Практическое занятие.
Для управления дисциплинарными отношениями необходимо, прежде всего, научиться измерять уровень трудовой дисциплины, чтобы можно было определить, как те или иные меры, факторы, условия воздействуют на дисциплину, на что следует обратить внимание, какое звено в этой работе выделить. Измерение уровня дисциплины необходимо и для того, чтобы можно было сравнить ее в различных структурных подразделениях.
Уровень трудовой дисциплины рассчитывают различными способами, используя следующие формулы.
где Н — количество нарушителей (или нарушений) дисциплины, то есть лиц, чьи поступки противоречат требованиям дисциплины;
М — общее число работающих, то есть участников дисциплинарных отношений в организации.
где П — сумма потерь рабочего времени из-за нарушений;
РВ — сумма отработанного рабочего времени.
где ТФР — абсолютный фонд рабочего времени работников;
ТП — непроизводительные потери.
Следует отметить, что здесь при расчетах учитываются только отрицательные отклонения от норм, чего явно недостаточно.
Формула для расчета уровня трудовой дисциплины, которая учитывает отклоняющееся и активное поведение, имеет вид:
где Н — число всех нарушений;
НП — величина, характеризующая нормативное поведение коллектива;
П — число всех поощрений.
По этой формуле единица — это эталон, когда все работники соблюдают трудовую дисциплину. Отклонения от единицы характеризуют существующий уровень дисциплины. Однако и эта формула имеет недостатки. Она не дает возможности сравнить дисциплину в различных трудовых коллективах, особенно если в одном из коллективов значительно больше работников. Учет только поощрений и взысканий, объявленных администрацией, не дает представления об уровне трудовой дисциплины, так как многие нарушения и активность не фиксируются. Целесообразно учитывать не взыскания, а все нарушения, тем более что в любом коллективе они на виду, на виду и все случаи проявления активности.
|
Достаточно объективную картину может дать экспертная оценка уровня трудовой дисциплины. Рассмотрим процедуру ее проведения на конкретном примере. Предположим, что на участке животноводства в сельскохозяйственном производственном кооперативе работают 60 человек. Уровень трудовой дисциплины в этом коллективе будем оценивать по пяти шкалам (таблица 2.6), каждая из которых характеризует определенную сторону или качество дисциплины:
1-я шкала характеризует в целом поведение каждого члена коллектива;
2-я шкала учитывает трудовую активность каждого работника (выполнение плановых заданий);
3-я шкала — активность в осуществлении своих прав (злоупотребление своими правами во вред коллективу или защита интересов коллектива);
4-я шкала — качество груда (ошибки или соблюдение стандартов качества);
5-я шкала — использование рабочего времени (потери или экономия).
По каждой из этих шкал поведение работников в целом, их трудовая активность, активность в осуществлении своих прав, качество труда и использование рабочего времени может быть активным, правомерным или отклоняющимся. Построенные таким образом по принципу симметрии шкалы позволяют разделить всех работников на пять групп:
|
I и II группы — с отклоняющимся поведением;
III группа — правомерным;
IV и V группы — активным.
Следует отметить, что в IV и V группы включаются лица, проявившие активность. Они могут быть поощрены за образцовое выполнение трудовых обязанностей, повышение производительности труда, улучшение качества продукции, продолжительную и безупречную работу, экономию сырья, материалов, энергии и т.д. Пятая группа — это лица, проявившие трудовой
Таблица 2.6 – Характеристики шкал для экспертной оценки уровня
трудовой дисциплины
Номер шкалы | № группы | Вид поведения | ||||
1-я шкала | 2-я шкала | 3-я шкала | 4-я шкала | 5-я шкала | ||
Имеет два и более нарушений за отчетный период | Постоянно не выполняет план, не справляется со своими обязанностями | Злоупотребляет своими правами, составляет жалобы на коллектив, одобряет и поддерживает нарушителей | Постоянно допускает брак и систематические ошибки по личной вине | Имеет потери рабочего времени в форме прогулов, отсутствует на работе более трех часов по различным причинам | I | Отклоняющееся |
Имеет одно нарушение | Имеются отдельные случаю невыполнения плана по личной вине | Разводит интриги в коллективе, мешает нормальной работе | Периодически допускает брак и ошибки по личной вине | Имеет нарушения, повлекшие потери рабочего времени менее трех часов | II | Отклоняющееся |
Нет нарушений, но и не проявляет активность | План выполняет на 100 % | Пассивен к недостаткам в коллективе | Выпускает продукцию, соответствующую низшим требованиям к качеству, справляется с работой | Не имеет потерь рабочего времени, но и нет его экономии | III | Правомерное |
Активен в пределах трудового коллектива | План выполняет на 100 – 110 % | Встретившись с нарушениями, будет добиваться их искоренения, но только в пределах трудового коллектива | Выпускает продукцию, соответствующую требованиям к качеству | За счет экономии рабочего времени перевыполняет план на 10 % | IV | Активное |
Проявляет трудовой героизм | План перевыполняет более чем на 110 % | Встретившись с нарушениями, будет добиваться их искоренения и за пределами коллектива | Имеет высочайшее качество работы | За счет экономии рабочего времени перевыполняет план на 20 % и более | V | Активное |
|
героизм, они представляются к наградам. В эту группу включаются как представленные к наградам, так и награжденные орденами, медалями и проявляющие высокий уровень трудовой и общественной активности.
Используя пятибалльную систему, работникам I группы выставим оценку 1 (у них самая низкая дисциплина), II группы — 2, III группы — 3, IV группы — 4 и V группы — 5 (у них самая высокая дисциплина). Средний уровень дисциплины в коллективе в таком случае равен 3,0.
Определим вначале уровень дисциплины по первой шкале. Оценки экспертов, в роли которых могут выступать руководители и специалисты хозяйства, а также сами работники оцениваемого подразделения и, конечно же, сотрудники службы управления персоналом, показали, что к I группе относится 4 человек, ко II — 9, к III — 30, к IV — 14, к V — 3. Рассчитаем уровень трудовой дисциплины:
По второй шкале к I группе относится 5 человек, ко II — 7, к III — 27, к IV — 15, к V — 6. Уровень трудовой дисциплины:
По третьей шкале к I группе относится 0 человек, ко II — 2, к III — 39, к IV — 15, к V — 4. Уровень трудовой дисциплины:
По четвертой шкале к I группе относится 7 человек, ко II — 14, к III — 26, к IV — 11, к V — 2. Уровень трудовой дисциплины:
По пятой шкале к I группе относится 6 человек, ко II — 16, к III — 25, к IV — 12, к V — 1. Уровень трудовой дисциплины:
Усредним рассчитанные значения уровня трудовой дисциплины по всем пяти шкалам. Это даст экспертную оценку среднестатистического уровня трудовой дисциплины в коллективе:
Полученное значение УТД свидетельствует о том, что в коллективе уровень трудовой дисциплины несколько выше среднего. При этом поведение каждого отдельного работника отражается на общем уровне дисциплины.
Описанная методика экспертной оценки уровня трудовой дисциплины позволяет учесть разнокачественные явления, из которых складывается состояние трудовой дисциплины в коллективе. При необходимости ее можно дополнить шкалами других показателей, характеризующих различные дополнительные и значимые для данного коллектива признаки и свойства.
Практическое задание
1. Изучите способы оценки уровня трудовой дисциплины.
2. Разберите пример экспертной оценки уровня трудовой дисциплины, обратив внимание на построение шкал для экспертной оценки и методику расчета среднестатистического уровня трудовой дисциплины в коллективе.
3. Проведите экспертную оценку уровня трудовой дисциплины в коллективе сельскохозяйственной организации, которая являлась базой производственной практики. При необходимости скорректируйте шкалы для оценки уровня трудовой дисциплины или введите дополнительные.
Проанализируйте полученный результат. Какие мероприятия могут быть предложены для повышения уровня трудовой дисциплины?
4. Проведите оценку уровня дисциплины в Вашей учебной группе. Рекомендуется следующий порядок выполнения задания.
4.1. Разработайте шкалы для оценки успеваемости, посещаемости занятий, общественной работы, участия в различных мероприятиях и других показателей (таблица 2.7). Чем большее количество различных шкал будет использовано, тем полнее и точнее будет оценен уровень дисциплины. По каждой шкале предусмотреть пять групп учащихся: с отклоняющимся поведением (I и II группы), правомерным (III группа) и активным (IV и V группы).
4.2. Определите (дайте экспертную оценку) количество учащихся, попадающих в I, II, III, IV и V группы по каждой шкале. Результаты оценки занесите в таблицу 2.8.
4.3. Рассчитайте уровень дисциплины, используя формулу:
где i — индекс, соответствующий номеру группы;
j — индекс, соответствующий номеру шкалы;
pij — количество учащихся, отнесенных к i -й группе по j -й шкале;
M — количество групп (в нашем случае М = 5);
K — общее количество учащихся;
N — количество шкал.
При расчетах рекомендуется использовать пятибалльную систему, тогда оценка будет совпадать с номером группы.
5. Проанализируйте полученные результаты. Что может повысить уровень дисциплины в группе?
Таблица 2.7 – Шкалы оценки уровня дисциплины
№ группы | Вид Поведения | № шкалы и оцениваемый показатель | ||||
1-я | 2-я | 3-я | 4-я | 5-я | ||
Успеваемость | Посещаемость занятий | Общественная работа | Участие в мероприятиях | … | ||
I | Отклоняющееся | |||||
II | Отклоняющееся | |||||
III | Правомерное | |||||
IV | Активное | |||||
V | Активное |
Таблица 2.8 – Количество учащихся в группах по различным шкалам
№ группы, i | № шкалы, j | ||||
1-я | 2-я | 3-я | 4-я | 5-я | |
I | |||||
II | |||||
III | |||||
IV | |||||
V |