Результаты анкетирования предприятий по основным проблемам, которые могут возникнуть при вступлении России в ВТО




Наименование проблем Кол-во предприятий, указавших на проблему В % к итогу
     
Всего анкет    
Устаревшее оборудование и технологии    
Отсутствие средств на модернизацию    
Ценовая неконкурентоспособность    
Неконкурентоспособность по дизайну и качеству    
Отсутствие средств на научные исследования    
Отсутствие подготовленных кадров-специалистов    
Сужение внутреннего рынка    
Низкое качество комплектующих изделий    
Высокие цены на услуги и продукцию естественных монополий    
Несовершенство законодательства, стандартов и сертификатов    

С учетом появления дополнительных проблем о своей готовности к работе в новых условиях заявили лишь 10% проанкетированных российских предприятий. Конечно, обилие и дешевизна импортных товаров могли бы пойти на пользу отечественному потребителю. Но это возможно лишь в условиях эффективной внутренней конкуренции и обеспечения прав потребителей, что в стране пока отсутствует.

К работе в условиях глобализации Россия пока не подготовлена и в общегосударственном плане. Страна не имеет обоснованной промышленной политики, т.е. представления о том, какие отрасли отечественной промышленности и в какой мере нуждаются в протекционистской защите или стимулировании. Отсутствует общенациональная система внешнеэкономической информации для бизнеса, что лишает его зарубежные операции необходимого информационного обеспечения и приводит экспортеров к нарушениям и ошибкам. Практически не работает и система государственной поддержки промышленного экспорта. В стороне от подготовительной работы остаются регионы России. Наконец, нет гарантий, что не произойдет увеличение дополнительных внутренних налогов на бизнес в следствие сокращения таможенных доходов при либерализации импорта.

В настоящее время отсутствуют точные количественные и качественные оценки последствий вхождения России в ВТО, т.к. для этого надо знать условия присоединения, а они будут известны лишь к окончанию переговоров. Наиболее взвешенным и аргументированным, из ряда работ на эту тему, выглядит доклад Национального инвестиционного совета (НИС) и Российской академии наук «Народнохозяйственные последствия присоединения России к ВТО».[72] В соответствии с данной работой возможен импортозамещающий рост производства в России, например обуви, одежды, ликероводочной продукции и т.д. С другой стороны – возможно появление проблем в пищевой, мебельной, фармацевтической, металлургической, химической, автомобильной, авиационной и ряде других отраслей. Противоречиво присоединение к ВТО для высокотехнологичных отраслей промышленности. Замедление темпов технического развития в стране снизило долю их в российском экспорте до 1%, что делает их весьма слабыми конкурентами.

Из сказанного выше следует, что вхождению России в ВТО должна предшествовать основательная работа, как на федеральном, так и региональном уровнях власти. На федеральном уровне она в первую очередь должна заключаться в обеспечении таких условий присоединения, которые позволили бы максимально соблюсти принципы национальной безопасности и получить наибольший положительный эффект для устойчивого функционирования экономики страны в целом. Проблема подготовки должна стать предметом особой государственной программы, направленной на модернизацию производства, динамичное развитие отраслей обрабатывающего сектора, наращивание экспортного потенциала конкурентоспособных отраслей.

Чрезвычайно важны и целенаправленные действия в регионах. Представляется целесообразным незамедлительно разработать комплексные программы их подготовки к вступлению в ВТО с учетом структуры экономики и специфики территорий страны. Так, оценивая последствия глобализационных процессов для Владимирской области, можно отметить, что регион выгодно отличает стабильная экономическая ситуация и положительная динамика развития многих отраслей социально - хозяйственного комплекса. Наблюдаются позитивные изменения в промышленности, агропромышленном комплексе, жилищном и дорожном строительстве, газификации области, решении многих социальных вопросов.

Сильными сторонами экономики региона, при вступлении в ВТО можно назвать: выгодное географическое положение, влияющее на транспортные затраты по доставке сырья, материалов, комплектующих и реализацию готовой продукции, развитая сеть автомобильных и железных дорог, включение области в юго-западный (через Нижегородскую область, Мордовию, Татарстан и т.д.) и центральный (Москва - Нижний Новгород) транспортные коридоры, устойчивое позиционирование на рынке готовой продукции по телевизорам, электродвигателям, сортовой посуде и стеклотаре, мотоциклам, мотороллерам, мопедам, и т.д. При этом следует отметить, что продукция области хорошо известна не только на внутренних рынках РФ и СНГ, но и на внешних (на страны Дальнего зарубежья приходиться 82,2% экспорта области, из них 44,8% - продукция машиностроительной отрасли), высокий экспортный потенциал, диверсифицированность производства, что значительно снижает совокупный риск от вступления в ВТО, для экономики региона в целом, преобладание в структуре импорта средств производства, наличие собственной сырьевой базы для предприятий промышленности строительных материалов, стекольной и пищеперерабатывающей промышленности, дорожного строительства, наличие некоммерческих корпоративных структур, обеспечивающих отраслевое самоуправление, отработанный механизм управления реструктуризацией кризисных предприятий в промышленности и сельском хозяйстве, наличие стимулирующей нормативно-правовой базы для привлечения инвестиций, развитый научно-образовательный комплекс, высокий квалификационный уровень кадров и другие.

Однако для региона существует и ряд угроз, во многом связанных с преобладанием в структуре его экономики проблемных отраслей. Это в основном относится к мясомолочной промышленности, химической, автомобилестроению, сельхозмашиностроению (производство тракторов), легкой и электронной промышленности. Кроме того, к дополнительным проблемам региона после вступления в ВТО могут привести следующие слабые стороны его экономики:[73] зависимость от поставок из других регионов сырья, материалов, электрической энергии (до 70%) и природного газа, значительный износ основных производственных фондов, который составил в 2005 году 49,8 %, слабое коммерческое использование результатов научно-технической деятельности, не полная сбалансированность системы образовательных услуг и реальных потребностей рынка труда, что приводит к дефициту высококвалифицированных кадров, неблагоприятная демографическая ситуация, существенное превышение смертности над рождаемостью, отток квалифицированных кадров в соседние регионы, низкое качество и неразвитость сервиса, высокая степень износа объектов жизнеобеспечения, недостаточная информированность делового сообщества о процедурах, принципах, правилах, нормах, действующих в рамках ВТО, низкий внутренний спрос на рынке потребительских товаров и среднедушевой уровень доходов населения, высокое расслоение населения по доходам. Соотношение доходов 10% наиболее и 10% наименее обеспеченных слоев населения составляет 6 раз[74], высокая доля «неэффективных» собственников.

Многие из перечисленных факторов непосредственно влияют на конкурентоспособность, как отдельных производителей, так и региона в целом. Чувствительность промышленности к увеличению импорта может привести к закрытию ряда предприятий и вызвать соответствующие социальные последствия. Наиболее острое реагирование на изменение тарифного режима ожидается по отраслям: мясомолочной промышленности; химико-фармацевтической; микробиологической; автомобилестроению; сельхозмашиностроению (в том числе производству тракторов). Поэтому в ходе переговорных процессов об условиях вступления России в ВТО необходимо:

- добиваться предоставления максимального срока переходного периода

(6-10 лет) для адаптации всех механизмов к российской действительности, определить сферы экономики, в которых влияние иностранных компаний и других корпоративных образований должно быть ограничено;

- снять ограничения государственного регулирования наиболее значимых экономических процессов и господдержки;

- добиться согласия об отказе (или “отсрочке” на период адаптации) от предъявления по отношению к российским товарам ряда повышенных требований в части отдельных технических и эксплуатационных показателей (норм экологических, безопасности, шумности и др.).

Главной задачей на макроуровне как для страны в целом, так и каждого региона является четкая формулировка новых хозяйственных целей и приоритетов социально- экономического развития. Угроза увеличения импорта требует определения наиболее уязвимых отраслей региональной промышленности, с целью обеспечения для них наибольшей защиты и лучших условий развития, как до, так и после вступления в ВТО. Данная задача не может быть решена без проведения всестороннего комплексного анализа экономических и социальных последствий присоединения для каждой отрасли, учитывающего: степень зависимости объемов выпуска и продаж от объемов импорта и таможенной пошлины, сложившихся тенденций в развитии отраслей, специфических особенностей территории и т.д. Информационной основой анализа может стать анкетирование предприятий области, на основе которого необходимо разработать систему экономических показателей, достижение заданных значений которых может свидетельствовать о готовности к полномасштабной либерализации региональной экономики.

Реализация предложенных рекомендаций позволит повысить конкурентоспособность выпускаемой продукции (работ и услуг), снизить проявление негативных последствий либерализации внешнеэкономической деятельности и в конечном итоге – повысить устойчивость функционирования хозяйственной системы региона.

Резюмируя материалы настоящей главы можно отметить, что анализ научной литературы, нормативно-правовых документов, зарубежной и отечественной практики доказывает, что существуют эффективные направления и механизмы формирования свойства экономической устойчивости региональных хозяйственных систем. Для вывода регионов на параметры устойчивого развития необходима продуманная, целостная региональная политика государственных органов власти, рассчитанная на устойчивое функционирование не только регионов-лидеров, но и депрессивных территорий.

Передовой опыт и рекомендации по формированию свойства экономической устойчивости региональных хозяйственных систем целесообразно использовать в главе IV при выработке эффективных механизмов государственного воздействия на исследуемые процессы.

 

2.4. Контрольные вопросы для подготовки и рекомендуемая литература.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ГЛАВЕ II ПО ТЕМЕ «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ СИСТЕМЫРЕГИОНА»

1. Когда впервые в отечественной литературе появился термин «устойчивое развитие»?

2. Сущность категорий экономическая устойчивость и устойчивое экономическое развитие. Общее и принципиальные различия.

3. Почему вопросы устойчивого развития и государственного регулирования связанных с этим процессом в настоящее время находятся в сфере системного внимания российских ученых?

4. Возможно ли изучение указанной темы проводить лишь с позиции устойчивого эколого-безопасного развития?

5. Основные элементы стратегии развития России в XXI веке в области устойчивого развития.

6. В каких основополагающих работах излагается философское мировоззрение, теория и методы проектирования устойчивого развития сложных социально-экономических систем?

7. Сущность системного подхода к управлению сложноэволюционизирующими системами.

8. Что такое системы? Основные законы их функционирования.

9. Хозяйственная система региона как научное понятие и явление.

10. Основные компоненты обеспечения экономической устойчивости хозяйственной системы региона.

 

 

Рекомендуемая литература

 

1. Дмитриев Ю.А., Кретинин В.А., Максимов С.А. Направления и механизмы обеспечения устойчивого социально-экономического развития региона // ВлГУ, Владимир, 2004, 300с.

2. Коптюг В.А., Матросов В.М., Левашов В.К., Устойчивое развитие цивилизации и место в ней России: проблемы формирования национальной стратегии. М.-Н. 1996 г. Дальнаука, Владивосток, 1997 г.

3. Кретинин В.А. Региональная экономика: переход к устойчивому развитию. Монография. - Владимир, Собор, 2007, 332 с.

4. Кретинин В.А., Омарова Т.Д., Чайковская Н.В. Управление региональной экономикой – механизмы перехода от антикризисного к устойчивому развитию: моногр. – Муром: Изд.- полиграфич. центр МИВлГУ, 2005, 216с.

5. Кушлин В.И., Фоломьев А.Н., Селезнев А.З., Смирницкий Е.К. Инновационность хозяйственных систем. Эдиториал УРСС, М., 2000г. Кузнецова О.Л., Большаков Б.Е. Устойчивое развитие: Научные основы проектирования в системе природа- общество-человек. Санкт-Петербург- Москва- Дубна, 2001 г.

6. Новая парадигма развития России в XXI веке. Комплексное исследование проблем устойчивого развития: идеи и результаты. Под редакцией В.А. Коптюга, В.М. Матросова, В.К. Левашова. Изд. 2-е. М.: Academia, 2000.

7. Селезнев Г.Н., Христенко В.Б., Залиханов М.И., Львов Д.С. и др. Научная основа устойчивого развития Российской Федерации. - М.: Издание Государственной Думы, 2002.

8. Урсул А.Д., Лось В.А.. Стратегия перехода России на модель устойчивого развития: проблемы и перспективы. М., РАУ, 1994 г.

9. Указ Президента РФ " О концепции перехода российской Федерации к устойчивому развитию" № 440 от 1 апреля 1996 г. // Российская газета, 9 апреля, 1996 г.

10. Фоломьев А.Н.. Экономическая динамика и устойчивость хозяйственных систем.// Экономическая устойчивость и инвестиционная активность хозяйственных систем. Издательство РАГС, М., 1999 г.

11. Фоломьев А.Н., Ревазов В.Г.. Инновационное инвестирование// «Наука», С-Пб, 2000.

12. Данилов-Данильянц, Резванов Н.А. и др. Стратегия устойчивого развития России в XXI веке. www.economyzdat.ru

13. Инновации: теория, механизм, государственное регулирование. Под редакцией профессора Ю.В. Яковца. М.: Изд-во РАГС, 2000.

14. Кузнецов О.Л., Большаков Б.Е. Устойчивое развитие: Научные основы проектирования в системе природа-общество-человек. Учебник. С.Петербург-Москва-Дубна, 2001.

15. Лапыгин Ю.Н. Системное управление организацией. Владимир, 2003г.

16. Левашов В.К. устойчивое развитие общества: парадигма, модели, стратегия. – М., 2001.

17. Стратегия ускоренного развития: методология, теория и тактика. Под редакцией С.Б.Мельникова. – М.: Изд. РАГС, 2000 – 291с.

18. Экономика региона: от антикризисного к устойчивому развитию. Под редакцией Кушлина В.И., Фоломьева А.Н. и др. М.: Издательство РАГС, 2003г., 425с.

19. Кретинин В.А. Механизм формирования экономической устойчивости хозяйственной системы региона. Монография. - М.: Изд-во РАГС, 2006. - 252 с.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: