Основные концепции происхождения искусства




1. Концепция подражания (имитативная). Это наиболее

ранний взгляд на проблему происхождения искусства, характер-

ный еще для античных мыслителей, которые опирались в своих

эстетических воззрениях на понятие «мимесиса» – подражания

(природе). Так, материалист Демокрит считал, что искусство возни-

кает из непосредственного подражания животным. Например, пе-

нию люди научились у певчих птиц – лебедя и соловья. Мистик же

Пифагор полагал, что искусство подражает «гармонии небесных

сфер», то есть музыке, мистическим образом пронизывающей весь

универсум.

2. Биологизаторские концепции. Эти концепции называются

так потому, что они сводят существо социальных и культурных от-

ношений и факторов, инициирующих появление искусства, почти

исключительно к биологическим явлениям и процессам.

Наиболее прямолинейно в этом отношении рассуждали уче-

ные в основном XIX века, вдохновлявшиеся эволюционной теори-

ей Ч. Дарвина – прорывной для биологии, но очевидно малопри

годной применительно к социальным и гуманитарным дисциплинам.

Они рассматривали искусство как проявление «инстинкта украше-

ния», средство полового привлечения.

Более изощренной выглядит психоаналитическая концепция

происхождения искусства, хотя и ее можно отнести к биологиза-

торским теориям. З. Фрейд, о котором мы говорили в связи с его

работой «Тотем и табу», развил психоаналитическую теорию суб-

лимации. Сублимация – это защитный механизм психики, пред-

ставляющий собой снятие внутреннего напряжения, вызванного

действием либидо (энергии сексуального влечения), с помощью

перенаправления этой энергии на достижение социально прием-

лемых целей, то есть на социальную деятельность и культурное

творчество, в том числе искусство. Таким образом, согласно пси-

хоанализу искусство возникло как своего рода сублимационный

механизм.

3. Трудовая концепция. Наиболее обстоятельно данный под-

ход разработан в марксистской традиции. Поэтому трудовая кон-

цепция (теория) происхождения искусства долгие годы безогово-

рочно признавалась отечественным (тогда – советским) искусство-

знанием.

К. Маркс и Ф. Энгельс – «создатели подлинно научной эстети-

ки», как сказано в работе одного видного советского философа и тео-

ретика искусства21, – учили, что в качестве импульса для возник-

новения искусства выступает труд. Искусство в своих истоках бы-

ло одной из сторон труда, развившегося до определенной ступени

сознательности.

4. Игровая концепция. Сторонники игровой концепции про-

исхождения искусства полагают, что первым и определяющим

стимулом художественного творчества было стремление человека

к игре.

Философско-культурологические игровые теории появляются

еще в XVIII веке у И. Канта и Ф. Шиллера. Однако если говорить

о XX столетии, то наиболее полно и ярко игровая теория культуры

в целом и искусства в частности проявилась в труде нидерланд-

ского историка и теоретика культуры Й. Хейзинги «Homo ludens.

Человек играющий».

Игра для Хейзинги – это «основание и фактор культуры в це-

лом»22. Ученый отмечает существование игрового начала в са-

мых разнообразных проявлениях культуры: в философии и воен-

ном деле, в науке и религии, в правосудной практике. Он приводит

многочисленные примеры, подтверждающие его теорию, взятые

как из исторического прошлого, так и из живой современности23

.

5. Религиозно-магическая концепция. Согласно этой концеп-

ции истоком искусства стали религиозные и магические верова-

ния, вписанные в «ритуально-мифологические сценарии» (М. Элиа-

де) и целые обрядово-ритуальные комплексы, которые разрабаты-

вались архаическими коллективами.

Данные этнографии и культурной антропологии подтвержда-

ют, что различные изображения, танцы, разного рода драматичес-

кие действия имели чрезвычайно большое значение для первобыт-

ных сообществ. Они носили сакральный и в то же время вполне

практический характер, будучи призванными, например, принести

удачу на охоте или, скажем, вызвать дождь в период продолжи-

тельной засухи. Вообще, говоря о первобытном искусстве, нужно

все время помнить о синкретическом характере первобытной куль-

туры, а значит, понимать, что искусство в доисторические эпохи

не воспринималось как автономная форма существования и вопло-

щения человеческого духа. Оно существовало в нерасчлененном

единстве с иными, только впоследствии обособившимися форма-

ми культуры.

Таковы основные концепции происхождения искусства, столь

по-разному отвечающие на вопрос об его возникновении.

Однако необходимо также ответить на вопрос о времени

возникновения того, что принято называть «первобытным искус-

ством», и проследить основные этапы его развития.

Мы мало что знаем о том, как развивалось поэтическое и музы-

кальное творчество в эпоху первобытности. Зато благодаря рабо-

те археологов довольно значительное количество сведений име-

ется о памятниках изобразительного искусства доисторического

времени. Собственно, когда речь идет о первобытном искусстве,

то имеются в виду прежде всего древнейшие живопись, графика,

скульптура и декоративно-прикладное искусство, первые образцы

которых датированы началом верхнего палеолита.

 

 

Всё же первобытное искусство до сих пор остаётся загадкой. И причины его зарождения порождают множество гипотез. Вот некоторые из них:

1) Появлению изображениям на камне и скульптур из глины предшествовала раскраска тела.

2) Искусство появилось случайно, то есть, человек, не преследуя определённой цели, просто водил пальцем по песку или сырой глине.

3) Искусство появилось в результате установившегося равновесия сил в борьбе за существование (осознание собственной безопасности, появление коллективной охоты, существование больших хозяйственных коллективов и наличие больших запасов пищи). В результате у отдельных индивидов «освобождается» время для профессиональных занятий творчеством.

4) Анри Брейль предполагал связь между развитием пещерного искусства и охотой на крупных зверей. Охота развивала воображение и сноровку, «обогащала память живыми, глубокими и цепкими впечатлениями».

5) Появление искусства напрямую связано с религиозными верованиями (тотемизм, фетишизм, магия, анимизм). Не случайно многие первобытные изображения находятся в труднодоступных участках пещер.

6) Первые произведения эпохи палеолита и пиктографические знаки образуют единое целое (идеограммы-знаки, имеющие определённое значение, но не ассоциирующиеся с определённым словом). Возможно, зарождение искусства совпадало с развитием письменности и речи.

7) Искусство раннего периода можно воспринимать «не более чем отметины животных, сделанные человеческим способом». Только в последующую за верхним палеолитом эпоху изображения (или идеограммы) наполняются значением. Образы и понятия появились гораздо позднее первых рисунков и скульптур.

8) Искусство играло роль своеобразного механизма торможения, т.е., несло физиологическую нагрузку. Определённые изображения обладали свойством умирять излишний пыл или негативные реакции, связанные с системой запретов. Не исключается его тесная связь с обрядами инициации.

 

1. Проблема происхождения первобытного искусства

 

Люди начали заниматься искусством намного раньше, чем у них сложилось понятие об искусстве, и намного раньше, чем они могли уяснить себе его действительное значение, действительную пользу.

 

В искусстве первобытной эпохи получили свое развитие первые представления человека об окружающем мире и о себе самом. Оно способствовало закреплению и передаче знаний, умений и навыков людей, служило средством общения между ними. Первобытное искусство регулировало и направляло социальные и психические процессы в обществе. Оно выступало средством формирования духовного мира человека, упорядочивало психические процессы в нем самом (3, с. 22).

 

 

Приспособление к жизни окружающей природы сопровождалось появлением веры в сверхъестественные силы природы. Видимо, существовало мнение о том, что жизнь человека и его рода зависит от жизни какого-либо животного или растения, которые почитались либо как родоначальники рода, либо как его хранители-тотемы. Культурно-творческие процессы были органически вплетены в процессы добывания средств существования. С этим связана особенность данной культуры - первобытный синкретизм, т.е. ее нерасчлененность на отдельные формы. В силу прочного единства всех видов деятельности первобытная культура является синкретическим культурным комплексом, где все виды культурной деятельности связаны с искусством и выражают себя через искусство.

 

Верования древних людей были языческими, основанными на многобожии. Главные религиозные культы, обряды повсеместно связывались с религиозными видами искусства. Необходимо отметить, что целью первобытного искусства являлось не эстетическое наслаждение, а решение практических задач. Но отсутствие предметов чистого искусства не означает равнодушия к декоративным элементам. Последние в качестве геометрических знаков, орнамента становились выражением чувства ритма, симметрии, правильной формы.

 

Вместе с мифологией и религиозными верованиями у первобытного человека формировалась способность к художественно-образному восприятию и отображению действительности. Наделяя природу человеческими качествами и свойствами, создавая вымышленный и выразительный мир образов, человек мыслит метафорично. В этом случае природа осмысливается, интерпретируется, переживается как живая, сходная с человеком. Отсюда возникает художественно-образное мышление: метафорическое (одно передается через другое), оценочное, эмоционально значимое. Но художественная деятельность появилась лишь в то время, когда первобытный человек смог художественную информацию своего сознания закреплять, сохранять и передавать с помощью специальных средств – в рисунке, камне, глине, в дереве и т. д.

 

В первобытную эпоху зародились все виды изобразительного искусства: графика (рисунки, силуэты), живопись (изображения в цвете, выполненные минеральными красками), скульптура (фигуры, высеченные из камня или вылепленные из глины), декоративное искусство (резьба по дереву, камню, кости, рогу, рельефы, орнаменты). В глубокую древность уходят также истоки других видов художественного творчества: музыки, пения, танца, театрализованных представлений.

 

 

Овладевая умением изображать видимый мир, люди также не осознавали подлинного общественного значения этого умения. Происходило нечто подобное позднейшему становлению наук, тоже постепенно высвобождавшихся из плена наивных фантастических представлений: средневековые алхимики стремились найти «философский камень» и тратили на это годы напряженных трудов. Философского камня они так и не нашли, но зато приобрели ценнейший опыт в исследовании свойств металлов, кислот, солей и т. п., подготовивший последующее развитие химии.

 

По мнению ряда исследователей, художественное творчество первобытных людей точнее называть «предыскусство», так как оно в большей степени имело магическое, символическое значение. Большинство предметов создавалось первобытными людьми не только в утилитарных целях, а сама материальная деятельность в целом все более принимала духовную окраску. Так, многие предметы целенаправленно символизировали мощь и силу коллектива охотников. А в символической деятельности есть элементы собственно художественного отношения к миру. Именно из символического отношения к миру вырастает художественное творчество.

 

Говоря о том, что первобытное искусство было одной из первоначальных форм познания, изучения окружающего мира, мы не должны полагать, что, следовательно, в нем не было ничего в собственном смысле слова эстетического. Эстетическое не есть нечто в корне противоположное полезному.

Возникновение искусства означало огромный шаг вперед в развитии человечества, способствовало укреплению социальных связей внутри первобытной общины, формированию духовного мира человека, его начальных эстетических представлений.

 

В течение нескольких тысячелетий первобытное искусство переживало техническую эволюцию: от рисунка пальцем на глине и отпечатков рук - до многоцветной живописи; от царапин и гравировки - до барельефа; от фетишизации скалы, камня с очертаниями животного - до скульптуры.

 

В пещере Монтеспан на территории Франции археологи нашли статую глиняного медведя со следами ударов копьём. Вероятно, первобытные люди связывали животных с их изображениями: они верили, что, «убив» их, обеспечат себе успех в предстоящей охоте. В подобных находках прослеживается связь древнейших религиозных верований и художественной деятельности. Люди того времени верили в магию: что с помощью картин и других изображений можно воздействовать на природу. Считалось, например, что нужно поразить стрелой или копьём нарисованного зверя, чтобы обеспечить успех настоящей охоты.

 

Первобытное искусство отразило первые представления человека об окружающем мире, благодаря ему сохранялись и передавались знания и навыки, происходило общение людей друг с другом. В духовной культуре первобытного мира искусство стало играть такую же универсальную роль, какую заострённый камень выполнял в трудовой деятельности.

Искусство первобытной эпохи послужило основой для дальнейшего развития мирового художественного творчества. Культура Древнего Египта, Шумера, Ирана, Индии, Китая возникла на основе всего, что было создано первобытными предшественниками.

 

 

Вот что в наследие будущим поколениям оставили первобытные культуры:

- настенную и наскальную живопись;

- скульптурные изображения животных и человека;

- множество оберегов-ювелирных украшений, ритуальных предметов;

- расписные гальки - чуринги, глиняные пластины, как наивные представления о душе человека и многое-многое другое.

 

 

Но в условиях первобытной культуры возникли и получили развитие лишь определенные составляющие части искусства, а само оно выражалось в виде художественной деятельности. Специфика ранней стадии развития искусства в том, что оно формировалось внутри синкретической целостности первобытной культуры и поэтому для него определяющее значение имеют процессы, характерные для этой целостности. Отсюда вытекают аморфность самого искусства, расплывчатость его конкретных проявлений. Однако усиление хозяйственной специализации, усложнение социальных и этнических отношений обусловило все более глубокую дифференциацию искусства и превращение его в самостоятельное явление культуры.

 

Историко-культурное значение первобытной культуры видится в следующем:

· пе рвобытная культура является начальным и наиболее длительным этапом истории мировой культуры;

 

· носила всеобщий характер, поскольку через первобытную эпоху прошло все человечество;

 

· в первобытном обществе был создан фундамент современной цивилизации (запас знаний, практического опыта, интеллекта и психофизических достоинств человека);

 

· первобытная культура сыграла в истории мировой культуры ключевую роль: на много веков и даже тысячелетий вперед она предопределила не только темпы, но и содержание, тематику и многообразие региональных особенности культурно-исторического процесса;

 

· значительное число достижений первобытного человечества сохраняет свое значение и в инвентаре современной культуры.

 

Примитивное изобразительное искусство стало исторически первым художественно-образным выражением представлений человека о мире. Наиболее значительным его проявлением выступает наскальная живопись, которая служила средством отображения космологических мифов. Будучи по-прежнему формой палеолитической графики, рисунки превращались во все более единый связный текст, передающий определенную информацию. Сложные многофигурные композиции создавались в расчете на «чтение» и изображали не единичные объекты, а действия. В изображениях сцен военной борьбы, охоты, загона скота, сбора меда первобытные художники стремились не только добиться внешнего сходства, но и передать внутренний смысл происходящих событий.

 

Пещерные росписи – самые заметные произведения первобытного искусства. Попытки передать движение, функциональные особенности тех или иных объектов обусловили подчеркнутый схематизм фигур и в тоже время цельную и динамичную композицию. Динамические сцены с определенным сюжетом свидетельствуют о более глубоком и сложном отражении действительности в сознании человека. Поэтому художественная картина мира первобытной эпохи, с одной стороны, более объективна, а с другой – более символична. Ее задача – не точное сходство, а выражение действия как цели жизни, что говорит о достижении человеческим мышлением определенного уровня абстрактности.

 

Произведения пещерной живописи некоторыми чертами напоминают детский рисунок: изображения расположены произвольно относительно вертикали и горизонтали, часто перекрывают друг друга, невозможно различить, где верх, а где низ, отсутствуют некоторые части тела, многие рисунки не закончены. Очевидно, для автора главным было общее значение изображений, а не отдельные детали.

 

Становление и развитие социальных отношений в жизни первобытных людей отразились в художественной деятельности.

 

Декоративность – украшение предметов повседневного употребления – становится наиболее существенной ее чертой. В художественном творчестве того времени на первый план выдвинулись богатство строения жизни, ее многообразные проявления и цветовое различие. Большое распространение получили и стали господствовать спиралевидные линии, геометрические фигуры, орнаменты и красочное сочетание цветов. Декоративные украшения выражали художественный смысл построения жизни, т. е. показывали, что в красоте есть определенный жизненный смысл.

 

Обработка глины занимала особое место в художественной жизни первобытного общества. Еще во времена палеолита и мезолита человек научился использовать глину для создания необходимых предметов утвари, но тогда ее применение носило спорадический характер. Из-за перехода к оседлому образу жизни, развития скотоводства и земледелия обработка глины стала необходимостью. Первоначально керамическая посуда была простой и практичной, без каких-либо украшений. Затем появилась светлая керамика, расписанная охрой, сначала с простейшим орнаментом, потом с более сложными узорами и, наконец, со свободным рисунком. Кроме того, в неолитической керамике присутствуют символические изображения из земледельческих культов, благодаря которым возникла ритуальная посуда – антропоморфная (с изображениями человеческих фигур) и зооморфная (с изображениями животных); художники того времени уже умели передавать природные формы человеческого тела и динамику жеста.

 

Глина стала основой и для зодчества. В архитектуре большую роль играли чисто декоративные элементы – росписи и орнаментальные украшения, в которых основным предметом художественного изображения были животные. Глубокое знание мира животных было залогом благополучия, вопросом жизни и смерти для человека. Именно в этом мире древние художники находили сюжеты для своего искусства. Иными словами, объектом художественного воплощения становились прежде всего те явления, которые были наиболее тесно связаны с практической деятельностью, выживанием человека.

 

Как показывают многие археологические и этнографические факты, в становлении художественной культуры особая роль принадлежит земледелию. Земледельческий труд обеспечивал средства к существованию человека в десятки раз эффективнее, чем присваивающая деятельность. При этом земледелие не только гарантировало устойчивое обеспечение продуктами, но и крепко привязывало людей к определенному месту, обусловив появление поселений. Жизнедеятельность новых крупных человеческих объединений уже не могла регулироваться только кровнородственными связями. Главными становятся производственно-имущественные связи, которые, преодолевая первобытную однородность, создают сложную социальную структуру. Появление такой структуры означало, что на смену естественным родственным отношениям пришли искусственно созданные, требовавшие специального регулирования. Для функционирования этой социальной системы понадобился особый надобщинный орган – территориально-административная власть. Так крупные земледельческие поселения превратились в города-государства.

 

Быстрое развитие культуры оседлых земледельцев сопровождалось ее нарастающей дифференцированностью, что в конце концов привело к образованию относительно самостоятельных ремесел. Профессионализация и дифференциация производства неизбежно приводили к профессионализации и дифференциации соответствующих приемов и навыков. Тем самым синкретизм первобытной деятельности постепенно распадался на отдельные специализированные приемы, которые в дальнейшем развивались в рамках конкретного специализированного ремесла. Социально-историческая обстановка порождала престижное ранжирование ремесленных изделий, основными критериями которого служили объем и качество художественной обработки. В результате на базе специализированных ремесел стали складываться автономные виды особо совершенной практики преимущественно художественного характера. Так, на основе профессионального кузнечного ремесла сложилось ювелирное дело.

 

Опыт и знания, полученные земледельцами входе их производственной деятельности, меняли образ жизни и формы освоения мира, земледельческая система хозяйствования обусловила кардинальные изменения и духовной культуры в целом, что также не могло не сказаться на содержании художественного творчества. Выше отмечалось, что в первобытном искусстве главным объектом воспроизведения было животное, так как в присваивающей системе хозяйства основным производителем благ является природа, а человек в ней выступает лишь как потребитель. Когда в новой системе хозяйствования главным производителем всех благ стал человек, он превратился в основной объект художественного отражения, поначалу в виде антропоморфных образов богов и героев.

 

Наконец, земледельческий способ хозяйствования существенно изменил соотношение человеческого и божественного в жизнедеятельности людей. Повседневная практика земледельца носит рутинный и единообразный характер, предсказуема по своим результатам и подвержена лишь спорадическому вмешательству непредвиденных обстоятельств. В этих условиях постоянная апелляция к духам становится излишней. Многочисленные мелкие духи трансформируются в астральных богов, переселяются в некие возвышенные места и только эпизодически вмешиваются в человеческие дела. Так реальный и сакральный (человеческий и божественный) ряды в конечном счете оказываются разведенными. Конечно, боги и теперь вторгаются в человеческие действия, но лишь в особых случаях. В основном действия человека, занимающего центральное место в изображаемых событиях, развиваются по собственной логике.

 

Завершая тему, отметим, что для первобытной культуры характерны ограниченное число типов художественной деятельности, примитивный уровень сознания, тематическое однообразие и т. д. Однако ее культурное значение заключается в том, что на ранних этапах истории сформировалась способность человека к художественно-образному отображению мира и эта способность проявилась в особом, самостоятельном способе деятельности, который мы называем культурой.

 

В художественной практике первобытности преобладали изображения животных. Эта черта вполне закономерна, так как палеолитическое искусство было искусством охотников. Первобытный охотник запечатлевал на стенах пещер образы тех окружающих объектов, которые его интересовали и волновали больше всего, с которыми было связано его существование. Отношение первобытного охотника к животным не было созерцательным любованием, прежде всего это было активное, практическое отношение к главному объекту его усилий, главному источнику жизни всей первобытной общины. Наивный реализм палеолитических рисунков и скульптур вовсе не исключал их использования в процессе магических обрядов. В первобытной магии деформация реальности состояла не в создании иллюзорных образов, а лишь в том, что возникла вера в особую мнимую связь, существовавшую между реальными действиями людей (например, обрядовой пляской) и результатами их последующих действий. В подобных религиозных представлениях сверхъестественное еще не отделилось от естественного, оно было еще вплетено в реальные события и образы.

 

С этой же точки зрения следует расценивать изображения самих древних людей. В большинстве своем это небольшие скульптурки женщин («палеолитические Венеры»). У подобных фигурок подчеркнуты признаки пола – грудь, выпуклый живот и мощный таз, что позволяет сделать вывод об их связи с древним культом плодородия, об их роли как культовых предметов. Другой вид антропоморфных изображений – «колдуны», или люди в звериных масках, которые в магических ритуалах изображали мифических тотемных предков.

 

Сказанное выше не означает, что вся художественная деятельность первобытных людей была связана с магическими верованиями и обрядами. Многие художественные произведения той эпохи возникали непосредственно в процессе создания орудий охоты, а также бытовых и хозяйственных предметов.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: