Презентатционные и репрезентационные коды




Коды служат не только для организации и понимания данных.

Они выполняют коммуникативные и социальные функции. Один из способов классификации кодов на основе этих функций - разграничение между репрезентационными и презентационными кодами.

Репрезентационные коды используются для создания текстов, которые способны существовать сами по себе, независимо от своих создателей и ситуаций, в которых они были созданы. Они состоят из символических и иконических знаков. Все книги и фильмы основаны на таких кодах.

Презентационные коды индексальны по своей природе: сообщения, которые они создают, не могут существовать без их создателей, то есть декодеров и конкретных коммуникативных ситуаций.

25. Невербальная коммуникация: функции и особенности (Коды).

 

Невербальная коммуникация осуществляется через презентационные коды, такие, как жесты, движения глаз, или тон голоса. Эти коды порождают сообщения «здесь и сейчас».. Тон моего голоса может указывать на мое отношение к тому, о чем я сейчас говорю, и к собеседнику; он не может создать сообщение о моих чувствах на прошлой неделе

 

Работа презентационных кодов ограничивается ситуацией «лицом к лицу» и «здесь и сейчас» требуют присутствия коммуникатора. Они выполняют две функции.

Первая состоит в том, чтобы передать индексную информацию об отправителе и его коммуникативной ситуации. Через эту информацию слушатель узнает о личности отправителя, его эмоциях, социальном статусе и так далее.

Вторая функция – это функция управления взаимодействием. Эти коды используются для установления отношений с другой стороной. Используя определенные жесты, позы и тон голоса, я могу попытаться доминировать над моими собеседниками, занять позицию примирения сними или закрыться от них.

Кроме того, я могу использовать код чтобы показать, что я закончил свой рассказ и пора заканчивать встречу или у меня есть еще что сказать. Эти коды по-прежнему, в некотором смысле, индексные, но они используются для передачи информации об отношениях, а не о говорящем.

Эти две функции презентационных кодов могут быть выполнены и репрезенционными кодами в той мере, в какой презентационные коды могут присутствовать в репрезентационном сообщении Письменный текст может иметь "тон"; фотография может навевать депрессию или, наоборот, радость.

Но социальные психологи выявили третью функцию кодов, которая может быть выполнена только репрезентационными кодами. Это когнитивная или идейная функция. Это функция передачи информации и идей о том, что отсутствует в ситуации «здесь и сейчас»и не зависит от коммуникатора и ситуации общения.

Вербальный язык или фотография являются примерами репрезентативных кодов. Модель Якобсона может прояснить разницу между двумя типами кодов. Репрезентативные коды являются единственными, которые могут выполнять референтивную функцию.

. Презентационные коды являются наиболее эффективными в конативной и эмотивной функциях. Оба вида кодов выполняют эстетическую и фатическую функции, хотя металингвистическая ограничивается в основном репрезентативными кодами.

Человеческий организм является основным передатчиком презентационных кодов. Аграйл(1972) перечисляет десять таких кодов и описывает виды значения, которые они могут передавать.

26. Невербальная коммуникация: телесный контакт, расстояние между участниками коммуникации, ориентация, внешний вид, кивки головы (Коды).

 

1.Телесный контакт. Прикосновения людей друг к другу при различных обстоятельствахмогут представлять собой важные сообщения о их отношениях. Интересно, что этот код (а также тот, что идет следующим в нашем списке) по-разному «ведут себя» в разных культурах. Англичане касаются друг друга реже, чем американцы, американцы реже, чем итальянцы и т.д.

2. Расстояние между участниками коммуникации (или проксемика). То, насколько близко мы расположены друг к другу во время коммуникации, дает информацию о наших отношениях. Расстояние до трех футов (90 сантиметр) говорит об интимных отношениях, от 3-х до 8-ми футов (2,4 метра) свидетельствует о личных отношениях, расстояние более восьми футов является свидетельством официальных отношений.

Эти «стандарты» типичны для так называемой североевропейской культуры. Гораздо более короткие расстояния свойственны арабскому Востоку, но не Японии, где принято осуществлять коммуникацию на весьма отдаленных расстояниях. Различаются эти шкалы расстояний и по социальному признаку: рабочему классу свойственны более короткие расстояния, чем представителям высшего общества.

3. Ориентация То, под каким углом люди находятся, общаясь друг с другом, тоже дает информацию, о их отношениях. Расположение собеседников лицом к лицу может указывать либо на близость, либо на агрессию, расположение под углом 90 °к собеседнику указывает на позицию кооперации и так далее.

4.Внешний вид. Аргайл выделяет два аспекта в этом виде кодов, а именно: элементы внешнего вида, в большей степени поддающиеся волевому контролю (прическа, одежда, кожа, телесная окраска, украшения), и элементы, которые менее поддаются контролю воли (рост, вес и т.д.) Волосы во всех культурах - весьма значимый, с точки зрения коммуникации, элемент, так как он является наиболее "гибкой" частью нашего тела, мы всегда можем легко изменить их вид.

Своим внешним видом люди «отправляют сообщения» о своей личности, о социальном статусе, и, в частности, о соответствии социальному статусу.

Подростки часто посредством внешности выражают свое недовольство «взрослыми» социальными ценностями, но нередко бывают недовольны, когда такие «сообщения враждебности» провоцируют негативную реакцию со стороны взрослых!

5. Кивки головы. Они участвуют в основном в функции управления взаимодействием коммуникативных актов, особенно, в управлении «очередностью речи». Кивок может означать передачу «слова» кому-нибудь из других участников коммуникации, быстрый кивок также может указывать на желание говорить.

27. Невербальная коммуникация: выражение лица, жесты, поза, движение глаз и зрительный контакт, невербальные аспекты речи

6. Выражение лица. Этот код может быть разбит на субкоды: положение бровей, изменения формы глаз, формы рта и размера ноздрей. Все это в различных комбинациях образует различные выражения лица, можно составить своеобразную грамматику этого сложного кода. Интересно, что выражение лица имеет меньше межкультурных вариаций, чем большинство других презентационных кодов.

7. Жесты (кинесика). Руки являются основными передатчиками жестов, но жесты ног и головы тоже важны. Жесты тесно связаны с речью и дополняют вербальную коммуникацию. Они могут передавать либо общее эмоциональное состояние, или конкретные эмоции. Прерывистая, решительная жестикуляция, расположенная по оси «вверх-вниз», часто указывает на попытку доминировать, в то время как более аморфные, непрерывные, округлые жесты указывают на желание добиться понимания или завоевать симпатию.

Помимо этих индексных жестов, имеется группа символических Например, знак V. Жесты часто имеют оскорбительный или скатологический характер и являются специфическими для культуры или субкультуры. Следует также отметить и иконические жесты, такие, как изображения с помощью рук формы и размеров разных объектов или изображение «кавычек» пальцами.

8. Поза. Манера сидеть, стоять, и лежать может иметь в коммуникации ограниченный, но интересный диапазон значений. Эти значения часто проявляются в межличностных отношениях: дружественность, враждебность, чувство превосходства или зависимости - все это может быть выражено позами. Поза также может указывать на эмоциональное состояние, в частности, степень напряженности или расслабления.Интересно, что поза не так хорошо управляема, как выражение лица: беспокойство можно скрыть на лице, но оно может проявиться в позе.

9. Движение глаз и зрительный контакт. То, при каких обстоятельствах, как часто и как долго мы встречаемся с глазами других людей, является способом передачи очень важных сообщений об отношениях с людьми. Когда некто глядит на кого-то в упор, это значит, что он стремится доминировать, с другой стороны, выражения «строить глазки» или «отвести глаза» предполагают другие отношения.

Зрительный контакт в начале речи свидетельствует о желании доминировать над слушателем, то есть заставить его или ее обратить внимание на говорящего, зрительный контакт в конце или после устного выступления указывает на более легкие (аффилиативные) отношения, а также показывает стремление к обратной связи, желание увидеть реакцию слушателя.

10. Невербальные аспекты речи. Они делятся на две категории: (а) просодические коды, которые сопровождают вербальную речь. Тон и ударение являются основными кодами здесь. Любая фраза "может быть сказана с тоном утверждения, вопроса, недоверия и т.д. (б) паралингвистические коды, которые передают информацию о говорящем. Тон, громкость, акцент, речевые ошибки и скорость речи указывают на эмоциональное состояние говорящего, его личность, класс, социальный статус, его отношение к слушателю и так далее.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: