Тема: Кризис в развитии организации.




Лекция 3.

 

1. Сущность и виды кризисов в организации

2. Возникновение кризиса в организации.

3.Тенденции циклического развития организации.

 

1. Сущность и виды кризисов в организации

Кризисы в микроэкономическом развитии, т.е. кризисы в организации, являясь элементом или следствием кризисов на других уровнях экономики, специфичны, по сути, причинам и закономерностям возникновения и развития.

В качестве организации может рассматриваться отдельная фирма, предприятие, офис, акционерное общество, банк, компания (страховая, туристическая и др.), а также структурные единицы системы государственного управления.

В современной литературе по менеджменту признается возможность возникновения кризиса в развитии организации. Однако в мировой практике так же, как и в теории, отсутствует единое понимание кризиса организации. В зависимости от позиции восприятия кризиса менеджерами различают немецкую и американскую концепции.

Согласно немецкой концепции кризиса организации кризис воспринимается в негативном смысле как угроза и помеха, и отсюда цель менеджмента - восстановление докризисного состояния. С этой точки зрения антикризисное управление - это деятельность, необходимая для преодоления состояния, угрожающего существованию предприятия, при котором основным вопросом становится выживание.

Американская концепция кризиса организации основана на восприятии кризиса как указания на необходимость обновления, перестройки в эволюционном процессе развития компании. Цель менеджмента - не борьба с кризисом, а изменение структуры организации с учетом новых требований. С этой точки зрения антикризисное управление - это создание инструментов, которые позволяют сообщить о приближающемся переломном пункте существования и необходимости разработать новый курс развития.

В обобщенном варианте понятие кризис организации можно представить как незапланированный и нежелательный, ограниченный по времени процесс, который ставит под угрозу существование организации и, выходом из которого может быть либо успешное преодоление кризиса и выход организации на новую ступень развития, либо ликвидация организации.

Чаще всего представление о кризисе в организации связывается с ее неспособностью выполнять свои финансовые обязательства перед кредиторами, которая в случае ее затяжного непреодолимого характера разрешается через процедуру банкротства. Однако в мировой экономической литературе выделяют четыре вида кризиса организации:

­ стратегический кризис,

­ кризис эффективности,

­ кризис ликвидности

­ банкротство.

Стратегический кризис организации - это положение дел в организации, когда потенциал ее развития в значительной степени исчерпан и нет возможности создать новый. Причины стратегического кризиса различны, например упущения в технологической структуре или отставание от современного уровня технологического развития, неадекватная изменяющимся требованиям рынка стратегия маркетинга. Стратегический кризис, например, характерен для технически отсталых предприятий, занимающих монопольное положение на рынке и продающих свою продукцию по завышенным ценам.

Кризис эффективности организации - это состояние, при котором организация несет убытки и из-за постоянного уменьшения собственного капитала движется к ситуации дефицита баланса (превышения пассивов над активами). Примером причин, вызывающих кризис эффективности, могут являться потери вследствие недостаточной эффективности производственной деятельности или упущений управленческого персонала, который не в состоянии в достаточной мере использовать производственный потенциал предприятия.

Кризис ликвидности организации - это положение дел в организации, когда из-за увеличивающихся убытков ей грозит потеря платежеспособности или платежеспособность уже отсутствует. В дополнение к этому предприятию грозит опасность дефицита баланса.

При банкротстве предприятие уже длительное время неплатежеспособно, пассивы превышают активы. Банкротство завершает кризис. Многие западные экономисты считают, что это уже не кризис, а его результат. Предприятие признается полностью несостоятельным, и совет кредиторов решает, реанимировать или ликвидировать предприятие.

Если объективно оценить российскую действительность, то очевидно, что все виды кризисов присущи отечественным предприятиям, но в особенности - два последних, т.е. кризис ликвидности и банкротство.

2. Возникновение кризиса в организации.

Необходимо уметь своевременно различать симптомы проявления кризиса, чтобы иметь возможность своевременно запускать в действие программы антикризисного управления. Необходимо различать факторы, симптомы и причины кризиса.

Симптом является внешним проявлением кризисных явлений. Чаще всего, они проявляются в несоответствии показателей их закономерны соотношением.

Фактор – событие, зафиксированное состояние или установленная тенденция, свидетельствующие о наступлении кризиса.

Причина – события или явления, вследствие которых появляются факторы кризиса.

На причины возникновения кризиса можно и с системологических позиций. Любая организация является системой, потому что состоит из взаимосвязанных элементов и представляет собой единое целое. Есть два состояния системы – устойчивое и неустойчивое. Устойчивость бывает статистической и динамической. Факторы, влияющие на устойчивость системы, могут быть внешними или внутренними. Например, при плановой экономике все влияющие воздействия на систему осуществляются через внешние факторы (гос. управление).

В условиях рыночной экономики большую роль играют внутренние механизмы обеспечения устойчивости. Это, в частности, является проявлением самоорганизации систем. В этом случае управление организацией происходит на основе анализа собственных действий в окружающей среде.

Устойчивое состояние системы может быть, в свою очередь, стабильным и квазистабилным.

Под стабильным понимают такое состояние системы, когда все структуры предприятия функционируют устойчиво, т.е. ни одна из них не находится в состоянии переходного процесса.

Соответственно, квазистабильное состояние – когда хотя бы одно из подразделений организации находится в состоянии переходного процесса, но на общем состоянии системы это не отражается, либо влияет весьма незначительно и при анализе этим можно пренебречь. Социально – экономические системы всегда находятся в квазистабильном состоянии.

Переходный процесс – такой период, когда система или какой – либо ее значимый показатель изменяется качественным образом.

Критериями переходного процесса являются:

- Процесс адаптации (А) – показывает, как система приспосабливается к изменениям (И) в окружающей среде и в самой себе.

- Процесс деструктирования (Д) – показывает, как система снижает свою сложность.

- Синергетический процесс (С) – показывает, как система увеличивает свою сложность.

Математическая модель переходного процесса включает в себя следующие показатели:



где,

К – период, за который фиксируются изменения;

КА - коэффициент адаптации;

Кс – коэффициент синергии.

Все переходные процессы можно охарактеризовать тремя уровнями:

1. Гомеостатический – такие изменения, которые отражаются только на поведении системы, но не изменяют ее структуры и элементного состава. Для него:

­ изменения, отрицательно влияющие на показатели состояния – КА=1; КС=1 (система находится в ПП)

­ изменения, положительно влияющие на показатели состояния – КА=1; КС>1

2. Инновационный – такие изменения, которые отражаются на структуре и элементом составе системы. Для него:

­ изменения, отрицательно влияющие на показатели состояния – КА<1; КС<1 (система находится в К).

­ изменения, положительно влияющие на показатели состояния – КА>1; КС>1 (комфортизационный период).

3. Бифуркационный – такие изменения, которые значительно отражаются на структуре и элементом составе системы. Для него:

­ изменения, отрицательно влияющие на показатели состояния – КА≈1; КС<<1 (система находится в катастрофическом положении);

­ изменения, положительно влияющие на показатели состояния – КА>1; КС>>1 (кокиридный период).

 

 

Кризис в общей структуре ПП

 

 

 


3. Тенденции циклического развития.

В развитии организации как социально – экономической системы существует множество циклов. Они переплетаются, накладываются или расходятся различными своими фазами, что создает определенные трудности в исследовании процессов функционирования и развития таких систем.

Существуют различные подходы к выделению циклов развития социально – экономических систем. Одним из наиболее рациональных является пятиэтапный цикл развития.

I этап. Эксплерентный.

Характеризует зарождение фирмы. Этап скрытого, латентного развития. Фирма еще не сложилась, но уже экспериментирует на рынке, что может привести к кризису и исчезновению фирмы. Как правило, к этому готовы и имеют прикрытие. На этом этапе коллектив фирмы состоит из инициативных людей, лидер умеет увлечь идеей, имеет большой авторитет.

 

Характеристика фирмы - эксплерента

 

Факторы развития Условия создания Причины кризиса
1. Фанатизм лидера, возглавляющего коллектив.   1.Наличие оригинальной идеи, проверенной на предмет практической необходимости. 1.Чрезмерный фанатизм лидера и его неумение идти на компромисс.  
2. Сплоченность коллектива вокруг лидера.   2. Наличие специалистов – инноваторов, заинтересованных в реализации идеи.   2. Попадание в коллектив другого лидера или интригана
3. Мобильность и гибкость перехода к радикальным новациям.   3.Перспективы производства и сбыта продукции, полученной на основе данной идеи 3.Ограниченность ресурсов.
4. Минимальный управленческий аппарат     4.Большая зависимость от рыночной культуры.
5. Простые организационные связи.     5.Слабые кредитные возможности.  
6. Высокая мобильность кадров в освоении новых видов   6.Перегрузки.  
7. Высочайшая взаимозаменяемость специалистов.     7.Социальные условия и зарплата хуже, чем на боле крупных предприятиях.  
8. Четкая специализация научной направленности.     8.Сложность превращения интеллектуального продукта в интеллектуальную собственность.
9. Творческая атмосфера в коллективе.      
10. Интеллектуальный объект имеет большую значимость.      

 

II этап. Патиентный.

Характеризуется завоеванием определенного сегмента рынка, упрочнением позиций, выработкой конкурентной стратегии, повышением роли маркетинга в управлении фирмой. Чаще всего этот этап рассматривается как этап количественного роста и вся перестройка в управлении фирмой связана с количественными изменениями. Причинами кризиса могут быть в основном внешние воздействия.

Характеристика фирмы - патиента

 

Факторы развития Условия создания Причины кризиса
1.Наличие группы лидеров, работающих в одном направлении и делящих все трудности одинаково.   1.Наличие новых изделий(товаров, услуг), проверенных рынком 1.Появление различных разногласий в коллективе.  
2.Сплоченность коллектива вокруг группы энтузиастов.   2.Наличие специалистов, заинтересованных в завоевании рынка.   2. Попадание в коллектив другого лидера или интригана
3.Мобильность и гибкость перехода к новациям.   3.Наличие необходимых инвестиций.   3.Ограниченность ресурсов.
4.Небольшой управленческий аппарат   4.Перспективы производства и сбыта продукции.   4.Большая зависимость от рыночной коньюктуры.
5.Неусложненные организационные связи, особенно в начале существования.     5. Перегрузки в работе.    
6.Значительная взаимозависимость специалистов.   6.Неподготовленность производства.  
7.Изменение научной направленности в ходе жизнедеятельности фирмы   7.Недостаточная техническая оснащенность.  
8.Творческая атмосфера в коллективе.       8. Условия труда и зарплата хуже, чем на более крупных предприятиях.  
9.Интеллектуальный продукт предприятия.     9.Сложность превращения интеллектуального продукта в интеллектуальную собственность.  
10.Умение формировать потребности рынка исходя из своих потребностей    

 

III этап. Виолентный.

Характеризуется достижение фирмой зрелого состояния, устойчивого положения на рынке. Фирма – виолент – это фирма с силовой стратегией, работает, как правило, в области большого бизнеса. Такие фирмы характеризуется высоким уровнем освоения технологий, массовым выпуском продукции.

Фирмы – виоленты могут быть трех видов:

1. Национальный виолент;

2. Интернациональный виолент;

3. Деструктурированный.

 

Характеристика фирмы – интернационального виолента

Факторы развития Условия создания Причины кризиса
1. Наличие сплоченного работоспособного коллектива   1.Образование первого филиала за рубежом.   1.Появление значительных разногласий в коллективе.  
2. Умение работать с клиентом независимо от его национальности.     2.Наличие специалистов, заинтересованных в завоевании новых национальных рынков.   2. Незнание специфики зарубежного рынка.  
3.Богатый опыт работы на национальном рынке.   3.Наличие зарубежных рынков, имеющих потребность в данных товарах.   3. Организация в коллективе оппозиции.
4.Сформированная и стабильная номенклатура продукции.   4.Наличие возможности улучшить эффективность работы материнской фирмы.   4.Высокие удельные затраты.  
5.Высокая техническая оснащенность   5.Организационная инертность структуры.    
6.Единство научных и производственных процессов.     6.Зависимость от рыночной коньюктуры.  
7. Большие производственные мощности.     7. Очень сложные коммуникационные связи.  
8.Возможность сверхприбыли.     8.Большая численность управленческого персонала.  
9.Конкурентоспособность продукции.     9.Слабая приспособленность и слабая реакция на принципиально новую продукцию.  
10.Финансовая устойчивость.      

IV этап. Коммутантный.

Характеризует период упадка, стратегия, когда наиболее значимые параметры жизнедеятельности заметно ухудшается, а дальнейшее развитие заходит в тупик. Структура имеет тенденцию к упрощению. Основное направление деятельности – удовлетворение конкретных региональных потребностей, индивидуальный подход к клиентам, использование достижений фирм – виолентов.

Характеристика фирмы – коммутанта.

Факторы развития Условия создания Причины кризиса
1.Наличие лидера, хорошо понимающего специфику национального рынка.   1.Распад интернациональной компании на ряд национальных. 1.Сужение рынка.
2.Умение удержать своего покупателя.   2.Наличие желания у специалистов сохранить свой коллектив, несмотря на его старение. 2.Большие недогруженные мощности.
3.Конкурентоспособность продукции.   3.Отсутствие у конкурентов желания поглотить фирму. 3.Стабильная номенклатура продукции.
4.Нетребовательность кадров к их социальной обеспеченности.   4.Распад интернациональной компании на ряд национальных. 4.Организация в организации оппозиции.
5.Высокая техническая оснащенность   5.Высокие удельные затраты.
    6.Зависимость от рыночной коньюктуры.
    7.Организационная инертность.
    8.Усложнение маркетинговых исследований.
    9.Большая численность управленческого аппарата.
    10.Невозможность вносить значительные усовершенствования в продукцию.

 

V этап. Леталентный.

Характеризуется деструктуризацией фирмы, прекращением ее существования в прежнем виде. Это фирмы, распадающиеся в связи с невозможностью их эффективного функционирования, или фирмы, на которых происходит диверсификация с полным изменением профиля деятельности и полной или частичной заменой прежних технологических процессов, а также сменой персонала.

Тесты:

Вопрос 1. Внешним проявлением кризисных явлений является:

A. Фактор кризиса

B. Симптом кризиса

C. Причина кризиса

D. Последствия кризиса

 

Вопрос 2. Событие, зафиксированное состояние или установленная тенденция, свидетельствующая о наступлении кризиса – это:

A. Фактор кризиса

B. Симптом кризиса

C. Причина кризиса

D. Предпосылки кризиса

 

Вопрос 3. Интуиция, опыт, специальные знания, анализ, исследование, диагностика – это:

A. Факторы распознавания кризиса

B. Средства распознавания кризиса

C. Методы распознавания кризиса

D. Этапы распознавания кризиса

 

Вопрос 4. Устойчивость организации как системы бывает (укажите верное):

A. Прогрессивная

B. Регрессивная

C. Статическая

D. Динамическая

 

Вопрос 5. Факторы, влияющие на устойчивость системы могут быть (укажите верное):

A. Природные

B. Искусственные

C. Внутренние

D. Внешние

 

Вопрос 6. Проявление самоорганизации систем – это:

A. Природные механизмы обеспечения устойчивости

B. Искусственные механизмы обеспечения устойчивости

C. Внутренние механизмы обеспечения устойчивости

D. Внешние механизмы обеспечения устойчивости

 

Вопрос 7. Под стабильным состоянием устойчивости понимается такое состояние системы, когда:

A. Существует баланс между внутренним и внешним воздействием

B. Все структуры предприятия функционируют устойчиво

C. Не предполагается развитие кризисной ситуации

D. Система не переходит в состояние регресса, но и не прогрессирует.

 

Вопрос 8. Квазистабильное состояние устойчивости – это когда:

A. Хотя бы одно из подразделений организации находится в состоянии переходного процесса, но на общем состоянии системы не отражается

B. Хотя бы одно из подразделений организации находится в состоянии переходного процесса и это отражается на общем состоянии системы

C. Все подразделения организации находятся в состоянии переходного процесса

D. Все подразделения организации перешли из состояния переходного процесса в новое состояние стабильности

 

Вопрос 9. Переходный процесс – это такой период, когда система или какой-либо её показатель изменяется:

A. Количественным образом

B. Качественным образом

C. Либо качественным, либо количественным образом

D. И качественным, и количественным образом

 

Вопрос 10. Критерием переходного процесса НЕ является:

A. Процесс адаптации

B. Процесс деструктирования

C. Процесс реструктирования

D. Синергетический процесс

 

Вопрос 11. Коэффициент адаптации вычисляется по формуле:

A.

B.

C.

D.

 

Вопрос 12. Какой коэффициент рассчитывается по формуле :

A. Коэффициент синергии

B. Коэффициент изменения

C. Коэффициент деструктирования

D. Коэффициент реструктирования

 

Вопрос 13. Сколькими уровнями можно охарактеризовать все переходные процессы:

A. 2

B. 4

C. 3

D. В зависимости от сложности системы

 

Вопрос 14. Гомеостатический уровень переходного процесса – это такие изменения:

A. Которые значительно отражаются на структуре и элементном составе системы

B. Которые отражаются только на поведении системы, но не изменяют его структуру и элементный состав

C. Которые отражаются на структуре и элементном составе не значительно

D. Которые отражаются и на поведении системы, и на его структуре, и на элементном составе.

 

Вопрос 15. Бифуркационный уровень переходного процесса – это такие изменения:

A. Которые значительно отражаются на структуре и элементном составе системы

B. Которые отражаются только на поведении системы, но не изменяют его структуру и элементный состав

C. Которые отражаются на структуре и элементном составе не значительно

D. Которые отражаются и на поведении системы, и на его структуре, и на элементном составе.

 

Вопрос 16. Наиболее рациональным из подходов к выявлению циклов развития социально-экономической системы является:

A. Пятиэтапный

B. Трехэтапный

C. Шестиэтапный

D. Четырехэтапный

 

Вопрос 17. Этот этап социально-экономической системы характеризуется деструктуризацией фирмы, прекращением её существования в прежнем виде. Это этап, когда фирмы распадаются в связи с невозможностью их эффективного функционирования или когда на фирме происходит диверсификация с полным изменением профиля деятельности и полной или частичной заменой прежних технологических процессов, а также сменой персонала. Это:

A. Эксплертный этап

B. Патиентный этап

C. Коммутантный этап

D. Летолентный этап

 

Вопрос 18. Факторы развития социально-экономической системы, такие как: фанатизм лидера, возглавляющего коллектив; сплоченность коллектива вокруг лидера; мобильность и гибкость перехода к радикальным новациям; минимальный управленческий аппарат; простые организационные связи; специализация научной направленности; творческая атмосфера в коллективе; большая значимость интеллектуального продукта – характерны для:

A. Эксплертного этапа

B. Патиентного этапа

C. Коммутантного этапа

D. Летолентного этапа

 

Вопрос 19. Такие условия создания социально-экономической системы, как: распад интернациональной компании на ряд национальных; наличие желания у специалистов сохранить свой коллектив, несмотря на его старение; отсутствие у конкурентов желания поглотить фирму – характерны для:

A. Виолентного этапа

B. Патиентного этапа

C. Коммутантного этапа

D. Эксплерентного этапа

 

Вопрос 20. Такие причины кризиса в социально-экономической системе, как: организация в коллективе оппозиции; появление значительных разногласий в коллективе; ограниченность ресурсов; зависимость от рыночной конъюнктуры; организационная инертность в нововведениях; сложные коммуникационные связи; большая численность управленческого персонала; малодинамичные научные структуры – характерны для:

A. Национального виолента

B. Интернационального виолента

C. Деструктурированного виолента

D. Виолента в целом

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-02-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: