Сказка «О мальчике Язычке».




Артикуляционный тренинг.

У каждого мальчика и каждой девочки есть домик, в котором живёт их мальчик Язычок. Покажите-ка мне вашего красавца!(дети высовывают язык во всю длину) Закройте домик.

Однажды утром проснулся мальчик Язычок в своём домике и пошёл посмотреть всё ли в нём в порядке. Пришёл в эту комнату (языком упираемся в щёку) здесь всё хорошо, пришёл в эту (упираемся в другую щёку), здесь посмотрел (снова меняем щёку), здесь проверил (в другую), стал бегать между комнатами по коридору, туда-сюда, туда–сюда. (каждый раз упираясь в щёку с усилием, язык должен устать!) Набегался и решил заглянуть в кладовочку (глотка), там мышка всю ночь скреблась. (загибаем язык в направлении глотки как можно дальше и водим им из стороны в сторону) Ну как, там мышка? Нет мышки не было видно. Язычок решил в темноту не ходить и пошёл по коридору. Как вдруг погас свет! Но наш смелый Язычок не испугался. Он взял наощупь стремяночку и забравшись под самый потолок стал выкручивать перегоревшую лампочку (Языком делаем вращательные движении, надавливая при этом на верхнее нёбо) Вывернул и стал вкручивать новую. (Те же движения, но в обратном направлении) Зажёгся свет! И Язычок увидел, что на пол насыпалось очень много мусора. Не порядок! Язычок сразу же стал подметать пол. (подметаем пол до зубов, тщательно) А х как стало чисто. Язычок решит пойти в круглый зал и там потанцевать. Пришёл, там все занавески на окнах висят как попало. Конечно, Язычок решил их сначала поправить. Поправляем занавесочки! (Языком водим по кругу между губами и зубами в медленном темпе), а теперь танцуем! (тоже движение, но в быстром темпе) Натанцевался Язычок и решилотправиться на прогулку. Пошёл в эту комнату, ищет дверь (водим с усилием языком по щеке сверху вниз), двери тут нет! Он побежал в другую комнату, ищет дверь – и тут нет! А здесь? Нет! Здесь? Нет!!! Что же такое, Язычок чуть не заплакал, а дверь вот! Нашёл наконец! Но Язычок не стал открывать дверь сразу. Он сначала решил в глазок заглянуть… И ничего вообще не увидел, потому что дверной глазок запылился. Давайте его протрём. (Губы вытянуты в трубочку, делаем вращательные движения, в одну и в другую сторону.) Протёрли. Язычок посмотрел, всё в порядке… перед дверью. А что за углом дома? Язычок выдвинул глазок сильно вперёд и загнул его в сторону. Влево – вправо, влево- вправо. (Вытянутые в трубочку губы поворачиваем как можно дальше в стороны) порядок. Можно и дверь открывать. Распахнул Язычок дверь и обомлел: всё крыльцо в снегу (листьях, пыли, грязи). Чистим крыльцо! Нижнюю ступеньку, верхнюю ступеньку. (3-4 раза массируем зубами губы). Замечательно получилось! И Язычок даже зацокал, вот так: на один «цок» загибаем один пальчик, начиная с мизинчика -5 раз, а теперь разгибаем и цокаем.

Теперь нашему тренированному язычку любые речи по плечу!

3. Знакомство со сказкой «Курочка ряба».

Педагог предлагает детям послушать сказку. Для интриги можно предложить потом отгадать название сказки.

Рассказывает сказку.

4. Играем в сказку.

Хотите в эту сказку поиграть? Хотите, чтобы она здесь у нас в группе ожила?/У этих вопросов бывает только один ответ – Да!!!/

Педагог с детьми обсуждает, как обустроить игровую площадку и сразу же её и обустраивают. Расположившись на ковре, решаем, кто какую роль будет играть сейчас. Вспоминаем, какие герои нужны и получается, что ролей мало. Педагог предлагает несколько мышей ввести. Роли распределяются по желанию.

Начинаем игру эпизод за эпизодом, следуя режиссерским наработкам,(См. Предварительные замечания) подбрасывая детям задачи: позови, покорми, скажи слово ласковое.

Педагог всё время находится в диалоге с детьми, не подсказывая слова, а подталкивая, наводя на решение речевой или актёрской задачи.

-Посмотри, посмотри, что это курочка присела…

Дети подходят и обнаруживают под курочкой яйцо, только –что подложенное педагогом.

В зависимости от возраста детей сказку можно играть всю сразу и потом на следующих занятиях шлифовать по эпизодам, или потихоньку эпизод за эпизодом от занятия к занятию. По второму варианту я работаю с младшей группой. Для детей среднего возраста привлекательным оказался первый вариант. За занятие мы успели проиграть сказку 2 раза. При втором проигрывании дети поменялись ролями.

Завершение.

20 минут, отведённые на занятие, закончены. Но мы много успели. Дети, вы молодцы! Сказка перед нами как живая разворачивалась! А понравилось ли вам играть в сказку и оживлять её?

Но сейчас нам пора прощаться. Давайте попрощаемся с нашими пальчиками.

Пальчиковая игра «До свидания, пальчики!»

Принцип тот же, что и в игре «Здравствуйте, пальчики!»

Текст: - Мама, мама.

- Что, что, что.

- Мы уходим.

- Хорошо.

- До свиданья! До свиданья!

До свиданья! Чмок, чмок, чмок.

P.s. Занятие закончилось, но детям ОЧЕНЬ хотелось рассказать мне свои сказки про курочку рябу. Сказки эти начинались со слов: «У меня дома есть такая сказка…» И затем дети очень легко, своими словами рассказывали историю про курочку, активно используя полученный в игре опыт. Они объясняли, почему упало яйцо из лапок мышки – оно было скользким. Описывали действия мышки (мышек). Делали вывод, почему разбитое яйцо нельзя есть: оно грязное и можно отравиться и заболеть. Основной акцент в этих сказках был на второй части. 2 человека рассказали всю сказку полно и подробно. Двое остановили свой рассказ на том, что мышка разбила яйцо, оно упало на землю, смешалось с землёй. Мышка его съела и заболела, отравилась. Вот так игра-драматизация стимулировала речевое творчество детей.

 

Работа с этой сказкой продолжалась ещё 2 занятия. На которых увеличивалась доля диалога между героями, а так же всячески поддерживалась самостоятельность детей в организации игрового пространства и подборе реквизита.

После занятий, дети самостоятельно организовывали игру по сказке, особенно эпизод разбивания яйца.

 

Достойным завершением этой работы может стать сочинение писем в сказку. Наверняка, возникнет желание сказать что-нибудь мышам. В этом учебном году я непременно это сделаю.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-02-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: