Основные закономерности психического развития




1. Понятие о психическом развитии.

 

2. Основные факторы развития психики ребенка.

 

3. Движущие силы психического развития.

 

4. Психическое развитие и обучение.

 

5. Общие закономерности психического развития.

Понятие о психическом развитии. Детская психология как наука генетическая, т.е. относящаяся к индивидуальному развитию, изучает закономерности психического развития ребенка. На сегодняшний день не существует единой теории, способной дать всеобъемлющее представление о психическом развитии ребенка. Рассмотрим некоторые из них.

 

I. Биологизаторский подход (теория преформизма). В русле данного круга теорий рассуждают следующим образом: развитие изначально предопределено наследственными задатками, заключенными в зачатке, семени. Развитие рассматривается как постоянное развертывание этих свойств. Смена периодов развития, порядок появления тех или иных психических процессов и свойств, уровень которого они достигают в ходе развития, - все это наследственно предопределено, т.е. все психические особенности человека являются врожденными. Данная теория сводит все психическое развитие к росту, к количественному изменению имеющихся свойств и тем самым отрицает развитие как появление новых качеств.

 

К данной группе теорий относятся концепции Ст. Холла, А. Гезелла, Л. Термена. Так, американский психолог Ст. Холл считал, что ребенок в своем развитии кратко повторяет развитие человеческого рода. Он находил в развитии и поведении ребенка многочисленные атавизмы: инстинкты, страхи.

 

А. Гезелл разработал практическую систему диагностики психического развития ребенка от рождения до юношеского возраста, которая базируется на систематических сравнительных исследованиях (нормы и разных форм патологии) с применением кино- фоторегистрации возрастных изменений моторной активности, речи, приспособительных реакций и социальных контактов ребенка. Для объективности наблюдений им впервые было использовано полупроницаемое стекло (знаменитое «зеркало Гезелло»).

 

Однако в своих исследованиях А. Гезелл ограничивался чисто количественным изучением сравнительных срезов детского развития, сводя развитие к простому увеличению, «приросту поведения», не анализируя качественных преобразований при переходе от одной ступени равзития к другой, подчеркивая зависимость развития от созревания организма. Пытаясь сформулировать общий закон детского развития, А. Гезелл обратил внимание на снижение темпа развития с возрастом: чем моложе ребенок, тем быстрее происходят изменения в его поведении. Таким образом, А. Гезелл представлял социальное развитие ребенка как простую разновидность биологического, как приспособление ребенка к своей среде.

 

 

Л. Термен создал вслед за А. Бине новый вариант тестов для измерения умственных способностей (1916 г.), ввел понятие коэффициента интеллектуальности (IQ) и попытался на основе фактов обосновать положение о том, что он остается постоянным на протяжении жизни.

 

Примерами данного подхода могут служить концепции З. Фрейда, который отводил решающую роль в психическом развитии биологическим влечениям и инстинктам, К. Лоренц (австрийский этолог) считал, что социальные формы поведения представлены в человеке особыми генами, отобранными в процессе эволюции (трусость, обман, эгоизм, агрессивность и др. пороки вечны), немецкий психолог Э. Кречмер полагал, что между физическим типом человека и особенностями его развития должна существовать какая-то однозначная связь.

 

II. Социологизаторский подход (теории «чистой доски»). Сторонники данного подхода утверждают, что ребенок в момент рождения является «чистой доской», как чистая восковая палочка – tabula rasa. Под влиянием внешних условий в нем постепенно возникают все психические качества, свойственные человеку. Эта точка зрения на развитие ребенка была впервые высказана английским философом XVII в. Джоном Локком. Все развитие есть приобретение ребенком опыта. Воспитатель может «вылепить» ребенка по любому образцу, который он выбрал.

 

К этому кругу теорий относят, например, концепцию бихевиоризма, который не отрицает присутствие наследственности, но решающей роли в развитии психики ей не отводится. Основным в развитии ребенка, с позиций бихевиористов, является научение (training), или тренировка. Благодаря ей ребенок научается ходить, играть, разговаривать, трудиться, действовать в привычных обстоятельствах и переносить выбранные привычки и навыки в новые условия. Представители этого направления (Э. Торндайк, Д. Уотсон, Р. Сирск, Скиннер и др.) смотрят на человека как на хорошо налаженную машину. Все его развитие сводится к приобретению навыков: чем их больше, чем они более отработаны, тем более человек приспособлен к жизни, а значит, тем более развит (теории социального научения).

 

III. Теории конвергенции двух факторов. Данная теория предложена В. Штерном, который попытался снять односторонность каждой из предшествующих теорий. Согласно этой теории, процесс психического развития определяется взаимодействием икс-элементов наследственности и игрек-элементов среды, т.е. развитие – это результат конвергенции внутренних задатков с внешними условиями жизни. Здесь предпочтение отдается наследственной предопределенности развития.

 

Сравнивая между собой, казалось бы, принципиально разные подходы к вопросу о психическом развитии ребенка, можно обнаружить сходство, т.к. представители данных теорий рассматривают ребенка как пассивный объект внешних влияний, т.е. ими отрицается или не учитывается активность самого человека.

 

Человек есть продукт истории и является частью природы, т.е. существо биосоциально.

 

Психическое развитие нельзя рассматривать как уменьшение или увеличение каких-либо показателей, как простое повторение того, что было раньше. Оно предполагает появление новых качеств и функций и в то же время изменение уже существующих форм психики.

 

Таким образом, психическое развитие – это процесс количественных и качественных изменений, взаимосвязано происходящих в сфере деятельности, личности и познания, т.е. необратимый процесс во времени.

 

Развитие психики – не простое повторение пройденного, а очень сложный загзагообразный процесс, протекающий по восходящей спирали, как поступательный переход от одной ступени к другой, качественно отличной и своеобразной.

 

Л.С. Выготский впервые в отечественной психологии занялся изучением соотношения биологического и социального в психическом развитии ребенка. Он создал культурно-историческую концепцию психического развития, в которой показал, что только в общении и в определенных социальных условиях жизни возможно развитие специфически человеческих свойств психики - высших психических функций: произвольной памяти, логического мышления, речи.

 

Ученый выдвинул мысль о том, что труд, орудийная деятельность ведут к изменению типа поведения человека, к отличию человека от животных. Это отличие состоит в опосредованном характере его деятельности, т.к. человек в своей внутренней психической деятельности пользуется знаками (словом, цифрой и т.д.), подобно тому, как во внешней, практической деятельности он использует орудие.

 

Развитие человека происходит в процессе овладения всеми этими средствами (как орудиями, так и знаками) путем обучения. Именно поэтому обучение занимает центральное место во всей системе организации жизни ребенка, определяя его психическое развитие. Следовательно, развитие психики не может рассматриваться вне социальной среды, в которой происходит усвоение знаковых средств, позволяющих овладеть опытом предшествующих поколений.

 

С позиции культурно-исторической концепции главная закономерность онтогенеза психики состоит в интериоризации ребенком структуры его внешней, социально-символической (т.е. совместной со взрослыми и опосредованной знаками) деятельности. В итоге прежняя структура психических функций как «натуральных» изменяется – опосредуется интериоризированными знаками, психические функции становятся «культурными». Внешне это проявляется в том, что они приобретают осознанность и произвольность.

 

Понятие «развитие высших психических функций» охватывает две группы явлений, отмечает Л.С. Выготский. Это, во-первых, процессы овладения внешними средствами культурного развития и мышления – языком, письмом, счетом, рисованием; во-вторых, процессы развития специальных высших психических функций – произвольное внимание, логическая память, образование понятий и т.д. Те и другие, взятые вместе, и образуют процесс развития высших форм поведения ребенка.

 

Поведение современного культурного взрослого человека является результатом двух различных процессов психического развития: биологическая эволюция и историческое развитие.

 

Суть и содержание культурного развития поведения – глубокие изменения высших психических функций, которые произошли в филогенезе человека. Культура создает особые формы поведения, она видоизменяет деятельность психических функций. В процессе исторического развития общественный человек изменяет способы и приемы своего поведения, трансформирует природные задатки и функции, вырабатывает и создает новые формы поведения – специфически культурные.

 

Говоря о культурном развитии ребенка, Л.С. Выготский имеет в виду процесс, соответствующий психическому развитию, совершавшемуся в процессе исторического развития человечества. Культурное развитие ребенка налагается на процессы роста, созревания и органического развития ребенка и образует с ним единое целое.

 

Факторы психического развития личности – это объективно существующее, что с необходимостью определяет её жизнедеятельность в самом широком смысле этого слова, т.е. те постоянно действующие обстоятельства, которые имеют существенное и даже определяющее значение в развитии изучаемого явления.

 

Факторы психического развития могут быть внешними и внутренними.

 

Внутренними факторами развития выступает наследственность и врождённость.

 

Ребёнок наследует:

 

- особенности строения нервной системы, головного мозга, органов чувств;

 

- физиологические признаки, общие для всех людей (прямолинейная походка, рука, как орган познания и воздействия на окружающий мир, особое, человеческое строение речедвигательного аппарата и др.;

 

- биологические, инстинктивные потребности (потребности в пище, тепле и пр.);

 

- особенности типа высшей нервной деятельности, на основе которых формируются и развиваются человеческие свойства и способности, в том числе интеллектуальные.

 

Носителями наследственности являются гены. Они способны претерпевать мутации, изменения под влиянием внутренних причин и внешних воздействий (интоксикации, облучение и др.) мутациями, происходящими в генах, можно объяснить некоторые аномалии в развитии организма человека: многопалость, короткопалость, волчья пасть, дальтонизм (цветовая слепота), предрасположенность к некоторым заболеваниям, телесные различия людей.

 

Врождённые особенности объясняются условиями внутриутробной жизни младенца (здоровьем матери, влиянием лекарственных средств, алкоголя, курения, наркотиков и др.).

 

Таким образом, биологические особенности составляют природную основу человека. Но существенное влияние на психическое развитие ребёнка оказывает социальная среда.

 

Внешними факторами выступает окружающая среда и общество, в котором развивается человек.

 

Основной толчок психическому развитию даёт ребёнку его жизнь в обществе людей. Вне общения с другими людьми нет развития психики ребёнка. Социальный опыт ребёнок не наследует, а присваивает.

 

Психическое развитие ребёнка протекает по образцу, существующему в обществе, определяясь той формой деятельности, которая характерна для данного уровня развития общества. Поэтому дети в разные исторические эпохи развиваются по-разному.

 

Социальная среда выступает не как обстановка, не как условие развития, а как источник, т.к. в ней заранее есть всё, чем должен овладеть ребёнок, как положительное, так и отрицательное, например некоторые асоциальные формы поведения.

 

Компоненты социальной среды

1. Макросреда – общество, как определённая социально-экономическая, социально-политическая и идеологическая система.

 

2. Мезосреда – включает национально-культурные и социально-демографические особенности региона, в котором проживает ребёнок.

 

3. Микросреда – это непосредственная (личностная) среда жизнедеятельности ребёнка: семья, соседи, группы сверстников, культурные, воспитательно-образовательные учреждения, которые он посещает.

 

В разные периоды детства каждый из компонентов социальной среды неодинаково влияет на психическое развитие. Если на дошкольника, например, решающее влияние оказывает семейная среда, то на подростка – его товарищи.

 

Развитие личности можно представить как процесс ее вхождения в новую социальную среду и интеграцию в ней.

 

Под социальной ситуацией развития понимают социальные условия, в которых происходит психическое и поведенческое развитие человека.

 

Понятие «социальная ситуация развития» было введено Л.С. Выготским, который характеризовал ее как «особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий; это система отношений ребенка определенного возраста и социальной действительности».

 

Для каждого возрастного периода специфична своя социальная ситуация развития, т.к. формируются новые системы отношений в социальной действительности, отражающиеся в переживаниях и реализуемые в совместной деятельности с другими людьми.

 

Фактически микросреда, представляющая собой социальную ситуацию развития, по своей социально-психологической сущности является не чем иным, как контактной малой группой.

 

Таким образом, социальная ситуация развития обуславливает образ жизни ребенка, его «социальное бытие», в процессе которого им приобретаются новые свойства личности и психические новообразования, которые, в свою очередь, приводят к перестройке всей структуры сознания ребенка, к изменениям системы его отношений к миру, другим людям, самому себе.

 

Предпосылки психического развития ребёнка – это то, что оказывает определённое влияние на ребёнка, т.е. внешние и внутренние обстоятельства, от которых зависят особенности, уровень его психического развития.

 

Основным источником психического развития является общественный опыт; из него ребёнок через посредника (взрослого) получает материал для построения психических качеств и свойств личности.

 

Поэтому внешними предпосылками психического развития выступают качество и особенности обучения и воспитания.

 

Обучение – это процесс, направленный на развитие психических познавательных процессов, способностей, а также на формирование знаний, умений и навыков.

 

Воспитание – процесс, направленный на развитие характерологических свойств, эмоциональной, волевой, мотивационной сферы, нравственных качеств личности.

 

С.Л. Рубинштейн показал, что воспитание и развитие это две стороны единого процесса. Ребёнок развивается, воспитываясь и обучаясь.

 

Внутренними предпосылками развития личности выступают активность и желание, а также мотивы и цели, которые ставит перед собой человек в интересах своего совершенствования как личности.

 

Активность ребёнка формируется на всех этапах его психического развития в разных видах деятельности. Главное условие эффективности деятельности – её личностная значимость для ребёнка.

 

Развивающие возможности каждого вида деятельности – в их содержании и способах организации. Активность ребёнка в деятельности способствует появлению новых психологических образований. В процессе активного усвоения ребёнком материала (значимого) развиваются психологические механизмы, различные стороны личности ребёнка. Взрослый руководит познавательной, коммуникативной, моторной и другой активностью ребёнка.

 

Движущие силы психического развития. Сущность развития психики заключается в постоянных количественных накоплениях, которые путём скачка приводят к качественным изменениям. Например, овладев отдельными звуками, ребёнок в определённый момент начинает произносить слова; на следующем этапе развития появляется новое качество – способность связывать слова в предложение.

 

Аналогичный процесс количественно-качественных изменений можно наблюдать в различных областях формирующейся психики ребёнка: в мыслительной деятельности, в области чувств, в отношении к окружающему, к самому себе, в действиях и поступках, в сознании в целом.

 

Переход (скачок) от количественных к качественным изменениям может быть растянут во времени.

 

Диалектико-материалистическая теория рассматривает развитие как борьбу противоположностей, борьбу старых, отмирающих форм с новыми, нарождающимися, прогрессивными.

 

Активность личности обуславливается совокупностью потребностей, однако процесс их удовлетворения внутренне противоречив.

 

Потребности, как правило, не удовлетворяются немедленно после их возникновения. Для их удовлетворения необходимы материальные средства, определённый уровень готовности ребёнка к деятельности, знания, умения и т.п.

 

Движущие силы развития личности выявляются в противоречии между изменяющимися в деятельности потребностями человека и реальными возможностями их удовлетворения.

 

Преодоление противоречий между старым и новым в психике ребёнка происходит в деятельности (труд, общение, игра, учение) путём овладения определёнными средствами её осуществления (приёмами, способами, операциями, умениями, знаниями и т.д.) и это осуществляется в ходе обучения и воспитания. При этом удовлетворение потребностей посредством активной деятельности закономерно порождает новую, более высокую потребность.

 

Таким образом, движущие силы развития – это противоречия, возникающие в ходе психического развития и ведущие к появлению новых потребностей и интересов и овладению новыми видами деятельности.

 

Противоречия разнообразны: между новыми потребностями, запросами, стремлениями и невозможностью их удовлетворить старыми, ранее сложившимися способами; между требованиями взрослых и фактическими возможностями ребёнка; противоречия, связанные с удовлетворением социальных по содержанию и происхождению потребностями в общении, в новых впечатлениях.

 

На каждом возрастном этапе противоречия приобретают новое содержание и новые формы проявления. Именно расширение противоречий приводит к определённым скачкам, к формированию новообразованийв психическом развитии, т.е. качественным особенностям, характерным именно для данного возрастного периода.

 

Таким образом, новые качества психики создают основу для перехода к следующему возрастному этапу.

 

Рассмотрим это на примере проявления и развития потребности в общении. Младенец общается с близкими ему людьми, прежде всего с матерью, при помощи мимики, жестов, отдельных слов, значение которых не всегда понятно, но интонационные оттенки которых он воспринимает очень тонко. С возрастом, к концу младенческого периода, средства эмоционального общения с окружающими оказываются недостаточными для удовлетворения его возрастной потребности к более широкому и глубокому общению с людьми и познанию окружающего внешнего мира. Потенциальные возможности также позволяют ему перейти к более содержательному и широкому общению. Возникшее противоречие между потребностью в новых формах общения и старыми способами их удовлетворения являются движущей силой развития: преодоление, снятие этого противоречия порождает качественно новую, активную форму общения – речь.

 

Таким образом, управление процессом психического развития ребёнка в организованном воспитании и обучении предполагает знание и учёт основных противоречий каждого возрастного периода.

 

Психическое развитие и обучение. Механизмы влияния социального фактора на развитие психики представлены в концепции Л.С. Выготского о культурно-исторической обусловленности психического развития. Сущность этой теории заключается в том, что каждая функция психического развития первоначально проявляется во взаимоотношениях между людьми, а затем переходит во внутренний план, интегрируясь в целостную структуру личности. Переход от одной ступени психического развития к следующей обусловлен изменением социальной ситуации развития.

 

Вследствие изменения условий, в которых развивается человек, у него формируются новые психические функции, процессы, свойства, поведенческие реакции – новообразования. Каждый из возрастных периодов является сензитивным (благоприятным) для формирования тех или иных новообразований.

 

Знание новообразований и сензитивных периодов необходимо педагогу для того, чтобы сопоставить уровень того, что ребенок может освоить с тем, что у него сформировано в настоящий момент, что ему необходимо формировать. Важным для оптимизации психического развития личности ребенка являются (по Л.С. Выготскому) зоны ближайшего и актуального развития. То, что ребенок в данный момент способен сделать, постичь, понять самостоятельно, Л.С. Выготский назвал зоной актуального развития. Это то, чего ребенок уже достиг к моменту обучения. Уровень, на который ребенок в своем развитии способен подняться в сотрудничестве со взрослым, под его непосредственным руководством, с его помощью назван зоной ближайшего развития. Иначе говоря, это разница между тем, что ребенок может сделать сам, и что – при помощи взрослого.

 

Воспитатель может видеть завтрашний день развития ребенка, его ближайшие возможности: то, что вчера делал ребенок с помощью взрослого, завтра он сможет выполнить сам.

 

Благодаря взаимодействию со взрослыми, дети быстрее и глубже осваивают новую деятельность, у них развиваются различные способности, формируются умения и навыки. Понятие «зона ближайшего развития» введено Л.С. Выготским и непосредственно связано с взглядами ученого на проблему соотношения обучения и развития.

 

В процессе обучения ребенок усваивает общественно-исторический опыт, поэтому проблема обучения детей является не только педагогической. Вопрос о том, влияет ли обучение на развитие ребенка и, если влияет, то как – один из основных в психологии. Л.С. Выготский выдвинул положение о ведущей роли обучения в психическом развитии. Он считает, что истинно человеческие, высшие психические функции являются продуктом культурно-исторического развития. Развитие человека происходит благодаря овладению им различными средствами — орудиями труда, преобразующими природу, и знаками, преобразующими его психику. Овладеть знаковыми системами и, следовательно, опытом предыдущих поколений, ребенок может только в процессе обучения. Поэтому развитие психики не может рассматриваться вне социальной среды, в которой происходит усвоение знаковых средств, и не может быть понято вне обучения.

 

По Л. С. Выготскому, обучение — движущая сила психического развития. Обучение не тождественно развитию. Оно создает зону ближайшего развития, т.е. пробуждает у ребенка внутренние процессы развития. Л. С. Выготским были осуществлены экспериментальные исследования отношения между обучением и развитием. Это изучение житейских и научных понятий, усвоения родного и иностранных языков, устной и письменной речи, зоны ближайшего развития. На основе этих исследований ученый приходит к выводу, что «зона ближайшего развития определяет функции, не созревшие еще, но находящиеся в процессе созревания; функции, которые можно назвать не плодами развития, а почками развития, цветами развития… Уровень актуального развития характеризует успехи развития, итоги развития на вчерашний день, а зона ближайшего развития характеризует умственное развитие на завтрашний день».

 

Феномен зоны ближайшего развития свидетельствует о ведущей роли обучения в психическом развитии детей. «Обучение только тогда хорошо, — писал Л. С. Выготский, — когда оно идет впереди развития». Тогда оно побуждает и вызывает к жизни много других функций, лежащих в зоне ближайшего развития. Применительно к школе это означает, что обучение должно быть направлено не столько на уже созревшие, сколько на созревающие функции. «Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития», — писал Л. С. Выготский.

 

В то же время обучение не должно «отрываться» от развития ребенка. Значительный отрыв, искусственное забегание вперед без учета возможностей ребенка приведет в лучшем случае к натаскиванию, но не будет иметь развивающего эффекта. Зона ближайшего развития, демонстрируя еще скрытую от внешнего наблюдения меру зрелости психических процессов, имеет гораздо большее значение в плане прогноза и обучения, чем зона актуального развития, показывающая лишь то, что ребенок уже может. С. Л. Рубинштейн, уточняя позицию Л. С. Выготского, предлагает говорить о единстве развития и обучения. «Ребенок не развивается и воспитывается, а развивается, воспитываясь и обучаясь», — пишет С. Л. Рубинштейн. Это положение совпадает с положением о развитии ребенка в процессе его деятельности.

 

На этой основе был сформулирован принцип «опережающего обучения», которым определяется эффективная организация обучения, направленного на активизацию, развитие мыслительной деятельности детей, формирование способности самостоятельно добывать знания в сотрудничестве с другими детьми, т.е. саморазвиваться. Поэтому обучение должно быть целенаправленным, специально организованным.

 

Известно, что основным содержанием психического развития является формирование внутренних психических ориентировочных действий. Для этого необходимо включать детей в один из видов деятельности, который соответствует их потребностям и интересам. Всему этому отвечает развивающее обучение – это то, которое в наибольшей степени способствует психическому развитию детей.

 

Чтобы обучение по-настоящему развивало ребенка оно должно отвечать ряду условий:

1. Важно знать чему учить ребенка. Каждый возраст имеет свои сензитивные периоды развития психики – это периоды повышенной чувствительности к определенным воздействиям, создающие наиболее благоприятные, оптимальные условия для формирования у человека определенных психологических свойств и видов поведения (Л.С. Выготский). Этим, например, объясняется легкое овладение речью ребенком 2-3 лет. Поэтому нередко родителями и педагогами упускается время в развитии определенных функций у детей, и некоторые ресурсы развития так и не реализуются. Следует помнить, что если возможности сензитивного периода не будут до конца использованы, то в дальнейшем психическая функция сможет сформироваться, но этот процесс потребует больших затрат времени и усилий.

 

2. Не менее важно и то, как учить ребенка. Здесь главное – учет зависимости психического развития от деятельности:

 

1) необходимо формировать действия, которые входят в ориентировочную часть предметной деятельности, игры, рисования, конструирования и т.д. и направлены на выяснение свойств предметов и их использование в предметной деятельности; анализ предметов, событий, человеческих поступков; построение замыслов конструкций, рисунков, игр и отыскивание способов их воплощения;

 

2) обучение действиям, относящихся к практической части детских видов деятельности (техника рисования, конструирование, использование предметов и игрушек);

 

3) постепенное усложнение задач, обучение способам и приемам самостоятельного познания;

 

4) внесение творчества во все виды детской деятельности;

 

5) постепенное введение учебных заданий и постановка перед детьми цели научиться чему-то новому;

 

6) отбор ценностного содержания активной деятельности ребенка и общения с ним взрослых;

 

7) контроль за действиями ребенка (действия, переживания ребенка на воздействия взрослого, поступки, суждения, интересы);

 

8) закрепление знаний и умений путем изменения условий и некоторых видов заданий;

 

9) отбор положительных воздействий и подкрепления;

 

10) повышение требований к детям, т.к. заниженные требования не обеспечивают развитие ребенка, т.е. нужна ориентировка на «зону ближайшего развития»;

 

11) побуждения к деятельности должны иметь разные мотивы: соревновательные, желание получить высокую отметку, похвала, стремление оправдать оказанное доверие, личное притязание и др.;

 

12) индивидуальная дозировка всех оказываемых на ребенка воздействий с учетом его состояния в данный момент, типологических особенностей, прошлого опыта, сложившихся взаимоотношений.

 

Гуманистическая система воспитания и обучения предполагает прежде всего личностный подход к каждому воспитаннику. Поэтому необходимо изменить ориентацию педагога не на программу, а на ребенка, его самочувствие, нужды, интересы.

 

Общие закономерности психического развития. Развитие каждой психической функции, каждой формы поведения подчиняется своим особенностям, но психическое развитие в целом имеет общие закономерности, которые проявляются во всех сферах психики и сохраняются на протяжении всего онтогенеза.

 

1. Психическое развитие протекает стадиально (циклично), имея сложную организацию во времени. Каждая возрастная стадия обладает своим темпом и ритмом, не совпадающим с темпом и ритмом времени изменяющимся в разные годы жизни. Их последовательность нельзя перестроить или изменить по желанию взрослого. Так, год жизни в младенчестве по своему объективному значению и происходящим преобразованиям не равен году жизни в отрочестве. Наиболее быстро психическое развитие происходит в раннем детстве – с рождения до 3 лет.

 

Характеристиками стадий психического развития выступают социальная ситуация развития, основные новообразования, ведущая деятельность.

 

2. Для психического развития характерна неравномерность и гетерохронность. Каждая психическая функция обладает особым темпом и ритмом становления. Отдельные из них как бы «идут» впереди остальных, подготавливая другим почву. Затем те функции, которые «отставали», приобретают приоритет в развитии и создают основу для дальнейшего усложнения психической деятельности.

 

Например, в первые месяцы младенчества наиболее интенсивно развиваются органы чувств, а позднее на их основе формируются предметные действия. В раннем детстве действия с предметами превращаются в особый вид деятельности – предметно-манипулятивную, в ходе которой развиваются активная речь, наглядно-действенное мышление и гордость за собственные достижения.

 

Причинами неравномерности психического развития могут являться:

 

- индивидуально-типологические особенности ребенка;

 

- социальные и микросоциальные условия;

 

- особенности воспитания в семье;

 

- особенности педагогической системы в целом (воспитание и обучение);

 

- акселерация.

 

3. «Метаморфозы» (Л.С. Выготский) – развитие не сводится к количественным изменениям, а есть цепь качественных изменений, переход от одной формы к другой (например, усвоение речи: звуки – слова - предложения).

 

4. Сочетание процессов эволюции и инволюции – в ходе развития то, что было развито на предыдущих стадиях, либо отмирает, либо преобразуется.

 

5. Дифференциация и интеграция психических процессов, свойств и качеств.

 

Дифференциация состоит в том, что они отделяются друг от друга, превращаются в самостоятельные формы или деятельности. Так, память выделяется из восприятия и становится самостоятельной мнемической деятельностью.

 

Интеграция обеспечивает установление взаимосвязей между отдельными сторонами психики. Так, познавательные процессы, пройдя период дифференциации, устанавливают взаимосвязи друг с другом на более высоком уровне. В частности, взаимосвязи памяти с речью и мышлением обеспечивают ее интеллектуализацию.

 

6. На протяжении психического развития происходит смена детерминант-причин, которые его определяют. С одной стороны, меняется взаимосвязь биологических и социальных детерминант. С другой, становится иным и соотношение разных социальных детерминант.

 

7. Психика отличается пластичностью. Это дает возможность для ее изменения под влиянием каких-либо условий, усвоения различного опыта. Пластичность проявляется в виде компенсации психических или физических функция, в случае их отсутствия или недоразвития (например, при недостатке зрения, слуха, двигательных функций), или же в виде подражания как своеобразной формы ориентировки ребенка в мире специфически человеческих видов деятельности, способов общения и личных качеств путем уподобления, моделирования их в собственной деятельности.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: