По числу домашних животных на душу населения Россия занимает второе место в мире после США. Наиболее популярный вид домашней живности в нашей стране — кошки, их у нас от 25 до 30 миллионов. На втором месте — собаки, их около 20 миллионов. По данным, приводимым компанией «Комкон», в 2003 году приблизительно треть российских семей (32%) держала кошек, и только пятая часть россиян (17,5%) — собак.
Рынок кормов для домашних животных сформировался в России около пятнадцати лет назад и в настоящее время активно развивается. Так, в 2003 году в нашей стране объем продаж кормов вырос на 22%, а в 2004 году составил свыше 200 млн. долларов США (по данным компании Mars). Эксперты Mars считают, что при сохранении таких темпов развития категории через 3-4 года объем рынка может составить порядка 500 млн. долларов США.
По оценкам экспертов, в прошлом году общий объем рынка составил около 450 миллионов долларов США. Возможно, что активная пропаганда готовых кормов позволит в этом году достичь 15-процентного роста продаж, соответственно, общегодовой объем достигнет порядка полумиллиарда долларов. Не исключено, однако, что подобные прогнозы так и останутся прогнозами, если производителям кормов не удастся убедить костяк своих покупателей – заводчиков.
В 2005 году российский рынок составил более 11,9 млрд. рублей (400—450 млн. долларов США). Причем 21% этих денег россияне потратили на корм для собак, а почти 79% — на кошачьи «сухарики» и консервы. На рисунке 1 представлена диаграмма соотношения количества расходов россиян на корм для собак и кошек.
Рисунок 1.
Соотношение расходов россиян на корм для собак и кошек*
*по данным компании ACNielsen январь 2005г. https://www.yauza.com
Как утверждают эксперты ACNielsen, российский рынок кормов для животных демонстрирует стабильный рост, однако темпы его развития снижаются. На рисунке 2 показана диаграмма колебания роста российского рынка кормов для животных. Во многом снижение темпов роста рынка связано с тем, что владельцы домашних животных в России пока не спешат переводить своих питомцев исключительно на готовые корма. Сегодня лишь треть владельцев предпочитает кормить домашних животных готовыми кормами. Остальные кормят «по старинке».
|
Рисунок 2.
Динамика роста российского рынка кормов для животных**
**по данным компании ACNielsen январь 2005г. https://www.yauza.com
Из диаграммы, представленной на рисунке 2, видно, что в 2003 году рынок кормов для домашних животных вырос в физическом объеме на 21,5%, а в 2004 году рост составил лишь 10,5%. В стоимостном выражении объем рынка в 2003 году увеличился на 36,7%, в 2004-м — на 15,6%. Такой существенный спад темпов роста произошел за счет кормов для кошек, в 2003 году рост физического объема этого сегмента составил 25%, а в 2004-м — всего 10,6%. Зато рынок кормов для собак остается стабильным — по 11,5% роста и в прошлом, и в позапрошлом годах.
Как полагают эксперты, снижение продаж кошачьих кормов могло стать следствием перенасыщения этого сегмента рынка. Не исключено, что свою скромную лепту в этот процесс внесли и отечественные производители дешевых кормов, появившиеся на рынке в последние два-три года. Но как бы то ни было, их доля все еще остается мизерной, и пока они не представляют серьезной угрозы для лидеров.
Ведущими игроками рынка кормов для животных являются транснациональные компании, 80% кормов которых производятся и продаются в России. Это Mars, Aller Petfood, Nestle Purina и Royal Canin. Хотя зарубежные производители уверенно доминируют на российском рынке кормов для животных, отечественные потребители с каждым годом приобретают все больше российских кормов. Так в 2003 году их доля в своем секторе выросла на 6%. По данным «КОМКОН-2», корм для собак компании «КлинВета» производителя «Вили хвост» покупают 1,9% владельцев. В сегменте суперпремиум была запущена марка Maks's. Чувствуя конкуренцию, транснациональные корпорации навязывают магазинам жесткие условия по выкладке товара, утверждают российские производители: отечественные корма оказываются на нижних полках. Поэтому, рост продаж отечественных кормов в супермаркетах замедлился, но в остальных торговых точках он продолжает расти.
|
Зарубежные компании контролируют до 90% российского рынка кормов для животных.
В 2004 году на российском розничном рынке лидировали соответственно компании Mars-Royal Canin и Nestle-Purina с совокупной долей 85,9% в натуральном и 86,4% в стоимостном выражении. Хотя ни для кого не является тайной, что безоговорочным лидером отечественного рынка кормов для животных с колоссальным отрывом является Mars-Royal Canin. За ведущими производителями на очень солидном расстоянии следуют Mervo Products и единственная в этом списке российская компания «Раритет».
На рисунке 3 представлена диаграмма объемов рынка в натуральном и стоимостном выражении компаний Mars-Royal Canin, Nestle-Purina, Раритет. Из данной диаграммы видно, что «собачьи» марки Chappi, Pedigree, Royal Canin (выпускаются Mars-Royal Canin), Darling, Friskies (Nestle-Purina), «Трапеза» («Раритет») занимают 87,6% рынка в натуральном выражении, 81,2% — в стоимостном.
|
Помимо «Раритета» в последние годы на российском рынке появилось немало отечественных производителей. В частности, «Продконтрактинвест» выпускает консервы «Верные друзья» для собак. ООО «ЗооМир» выпускает корма и кормовые добавки для рыб, кошек, собак и декоративных птиц под марками «Хомка», «Дуся», «Капитан Флинт» и др. «КлинВет» — единственная российская компания по производству кормов для кошек и собак (консервы серии «Васька» и «Вилли-Хвост»), имеющая собственные ветеринарные клиники. Компания «Альпинтех» сосредоточилась на очень узком, но доходном сегменте, она производит лакомства для собак: косточки на любой вкус — от говяжьих до кроличьих под маркой TiTBiT.
Рисунок 3.
Доля российского рынка кормов для домашних животных, занимаемая продукцией компаний Mars-Royal Canin, Nestle-Purina, Раритет, % в натуральном и стоимостном выражении***
*** из обзора Елены Костюк январь 2005 https://www.yauza.com
Тройку наиболее известных и потребляемых марок среди собачьих кормов наиболее известными и популярными являются Chappi (Mars), Pedigree (Mars), Friskies (Nestle). По данным ACNielsen, лидерами российского рынка кормов для собак являются четыре производителя (перечислены в алфавитном порядке) - Mars, Mervo, Nestle, «Раритет», которые вместе занимают 91% рынка, как по объему, так и по стоимости. Наиболее продаваемыми марками являются Chappi (Mars), Darling (Nestle), Pedigree (Mars), Royal Canin (Mars). Их совместная доля по объему и по стоимости составляет 65% рынка.
Корма для животных специалисты делят на следующие ценовые сегменты (марки перечислены по алфавиту): - супер-премиум - Cesar (Mars), Gourmet (Nestle), Sheba (Mars) и т.д.; - премиум - Darling (Nestle), Dr. Clauder`s (Mervo), Felix (Nestle), Friskies (Nestle), Pedigree (Mars), Royal Canin (Mars), Whiskas (Mars), «Оскар» (компания «Раритет») и т.д.; - экономичный - Chappi (Mars), Kitekat (Mars), «Васька» («КлинВет»), «Лапка» и т.д.
Бесспорными лидерами рынка являются марки экономичного сегмента (от 18 до 75 рублей) —Chappi. Вторую строчку занимают торговые марки из «премиального» (до 170 рублей) сектора — Pedigree. На экономичный сегмент приходится 65% рынка, на премиум — 30-33%. На долю кормов суперпремиум для животных в нашей стране приходится всего лишь около 1%. Дадим краткую характеристику цен на основные марки кормов для домашних животных. Так, среди кормов для собак ценовая конкуренция следующая:
Ростовский "Гав" (350 г) стоит 14 руб., "Вилли Хвост" (325 г) - 17 руб., "Оскар" (415 г) - 23 руб., а Chappi (400 г) - 27 руб.
Наиболее частым местом приобретения кормов для животных являются специализированные магазины, следом идут оптовые и мелкооптовые рынки, гастрономы, продовольственные магазины. Корма промышленного производства — как сухие (dry), так и влажные (wet), в нашей стране владельцы собак корма покупают 44,6%. В целом большинство владельцев домашних животных чередуют готовый корм с супами, кашами, мясом, рыбой и другими блюдами. Такая ситуация характерна для владельцев собак, которые нередко покупают корма для животных (petfood) только в качестве добавки к обычным продуктам.
Влажные корма (продаются обычно в банках или пакетиках) стоят дороже. Часто их дают животному в качестве поощрения, лакомства, во время или после болезни питомца, поскольку считают, что дорогие корма содержат больше полезных веществ. Владельцы животных отмечают следующие преимущества таких кормов перед сухими:
ü Натуральный внешний вид корма, его схожесть с мясом;
ü Вкус — зачастую питомцы предпочитают его сухому;
ü Большая питательность (по мнению части покупателей);
ü Для владельцев собак удобен в качестве компонента для приготовления экономичной смеси корма с кашей.
В то же время, по мнению хозяев животных, сухой корм не лишен своих преимуществ:
ü не пачкает посуду;
ü не высыхает и не портится (его можно оставлять в миске на целый день);
ü благодаря сухой консистенции удобен для кормления питомца во время поездки за город.
Российский рынок кормов для животных за 2007 год перевалит за $1 млрд. По данным Ассоциации производителей кормов для домашних животных, россияне тратят на питание для «братьев меньших» $1 млрд - на 20% больше, чем в 2006-м. Сейчас на экономичный сегмент (50–120 руб. за кг в рознице) приходится 65% рынка, на средний (120–300 руб. за кг) - около 30%, остальное - на долю премиум.
«В прошлом году весь рынок вырос на 24%, ниже 15% прироста с 2003-го он не демонстрировал,- приводит данные исполнительный директор Ассоциации производителей кормов для домашних животных Федор Борисов. При этом рынок меняется в своей структуре за счет увеличения потребления премиальных кормов». Действительно, еще в 2003 году дорогие корма занимали не более 1% рынка, сейчас - уже 5%. «Тенденцией является ускорение роста премиального класса,- соглашается управляющая Nestle в России и на Украине Яна Михайлова. В 2006 году весь рынок вырос в стоимостном выражении на 24%, а в весовом только на 15%».
О компании.