Конспект подгруппового занятие с группой учащихся с нарушением чтения и письма (2 класс)
Составила и провела студентка VI курса, факультета логопедии
Амерханова Ильвира Ильдусовна
Тема: Звуки [С] и [Ш].
Логопедические цели:
Речевые:
1. Формировать умение различать звуки и буквы С-Ш в словах, предложениях, текстах;
2. Продолжать работать над формированием навыков языкового анализа и синтеза;
Неречевые:
3. Развивать фонематический слух, фонематическое восприятие;
4. Восполнить пробелы в формировании грамматического строя речи;
5. Способствовать развитию познавательных процессов, расширению словарного запаса;
Воспитательные:
6. Воспитыватьнавыки совместной деятельности.
Оборудование: изображение мартышки;карточки с изображением букв занятия; карточки – слова, разрезанные на слоги.
Ход занятия
I. Организационный момент
Логопед. Сядет тот, чья фамилия начинается с глухого согласного звука. Теперь тот, чья фамилия начинается со звонкого согласного. А теперь тот, чья фамилия начинается с гласного звука.
II. Основная часть
Повторение пройденного материала
Логопед. Сегодня к нам в гости пришла Мартышка.
Мартышка. Здраштвуйте, ребята! Какие вы все крашивые и больсые!
Логопед. Ой, Мартышка, ты, путаешь звуки [С] и [Ш]?
Мартышка. Путаю и ничего не могу ш этим поделать.
Логопед. Не расстраивайся, мы с ребятами тебе поможем.
Мартышка. А что это вас за занятие такое?
Ученики. Это логопедическое занятие.
Мартышка. Интересно…что вы на нем делаете?
Логопед. Сейчас, Мартышка, мы всё тебе расскажем. Ребята, давайте вспомним какие звуки, мы учились различать на прошлом занятии?
Ученики. На прошлом занятии мы учились различать звуки [С] и [Ш].
|
Логопед. А как называются буквы, обозначающие эти звуки?
Ученики. Звук [С] – буква «ЭС» звук [Ш] – буква «ША».
Характеристика звуков.
Мартышка. Как же вы эти звуки различаете?
Ученики. Когда мы произносим [С], язык за нижними зубами, губы улыбаются. Когда произносим [Ш], язык за верхними зубами, губы вытянуты вперёд рупором. Мартышка. Я была в другой сколе и мне дали такие значки, а что они значат, я не знаю. Может, вы знаете? (на доску вывешивается знак)
Ученики. Этот звук [С]. Стрелка вниз означает, что язык за нижними зубами, черточка значит, что губы улыбаются.
Логопед. Какой это звук? Почему?
Ученики. Этот звук [Ш]. Стрелка вверх означает, что язык за верхними зубами, кружок значит, что губы вытянуты рупором.
Мартышка. Вот теперь мне всё ясно. Спасибо, ребята.
Работа в тетрадях.
Логопед. Назовите сегодняшнее число? (Пятое апреля.) Сколько слов в предложении? Давайте откроем тетради и запишем сегодняшнее число. Разделите страницу пополам (Складыванием).
В левую сторону запишите знак обозначающий [С], в правую – знак, обозначающий [Ш]. Положите ручки.
Мартышка. Я приготовила для вас задачку. Кто сможет её прочесть?
На доске текст задачи – загадки: (Читают несколько детей)
Логопед. Выпишите в левый столбик слова со звуком [С], в правый – со звуком [Ш]. Если перед словом есть предлог, выписывайте слово с предлогом. Как пишется предлог со словом?
Ученики. Отдельно.
Мартышка. Ребята, прочтите слова с буквой «ЭС» и с буквой «ША».
Логопед. Кто смог решить задачу? Сколько же было лягушек?
Ученики. Шесть.
|
Логопед. Молодцы! Вспомните скороговорку с этим словом.
Ученики. Саша купила шесть сушек.
Логопед. Сколько слов в этом предложении?
Ученики. Четыре.
Логопед. Начертите схему этого предложения.
(ученики чертят схему предложения в тетрадях)
Логопед. Ты, Мартышка, наверное, устала? Присядь, отдохни. А мы с ребятами про тебя стишок расскажем.
Физминутка
Две мартышки, слов не тратя,
Раз, подрались на кровати.
Друг у друга в этой схватке
Вышибли ума остатки.
Врач пришел, уселся в кресло
И сказал мартышкам:
Если драться будете, мартышки,
Выгоню из этой книжки.
(Ученики на каждое слово показывают соответствующий жест)
Логопед. Мартышке очень понравился наш стишок. Ребята, Мартышка несла слова, чтобы мы все вместе составили рассказ. Она их уронила, слова рассыпались и Мартышка решила, что теперь ничего не получится. Поможем ей?
(Логопед раздаёт детям карточки – слова, разрезанные на слоги.)
Логопед. Сложите из слогов слова. Какое слово получилось?
Ученики. Получилось слово «мартышки» и т.д.
(На доске одно за другим появляются сложенные детьми слова: мартышки, бесшумно, малыши, шёрстка, смешные)
Мартышка. Вот спасибо, вам, ребята.Молодцы, сложили слова. А теперь из этих словвы сможете составить рассказ о мартышках. Чтобы вам было легче, я приготовила вопросы.
Логопед. С помощь этих вопросов и слов нужно составить предложения. Где живут мартышки?
Ученики. Мартышки живут в Африке.
Логопед. Сколько слов в предложении? Назови предлог. Начерти схему. Выдели предлог. Как они передвигаются?
Ученики. Они передвигаются бесшумно.
|
Логопед. Сколько слов в предложении? Начерти схему. За что держатся малыши?
Ученики. Малыши держатся за шёрстку мамы.
Логопед. Какие мартышки?
Ученики. Мартышки смешные.
Логопед. Кто запомнил и сможет повторить все предложения по памяти? Получился ли у нас рассказ? Теперь запишем его в тетрадь самостоятельно.
III. Итог занятия
Мартышка. Молодцы, ребята, вы справились со всеми заданиями.
Логопед. Что мы делали на уроке?
Ученики. Решали задачу, выписывали слова из текста, составляли предложения, записали рассказ.
Мартышка. А я не буду путать звуки [С] и [Ш]. Вот послушайте: Саша купила шесть сушек. Спасибо вам, ребята.
Анализ подгруппового занятия
Тема: Звуки [С] и [Ш]. Длительность занятия – 35 минут.
В занятие прослеживается четкая структура: организационный момент, основная часть, итог занятия. Все этапы занятия выдержанны по времени, в середине занятия была проведена физминутка.
Фон занятия эмоционально-положительный, доброжелательный. Моя речь внятная, понятная, четкая.
Все предлагаемые детям задания соответствовали теме занятия и возрасту детей, следовали от простого к сложному.
Ученики хорошо занимались, были активны, внимательны, с большим удовольствием выполняли все предлагаемые им задания.
В целом проведенное мною занятие прошло хорошо. Замечаний от учителя-логопеда по поводу проведенного занятия не было. Я думаю все поставленные цели занятия были реализованы.