Особенности первобытного искусства




 

Памятники древнего искусства показывают нам, на чем в тот период сосредоточилось внимание людей. Роспись и гравюры на скалах, скульптуры из камня, глины, дерева, рисунки на сосудах посвящены исключительно сценам охоты на промысловых животных.

 

Главным объектом творчества палеолитического, мезолитического и неолитического времени были звери. И наскальные рисунки и фигурки помогают нам уловить самое существенное в первобытном мышлении. Духовные силы охотника направлены на то, чтобы постичь законы природы. От этого зависит и сама жизнь первобытного человека. Охотник до мелочайших тонкостей изучил повадки дикого зверя, именно поэтому художник каменного века так убедительно сумел показать их. Сам человек не пользовался таким вниманием, как внешний мир, поэтому так мало изображений людей в пещерной живописи и столь близки в полном смысле слова палеолитические скульптуры.

 

Главной художественной особенностью первобытного искусства была символическая форма, условный характер изображения. Символами являются как реалистические изображения, так и условные. Часто произведения первобытного искусства представляют собой целые системы сложных по своей структуре символов, несущих большую эстетическую нагрузку, с помощью которых передаются самые разнообразные понятия или человеческие чувства

 

В самой природе человека заложено то, что он не может быть только частью природы: он формирует себя посредством искусства. На этом качестве человека первобытной эпохи мы и остановимся.

 

Впервые причастность охотников и собирателей каменного века к изобразительному искусству была засвидетельствована знаменитым археологом Эдуардом Ларте, нашедшим в 1836 г. в гроте Шаффо (департамент Вьенн) пластинку с гравировкой. Он же обнаружил изображение мамонта на куске мамонтовой кости в гроте Ла Мадлен (Франция).

 

Характерной особенностью искусства на самом раннем этапе был синкретизм. Деятельность человека с художественным освоением мира, способствовала одновременно и формированию человека разумного. На данном этапе возможности всех психических процессов и переживаний первобытного человека находились в зародыше. В результате открытий археологов обнаружилось, что памятники искусства появились неизмеримо позднее, чем орудия труда, почти на миллион лет. Памятники палеолитического, мезолитического и неолитического искусства показывают нам, на чем в тот период сосредоточилось внимание людей.

 

Главным объектом творчества древнего человека были животные, звери. Первые произведения первобытного изобразительного искусства относятся к Ориньякской культуре (поздний палеолит), названной по пещере Ориньяк во Франции. В это время, широкое распространение получили женские фигурки из камня и кости с гипертрофированными формами тела – так называемые «палеолитические венеры», связанные с культом матери-прародительницы. Иногда в одном погребении находили несколько женских статуэток, при этом не однотипных, а разных по стилю.

 

Одновременно с ними появляются обобщенно-выразительные изображения животных, воссоздающие черты мамонта, слона, лошади, оленя.

 

И наскальные рисунки, и фигурки помогают нам уловить самое существенное в первобытном мышлении. Духовные силы охотника направлены на то, чтобы постичь законы природы. От этого зависит сама жизнь первобытного человека. Охотник до мельчайших тонкостей изучил повадки дикого зверя, именно поэтому художник каменного века так убедительно сумел показать их. Сам человек не пользовался таким вниманием, как внешний мир, поэтому так мало изображений людей в пещерной живописи и столь безлики палеолитические скульптуры.

 

Главной художественной особенностью первобытного искусства была символическая форма, условный характер изображений. Символами являются как реалистические изображения, так и условные. Часто произведения первобытного искусства представляют собой целые системы сложных по своей структуре символов, несущих большую эстетическую нагрузку.

 

Первоначально необособленное в специальный вид деятельности и связанное с охотой и трудовым процессом первобытное искусство отражало постепенное познание человеком действительности, его первые представления об окружающем мире.

 

Некоторые искусствоведы выделяют три этапа изобразительной деятельности в эпоху палеолита. Каждый из них характеризуется созданием качественно новой изобразительной формы.

 

1. Натуральное творчество – композиция из туш, костей, натуральный макет, обычно включает обрядовые действия с тушей убитого животного, позже с его шкурой, наброшенной на камень. Впоследствии появилась лепная основа для этой шкуры. По данной схеме развивалась и звериная скульптура. Сначала использовали естественный фигурный объем – природный холмик, затем голова зверя помещалась на преднамеренно сооруженный постамент и все сооружение покрывалось шкурой зверя.

 

2. Искусственно-изобразительная форма – крупная глиняная форма, барельеф, профильный контур. Включает искусственные средства для создания образа, постепенное накопление творческого опыта, которое выразилось в начале в полнообъемной скульптуре, а затем в барельефном упрощении.

 

3. Изобразительное творчество – росписи пещер, гравировки на костях, связан с появлением выразительных художественных образов в цвете и объемном изображении. Древнейшие памятники искусства найдены в Западной Европе, датируются периодом позднего палеолита (пример: многокрасочное многофигурное изображение животных в пещере Альтамира в Испании, 1879 г.). Нередко обнаруживали целые «картинные галереи» с изображением различных животных. Рисунки были нанесены охрой и другими красками, секрет которых не найден до сих пор. Палитра каменного века бедна, в ней 4 основных краски: черная, белая, желтая и красная.

 

 

При создании наскальной живописи первобытный человек использовал естественные красители и окиси металлов, которые он либо применял в чистом виде, либо смешивал с водой или животным жиром. Пещерные изображения исполнялись чёрной, красной, коричневой и жёлтой минеральными красками, реже - в виде барельефов, часто основанных на сходстве естественных выпуклостей камня с фигурой животного. Эти краски он наносил на камень рукой или кисточками из трубчатых костей с пучками волосков диких зверей на конце, а порой выдувал через трубчатую кость цветной порошок на влажную стену пещеры. Краской не только обводили контур, но закрашивали все изображение. Для выполнения наскальных изображений методом глубокого прореза художнику приходилось пользоваться грубыми режущими инструментами. В значительной мере основой палеолитического искусства было отображение природы в живых, одухотворение природных явлений, наделение их человеческими качествами. Основная масса памятников палеолитического искусства связана с первобытным культом плодородия и охотничьими обрядами. В позднем палеолите складываются и зачатки архитектуры

 

Наскальные рисунки разнообразны по манере исполнения. Археологи так и не обнаружили в древнекаменном веке пейзажных рисунков. Чаще всего рисовали животных, потому что их боялись и им поклонялись, деревьями и растениями только любовались. Поскольку изображения животных имели магическое назначение, то процесс их создания представлял собой своего рода обряд, поэтому такие рисунки большей частью укрыты глубоко в недрах пещеры, в подземных ходах в несколько сотен метров длиной, причем высота свода нередко не превышает полуметра. В таких местах художник должен был трудиться лежа на спине при свете плошек с горящим животным жиром. Однако чаще наскальные рисунки расположены в доступных местах, на высоте 1,5-2 метра. Они встречаются как на потолках пещер, так и на вертикальных стенах.

 

Тонкая и мягкая традиция тонов, наложение одной краски на другую создают порой впечатление объема, ощущение фактуры шкуры зверя. Однако, не смотря на определенную выразительность и реалистичность, палеолитическое искусство остается интуитивно-спонтанным. Оно состоит из отдельных конкретных образов, в нем отсутствует фон, нет композиции в современном смысле слова.

 

Но несомненно, что именно первобытные художники стали зачинателями всех видов изобразительного искусства: графики, живописи, скульптуры.

 

Преуспели они и в декоративном искусстве – резьбе по камню и кости, рельефах.

 

Особая область первобытного искусства – орнамент. Было найдено очень много бытовых предметов с искусно нанесенным на них геометрическим орнаментом, который состоит в основном из зигзагообразных линий. Откуда взялся данный мотив ученым удалось установить. Изучив с помощью увеличительных приборов структуру среза бивней мамонта, исследователи заметили, что они тоже состоят из зигзагообразных узоров, схожих с орнаментальными мотивами на обнаруженных предметах. Но первобытные художники не только копировали, но и создавали новые комбинации и элементы.

 

На сосудах каменного века, найденных на стоянках Урала, был богатый орнамент. Чаще всего рисунки выдавливались специальными штампами, которые изготавливались, как правило, из круглых, тщательно отшлифованных плоских галек, а также из кости, дерева, раковин. Оттиск такого штампа очень схож с оттиском гребенки, потому его часто называют гребенчатым или зубчатым.

 

Более поздние этапы развития первобытной культуры относят к мезолиту, неолиту и ко времени распространения первых металлических орудий. В этот период сформировались многие виды декоративно-прикладного искусства – керамика, обработка металла. Появляется первый искусственный материал, изобретенный человеком – огнеупорная глина. Первые металлические изделия были выкованы 9 тыс. лет назад, т.к. литье появилось гораздо позднее. Около 4 тыс. лет назад появляются первые художественные отливки. Например, на рукоятках ножей из Турбинского могильника на Каме отлиты фигурки баранов, причем настолько искусно, что специалисты без труда определили породу животных.

 

Начиная с бронзового века, яркие изображения зверей почти исчезают. Всюду распространяются сухие геометрические схемы.

 

_______ ____________________

 

Мезолит — среднекаменный век (приблизительно 12—8 тысячелетия до н. э.).

В эпоху мезолита изменился образ жизни первобытных людей. Ледник отступил и небольшие коллективы охотников стали быстро осваивать новые территории. В это время значительно усовершенствовалась орудийная деятельность, стали широко использоваться лук и стрелы, была приручена собака и некоторые другие виды животных. Появляются и новые способы и методы художественного творчества. Однако основная часть энергии людей направлена на освоение внешнего природного мира. В силу этого в произведениях искусства проявляется схематизм, а в живописи преобладает монохромность. В картинах мезолита фигуры людей и животных передаются силуэтно, объемность одноцветных изображений отсутствует. Однако в этих наскальных росписях появляется и то, чего не было ранее – они приобретают повествовательный характер, события передаются последовательно и взаимосвязано. Эти росписи постепенно превращались в своеобразную летопись первобытного человека, повествующую о его труде и открытиях.

 

Центр интереса художников мезолита оказался перемещен с животного на человека, который постепенно возвышается над природой, навязывая ей свою волю, подтверждением чему могут служить многочисленные сюжеты, связанные не только с хозяйственной или военной деятельностью людей, но также и с их развлечениями (знаменитое изображение танцующих женщин на скале у мыса Доброй Надежды).

 

Мезолитическая наскальная живопись, сохранившаяся на юго-востоке Иберийского полуострова, представляет собою едва ли не единственный памятник такого рода. Главная тема иберийских фресок – сцены охоты. Развернутые композиции изобилуют человеческими фигурами; люди и животные связаны единым динамичным действием. В то же время, завоевание композиции и сюжета обернулось и некоторыми потерями – из живописи практически уходит объем, изображения уплощаются, схематизируются. Фигуры охотников, наделенные большой экспрессией, остаются условными и схематичными – художник стремился не столько показать движение, сколько выразить его идею. Эстетическое требование единства стиля заставляет первобытных мастеров скорректировать образы животных в сторону большей стилизации. Различие в степени проработанности между фигурами людей и животных сохраняется, но оно уже не столь заметно, как в произведениях предшествующей эпохи.

 

Пережив неожиданный блестящий расцвет, живопись африканских пастухов встает на путь упрощения и ко 2-му тысячелетию до н. э. стиль ее становится схематическим.

Этот неожиданный поворот характерен в целом для развития позднемезолитического искусства – с переходом от присваивающего к производящему хозяйству меняются представления человека о господствующих в мире силах, складываются новые верования и культы, требующие для своего выражения иного художественного языка. Древние тотемические представления отодвигаются на задний план, на смену им приходит поклонение силам природы, поскольку жизнь и благополучие земледельцев зависит от «расположенности» к ним стихий. Ветер, река, солнце, земля становятся главными мотивами орнаментального искусства, претворяясь в сложные сочетания кругов и линий, спиралей и зигзагов. Развитие орнамента в эпоху неолита совпало с широким распространением керамики – мягкая поверхность глины покрывалась узорами. Можно с большой вероятностью предположить, что орнамент украшал не только утварь, но и одежду людей того времени, образцы которой не сохранились. Особой изысканностью и разнообразием отличается Трипольская керамика, обнаруженная на территории Украины и Молдавии. Помимо разнообразной по форме и орнаментики посуды в районах культуры обнаружены глиняные статуэтки чаще всего изображающие жескую фигуру. Распространенным сюжетом являлось так же изображение женщины с младенцем, что свидетельствует о распространенности женского культа, связанного с продолжением рода и плодородием.

 

Близким по стилистике к испанским фрескам является искусство Северной Африки. Особый интерес представляет живописный ансамбль, сохранившийся на плато Тассили в Сахаре. Композиции, датируемые 6-м и 5-м тысячелетиями, так же изображают сцены охоты. Оригинальным сюжетным направлением, характерным для искусства Африки, является изображение ритуальных сцен и действий, что говорит о процессе постепенного размежевания живописи и магизма. Около 4-го тысячелетия до н. э. охотничьи сцены сменяются сценами пастушеской жизни – композиции становятся менее динамичными и более проработанными. Напряжение, существовавшее ранее между человеком и зверем сглаживается, мирное сосуществование приходит на смену конфронтации. Меняется и образ человека – лица пастухов не скрыты масками, как лица колдунов, их движения спокойны и естественны.

 

В среднем каменном веке, наступила новая пора. На скалах и в пещерах изображают совсем другие сцены. Это не ряды зверей или стада бизонов в разных позах. Главным предметом изображения становится группа людей, именно группа, а не отдельный человек. На наскальных рисунках этого времени в Испании, Индии или на юге Африки можно видеть отряд охотников на оленей или диких быков, группы танцующих людей. Они изображены условно и не отличаются один от другого, у них нет лиц. Их движения переданы очень живо, и почти всегда можно понять, что они делают. Глядя на такие изображения, люди видели не только себя, но и своих умерших предков, действиям которых они старались подражать, потому что считали их образцовыми. Именно эти предки много поколений назад научились охотиться и собирать мёд. С них начиналась история рода. Может быть, они были не только людьми, но отчасти и животными - такие представления прибавляли людям силы и могущества. Как представляли себе мир охотники, рыболовы и собиратели? Что они думали о его начале и о том, как появились люди? Начнём с того, что их и наши представления о мире очень сильно различаются. Мы знаем, что Земля - это шар, несущийся в бесконечном пространстве, что она населена множеством людей, не похожих на нас ни внешне, не своими привычками. Мы знаем, что обладаем разумом, что мы живые, а камень или Солнце - это нечто совсем иное. Мы можем любить свою собаку или попугайчика, но понимаем, что они не такие, как мы, не только внешне: они чувствуют иначе и не умеют думать. Мы не можем себе представить, что нашим прапрапрадедом был медведь или какое-то древнее дерево в ближайшем лесу. Знания и представления о мире людей той эпохи, да и более позднего времени, были иными, чем наши. Восстановить их помогает изучение легенд и мифов народов Австралии, Африки или Америки, которые ещё в недавнем прошлом жили охотничьими общинами. Их мир - это территория, по которой они кочуют и которую окружают другие, тоже населённые людьми территории. С соседями полезно поддерживать хорошие отношения, беря в жёны женщин из их общины, а также обмениваясь ценными вещами или сырьём - раковинами, шкурами, хорошим камнем.

 

Но при всём том эти люди чужие, они могут быть враждебными, могут превращаться в хищных зверей и насылать болезни. В общем с ними надо вести себя осторожно. Соседи не единственные живые существа, с которыми приходится иметь дело древней общине. Люди считали: всё, что их окружает, - от камня, скалы, озера или кузнечика до ветра и небесного светила - это живые существа. Они имеют иной облик, но ведут себя совсем как люди: переселяются, охотятся, женятся, враждуют между собой и помогают друг другу. Они умеют говорить, но язык этот понимают не все, а лишь некоторые люди - таким снятся особые сны, их посещают необычные видения, и они слышат голоса там, где другие не слышат ничего, кроме шума ветра или щебетания птиц. Если люди считали всё вокруг себя живым, то могли думать, что они находятся в родстве, например, с камнем, радугой, не говоря уже о таких похожих на людей существах, как четвероногие животные. Несколько родственных общин охотников, обитавших на одной территории, имели общих предков. Эти общины не могли жить вместе, потому что каждая из них нуждалась в довольно большом пространстве, чтобы обеспечить себя пищей - дикими животными, рыбой, ящерицами и лягушками, съедобными растениями. Но время от времени такие группы собирались в одном месте, чтобы проводить общие обряды. Так поступали в недавнем прошлом австралийские аборигены. Во время таких обрядов в песнопениях, танцах и рисунках на скалах или на земле они воспроизводили историю своих общих предков, с которыми связывали всё самое важное в своей жизни: именно предки были изобретателями орудий и оружия, они первыми поселились на этой земле, научили людей охотиться и совершать обряды. Все обычаи возводились к временам существования предков, которые жили очень и очень давно. Однако эти таинственные существа, имевшие разный облик, продолжали оказывать влияние на жизнь своих потомков, были их помощниками. Наскальные изображения охоты и разных обрядов показывают, что люди среднего каменного века уже не так сильно, как их предшественники, зависели от природы. Они стали осознавать эту пока ещё относительно слабую независимость, рисуя отряды охотников, способных убить крупное и сильное животное. Усилия одного человека были бы недостаточными для того, чтобы справиться с трудностями жизни, и поэтому сородичи помогали друг другу во всём.

 

В пещере Андорра (10 тыс. лет до н.э.) процарапанные фигуры людей изображены в различных ракурсах. В композиции задействовано около десяти человек. Возможно, изображён какой-то обряд с последующим ритуальным танцем. Рисунки освобождаются из-под спуда пещеры и тянутся своим непринуждённым повествованием в горных ущельях и вдоль прибрежных скал. Так, на скалах Восточной Испании (8 тыс. лет до. Н. э.), в ущелье Гасулла изображена охота на кабанов, а в ущелье Валлорта находится огромный живописный ансамбль, состоящий из пятнадцати отдельных циклов. Самыми запоминающимися являются сцены загонной охоты на оленей, барана и кабанов.

 

Уже в период палеолита между отдельными племенами наблюдается активное взаимодействие, которое зачастую приводит к военным столкновениям. И, начиная с этого времени человечество вступает в эпоху войн, как неопровержимое доказательство этого процесса можно рассматривать сцены со сражающимися воинами - начало батальной живописи. Здесь, в Валлорте, помимо сцен с охотой, изображена фигура лежащего человека, в которого вонзились многочисленные стрелы. Он окружён целым отрядом лучников с поднятыми луками. Такая же сцена находится в Куэва Ремиджиа.

 

В основе своей живопись трёхцветна: используются различные оттенки красного цвета, чёрная и белая краски. Связующими веществами по - прежнему остаются яичный белок, кровь, мёд. В рисунках главенствует контур, нанесённый кистью или пером.

 

Петроглифы еще не получают должного распространения, поскольку преобладает динамический рисунок - набросок. Живопись мезолита продолжает оставаться многослойной, изображения накладываются друг на друга, как и на стоянках эпохи верхнего палеолита. В соответствии с этим фактом особо важное значение придаётся месту размещения живописи. Вероятно, речь идёт об особой сакральной территории, святилище, месте жертвоприношений, где старые изображения не «реставрировались», поскольку утрачивали свою силу и энергетику, а заменялись новыми. Г.Обермайер и А.Брейль различают четыре периода в развитии человеческих изображений эпохи мезолита:

 

1. Натуралистические изображения с соблюдением пропорций.

 

2. Геометризм фигуры (верхняя часть тела в виде треугольника, контраст тонких рук и крупных длинных ног).

 

3. Профильное изображение лица, ещё большее сокращение верхней части тела и длинные ноги.

 

4. Человеческая фигура начинают превращаться в схему, становясь комбинацией тонких линий. Таким образом, мы являемся свидетелями процесса постепенной стилизации человеческих изображений, который знаменует собой начало пиктографической письменности.

 

Более поздние этапы развития первобытной культуры относятся к мезолиту, неолиту и ко времени распространения первых металлических орудий. В новом каменном веке появился первый искусственный материал, изобретенный человеком, - огнеупорная глина. Прежде люди использовали то, что давала природа, - камень, дерево, кость. Земледельцы гораздо реже, чем охотники, изображали животных, зато с увеличением украшали поверхность глиняных сосудов.

 

 

Неолит — новокаменный век (VIII - IV тысячелетия до н.э.)

В период НЕОЛИТА происходят существенные изменения в ведении хозяйства. В это время происходит переход от присваивающей деятельности к производящей. Появляются новые виды производящей деятельности – земледелие, скотоводство, новая техника производства каменных орудий, гончарное производство, строительство, ткачество. В это время заселяются широкие пространства, усиливается борьба между племенами за охотничьи угодья и места, удобные для жизни.

 

В эпоху неолита процесс производства, а с ним и духовная жизнь настолько усложнились, что развитие материальной культуры на отдельных территориях имеет свои особенности. Если в более ранние эпохи искусство почти повсеместно развивалось примерно одинаково, то теперь оно приобретало в каждой области свои локальные особенности, по которым можно отличить неолит Египта от неолита Двуречья, неолит Европы от неолита Сибири и т.п. Но есть и общие для неолитического искусства черты: широкое распространение получает мелкая пластика из камня, кости, рога, глины. Фигурки животных реальны, хотя трактованы обобщенно. Упрощены и схематичны изображения женских фигурок, иногда покрытых орнаментами, воспроизводящими узоры на одежде.

 

Особенно характерно для неолита развитие декоративного искусства; почти всюду видим стремление украсить вещи, находящиеся в повседневном употреблении у человека. Больше всего до нас дошло глиняной орнаментированной посуды.

 

По формам неолитических сосудов, а особенно по способу и разнообразию их украшения одна область отличалась от другой. Можно проследить развитие орнамента от простейших узоров на сосудах ямочно-гребенчатого типа (Восточная Европа) до превосходно сделанных и богато расписанных сосудов Египта или Триполья. Ярким и выразительным примером неолитической культуры может служить культура Триполья, широко распространенная в 4--3 тысячелетиях до н.э. на юге Европейской части России и Украины и на территории целого ряда Балканских стран. Конец Трипольской культуры относится к эпохе энеолита (медный век) и бронзы. Трипольские поселения земледельцев располагались чаще всего по берегам рек.

 

Дома из глины и дерева, прямоугольные в плане, были, вероятно, с внутренней стороны покрыты орнаментальной росписью. В поселениях были найдены модели жилищ и небольшие женские статуэтки. Но особенно богато и широко развернулось творчество трипольцев в украшении керамики. По разнообразию форм и орнаментики трипольская керамика не уступает ни египетской, ни переднеазиатской. Трипольские сосуды были сделаны из ярко-желтой или оранжевой глины; туловище сосуда покрыто разнообразным, но почти всегда состоящим из спиралевидных линий, геометрическим орнаментом, исполненным красной, черной, коричневой, белой красками.

 

В этот период усиливается роль магии, развивается мифология, происходит переход от матриархата к патриархату, в результате чего укрепляются родовые связи между людьми. В наскальных рисунках отмечается схематизм в изображениях, что особенно ярко проявилось в петроглифах, которые высекались на открытых участках прибрежных скал и крупных валунах. Эти изображения в ряде случаев достигали высоты около 10 метров и чаще всего это были схематически выполненные фигуры оленей, лосей, медведей, китов, рыб, тюленей. Изредка встречаются примитивные изображения людей. Петроглифывстречаются на северо-востоке Европы, на Кавказе, Урале, в Крыму, на Дальнем Востоке и в Средней Азии.

 

На юге Европы получила распространение антропоморфная скульптура. Наибольшую известность получили «каменные бабы» Северного Причерноморья, похожие на круглые каменные столбы. Помимо монументальных произведений, развивалась также и мелкая пластика, декоративно-прикладное искусство и орнамент, где отмечается переход к абстрактному геометрическому рисунку. Особенно широкое распространение получил геометрический орнамент на керамике. Примером таких произведений являются сосуды Триполья (Южная Европа, 4-3 тыс. до н. э.), для которых характерен полихромный орнамент и разнообразные полосы, спирали и окружности.

 

В эпоху неолита и бронзовый век подлинный рассвет пережил орнамент, появились изображения. Передающие более сложные и отвлеченные понятия. Сформировались многие виды декоративно-прикладного искусства - керамика, обработка металла. Появились луки, стрелы и глиняная посуда. На территории нашей страны первые металлические изделия появились около 9 тыс. лет назад. Они были кованные - литье появилось гораздо позднее.

 

 

В период неолита и энеолита начинается подлинный расцвет орнаментального искусства, причем используются все основные законы орнаментации: точное ритмичное размещение узора, чередование орнаментальных зон, симметрия в начертании равносторонних треугольников и ромбов. Другим уникальным явлением рассматриваемых нами эпох являются петроглифы, которые известны во всех местах обитания человека. Много их и в России на Онежском озере и на Белом море.

 

К эпохе неолита относятся памятники мегалитической архитектуры– древнейшие из дошедших до нас каменных сооружений. По своему назначению мегалитические объекты, по всей видимости, относятся к культовому зодчеству, хотя, говорить о назначении некоторых из них достаточно сложно. Простейшим мегалитическим сооружением является менгир – вертикально поставленная неотесанная глыба, каменный столб неправильной формы. Иногда эти столбы, вес которых достигает порою трех тонн, образуют целые аллеи, иногда стоят особняком. Более сложную конструкцию представляет собой дольмен – образец простейшей стоечно-балочной конструкции: два каменных столба, соединенные перекладиной. Настоящей вершиной первобытного зодчества являются кромлехи – круги или, скорее, кольца, составленные из стоечно-балочных элементов. Наиболее известным сооружением этого типа является Стоунхендж (II тысячелетие до н. э.) – грандиозный мегалитический комплекс, расположенный недалеко от города Солсбери в Англии. На его сооружение ушло 120 каменных глыб весом до семи тонн каждая, диаметр кромлеха составляет тридцать метров. До сих пор остается загадкой – каким образом далеким предкам британцев удалось доставить эти огромные камни с ближайших гор, находящихся на расстоянии двухсот восьмидесяти километров от Стоунхенджа. Стоунхедж не был ни жилищем не укрытием, он не имел практического назначения, большинство историков связывают его, как и другие кромлехи, с солярным культом. И мегалитическая архитектура и грандиозные пещерные росписи, созданные в тяжелейших условиях оледенения, заставляют нас почувствовать сколь значимыми и существенными были для первобытного человека духовные потребности.

_____________

С началом эпохи ЖЕЛЕЗА каменные сооружения приобретают выраженный утилитарный характер – распространение получают каменные крепости и погребальные камеры в курганах вождей племен, получившие широкое распространение в Западной Европе, на Балканах и в Закавказье.

 

В первобытную эпоху наметились две основные тенденции в развитии искусства – натурализм и символизм. На самом раннем этапе развития художественного творчества преобладала первая – главной своей целью художник видел максимально достоверную передачу внешнего облика реального объекта, которым чаще всего было животное. Далее происходит поворот к некоторому обобщению и схематизму изображений. На следующем этапе происходит возврат к натурализму и детализации, когда воспроизводятся целые эпизоды жизни и даже пространные повествовательные сюжеты. Но, в конечном итоге, в первобытном искусстве окончательно побеждает символизм, когда натуралистический образ заменяется знаком, а на смену живой имитации приходит сухой символ. Многие до сих пор полагают, что первобытный человек не уделял большого внимания искусству, будучи полностью поглощен борьбой за существование.

 

Однако не следует забывать о том, что первобытный человек еще сравнительно недавно отделил себя от природы и искусство играло в этом процессе очень важную роль – человек, вероятно, не стал бы человеком, будучи лишен возможности выражать себя в творчестве. Кроме того, судя по формам и количеству произведений первобытного искусства, первобытный человек обладал не меньшими творческими способностями, чем современный, а, скорее всего – даже большими. Он имел абсолютный художественный вкус, являясь активным художником в той же мере, в какой он был охотником, рыболовом или собирателем. Очевидно, что искусство для первобытного человека было неотъемлемой частью его жизни, его естественной потребностью и условием выживания. Может быть, именно поэтому не ослабевает интерес к феноменам художественной культуры первобытности, наследие которой сказывается на развитии современного искусства и духовной жизни в целом.

 

Последний период развития первобытнообщинного строя связан с появлением железа (начало 1 тысячелетия до н. э.). Это новый подъем в развитии техники и металлургии. В тех районах, где нет еще классовых объединений, железный век совпадает с периодом военной демократии, с последним этапом первобытнообщинной формации. В обществе происходит дальнейшее имущественное расслоение. Появляется патриархальное рабство, образуется племенная аристократия. Связь между отдельными племенами, осуществляемая ранее путем межплеменного обмена, в эту эпоху начинает принимать иные формы. Для этого периода характерны войны -- грабежи, возникающие на экономической почве. Во время военных событий во главе племени вставал военный руководитель, который стремился сохранить свою власть и в мирное время.

 

В Западной Европе наиболее ярко железный век представлен Гальштатской культурой (город Галыптат, Австрия). Культура эта была распространена в Центральной и Южной Европе приблизительно в 10-5 вв. до н. э. Носители Гальштатской культуры создали очень своеобразную по форме и орнаментации керамику: сосуды разнообразной формы покрывались врезанным по лощеной поверхности сплошным геометрическим орнаментом, который иногда затирался краской. Такой четкий и сложный геометрический орнамент, состоящий преимущественно из ромбов, до сих пор не встречался в Западной Европе. Некоторые из сосудов дополнительно были украшены скульптурными фигурками животных, птиц, людей. Фигурки эти имеют упрощенные, примитивные формы, с едва соблюденными пропорциями. Почти так же решена мелкая пластика. В небольшого размера бронзовых фигурках, статичных и условных, иногда соединенных в целую композицию, всегда видны приемы примитивной лепки из глины. Гальштатская культура создала еще одну группу оригинальных памятников прикладного искусства. Это гравированные серебряные ведра (ситулы), вероятно, ритуального назначения. Гравировкой покрывалась верхняя часть сосуда, это были довольно реалистические изображения сельскохозяйственных сцен, сцен пира, отдельных групп воинов и животных.

 

На территории бывшего СССР в период железного века была распространена скифская культура, о которой целесообразнее говорить в главе, посвященной искусству Северного Причерноморья в античную эпоху. Подводя итоги краткому обзору развития первобытного искусства, мы видим, что оно было началом совершенно нового, образного освоения действительности. С первых шагов изобразительное искусство помогало человеку знакомиться с ней. Окружающий человека мир находил свое отражение в реальных образах. Первобытное искусство явилось основой искусства ранних классовых государств: Древнего Востока, античного мира и средневековой Европы

 

Список использованной литературы

 

1. Алексеев, В.П. История первобытного общества / В.П.Алексеев, А.И.Першиц. - М.: Астрель, 2007. - 352 с.

2. Белякова, О.Ю. История первобытного искусства / О.Ю.Белякова. - М.: Искусство, 2004. - 492 с.

3. Болтон, Р. Живопись: От первобытного искусства до XXI в. // Шедевры мирового искусства / Р.Болтон. - М.: Изд-во Эксмо, 2006. - 350 с.

4. Владышевский, Д.В. Культурология. Социодинамика культуры и постмодермизм: Учеб. пособие для студентов 1 курса ДО / Д.В.Владышевский, Н.В.Ковтун; Под науч.ред. Л.В.Хазовой. - Красноярск: ИПЦ КГТУ, 2000. - 239 с.

5. Ильина, Е.А. Культурология: Конспект лекций / Е.А.Ильина, М.Е.Буров. - М.; МИЭМП, 2005. - 104 с.

6. Ковтун, Н.В. Культурология. История мировой художественной культуры: Учеб. пособие / Н.В.Ковтун. - Красноярск: КГТУ, 2000. - 104 с.

7. Любимов, Л.Д. Искусство Древнего мира / Л.Д.Любимов. - М.: Просвещение, 1980. - 319 с.

8. Ороев, Н.А. Понятийный словарь по культурологи / Н.А.Ороев, Е.В.Папченко. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2005. - 94 с.

9. Поликарпов, В.С. Лекции по культурологи / В.С.Поликарпов. - Таганрог: ТРТУ, 2005. - 342 с.

10. Популярная история живописи. Западная Европа / Авторы-составители Г.В.Дятлева, С.А.Хворостухина, О.В.Семенова. - М.: Вече, 2001. - 480 с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: