Пути совершенствования организации управления предприятием оптовой торговли




 

Предписано, что порядок проведения инвентаризации на каждом отдельном предприятии должен быть предусмотрен Учетной политикой предприятия как основополагающим методом проверки наличия на его балансе активов и обязательств. Наличие такого порядка обусловлено спецификой работы отдельно взятого предприятия.

Кроме того, Законом предусмотрено, что все организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств в порядке и сроки, предусмотренные и установленные руководителем организации за исключением приведенных ниже случаев, когда проведение инвентаризации обязательно.

Участие специалистов внутреннего аудита в составе инвентаризационных комиссий наряду с представителями администрации предприятия, работниками бухгалтерской, инженерной, технологической и других служб предусмотрено Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств. Поэтому они принимают участие не только в проведении плановых и выборочных инвентаризаций, но и в случаях когда проведение инвентаризации обязательно, а именно:

при передачи имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;

перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;

при смене материально-ответственных лиц;

при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;

в случаях стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных чрезвычайными условиями;

при реорганизации или ликвидации организации;

в других случаях, предусмотренных законодательством.

Сплошная или полная инвентаризация имущества и финансовых обязательств предприятия обязательно проводится в конце года перед составлением годового бухгалтерского баланса.

Обязательная периодичность проведения полных инвентаризаций в зависимости от вида имущества предусмотрена Положением о бухгалтерском учете и отчетности в РБ. Так, инвентаризация сырья и материалов должна проводиться ежегодно, основных средств - один раз в три года, библиотечных фондов - один раз в пять лет.

Правила проведения инвентаризаций регламентированы Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств. Специалист внутреннего аудита перед инвентаризационным процессом обязан проверить наличие на предприятии в составе Учетной политики порядка проведения инвентаризации как этого требует Закон, проверить содержание этого порядка на соответствие требованиям Методических указаний.

В соответствии с этими указаниями на предприятии приказом или распоряжением руководителя создаются рабочие и постоянно действующие инвентаризационные комиссии. Задачи рабочих инвентаризационных комиссий:

инвентаризация имущества и денежных средств предприятия;

участие в определении результатов инвентаризации;

разработка предложений по упорядочению хранения товарно-материальных ценностей и денежных средств;

оформление инвентаризационных описей и протоколов результатов обследования инвентаризируемых объектов.

Рабочие инвентаризационные комиссии несут ответственность за:

соблюдение сроков и порядка проведения инвентаризаций;

полноту и точность внесения в опись данных о фактических остатках проверяемых основных средств, товарно-материальных ценностей и денежных средств и средств в расчетах;

правильность указания в описях отличительных свойств товарно-материальных ценностей (сорт, марка, технические условия и др.);

своевременность оформления результатов инвентаризации и сдачи их в бухгалтерию предприятия.

Внесение членами рабочих инвентаризационных комиссий в описи заведомо неправильных данных влечет за собой ответственность в установленном законом порядке.

Наличие ценностей при инвентаризации определяется путем пересчета, перевзвешивания, обмера, а нематериальных активов - по документам.

По установленным правилам инвентаризация имущества производится по его местонахождению и каждому материально-ответственному лицу обязательно в присутствии всех членов рабочей комиссии. Отсутствие хотя бы одного из них может в дальнейшем послужить основанием для признания результатов инвентаризации недействительными.

До начала инвентаризации специалист по внутреннему аудиту обязан:

выяснить, как часто проводилась инвентаризация имущества на данном объекте;

проверить бухгалтерскую документацию по ранее проводившимся инвентаризациям на данном объекте;

ознакомиться с номенклатурой и объемами товарно-материальных ценностей;

выявить дорогостоящие товарно-материальные ценности;

проанализировать имеющуюся систему учета товарно-материальных ценностей;

выявить сильные и слабые стороны системы учета ценностей.

В случае наблюдения или осуществления методического руководства проведением инвентаризации (без участия в составе комиссии) аудитору с целью обеспечения надежности средств контроля следует:

принять участие в проведении контрольных измерений (взвешивании, пересчете и др.);

установить, имеются ли устаревшие, используемые или мало используемые товарно-материальные ценности;

проверить, хранятся ли отдельно ценности, принадлежащие другим юридическим и физическим лицам, и учитываются ли они отдельно в складском учете и в бухгалтерии на забалансовых счетах.

Непосредственно перед началом проверки фактического наличия имущества материально ответственное лицо обязано представить членам рабочей инвентаризационной комиссии приходные и расходные документы о движении материальных ценностей, денежных средств или отчеты об их движении. Все эти документы визируются председателем комиссии с указанием даты и надписью «до инвентаризации». Это служит основанием для бухгалтерии для исчисления остатков имущества к началу инвентаризации по учетным данным.

На оформление этих документов обращается особое внимание. На стадии приема результатов юридической проверки выявляется законность и достоверность совершенных хозяйственных операций, а также наличие в них следующих реквизитов:

наименование документа (формы);

код формы;

дата составления;

содержание хозяйственной операции;

измерители хозяйственной операции (в натуральном и денежном выражении);

наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;

личные подписи и их расшифровки;

дополнительные реквизиты исходя из характера операции, требований нормативных актов и технологии обработки учетной информации.

Аудитору необходимо помнить, что незаконные операции и злоупотребления могут иметь место и при внешне правильно составленных документах. Поэтому в ходе их осмотра рекомендуется вызывать лиц, подписавших документы, для подтверждения подлинности подписей и фактов получения товарно-материальных и денежных ценностей. Осмотр документов рекомендуется проводить при достаточном освещении (лучше всего дневном). Осмотру подвергаются лицевая и оборотная стороны документа.

Перед началом основной процедуры у материально-ответственного лица (лиц) должна быть истребована расписка в том, что все приходно-расходные документы сданы в бухгалтерию или переданы комиссии, все ценности, поступившие на их ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны в расход.

Руководитель предприятия должен создать условия, обеспечивающие полную и точную проверку фактического наличия имущества (ценностей) в установленные сроки (обеспечить рабочей силой для перевзвешивания и перемещения грузов, технически исправным весовым хозяйством, измерительными и контрольными приборами, мерной тарой).

Проверка фактического наличия имущества производится при обязательном участии материально-ответственных лиц.

Наименование инвентаризируемых ценностей и объектов учета, их количество указывается в описях согласно номенклатуре в единицах измерения, принятых в учете, с заполнением чернилами или шариковой ручкой без помарок и подчисток.

В случае обнаружения ошибок их исправление производится во всех экземплярах путем зачеркивания неправильных записей и проставления над зачеркнутыми правильных записей. Исправления должны быть оговорены и подписаны всеми членами рабочей инвентаризационной комиссии и материально-ответственными лицами.

На каждой странице описи прописью указывается число порядковых номеров материальных ценностей и общий итог количества, записанного на данной странице в натуральных показателях вне зависимости от того, в каких единицах измерения эти ценности показаны.

В инвентаризационных описях не допускается оставлять незаполненные строки. На последних страницах незаполненные строки прочеркиваются.

После подписания инвентаризационных описей всеми членами рабочей инвентаризационной комиссии и материально-ответственным лицом (лицами), в конце описи материально-ответственное лицо (лица) дают расписку, которой подтверждают, что проверка имущества произведена в их присутствии, отсутствие каких-либо претензий к членам рабочей инвентаризационной комиссии и принятие поименованного в описи имущества на дальнейшее ответственное хранение.

При смене материально-ответственных лиц принявший имущество расписывается в описи в получении, а сдавший - в сдаче этого имущества. Если инвентаризация имущества проводится в течение нескольких дней, то при уходе рабочей инвентаризационной комиссии помещения, где хранятся ценности, опечатываются. В этом случае, а также в случае перерывов в работе (обеденный перерыв, время отдыха, ночное время, по другим причинам) инвентаризационные описи должны храниться в ящике, шкафу или сейфе в закрытом помещении, где проводится инвентаризация.

Материально-ответственные лица должны немедленно, т.е. до открытия помещения, склада, ангара, кладовой, секции и т.п., сделать заявление председателю рабочей инвентаризационной комиссии в случае обнаружения после проведенной инвентаризации ошибки в описях. После этого вышеназванная комиссия проверяет указанные в заявлении факты и в случае их подтверждения исправляет ошибки установленным порядком.

После окончания проведения инвентаризации председатель рабочей инвентаризационной комиссии обязан сдать надлежаще оформленные материалы инвентаризации в бухгалтерию где проверяется их качество, правильность указанных цен, таксировка, подсчет итогов, о чем на последней странице инвентаризационной описи должна быть сделана отметка за подписями лиц, проводивших эту проверку.

Только после этой процедуры выводится окончательный результат инвентаризации.

Товарно-материальные ценности, поступившие во время снятия остатков, принимаются материально-ответственными лицами в присутствии рабочей инвентаризационной комиссии и приходуются по реестру или товарному отчету после инвентаризации. Они заносятся в отдельную опись с указанием поставщика, даты поступления, даты и номера сопроводительного документа количества, цены, суммы и других обязательных реквизитов.

Для оформления результатов инвентаризации практикуется применение единых регистров, в которых объединены показатели инвентаризационных описей и сличительных ведомостей.

Так, основные средства, материальные ценности, денежные средства и другое имущество, оказавшееся в излишке, подлежит оприходованию и зачислению соответственно на финансовые результаты у организации или увеличение финансирования (фондов) у бюджетной организации с последующим установлением причин возникновения излишка и виновных лиц.

Убыль ценностей в пределах норм, утвержденных в установленном законодательством порядке, списывается по распоряжению руководителя предприятия соответственно на издержки производства или обращения у предприятия или на уменьшение финансирования (фондов) у бюджетной организации с последующим списанием. Нормы убыли могут применяться лишь при обнаружении фактических недостач.

Убыль ценностей в пределах установленных норм определяется после зачета недостач ценностей излишками по пересортице. Если после зачета по пересортице, проведенного в установленном порядке, результатом все же окажется недостача ценностей, то нормы естественной убыли должны применяться только по тому наименованию ценностей, по которому установлена недостача. При отсутствии утвержденных норм убыль рассматривается как недостача сверх норм.

Недостача материальных ценностей, денежных средств и другого имущества, а также порча относится на виновных лиц. В тех случаях, когда виновные не установлены или во взыскании с виновных лиц отказано судом, убытки от недостач и порчи списываются на издержки производства или обращения у предприятия или уменьшение финансирования (фондов) у бюджетной организации.

В документах, представляемых для оформления списания недостач ценностей и порчи сверх норм естественной убыли, должны быть решения следственных или судебных органов, подтверждающих отсутствие виновных лиц, либо отказ на взыскание ущерба с виновных лиц, либо заключение о факте порчи ценностей, полученное от отдела технического контроля или соответствующих специализированных организаций (инспекции по качеству, специализированной лаборатории и др.).

При возникновении пересортицы особое внимание необходимо обратить на зачет выявленных излишков и недостач. В таких случаях следует исходить из установленного правила: взаимный зачет излишков и недостач в результате пересортицы может быть допущен только в виде исключения за один и тот же проверяемый период у одного и того же проверяемого материально-ответственного лица в отношении товарно-материальных ценностей одного и того же наименования и в тождественных количествах.

О причинах допущенной пересортицы материально-ответственные лица представляют подробные объяснения инвентаризационной комиссии.

В том случае, когда при зачете недостач излишками по пересортице стоимость недостающих ценностей выше стоимости ценностей, оказавшихся в излишке, эта разница в стоимости относится на виновных лиц.

Если конкретные виновники пересортицы не установлены, то суммовые разницы рассматриваются как недостача сверх норм убыли и списываются на предприятиях на издержки обращения или производства, а в бюджетных организациях - на уменьшение финансирования (фондов).

На разницу в стоимости от пересортицы в сторону недостачи, образовавшейся не по вине материально-ответственных лиц, в протоколах заседания постоянно действующей инвентаризационной комиссии должны быть даны исчерпывающие объяснения о причинах, по которым такая разница не отнесена на виновных лиц. Обычно рассмотрению такого вопроса предшествует проведение административного расследования. Результаты и выводы последнего служат предметом рассмотрения центральной постоянно действующей инвентаризационной комиссии предприятия.

Свои предложения по регулированию выявленных при инвентаризации расхождений фактического наличия ценностей с данными бухгалтерского учета центральная постоянно действующая инвентаризационная комиссия представляет на рассмотрение руководителю предприятия, который и принимает окончательное решение о зачете.

Результаты инвентаризации должны быть отражены в учете и отчетности того месяца, в котором она была закончена, а по годовой - в годовом бухгалтерском отчете.

По своему характеру и внешний (независимый), и внутренний аудиты имеют много общего. Но существуют и принципиальные различия между этими видами деятельности, помогающие определить, чем отличается аудит от ревизии. В основном они сводятся к следующему:

 

Внутренний аудит Внешний (независимый) аудит
Действенность и эффективность прямо влияют на объем, содержание и характер внешнего аудита Объем, содержание и характер, а также аудиторский риск определяются в зависимости от качества и действенности внутреннего аудита
хозяйственные операции, использование ресурсов, состояние учета, отчетности и внутрихозяйственного контроля проверяются на соответствие установленной учетной политике и общеметодическим положениям Состояние учета и отчетности, эффективность использования ресурсов и уровень внутрихозяйственного контроля проверяются, чтобы определить масштаб внешнего аудита и уровень первоначального доверия к данным учета и отчетности клиента
Ориентация работы на отношение по функциональному и линейному управлению в данной хозяйственной системе Аудит ориентирован на важнейшие позиции отчетности и источники доходов с применением необходимых группировок по видам ресурсов и однотипным операциям
В остальном методические приемы документального контроля и методические приемы фактического контроля могут быть весьма сходными, хотя применяемое аудиторами их соотношение различное
Внутренний аудит прямо связан с текущим обеспечением сохранности активов, контролем постановки и организации материальной ответственности, выявлением и ликвидацией задолженности по недостачам, растратам и хищениям Связь с выявлением фактов мошенничества и хищений, с контролем постановки материальной ответственности является не прямой, а случайной, т. е. возникает в тех случаях, когда их результатом являются приписки и иные искажения отчетности
Внутренний аудит должен быть организационно независимым от ревизуемых объектов, а в целом аудиторы должны удовлетворять потребности руководства данной хозяйственной системы и получать от него заработную плату Внешний аудит должен быть независимым от клиента не только организационно, но и материально (практикуя денежные залоги за предстоящий аудит или имея иные источники финансирования, как в деятельности налоговой полиции)
Внутренний аудит есть часть внутрихозяйственного контроля, который должен быть непрерывным Внешний аудит является периодическим, осуществляется примерно с годовым интервалом

 


Заключение

 

В работе была раскрыта сущность организации управления организацией оптовой торговли, рассмотрены вопросы учёта и анализа на производственно-коммерческом предприятии “ЗАО «Евроопт»”.

Учёт на “ЗАО «Евроопт»” ведётся в соответствии с Законом Республики Беларусь “О бухгалтерском учёте и отчётности” с применением сокращённой журнально-ордерной формы счетоводства.

Была рассмотрена система налогообложения предприятий малого бизнеса. “ЗАО «Евроопт»” в соответствии с Законом Республики Беларусь “Об упрощённой системе налогообложения для субъектов малого предпринимательства на 2008 год” имеет право перейти на упрощённую систему налогообложения. Однако стоимость годового патента намного превышает сумму отчислений в бюджет и внебюджетные фонды, произведённых “ЗАО «Евроопт»” за 2006 год. При определении стоимости годового патента для субъектов малого предпринимательства, целесообразно учитывать не только отраслевую специфику, но и объём реализации.

Анализ финансово-коммерческой деятельности “ЗАО «Евроопт»” показал, что предприятие в основном работает на привлечённых средствах, поэтому коэффициенты ликвидности и финансовой независимости имеют низкие значения и очевидна тенденция к их уменьшению.

Руководству предприятия необходимо пересмотреть стратегию формирования оборотных активов. Наряду с использованием заёмных средств необходимо формировать собственные оборотные средства.

Показатели деловой активности и оценки прибыльности “ЗАО «Евроопт» достаточно высокие.

Прибыль отчётного года гораздо выше, чем в предыдущем году. Структура товарооборота стала более выгодной для предприятия.

 


Список использованных источников

 

1. Виноградова С.Н. Коммерческая деятельность. Учебное пособие: - Мн. Выш. шк., 2008.

. Гаджинский А.М. Логистика. - 2-е изд. - М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2004. - С. 7

3. Гребнев А.И. «Экономика торгового предприятия», Москва 2006г.

4. Гурская С.П. Организация хозяйственных связей по поставкам товаров: Лекция. - Гомель, ГКИ, 2008.

5. Гурская С.П. Товарные ресурсы: Текст лекций для всех специальностей. - Гомель, БТЭУ, 2002.

6. Кравченко Л.И. «Анализ хозяйственной деятельности в торговле», Мн., 2000 г.

7. О защите прав потребителей: Закон Республики Беларусь от 9 января 2002 г. № 90-3.

. Обеспечение материальными ресурсами и коммерческая деятельность предприятий: учеб. пособие / Под общ. ред. Ф.П. Висюлина и Л.М. Михневича. - Мн.: Выш. шк., 2001. С.35, 37

. Организация коммерческой деятельности: Справ. пособие / С.Н. Виноградова, С.П. Гурская, О.В. Пигунова и др. Под общ. ред. С.Н. Виноградовой. - Мн.: Выш. школа, 2000.

. Осипова Л.В., Синяева И.М.. Основы коммерческой деятельности. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2007.

. Осипова Л.В., Синяева И.М. Основы коммерческой деятельности: Учебник для вузов - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.

. Панкратов Ф.Г. Коммерческая деятельность. М.: "Маркетинг", 2006.

13. Раицкий К.А. «Экономика предприятия», Москва 2006 г.

14. Романов А.Н. и др. Маркетинг: Учебник./Под ред. Романова А. Н. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2005.

. Экономика: Учебник / Под общ. ред. С.Г. Землянухиной. Саратов:, 2000.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: