Достоинства и недостатки метода эксперимента




Достоинства

Обеспечивается высокая точность результатов

Возможны повторные исследования в аналогичных условиях

Осуществляется почти полный контроль за всеми переменными

Недостатки

Условия деятельности испытуемых не соответствуют реальности

Испытуемые знают о том, что они являются объектами исследований

 

Особенности естественно-научного и формирующего эксперимента (по Ю.В. Громыко, В.В. Давыдову)

Естественно-научный эксперимент

 

Строится исходя из представления, что воспроизводимый в его структуре объект существует сам по себе, естественно, натурально

 

Строится на монопредметной идеализации/выделенной внутри данного предмета

 

Средство организации и технологии исследовательского поиска

 

Опирается на критерии истинности

 

Формирующий эксперимент

 

Предполагает построение или порождение объекта внутри его структуры, после чего он и становится предметом изучения

 

Является комплексным и полидисциплинарным и предполагает либо использование одновременно нескольких идеализации, либо построение на основе принципов конфигурации новой идеализации

 

Помимо исследования включает элементы проектирования

 

Эффективность оценивается с точки зрения реализуемости проектной идеи и анализа последствий

 

Основные этапы психологического исследования

Симметричность этапов

 

1Изучение состояния проблемы. Постановка проблемы, выбор объекта и предмета исследования

 

2Разработка или уточнение общей исходной исследова-тельской концепции (построение модели интересующего явления). Выдвижение гипотез

 

3Планирование исследования

 

определение целей и задач исследования

 

определение экспериментальных планов

 

выбор методов и методик исследования

 

определение математических методов обработки данных и др

 

 

Под тестами следует понимать методики, которые состоят из серии заданий с выбором из готовых вариантов ответа. При подсчете баллов по тесту выбранные ответы получают однозначную количественную интерпретацию и суммируются. Суммарный балл сравнивается с количественными тестовыми нормами, и после этого сравнения формулируются стандартные диагностические заключения.

 

ДОСТОИНСТВА:

 

1. Стандартизация условий и результатов. Тестовые методики относительно независимы от квалификации исполнителя.

 

2. Оперативность и экономичность. Тест состоит из серии кратких заданий, на выполнение каждого из которых требуется полминуты, а весь тест – не более часа., может тестироваться вся группа.

 

3. Количественный дифференцированный характер оценки. Дробность шкалы и стандартизованность теста позволяют рассматривать его как «измерительный инструмент», дающий количественную оценку измеряемым свойствам.

 

4. Оптимальная трудность. Профессионально сделанный тест состоит из заданий оптимальной трудности.

 

5. Надежность. тест охватывает основные разделы учебной тестируемой области знаний или проявления какого-то умения или способности.

 

6. Справедливость. Ее следует понимать как защищенность от предвзятости экзаменатора.

 

7. Возможность компьютеризации. Компьютеризация – это мощный инструмент обеспечения информационной безопасности (достоверности диагностики).

 

НЕДОСТАТКИ:

 

 

1) опасность «слепых» (автоматических) ошибок.

 

2) опасность профанации. Внешняя легкость проведения тестов привлекает людей, не желающих серьезно знакомиться с психодиагностикой

 

3) потеря индивидуального подхода, стрессогенность Тест предназначен для всех. Довольно вероятна возможность упустить уникальную индивидуальность нестандартного человека (тем более ребенка). Это чувствуют сами испытуемые, и это их нервирует – особенно в ситуации аттестационного тестирования, У людей с пониженной стрессо устойчивостью возникает даже определенное нарушение саморегуляции –они начинают волноваться и ошибаться в элементарных для себя вопросах

 

4) потеря индивидуального подхода, репродуктивность. Тесты знаний апеллируют прежде всего к стандартному применению готовых знаний;

 

5) отсутствие возможности раскрыть индивидуальность при наличии стандартных, заданных ответов

 

6) отсутствие доверительной обстановки. Процедура тестирования может создать у испытуемого впечатление, что психолог мало заинтересован в нем лично, в его проблемах и трудностях.

 

7) потеря индивидуального подхода, неадекватная сложность. Иногда неквалифицированные тестологи обрушивают на ребенка тесты, слишком сложные для него по возрасту. У него еще не сложились необходимые понятия и понятийные навыки, чтобы адекватно осмыслить как общую инструкцию к тесту, так и смысл отдельных вопросов.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: