Дайте определение «налога» и «сбора». Раскройте функции налога. Принципы налогообложения.




КАФЕДРА УПРАВЛЕНИЯ

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Налоги и налоговая система в Российской Федерации»

Контрольная точка № 1

Вариант № 1

Выполнил:

ФИО обучающегося: Бишир М.А.

Форма обучения: очная

Факультет таможенного дела

Курс 5 Группа Тс02/1601

 

Проверил:

ФИО Логинова Наталья Анатольевна

Количество баллов

Подпись

«____» _________________2020 г.

 

 

Дайте определение «налога» и «сбора». Раскройте функции налога. Принципы налогообложения.

Определения «налога» и «сбора» можно увидеть в ст. 8 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ).

Налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Сбор – это обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий), либо уплата которого обусловлена осуществлением в пределах территории, на которой введен сбор, отдельных видов предпринимательской деятельности. В этом проявляется разовый характер сбора.

Таблица 1

Основные функции налогов

Название Сущность
Фискальная Изъятие части доходов в пользу бюджета для работы госструктур.
Регулирующая Вмешательство государства в экономические процессы.
Распределительная Направление финансовых потоков на социальные, политические, правозащитные и прочие нужды.
Контрольная Наблюдение за хозяйственной деятельностью юридических и физических лиц для предотвращения нарушений.

Начнем с разбора фискальной функции. Назначение налогов ‒ это изъятие законодательно установленной части доходов организаций и граждан в государственную казну. Денежные массы служат основой для реализации правительством своих обязанностей перед народом определенной страны. Фискальная функция характерна для всей мировой налоговой системы. В ее основе лежат исторические события образования государств.

Распределительная. Социально-экономическая суть налога выражена в его дальнейшем направлении на решение государственных задач. Снижение неравенства между гражданами, поддержание стабильности ‒ это важный элемент распределительного процесса. Правительством могут быть приняты меры:

А) обложение лиц с большим объемом потребления косвенными налогами (НДС, акцизы);

Б) введение прогрессивной шкалы налогообложения доходов, когда размер ставки зависит от величины зарплаты, чем выше получаемая гражданами сумма, тем больше процент сбора;

В) применение адресных льгот (в РФ вычеты на детей при начислении НДФЛ). К этой категории также относят: необлагаемые минимальные выплаты (во Франции, Великобритании и др.), снижение ставок (в России на продукты питания НДС ‒ 10%, на лекарства ‒ 0%) и др.;

Г) наложение обязательств по соцвзносам на работодателя (во внебюджетные фонды: пенсионный, соц и медстрах).

Смысл распределительной функции заключен в том, что наименее защищенные слои населения могут освобождаться или платить меньше налогов. При этом они не теряют социальных благ, закрепленных законами (образование, здравоохранение и др.). Потребности общества компенсируются за счет наиболее обеспеченных слоев населения. Распределительная функция позволяет перенаправить с помощью трансфертов средства от «богатых к бедным» или из обеспеченных отраслей в неокупаемые.

Контрольная. Наблюдение и выявление фактов нарушения налогового права ‒ неотъемлемая обязанность государства. Для этого созданы специальные органы. Структуры следят за финансово-хозяйственной деятельностью юридических и физических лиц, выявляют незаконные источники доходов, направления расходов.

Сущность контроля заключается в обеспечении выполнения налоговых обязательств для своевременного формирования госбюджета. Это важный элемент, способный предотвратить серьезные нарушения, перенаправив выявленные средства в казну. В стране, где налажена эффективная система контроля, теневой сектор экономики отсутствует.

Регулирующая. Действия в сфере взимания обязательных платежей позволяют усилить роль государства в общих хозяйственных процессах. Регулирование экономики помогает предотвратить спады промышленных потенциалов, мощностей, способствует росту производств, валового внутреннего продукта (ВВП), технического прогресса.

Суть функции состоит в возможности воздействовать на общие экономические процессы, а также на хозяйствующих субъектов, в том числе граждан. Регулирование влияет на многие аспекты деятельности: от построения системы бухгалтерского учета, администрирования до форм заключения договорных обязательств.

Налогообложение, как и многие другие системы, следует определенным принципам.

Под принципами налогообложения следует понимать основополагающие, базовые положения, лежащие в основе налоговой системы государства. Среди основных принципов можно выделить следующие: а) всеобщности, б) справедливости, в) определенности, г) стабильности, д) эффективности, е) необложения факторов производства, ж) однократности, з) недискриминации, и) монополии государства на взимание налогов; к) исчерпывающего перечня налогов и сборов.

Первые три являются основными, базовыми принципами, остальные – производными или дополнительными. Вместе с тем, данные принципы условно можно классифицировать следующим образом: к сфере налоговой политики относятся «а», «б», «г», «и», к сфере налогового процесса - «в», «е» и «ж», к сфере налогового администрирования - «д», «з», «к».

Принцип всеобщности налогообложения в современном понимании означает, что обязанность платить налоги в равной степени распространяется на всех граждан или жителей государства (отказ от деления населения на податные и неподатные сословия). И никто не может претендовать на индивидуальные льготы по налогам (последнее лицо, пользующееся правом не платить налоги – английская королева, отказалась от этой привилегии в 1998 году), и никому не дано права отказа от уплаты налога со ссылкой на обстоятельства или причины, лежащие вне сферы действия налогового законодательства (например, факт извлечения доходов или присвоения имущества в результате преступных или мошеннических деяний не дает получателю доходов или владельцу имущества оснований претендовать на освобождение от налогообложения).

Справедливость налогообложения по А. Смиту означала строгую равномерность распределения бремени налога между всеми его плательщиками. До него такая равномерность иногда трактовалась как арифметическое равенство по сумме налога, взимаемого с каждого гражданина (например, «подушевая раскладка налога»).

Заслуга А. Смита состоит в том, что он предложил считать «налоговой справедливостью» соразмерность взимаемого с каждого гражданина налога размеру его дохода (имущества), то есть ввел за правило прогрессивность обложения. «Получающий (имеющий) больше должен и налогов платить больше». Тогда это было большим шагом вперед, поскольку при господствовавших в те времена налогах на основные предметы потребления (на соль, сахар, хлеб, пиво, и др.) низкодоходная часть населения отдавала большую часть своего дохода в виде налогов, тогда как у более состоятельных граждан доля налоговых платежей в их доходах за тот же набор продукции была невелика.

Принцип определенности понимается так: каждый налог должен быть предельно понятен и ясен налогоплательщику, нельзя вводить новые налоги без ведома и против воли народа. В соответствии с теорией А. Смита данный принцип предполагает информированность налогоплательщика о том: а) кто является налогоплательщиком налога; б) куда налогоплательщик должен уплатить налог; в) срок, в течение которого налог должен быть уплачен; г) как исчислена сумма налога.

Принцип стабильности можно считать вытекающим из принципа определенности, поскольку он предполагает, что власти не должны предпринимать резких и неожиданных изменений в налоговом законодательстве (даже в случае, если формально эти изменения и вносятся в соответствии со всеми требованиями закона). Реализация данного принципа заключается в том, чтобы снизить риски налогоплательщика, связанные с частыми изменениями в налоговом законодательстве.

«Эффективность» означает минимизацию для налогоплательщика всех дополнительных затрат времени, труда и денег в связи с выполнением им обязанности уплаты налога. В трактовке А. Смита, это – его третий и четвертый принципы: удобство времени и места уплаты налога, и минимум добавочных расходов для налогоплательщика.

Наконец, принцип исчерпывающего перечня налогов и сборов означает, что на территории России действуют только те налоги и сборы, которые закреплены положениями ст.ст. 13, 14, 15 Налогового кодекса РФ. Дополнительные (новые) налоги и сборы, не включенные в Налоговый кодекс РФ, вводить в состав действующей налоговой системы, запрещено.

Во всех развитых странах мира десять основных принципов являются основополагающими, всеобщими, базовыми. Их необходимо соблюдать. Вместе с тем, исследование проблем реализации этих принципов позволяет сделать вывод, что современные реалии корректируют их трактование с учетом политической ситуации, потребностей социально-экономического развития государства в тот или иной период времени. Отражение принципов налогообложения находит в процессе разработки мер и инструментов налоговой политики государства.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: