Социально – экономические системы всегда находятся в квазистабильном состоянии.
Переходный процесс – такой период, когда система или какой – либо ее значимый показатель изменяется качественным образом.
Критериями переходного процесса являются:
- Процесс адаптации (А) – показывает, как система приспосабливается к изменениям (И) в окружающей среде и в самой себе.
- Процесс деструктирования (Д) – показывает, как система снижает свою сложность.
- Синергетический процесс (С) – показывает, как система увеличивает свою сложность.
Математическая модель переходного процесса включает в себя следующие показатели:
где,
К – период, за который фиксируются изменения;
КА - коэффициент адаптации;
Кс – коэффициент синергии.
Все переходные процессы можно охарактеризовать тремя уровнями:
1. Гомеостатический – такие изменения, которые отражаются только на поведении системы, но не изменяют ее структуры и элементного состава. Для него:
изменения, отрицательно влияющие на показатели состояния – КА=1; КС=1 (система находится в ПП)
изменения, положительно влияющие на показатели состояния – КА=1; КС>1
2. Инновационный – такие изменения, которые отражаются на структуре и элементом составе системы. Для него:
изменения, отрицательно влияющие на показатели состояния – КА<1; КС<1 (система находится в К).
изменения, положительно влияющие на показатели состояния – КА>1; КС>1 (комфортизационный период).
3. Бифуркационный – такие изменения, которые значительно отражаются на структуре и элементом составе системы. Для него:
изменения, отрицательно влияющие на показатели состояния – КА≈1; КС<<1 (система находится в катастрофическом положении);
изменения, положительно влияющие на показатели состояния – КА>1; КС>>1 (кокиридный период).
Кризис в общей структуре ПП
3. Тенденции циклического развития.
В развитии организации как социально – экономической системы существует множество циклов. Они переплетаются, накладываются или расходятся различными своими фазами, что создает определенные трудности в исследовании процессов функционирования и развития таких систем.
Существуют различные подходы к выделению циклов развития социально – экономических систем. Одним из наиболее рациональных является пятиэтапный цикл развития.
I этап. Эксплерентный.
Характеризует зарождение фирмы. Этап скрытого, латентного развития. Фирма еще не сложилась, но уже экспериментирует на рынке, что может привести к кризису и исчезновению фирмы. Как правило, к этому готовы и имеют прикрытие. На этом этапе коллектив фирмы состоит из инициативных людей, лидер умеет увлечь идеей, имеет большой авторитет.
Характеристика фирмы - эксплерента
Факторы развития | Условия создания | Причины кризиса |
1. Фанатизм лидера, возглавляющего коллектив. | 1.Наличие оригинальной идеи, проверенной на предмет практической необходимости. | 1.Чрезмерный фанатизм лидера и его неумение идти на компромисс. |
2. Сплоченность коллектива вокруг лидера. | 2. Наличие специалистов – инноваторов, заинтересованных в реализации идеи. | 2. Попадание в коллектив другого лидера или интригана |
3. Мобильность и гибкость перехода к радикальным новациям. | 3.Перспективы производства и сбыта продукции, полученной на основе данной идеи | 3.Ограниченность ресурсов. |
4. Минимальный управленческий аппарат | 4.Большая зависимость от рыночной культуры. | |
5. Простые организационные связи. | 5.Слабые кредитные возможности. | |
6. Высокая мобильность кадров в освоении новых видов | 6.Перегрузки. | |
7. Высочайшая взаимозаменяемость специалистов. | 7.Социальные условия и зарплата хуже, чем на боле крупных предприятиях. | |
8. Четкая специализация научной направленности. | 8.Сложность превращения интеллектуального продукта в интеллектуальную собственность. | |
9. Творческая атмосфера в коллективе. | ||
10. Интеллектуальный объект имеет большую значимость. |
II этап. Патиентный.
Характеризуется завоеванием определенного сегмента рынка, упрочнением позиций, выработкой конкурентной стратегии, повышением роли маркетинга в управлении фирмой. Чаще всего этот этап рассматривается как этап количественного роста и вся перестройка в управлении фирмой связана с количественными изменениями. Причинами кризиса могут быть в основном внешние воздействия.
Характеристика фирмы - патиента
Факторы развития | Условия создания | Причины кризиса |
1.Наличие группы лидеров, работающих в одном направлении и делящих все трудности одинаково. | 1.Наличие новых изделий(товаров, услуг), проверенных рынком | 1.Появление различных разногласий в коллективе. |
2.Сплоченность коллектива вокруг группы энтузиастов. | 2.Наличие специалистов, заинтересованных в завоевании рынка. | 2. Попадание в коллектив другого лидера или интригана |
3.Мобильность и гибкость перехода к новациям. | 3.Наличие необходимых инвестиций. | 3.Ограниченность ресурсов. |
4.Небольшой управленческий аппарат | 4.Перспективы производства и сбыта продукции. | 4.Большая зависимость от рыночной коньюктуры. |
5.Неусложненные организационные связи, особенно в начале существования. | 5. Перегрузки в работе. | |
6.Значительная взаимозависимость специалистов. | 6.Неподготовленность производства. | |
7.Изменение научной направленности в ходе жизнедеятельности фирмы | 7.Недостаточная техническая оснащенность. | |
8.Творческая атмосфера в коллективе. | 8. Условия труда и зарплата хуже, чем на более крупных предприятиях. | |
9.Интеллектуальный продукт предприятия. | 9.Сложность превращения интеллектуального продукта в интеллектуальную собственность. | |
10.Умение формировать потребности рынка исходя из своих потребностей |
III этап. Виолентный.
Характеризуется достижение фирмой зрелого состояния, устойчивого положения на рынке. Фирма – виолент – это фирма с силовой стратегией, работает, как правило, в области большого бизнеса. Такие фирмы характеризуется высоким уровнем освоения технологий, массовым выпуском продукции.
Фирмы – виоленты могут быть трех видов:
1. Национальный виолент;
2. Интернациональный виолент;
3. Деструктурированный.
Характеристика фирмы – интернационального виолента
Факторы развития | Условия создания | Причины кризиса |
1. Наличие сплоченного работоспособного коллектива | 1.Образование первого филиала за рубежом. | 1.Появление значительных разногласий в коллективе. |
2. Умение работать с клиентом независимо от его национальности. | 2.Наличие специалистов, заинтересованных в завоевании новых национальных рынков. | 2. Незнание специфики зарубежного рынка. |
3.Богатый опыт работы на национальном рынке. | 3.Наличие зарубежных рынков, имеющих потребность в данных товарах. | 3. Организация в коллективе оппозиции. |
4.Сформированная и стабильная номенклатура продукции. | 4.Наличие возможности улучшить эффективность работы материнской фирмы. | 4.Высокие удельные затраты. |
5.Высокая техническая оснащенность | 5.Организационная инертность структуры. | |
6.Единство научных и производственных процессов. | 6.Зависимость от рыночной коньюктуры. | |
7. Большие производственные мощности. | 7. Очень сложные коммуникационные связи. | |
8.Возможность сверхприбыли. | 8.Большая численность управленческого персонала. | |
9.Конкурентоспособность продукции. | 9.Слабая приспособленность и слабая реакция на принципиально новую продукцию. | |
10.Финансовая устойчивость. |
IV этап. Коммутантный.
Характеризует период упадка, стратегия, когда наиболее значимые параметры жизнедеятельности заметно ухудшается, а дальнейшее развитие заходит в тупик. Структура имеет тенденцию к упрощению. Основное направление деятельности – удовлетворение конкретных региональных потребностей, индивидуальный подход к клиентам, использование достижений фирм – виолентов.
Характеристика фирмы – коммутанта.
Факторы развития | Условия создания | Причины кризиса |
1.Наличие лидера, хорошо понимающего специфику национального рынка. | 1.Распад интернациональной компании на ряд национальных. | 1.Сужение рынка. |
2.Умение удержать своего покупателя. | 2.Наличие желания у специалистов сохранить свой коллектив, несмотря на его старение. | 2.Большие недогруженные мощности. |
3.Конкурентоспособность продукции. | 3.Отсутствие у конкурентов желания поглотить фирму. | 3.Стабильная номенклатура продукции. |
4.Нетребовательность кадров к их социальной обеспеченности. | 4.Распад интернациональной компании на ряд национальных. | 4.Организация в организации оппозиции. |
5.Высокая техническая оснащенность | 5.Высокие удельные затраты. | |
6.Зависимость от рыночной коньюктуры. | ||
7.Организационная инертность. | ||
8.Усложнение маркетинговых исследований. | ||
9.Большая численность управленческого аппарата. | ||
10.Невозможность вносить значительные усовершенствования в продукцию. |
V этап. Леталентный.
Характеризуется деструктуризацией фирмы, прекращением ее существования в прежнем виде. Это фирмы, распадающиеся в связи с невозможностью их эффективного функционирования, или фирмы, на которых происходит диверсификация с полным изменением профиля деятельности и полной или частичной заменой прежних технологических процессов, а также сменой персонала.
Тесты:
Вопрос 1. Внешним проявлением кризисных явлений является:
A. Фактор кризиса
B. Симптом кризиса
C. Причина кризиса
D. Последствия кризиса
Вопрос 2. Событие, зафиксированное состояние или установленная тенденция, свидетельствующая о наступлении кризиса – это:
A. Фактор кризиса
B. Симптом кризиса
C. Причина кризиса
D. Предпосылки кризиса
Вопрос 3. Интуиция, опыт, специальные знания, анализ, исследование, диагностика – это:
A. Факторы распознавания кризиса
B. Средства распознавания кризиса
C. Методы распознавания кризиса
D. Этапы распознавания кризиса
Вопрос 4. Устойчивость организации как системы бывает (укажите верное):
A. Прогрессивная
B. Регрессивная
C. Статическая
D. Динамическая
Вопрос 5. Факторы, влияющие на устойчивость системы могут быть (укажите верное):
A. Природные
B. Искусственные
C. Внутренние
D. Внешние
Вопрос 6. Проявление самоорганизации систем – это:
A. Природные механизмы обеспечения устойчивости
B. Искусственные механизмы обеспечения устойчивости
C. Внутренние механизмы обеспечения устойчивости
D. Внешние механизмы обеспечения устойчивости
Вопрос 7. Под стабильным состоянием устойчивости понимается такое состояние системы, когда:
A. Существует баланс между внутренним и внешним воздействием
B. Все структуры предприятия функционируют устойчиво
C. Не предполагается развитие кризисной ситуации
D. Система не переходит в состояние регресса, но и не прогрессирует.
Вопрос 8. Квазистабильное состояние устойчивости – это когда:
A. Хотя бы одно из подразделений организации находится в состоянии переходного процесса, но на общем состоянии системы не отражается
B. Хотя бы одно из подразделений организации находится в состоянии переходного процесса и это отражается на общем состоянии системы
C. Все подразделения организации находятся в состоянии переходного процесса
D. Все подразделения организации перешли из состояния переходного процесса в новое состояние стабильности
Вопрос 9. Переходный процесс – это такой период, когда система или какой-либо её показатель изменяется:
A. Количественным образом
B. Качественным образом
C. Либо качественным, либо количественным образом
D. И качественным, и количественным образом
Вопрос 10. Критерием переходного процесса НЕ является:
A. Процесс адаптации
B. Процесс деструктирования
C. Процесс реструктирования
D. Синергетический процесс
Вопрос 11. Коэффициент адаптации вычисляется по формуле:
A.
B.
C.
D.
Вопрос 12. Какой коэффициент рассчитывается по формуле :
A. Коэффициент синергии
B. Коэффициент изменения
C. Коэффициент деструктирования
D. Коэффициент реструктирования
Вопрос 13. Сколькими уровнями можно охарактеризовать все переходные процессы:
A. 2
B. 4
C. 3
D. В зависимости от сложности системы
Вопрос 14. Гомеостатический уровень переходного процесса – это такие изменения:
A. Которые значительно отражаются на структуре и элементном составе системы
B. Которые отражаются только на поведении системы, но не изменяют его структуру и элементный состав
C. Которые отражаются на структуре и элементном составе не значительно
D. Которые отражаются и на поведении системы, и на его структуре, и на элементном составе.
Вопрос 15. Бифуркационный уровень переходного процесса – это такие изменения:
A. Которые значительно отражаются на структуре и элементном составе системы
B. Которые отражаются только на поведении системы, но не изменяют его структуру и элементный состав
C. Которые отражаются на структуре и элементном составе не значительно
D. Которые отражаются и на поведении системы, и на его структуре, и на элементном составе.
Вопрос 16. Наиболее рациональным из подходов к выявлению циклов развития социально-экономической системы является:
A. Пятиэтапный
B. Трехэтапный
C. Шестиэтапный
D. Четырехэтапный
Вопрос 17. Этот этап социально-экономической системы характеризуется деструктуризацией фирмы, прекращением её существования в прежнем виде. Это этап, когда фирмы распадаются в связи с невозможностью их эффективного функционирования или когда на фирме происходит диверсификация с полным изменением профиля деятельности и полной или частичной заменой прежних технологических процессов, а также сменой персонала. Это:
A. Эксплертный этап
B. Патиентный этап
C. Коммутантный этап
D. Летолентный этап
Вопрос 18. Факторы развития социально-экономической системы, такие как: фанатизм лидера, возглавляющего коллектив; сплоченность коллектива вокруг лидера; мобильность и гибкость перехода к радикальным новациям; минимальный управленческий аппарат; простые организационные связи; специализация научной направленности; творческая атмосфера в коллективе; большая значимость интеллектуального продукта – характерны для:
A. Эксплертного этапа
B. Патиентного этапа
C. Коммутантного этапа
D. Летолентного этапа
Вопрос 19. Такие условия создания социально-экономической системы, как: распад интернациональной компании на ряд национальных; наличие желания у специалистов сохранить свой коллектив, несмотря на его старение; отсутствие у конкурентов желания поглотить фирму – характерны для:
A. Виолентного этапа
B. Патиентного этапа
C. Коммутантного этапа
D. Эксплерентного этапа
Вопрос 20. Такие причины кризиса в социально-экономической системе, как: организация в коллективе оппозиции; появление значительных разногласий в коллективе; ограниченность ресурсов; зависимость от рыночной конъюнктуры; организационная инертность в нововведениях; сложные коммуникационные связи; большая численность управленческого персонала; малодинамичные научные структуры – характерны для:
A. Национального виолента
B. Интернационального виолента
C. Деструктурированного виолента
D. Виолента в целом