Качественная характеристика спроса




 

К каким же видам спроса принадлежит спрос на стиральные машины в России? Американский экономист X. Лейбенстайн разделил потребительский спрос на две большие группы: функциональный и нефункциональный. Функциональным считается тот, который убывает или возрастает в зависимости от качества данного блага с точки зрения потребителей. Следовательно, мы можем отнести спрос на стиральные машины к функциональному, так как для наших потребителей очень важно качество, ведь они отдают за товар немалые деньги. Говоря о форме образования, рынок стиральных машин можно отнести к рынку с сложившимся спросом, ведь еще в 20-ом веке люди начали покупать стиральные машины. По покупательским намерениям данный рынок обладает неальтернативным спросом, ведь альтернативный спрос – это спрос на несколько продуктов (два или более), которые могут заменять друг друга; например, кофе, чай и какао как напитки. А что может заменить стиральную машину? Разве что прачечная, однако, это невыгодно людям с средним доходом, т.е. большей части населения. Именно по этой причине я отнесла спрос на стиральные машины и неальтернативному. По месту покупки спрос на ноутбуки глобален.

Поговорим о факторах (детерминантах) спроса на стиральные машины:

1. Факторы, оказывающие воздействие на спрос при неизменных ценах на рассматриваемый товар, называются неценовыми детерминантами спроса. Среди них выделяют вкусы и предпочтения потребителей. Активная рекламная кампания, проводимая за чистоту и опрятность, может привести к росту спроса на стиральные машины при неизменной цене. Также к неценовым факторам относят доходы потребителей (рост доходов населения вызовет рост спроса на стиральные машины, опять же, при неизменной цене), изменение количества населения (чем больше население, тем больше стиральных машин они покупают и, соответственно, наоборот).

2. Ценовые детерминанты спроса. Конечно, цены на стиральные машины влияют на спрос, но не очень сильно. Ведь считается, что стиральная машина, утюг, пылесос и т.д. – это вещи первой необходимости, а не роскошь.

 

Эластичность спроса

Стиральные машины являются высокотехнологичными товарами, применяемыми в быту. В связи с этим спрос на них имеет достаточно высокую эластичность по доходу. Рост доходов населения вызывает рост спроса на стиральные машины, при этом покупатели стиральных машин достаточно консервативны, поэтому увеличение цены в пределах 10 % по всей вероятности не скажется на уменьшении спроса. А некритичное (некризисное) уменьшение доходов населения мало сказывается на уменьшении спроса, потому что, по сути, стиральные машины являются для покупателей практически товаром первой необходимости. Кроме того, стиральная машина не требует частой замены и расход на нее не является критичным в общей корзине расходов.

Товары комплементы; товары субституты

Рынок стиральных машин в России является достаточно конкурентным и практически все производители предлагают аналогичный товар. Более того, если разделить товар по ценовой категории, например, стиральные машины от 7000 до 15000 рублей и от 15000 до 50000, то можно обнаружить, что в каждой ценовой категории существует по меньшей мере несколько десятков субститутов.

Использование стиральной машины связано с необходимостью использовать стиральный порошок, поэтому можно считать, что стиральная машина и стиральный порошок являются комплементами. Также для использования стиральной машины нам необходимо электричество, поэтому электричество тоже является комплементом для стиральной машины.

 

Бюджетное ограничение потребителей

Бюджетное ограничение - это различные наборы товаров, которые могут быть куплены при данном размере дохода по средним рыночным ценам. Что же мы можем сказать о бюджетном ограничении на стиральные машины? На мой взгляд, четкого бюджетного ограничения здесь мы выделить не можем, так как каждый покупатель выбирает оптимальный для себя вариант стиральной машины. Покупатель с большом доходом купит стиральную машину Miele, а покупатель с средним доходом купит LG.

Заключение

В данной работе был проанализирован рынок стиральных машин в России в период с 2008 по 2010 года. Мы выяснили, что на спрос на стиральные машины имел влияние кризис, также мы выяснили, что комфортабельность, качество и приемлемая цена на стиральную машину являются одними из главных критериев для потребителей. Были выявлены основные игроки Российского рынка, а также тройка лидеров.

Помимо всего прочего хотелось бы добавить, что рынок стиральных машин имеет важную особенность: стиральные машины с одной стороны являются как бы импортным товаром, так как выпускается и импортируется из других стран, с другой стороны являются отечественным, так как производится отечественной компанией (сборка многих стиральных машин производится на территории РФ).

 


Библиография

1. Каталог рекламных агентств. URL: https://re-port.ru/companies/40589/

2. Стиральные машины. Покупка, продажа, характеристики.URL: https://mne5let.ru/archives/89

3. Хисамутдинов И.А.. Основы экономики и теории рынка, 2010. URL: https://uchebnik-besplatno.com/ekonomicheskaya-teoriya-uchebnik/elastichnost-sprosa-predlojeniya.html

4. Н.Г. Мэнкью. Принципы микроэкономики. 4-е издание. / Пер. с англ. – СПб.: Питер, 2012.

 

 


 

Приложения

 

Приложение 1. Распределение долей рынка.


* Стиральные машины. Покупка, продажа, характеристики.URL: https://mne5let.ru/archives/89

*Каталог рекламных агентств. URL: https://re-port.ru/companies/40589/

** Индекс Херфиндаля-Хиршмана является мерой размера фирм по отношению к общему размеру рынка и показателем количества конкуренции между ними. Увеличение HHI в целом свидетельствует о снижении конкуренции и увеличения рыночной власти, а уменьшение – свидетельствует об обратном.

*** Индекс концентрации показывает долю общего объема продукции, производимой в промышленности заданным числом фирм в отрасли. Наиболее распространенными индексами концентрации являются CR4 и CR8, измеряющие влияние четырёх и восьми крупнейших фирм, соответственно. Индекс концентрации, как правило, используется, чтобы показать степень рыночного контроля крупнейшими фирмами в отрасли, а также, чтобы проиллюстрировать степень, олигополизации отрасли.

**** Индекс Линда применяется в Европе. Этот индекс, также как и CR, рассчитывается лишь для нескольких крупнейших фирм и, следовательно, не учитывает ситуации на "окраине" рынка. Однако в отличие от индекса концентрации индекс Линда ориентирован на учет различий в "ядре" рынка.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: