К УСТРОЙСТВУ, СОДЕРЖАНИЮ И ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ДЕТСКИХ САНАТОРИЕВ




САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

 

САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА И НОРМАТИВЫ

САНПИН 2.4.2.2843-11

 

I. Общие положения и область применения

 

1.1. Настоящие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (далее - санитарные правила) устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность по оказанию санаторно-курортной помощи детям, одновременно с организацией образовательной деятельности или без нее (далее - детские санатории).

1.2. Настоящие санитарные правила направлены на охрану здоровья детей при получении ими медицинских и образовательных услуг, оказываемых организациями, осуществляющими медицинскую и образовательную деятельность, в период пребывания детей в детском санатории.

1.3. Санитарные правила распространяются на все виды детских санаториев, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

Дополнительные требования к устройству, содержанию и организации работы детских санаториев туберкулезного профиля устанавливают другими нормативными документами.

1.4. Настоящие санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией и эксплуатацией зданий детских санаториев, лечением, воспитанием и обучением в них детей.

1.5. Осуществление юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями медицинской и образовательной деятельности в детском санатории допускается при наличии документов, подтверждающих соответствие данной деятельности требованиям санитарных правил и гигиеническим нормативам.

1.6. Надзор за выполнением настоящих санитарных правил проводится органами, осуществляющими функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

 

II. Требования к участку при размещении детского санатория

 

 

2.1. Земельный участок под строительство детского санатория должен соответствовать санитарным правилам и гигиеническим нормативам.

2.2. Участок, отводимый для размещения детского санатория, должен находиться за пределами промышленных объектов и производств, санитарно-защитных зон промышленных объектов и производств, иных объектов, первого пояса зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, санитарных разрывов от автомагистралей, автостоянок, объектов железнодорожного транспорта, маршрутов взлета и посадки воздушного транспорта.

Вновь строящиеся здания детских санаториев размещают вблизи лесных, лесопарковых массивов на обособленных земельных участках, а также на внутриквартальных территориях жилых микрорайонов.

Содержание вредных веществ в атмосферном воздухе, уровни электромагнитных излучений, шума, вибрации, инфразвука, ионизирующего излучения на участке строительства детского санатория не должны превышать гигиенические нормативы, установленные для помещений жилых, общественных зданий и территории жилой застройки; почва должна соответствовать гигиеническим требованиям, предъявляемым к содержанию потенциально опасных для человека веществ в почве.

2.3. Через участок детского санатория не должны проходить магистральные инженерные коммуникации городского (сельского) назначения (водоснабжения, канализации, теплоснабжения, электроснабжения).

На сложных рельефах местности следует предусмотреть отвод паводковых и ливневых вод от участка для предупреждения его затопления и загрязнения.

2.4. При отводе участка под строительство детского санатория на территории жилых микрорайонов для обеспечения нормативных уровней инсоляции и естественного освещения помещений и территории должны соблюдаться разрывы от жилых и общественных зданий в соответствии с гигиеническими требованиями к инсоляции и солнцезащите помещений жилых и общественных зданий и территорий.

 

III. Требования к территории детского санатория

 

3.1. Территория детского санатория должна быть благоустроена, озеленена и ограждена.

Озеленение территории предусматривают из расчета не менее 50% площади всего участка детского санатория, включая игровые площадки и полосу зеленых насаждений вдоль ограждения территории. Допускается сокращение площади озеленения деревьями и кустарниками в районах Крайнего Севера с учетом климатических условий.

При озеленении участка не используют колючие кустарники, а также растения с ядовитыми плодами.

Деревья высаживают на расстоянии не ближе 15 м, а кустарники не ближе 5 м от светонесущих проемов зданий детского санатория, в целях предупреждения снижения естественной освещенности и инсоляции в помещениях здания и на территории.

3.2. Территория детского санатория планируется с учетом принципа функционального зонирования, с выделением соответствующих обособленных зон, в зависимости от их функционального назначения. На территории детского санатория выделяют следующие зоны: зона приемного отделения, зона проживания, парковая зона, зона физкультурно-оздоровительных сооружений, зона изолятора и хозяйственная зона. Для зонирования территории могут использоваться зеленые насаждения.

3.3. Зона приема должна иметь отдельный въезд, располагаться у входа в приемное отделение.

3.4. В зоне проживания располагают здания, включающие спальные корпуса, помещения для обучения, питания, лечения, культурно-массового и административно-бытового назначения.

3.5. На территории парковой зоны размещают игровые площадки, число которых должно соответствовать количеству дошкольных и младших школьных групп в детском санатории.

Размер игровых площадок в существующих детских санаториях определяют из расчета не менее 5 м2 на одного ребенка, во вновь строящихся и реконструируемых детских санаториях - из расчета не менее 9 м2 на 1 ребенка. Игровые площадки организуют с соблюдением принципа групповой изоляции; площадки друг от друга рекомендуется отделять полосой зеленых насаждений.

Оборудование на игровых площадках должно соответствовать возрасту и росту детей. Игровые площадки для детей дошкольного возраста оборудуют в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организаций.

3.6. Зона физкультурно-оздоровительных сооружений должна включать площадки для занятий лечебной физкультурой, оборудованные с учетом возраста детей и медицинского профиля детского санатория.

Зону физкультурно-оздоровительных сооружений размещают на расстоянии не менее 50 м от спальных и учебных помещений.

3.7. Покрытие игровых и физкультурных площадок может быть травяным, утрамбованным грунтом, в районах 1 строительно-климатической зоны (с вечномерзлыми грунтами) - дощатым. Возможно выполнение покрытия площадок строительными материалами (синтетическими и полимерными покрытиями) безвредными для здоровья детей.

3.8. Для сбора твердых бытовых и пищевых отходов на территории хозяйственной зоны должны быть установлены раздельные контейнеры, с плотно закрывающимися крышками, на площадках с водонепроницаемым твердым покрытием, размеры которых превышают площадь основания контейнеров на 1,0 м со всех сторон. Расстояние от контейнеров до зданий, мест отдыха, игровых и физкультурных площадок должно быть не менее 25 м. Площадку оборудуют с трех сторон ветронепроницаемым ограждением, превышающим высоту используемых контейнеров.

3.9. Зона изолятора должна иметь отдельную зону с оборудованными игровыми площадками для выздоравливающих детей и подъездные пути для эвакуации больных детей в медицинские организации инфекционного профиля.

3.10. Подходы и подъезды к зданиям детского санатория должны иметь твердое покрытие, в том числе оборудованные пандусами.

3.11. Размещение на территории детского санатория организаций, функционально с ним не связанных, не допускается.

3.12. Продолжительность инсоляции на игровых и физкультурных площадках, зонах отдыха независимо от географической широты должна составлять не менее 3 часов в день не менее чем на 50% площади территории.

3.13. Территория детского санатория в темное время суток должна иметь искусственное освещение, обеспечивающее уровень искусственной освещенности не менее 10 лк на земле.

3.14. Уровни шума на территории детского санатория должны отвечать гигиеническим требованиям, установленным для территории жилых и общественных зданий.

 

IV. Требования к зданию и оборудованию помещений

 

4.1. Во вновь строящихся зданиях детских санаториев этажность спальных и учебных корпусов определяется профилем детского санатория, его вместимостью и возрастом оздоравливающихся детей.

4.2. Входы в здания детского санатория оборудуют тамбурами или воздушными и воздушно-тепловыми завесами, в зависимости от климатической зоны и расчетной температуры наружного воздуха в соответствии со строительными нормами и правилами.

Для детей с ограниченными возможностями в передвижении должны быть предусмотрены специальные устройства, обеспечивающие их передвижение на входах и внутри здания (пандусы для колясок, разноуровневые перила, лифты или подъемники, специально оборудованные санитарно-бытовые помещения, достаточные по ширине входы и коридоры в помещениях и другие аналогичные архитектурно-конструктивные решения). Во вновь строящихся зданиях детских санаториев оборудование для детей, имеющих ограничение возможностей в передвижении, предусматривается независимо от профиля детского санатория.

В детских санаториях для лечения детей с заболеваниями и травмами опорно-двигательного аппарата и нервной системы следует предусматривать лифты для перемещения детей на кроватях-каталках и других средствах передвижения.

4.3. Не допускается использование цокольных этажей и подвальных помещений под учебные помещения, кабинеты, лаборатории, помещения, предназначенные для пребывания детей, палаты, физкультурные и обеденные залы, помещения культурно-массового назначения.

 

4.4. Высота спальных, игровых и учебных помещений во вновь строящихся зданиях должна быть не менее 3,6 м.

4.5. Архитектурно-планировочные и конструктивные решения зданий и помещений медицинского назначения, их отделка и оснащение должны отвечать санитарно-эпидемиологическим требованиям к зданиям и помещениям организаций, осуществляющих медицинскую деятельность.

4.6. Набор помещений приемного отделения и их площади определяются профилем, вместимостью детского санатория и организацией приема детей.

Приемное отделение должно быть расположено на первом этаже и включает: холлы с гардеробными, помещения для медицинского персонала, осуществляющего регистрацию и прием детей, кабинет первичного медицинского осмотра, туалеты отдельно для взрослых и детей.

4.7. Во вновь строящихся зданиях детских санаториев палатные секции, лечебно-диагностические, учебные помещения, столовую, помещения отдыха, досуга и физкультурного назначения следует размещать в одном корпусе или отдельных блоках, соединенных отапливаемыми переходами. Палатные секции для детей дошкольного возраста рекомендуется размещать не выше 2-го этажа.

4.8. В палатных секциях для детей предусматривают: спальни (палаты), игровые для детей дошкольного и младшего школьного возраста, помещения отдыха для детей школьного возраста, гардеробные с сушильными шкафами, помещения санитарно-бытового назначения, рекомендуемая площадь которых представлена в Приложении N 1 настоящих санитарных правил.

Помещения игровых одновременно могут использоваться для приема пищи (далее - игровые-столовые).

Необходимо предусмотреть комнату для отдыха медицинского и педагогического персонала.

4.9. Вместимость спальных помещений для детей дошкольного возраста во вновь стоящихся и реконструируемых зданиях не должна превышать 8 мест. Спальные помещения для мальчиков и девочек школьного возраста должны быть раздельными, их вместимость не должна превышать 4 мест.

Спальные помещения оборудуют стационарными или специализированными кроватями в зависимости от профиля детского санатория, шкафами для повседневной одежды и обуви и индивидуальными прикроватными тумбочками. Для детей школьного возраста прикроватных тумбочек должно быть две: для личных вещей и школьных принадлежностей. Количество отделений в шкафах должно соответствовать количеству спальных мест в комнате.

Покрытия столов, тумбочек, спинок кроватей, полок и другой мебели должны быть гладкими, допускающими их уборку влажным способом и устойчивыми к действию моющих и дезинфицирующих средств.

4.10. Помещения санитарно-бытового назначения для детей дошкольного возраста оборудуют отдельно для каждой группы (наполняемость группы - не более 16 человек) в количестве не менее: ванной (детская) - 1 или душевой кабиной - 1; умывальниками - 2; мойками для ног - 2; унитазами - 2; мойкой для мытья горшков - 1; полками-стеллажами для хранения горшков, открытыми шкафчиками для хранения полотенец и умывальных принадлежностей. Для детей с 5 лет необходимо предусматривать раздельные туалеты для мальчиков и девочек.

4.11. Помещения санитарно-бытового назначения для детей школьного возраста должны быть раздельными для мальчиков и девочек и оборудованы: умывальниками, из расчета не менее - 1 умывальник на 5 человек, не менее - 2 ногомойками на 15 человек, не менее - 2 унитазами на 15 девочек, не менее - 1 унитазом и 1 писсуаром на 15 мальчиков, душевыми кабинами из расчета не менее - 1 рожок на 15 человек; кабиной гигиены девочек, оборудованной поддоном с гибким шлангом и умывальником.

Во вновь строящихся зданиях детских санаториев туалеты и душевые кабины рекомендуется оборудовать при каждом спальном помещении.

4.12. Во всех палатных секциях в составе санитарно-бытовых помещений предусматривают комнату для глажения и чистки одежды и санитарную комнату, которую оборудуют сливом и умывальником, а в детских санаториях, где имеются лежачие дети, - установкой для обработки суден.

Туалет для персонала, оборудованный умывальником в шлюзе, должен быть предусмотрен в отдельном помещении.

4.13. Унитазы в туалетах для детей оборудуют закрывающимися кабинами высотой 1,2 м на расстоянии 15 см от пола.

В туалетах и санитарных комнатах устанавливают педальные ведра, держатели для туалетной бумаги, мыло. Мыло, туалетная бумага должны быть в наличии постоянно.

4.14. На каждом этаже предусматривается помещение для хранения и обработки уборочного инвентаря, приготовления дезинфицирующих растворов, оборудованное поддоном и подводкой к нему холодной и горячей воды со смесителем.

4.15. Игровые-столовые для детей дошкольного возраста оборудуют в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организаций.

Для детей школьного возраста предусматривают обеденные залы при пищеблоках из расчета не менее 1,5 м2 на одно посадочное место. Во вновь строящихся и реконструируемых зданиях должна быть обеспечена одномоментная посадка 100% детей в обеденных залах. Около обеденного зала необходимо предусмотреть установку раковин для мытья рук (в отдельном помещении или в расширенном коридоре перед столовой) из расчета не менее 1 умывальник на 10 посадочных мест.

Установку умывальников следует проводить с учетом росто-возрастных особенностей детей: на высоте 0,5 м от пола до борта раковины для детей в возрасте до 10 - 11 лет; на высоте 0,7 - 0,8 м от пола до борта раковины для детей в возрасте от 11 лет и старше.

4.16. В палатных секциях для лежачих больных площади и оборудование помещений для раздачи пищи и мытья столовой посуды предусматривают в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность.

4.17. В зависимости от профиля детского санатория предусматривают набор помещений медицинского назначения, административно-хозяйственные и вспомогательные помещения, набор и оборудование которых должен соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность.

4.18. Изолятор проектируют из расчета не менее 5% коек от вместимости детского санатория. Помещения изолятора должны предусматривать возможность изоляции больных с инфекционными заболеваниями - не менее чем для двух инфекций (желудочно-кишечные, воздушно-капельные). Площадь и оборудование помещений изолятора должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность.

В изоляторе необходимо предусматривать кабинет врача и медсестры, помещение раздачи пищи и мытья посуды (площадью не менее 5 м2), туалет для детей, оборудованный унитазом и умывальником в шлюзе (площадью не менее 4 м2), ванную (душевую) комнату и помещение для хранения дезинфицирующих средств и уборочного инвентаря (площадью не менее 3 м2). Туалет для персонала (с умывальником в шлюзе) должен быть в отдельном помещении.

Во вновь строящихся детских санаториях в состав помещений изолятора включают одноместные палаты типа "бокс" с туалетом и отдельным входом. Число мест в боксах должно составлять не менее 25% вместимости изолятора.

4.19. Для организации занятий лечебной физкультурой во вновь строящихся и реконструируемых зданиях детских санаториев предусматривают плавательный бассейн с ванной площадью не менее 18 м2 и с переменной глубиной от 0,6 до 0,8 м - для детей дошкольного возраста; для детей школьного возраста - ванной площадью не менее 36 м2 и с переменной глубиной от 0,7 до 1,0 м.

По периметру ванны оборудуют обходные дорожки шириной не менее 0,75 м, со стороны выхода из душевых - 1,5 м. В местах выхода из душевой на обходную дорожку устанавливают ножные ванны длиной и шириной не менее 0,8 м и глубиной 0,1 м.

4.20. Для занятий лечебной физкультурой площадь зала определяют из расчета не менее 5 м2 на 1 ребенка, а общая площадь кабинета для индивидуальных занятий - не менее 12 м2.

Для занятий физической культурой может быть предусмотрен спортивный зал, площадь и оборудование которого определяется профилем и вместимостью детского санатория. При спортивном зале оборудуют кладовые для хранения спортивного инвентаря.

4.21. При наличии бассейнов их эксплуатация должна соответствовать гигиеническим требованиям к устройству, эксплуатации плавательных бассейнов и качеству воды.

4.22. Используемые в детском санатории медицинская техника, мебель, игрушки, игровое и спортивное оборудование, изделия медицинского назначения, технические средства обучения, строительные и отделочные материалы должны соответствовать гигиеническим требованиям безопасности для здоровья человека.

4.23. Для организации образовательного процесса по реализации программ начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования в соответствии с уровнями общеобразовательных программ трех ступеней общего образования должны быть предусмотрены учебные помещения, которые рекомендуется группировать в учебные секции: для обучающихся 1 - 4 классов и обучающихся 5 - 11 классов.

4.24. Площади и оборудование учебных помещений и рекреаций, отделка помещений, подбор учебной мебели (парты, столы или конторки) и ее расстановка в учебных помещениях, использование учебных досок должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. В зависимости от профиля детского санатория может быть увеличено расстояние между рядами парт (столов, конторок) при использовании детьми средств, обеспечивающих их передвижение.

Для обучения лежачих больных детей необходимо предусмотреть специальное оборудование.

4.25. Площади и оборудование кабинетов информатики и других помещений, в которых используют персональные компьютеры, должны соответствовать гигиеническим требованиям к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы на них.

4.26. Уровни шума в помещениях детского санатория должны соответствовать гигиеническим требованиям, установленным для помещений жилых и общественных зданий.

 

V. Требования к водоснабжению и канализации

 

 

5.1. Все вновь строящиеся, реконструируемые и действующие здания детских санаториев должны быть оборудованы водопроводом, канализацией, централизованным холодным и горячим водоснабжением в соответствии с требованиями к общественным зданиям и сооружениям в части хозяйственно-питьевого водоснабжения и водоотведения.

При наличии собственного источника водоснабжения он должен отвечать санитарно-эпидемиологическим требованиям к источникам водоснабжения.

5.2. Вода, используемая для хозяйственно-питьевого назначения, должна соответствовать гигиеническим требованиям безопасности к питьевой воде.

5.3. Очистка и обеззараживание сточных вод от детского санатория должна осуществляться на общегородских или локальных канализационных очистных сооружениях, гарантирующих эффективную очистку и обеззараживание сточных вод.

Отвод сточных вод от помещений медицинского назначения должен осуществляться в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность.

5.4. Подводку холодной и горячей воды необходимо предусмотреть в помещениях детского санатория: лечебно-диагностических, изолятора, столовой (пищеблока), туалетах, душевых, ванных и умывальных комнатах, учебных кабинетах, столовых-игровых, буфетных-раздаточных, умывальных перед обеденным залом, помещениях для хранения уборочного инвентаря и приготовления дезинфицирующих растворов.

Во вновь строящихся зданиях детских санаториев в спальных (палатных) помещениях предусматривают умывальники с подводкой горячей и холодной воды со смесителем.

5.5. В помещениях медицинского назначения, туалетах, душевых и комнатах гигиены девочек, буфетных, моечных помещениях пищеблоков должна быть предусмотрена установка резервных электроводонагревателей с жесткой разводкой воды к моечным ваннам, душевым установкам и умывальникам на случай отключения централизованного горячего водоснабжения.

5.6. Моечные и производственные ванны на пищеблоке и в буфетных подключают к канализации с воздушным разрывом между сливом и приемной воронкой не менее 20 мм, расположенным выше сифонного устройства.

 

VI. Требования к воздушно-тепловому режиму

 

6.1. Системы отопления, вентиляции и/или кондиционирования воздуха должны обеспечивать нормируемые параметры микроклимата и воздушной среды помещений.

Паровое отопление не используют.

При установке ограждений на отопительные приборы используемые материалы должны отвечать гигиеническим требованиям безопасности.

Не допускается использование переносных обогревательных приборов, а также обогревателей с инфракрасным излучением.

6.2. Температура воздуха в учебных помещениях, актовом зале, столовой, рекреациях, вестибюле, гардеробе должна составлять - +18...+24 °C; в залах для лечебной физкультуры, залах для проведения физкультурных занятий - +17...+20 °C; спальных и столовых-игровых помещениях - +20...+24 °C, в раздевальных физкультурного зала - +20...+22 °C, душевых - +25 °C.

В помещениях медицинского назначения параметры микроклимата принимают в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность.

В помещениях плавательных бассейнов параметры микроклимата принимают в соответствии с гигиеническими требованиями к устройству и эксплуатации плавательных бассейнов.

В игровых помещениях для детей дошкольного возраста, размещенных на первом этаже, в холодный период года температура пола должна быть не менее +22 °C.

6.3. Для контроля температурного режима лечебно-диагностические и учебные помещения, спальни, игровые должны быть оснащены термометрами.

6.4. Относительная влажность воздуха помещений должна составлять 40 - 60% во все периоды года, скорость движения воздуха не более 0,1 м/сек.

6.5. Все помещения должны ежедневно неоднократно проветриваться. Наиболее эффективно сквозное и угловое проветривание. Не допускается проветривание помещений через туалетные комнаты.

Проветривание проводят через фрамуги и форточки в отсутствие детей и заканчивают за 30 мин. до их прихода с прогулки или занятий. В помещениях спален проветривание проводят до укладывания детей. Фрамуги и форточки должны функционировать в любое время года. При проветривании допускается кратковременное снижение температуры воздуха в помещении, но не более чем на 1 - 2°.

Широкая односторонняя аэрация всех помещений в теплое время года допускается в присутствии детей.

6.6. При замене оконных блоков площадь остекления и площадь открывающихся элементов не должны уменьшаться по сравнению с проектом построенного здания. Плоскость открытия окон и размещение фрамуг (форточек) должны обеспечивать режим проветривания.

6.7. Концентрации вредных веществ в воздухе помещений детского санатория не должны превышать гигиенические нормативы для атмосферного воздуха населенных мест (среднесуточные предельно допустимые концентрации).

 

VII. Требования к естественному и искусственному освещению

 

7.1. Помещения детского санатория должны иметь естественное и искусственное освещение в соответствии с гигиеническими требованиями к естественному, искусственному, совмещенному освещению жилых и общественных зданий.

Без естественного освещения допускают к эксплуатации помещения вспомогательных служб, кабинеты и помещения восстановительного лечения в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность.

 

7.2. Светопроемы спальных, учебных и игровых помещений в зависимости от климатической зоны оборудуют регулируемыми солнцезащитными устройствами (тканевыми шторами, подъемно-поворотными жалюзами); в помещениях медицинского назначения и пищеблока предусматривают подъемно-поворотные жалюзи, устойчивые к влажной обработке.

В учебных и игровых помещениях рекомендуется использование штор из тканей светлых тонов, обладающих достаточной степенью светопропускания, хорошими светорассеивающими свойствами, которые не должны снижать уровень естественного освещения. Использование штор (занавесок), в том числе с ламбрекенами, из поливинилхлоридной пленки, тюлевых и других или устройств, ограничивающих естественную освещенность, не допускается.

Конструкция регулируемых солнцезащитных устройств в исходном положении не должна уменьшать светоактивную площадь оконного проема. Зашторивание окон в спальных помещениях допускают лишь во время сна детей, в остальное время шторы раздвигают, обеспечивая инсоляцию помещения.

В нерабочем состоянии шторы необходимо размещать в простенках между окнами.

7.3. В спальных и учебных помещениях, игровых и рекреациях должна быть обеспечена непрерывная инсоляция продолжительностью:

- не менее 2 часов с 22 марта по 22 сентября для центральной зоны (58° с.ш. - 48° с.ш.);

- не менее 2,5 часа с 22 апреля по 22 августа в северной зоне (более 58° с.ш.);

- не менее 1,5 часов с 22 февраля по 22 октября в южной зоне (менее 48° с.ш.).

Допускается отсутствие инсоляции не более чем в 10% палат от общей их численности в здании детского санатория. В этих палатах размещение лежачих больных детей не допускается.

7.4. Уровни искусственной освещенности в помещениях детского санатория должны отвечать гигиеническим требованиям, предъявляемым к естественному, искусственному, совмещенному освещению жилых и общественных зданий. В качестве источников искусственного освещения в учебных помещениях применяют люминесцентные лампы или лампы с аналогичными светотехническими характеристиками. Не следует использовать в одном помещении в качестве общего освещения люминесцентные лампы и лампы накаливания одновременно.

В учебных помещениях система искусственного освещения и уровни искусственной освещенности должны соответствовать требованиям к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях.

7.5. Для рационального использования искусственного света и равномерного освещения учебных помещений необходимо использовать отделочные материалы и краски, создающие матовую поверхность с коэффициентами отражения: для потолка - 0,8 - 0,9; для стен - 0,6 - 0,7; для пола - 0,4 - 0,5; для мебели и парт - 0,45; для классных досок - 0,1 - 0,2.

Рекомендуется использовать следующие цвета красок: для потолков - белый, для стен учебных помещений - светлые тона желтого, бежевого, розового, зеленого, голубого; для мебели (шкафы, парты) - цвет натурального дерева или светло-зеленый; для классных досок - темно-зеленый, темно-коричневый; для дверей, оконных рам - белый.

 

VIII. Требования к режиму дня и образовательной деятельности

 

8.1. Режим дня детей предусматривает лечебно-оздоровительные мероприятия, максимальное пребывание на свежем воздухе, образовательную деятельность, регулярное питание, достаточный по продолжительности дневной и ночной сон. Режим дня должен учитывать возраст детей, форму заболевания, сезон года.

Для детей 15 - 18 лет с учетом состояния их здоровья может быть предусмотрена замена дневного сна на тихий отдых (чтение книг, настольные игры).

8.2. Во время прогулки необходимо проводить подвижные игры и физические упражнения с учетом состояния здоровья детей. Подвижные игры проводят в конце прогулки перед возвращением детей в помещение детского санатория.

8.3. Учебные занятия для детей школьного возраста рекомендуется проводить в первую половину дня, начало занятий не ранее 9 часов. При организации обучения во второй половине дня занятия должны завершаться не позднее 18 часов.

8.4. Реализация образовательной деятельности для детей дошкольного возраста должна соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организаций.

8.5. Объем максимальной допустимой дневной нагрузки для обучающихся I ступени образования не должен превышать 4 уроков продолжительностью не более 35 мин. каждый, II - III ступени - не более 5 уроков продолжительностью не более 40 мин. каждый.

Учебные часы, предназначенные для уроков физкультуры, могут быть использованы для занятий лечебной физкультурой. Спортивные нагрузки на уроках физкультуры должны соответствовать возрасту, физической подготовленности и состоянию здоровья обучающихся (с учетом заключения врача).

8.6. Организация учебных занятий в детском санатории в части составления расписания уроков, проведения мероприятий для профилактики зрительного и общего утомления, контрольных работ должна соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. Рекомендуемая наполняемость классов не более 16 человек.

Занятия для обучающихся 1 - 4 классов проводят только по 5-дневной учебной неделе.

Режим обучения и досуговых занятий с использованием компьютерной техники должен соответствовать гигиеническим требованиям к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы на них.

8.7. Домашние задания обучающимся 1 - 4 классов не задают. Подготовка домашних заданий (по всем предметам) у обучающихся 5 - 11 классов не должна превышать 1 ч.

Длительность просмотра телепередач детьми дошкольного возраста должна составлять не более 30 мин. в день, школьного возраста - не более 1,5 часов.

 

IX. Требования к пищеблоку и организации питания

 

9.1. Устройство, содержание и организация работы пищеблока детского санатория в части объемно-планировочных и конструктивных решений, санитарно-технического обеспечения, требований к оборудованию, инвентарю, посуде и таре, санитарному состоянию и содержанию помещений, мытью посуды, формированию примерного меню, условий и технологии изготовления блюд, соблюдению правил личной гигиены и прохождению медицинских осмотров персоналом пищеблока, хранению и перевозке пищевых продуктов, ежедневному ведению необходимой документации пищеблока (бракеражные журналы, журнал здоровья и другие) должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях.

Не следует располагать окна производственных помещений пищеблока под окнами помещений спален (палат), игровых, учебных помещений, помещений медицинского назначения.

9.2. Питание детей в детском санатории должно отвечать физиологическим потребностям организма в пищевых веществах и энергии.

При составлении рациона питания для детей, находящихся на лечении в детском санатории, следует руководствоваться Инструкцией по организации лечебного питания в лечебно-профилактических учреждениях <*>, в том числе среднесуточными наборами продуктов для детей, находящихся на лечении в санаторно-курортных учреждениях различного профиля.

 

<*> Инструкция утверждена Приказом Минздрава России от 05.08.2003 N 330, зарегистрировано в Минюсте России 12.09.2003, регистрационный номер 5073.

 

9.3. Для дополнительного обогащения рациона микронутриентами по решению лечащего врача могут быть использованы специализированные продукты питания, обогащенные микронутриентами, а также инстантные витаминизированные напитки промышленного выпуска и витаминизация блюд специальными витаминно-минеральными премиксами.

В эндемичных по недостатку отдельных микроэлементов регионах могут использоваться в питании обогащенные пищевые продукты и продовольственное сырье промышленного выпуска.

9.4. Для доставки готовой пищи из пищеблока в буфетные используют термоконтейнеры, разрешенные к применению для контакта с пищевыми продуктами. Готовые первые и вторые блюда могут находиться в изотермической таре (термосах) в течение времени, обеспечивающем поддержание температуры не ниже температуры раздачи. Время доставки готовых блюд в термоконтейнерах от момента их приготовления до реализации не должно превышать 2 часов. Перед раздачей готовую пищу из термоконтейнеров в кухонную посуду не перекладывают. После использования термоконтейнеры обрабатывают в моечном отделении пищеблока.

9.5. Режим питания и кратность приема пищи должны соответствовать возрасту детей и в соответствии с назначением лечащего врача в зависимости от основного заболевания. Интервалы между приемами пищи должны быть не более 4 часов. Распределение пищи по калорийности в течение дня должно быть равномерным, с небольшим преобладанием калорийности питания в обед:

1-й и 2-й завтраки (суммарно) - 20 - 35%

обед - 35 - 40%

полдник - 10 - 15%

1-й и 2-й ужины (суммарно) - 20 - 30% от суточной потребности.

Примерный объем готовых блюд в зависимости от возраста детей представлен в Приложении 2 настоящих санитарных правил.

9.6. После приготовления пищи отбирается суточная проба готовой продукции от каждой партии приготовленных блюд.

Пробу отбирают с линии раздачи (из емкости, в которой транспортировалась готовая пища) стерильными (или прокипяченными) ложками в промаркированную стерильную (или прокипяченную) стеклянную посуду с плотно закрывающимися стеклянными или металлическими крышками. Порционные блюда отбираются в полном объеме; салаты, первые и третьи блюда, гарниры - не менее 100 гр.

Отобранные пробы сохраняют в течение не менее 48 часов (не считая выходных и праздничных дней) в специальном холодильнике или в специально отведенном месте в холодильнике при температуре +2 - +6 °C.

9.7. Для детей должен быть организован круглосуточно питьевой режим. Вода должна отвечать требованиям безо<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: