Средняя группа детского сада.




Игра-драматизация по сказке «Курочка ряба».

Предварительные замечания.

Занятия проводились с детьми первого года обучения, это была первая попытка игры-драматизации по сказке и всего лишь пятое занятие курса «Риторика + театр».

Устоявшаяся традиция рассказывать сказку «Курочка ряба» детям самого нежного возраста, на наш взгляд, сложилась как-то нелепо. В детских сборниках она следует сразу за потешками, вероятно, из-за своей краткости. Дети выучивают её как правило наизусть, но они не в силах понять глубокий смысл этой притчи-сказки. Да и мы, взрослые, воспитанные на атеизме, не часто о смысле этом задумываемся. А ведь фраза «Не путай божий дар с яичницей», по всей видимости, про это. Но традиция сложилась – значит, будем с ней работать.

Для нас это будет сказка о дедушке и бабушке, которые любят живущую с ними рябенькую курочку.(тема) Сказка про обычную жизнь, в которой на заботу отвечают благодарностью, в горе пытаются утешить. Сказка о том, что такое «нечаянно» и какие у него бывают последствия. (идеи)

Размер сказки и простота сюжета нас устраивает. Но в лаконичности сказки кроется сложность её драматической интерпретации. Буквально каждое предложение должно вырасти в небольшую сцену.

«Жили-были дед и баба и была у них курочка ряба». Это первая и очень важная для создания атмосферы сказки сцена. Из общей формулы нужно сделать бытовую зарисовку. Пусть это будет ясное утро обычного дня. Дедушка и бабушка в хорошем настроении, после завтрака (а может быть и до него?) выходят во двор, чтобы покормить свою любимую курочку. Они приберегли для неё вкусных крошечек, зовут её, кормят, приговаривая ласковые слова. Курочка довольно квохчет, старики ею любуются. И замечают, как курочка присела и «снесла курочка яичко, да не простое, а золотое». Эта сценочка строится на диалоге между стариками, во время которого выясняется, зачем их курочка зовёт, какоё странный цвет у яйца, определение яйца как золотого и возникает решение разбить яйцо и посмотреть, что у него внутри. Курочка с грустью смотрит на их действия или уходит прочь.

«Дед бил – не разбил, баба била – не разбила…» Третья сцена разворачивается в доме, где есть стол, на который кладут яйцо, чтобы его разбить. Само собой это будет не две попытки, дети сами предложат различные варианты бития, чем и как, используя предметы, находящиеся вокруг. Позднее вы отберёте из них наиболее для этого подходящие. Нужно создать динамическое действие, в хорошем темпе, с долей азарта и довести процесс до решения стариков побежать в кладовку и найти там хорошую кувалду. Дед и баба уходят.

«…мышка бежала, хвостиком махнула – яичко упало и разбилось».

Для этой сцены мы внесём небольшие изменения в текст сказки. Дело в том, что для группы детского сада 4 героя в сказке это недопустимо мало! Смотреть, как играют другие всю сказку, невыносимо для ребёнка. А вот дождаться своего выхода – это совсем другое! Значит, мышек будет столько, сколько надо, чтобы занять всех детей. К тому же эта групповая сцена даёт шанс робким детям принять участие в игре без страха. Любопытные мыши появляются в комнате, вылезая из норок, сразу, как только хлопнет дверь за стариками. Так они делают всегда – привычный осмотр комнаты в поисках вкусного и интересного. Яйцо на столе видят не сразу. Замечает кто-то один и зовёт всех. Сначала осторожно смотрят и вслух обсуждают увиденный предмет (Что это? – Яйцо. А почему блестит? - Давайте посмотрим!) Хватают яйцо со стола, выхватывая друг у друга, и роняют его на пол. Яйцо разбивается. Мыши в страхе разбегаются.

Последняя сцена. «Плачет дед, плачет баба…»

Очень важно, на наш взгляд, не навязывать детям штамп показушного плача! Огорчение стариков нужно выразить словами и соответствующей интонацией. Искренней интонация станет тогда, когда дети обдумают и озвучат, о чём жалеют дед и баба. (о погибшей красоте или не состоявшемся завтраке?) К причитающим старикам подходит курочка и УТЕШАЕТ их, произнося слова: «Не плачь, дед. Не плачь, баба. Я снесу вам яичко другое, не золотое, а простое». И здесь тоже очень важна интонация утешения. Это трудно, особенно, когда текст давно затвержен наизусть и произносится скороговоркой. Лучше своими словами, но с душой!

Игровое пространство обдумывается и выстраивается вместе с детьми. Где у нас дом, где стол и какой стол возьмём из имеющихся в группе. Должно быть достаточно места, где играть команде мышей. Двор находится просто перед пространством дома. Обозначается дверь в кладовку и пространство кладовки, где старики будут искать кувалду. В доме постепенно отберётся тот реквизит, который необходим для разбивания яйца и, конечно, само яйцо.

Элементы костюмов самые минимальные (передничек, платочек и т.п.) в ситуации первой драматизации мы обходились без этих элементов вовсе, т.к. не готовились к показу зрителям, а условия постоянного обмена ролями были бы усложнены обменом костюмами, да и отвлекали детей от самой игры. Практика показывает, что для вхождения в роль бывает достаточно формулы «Ты будешь тем-то», обустроенного сценического пространства и игровой атмосферы.

 

Ход игры-драматизации.

 

1 занятие.

- знакомство со сказкой;

- «оживление» сказки в игре-драматизации по эпизодам;

- тренировка артикуляции и мимики.

Ход занятия.

1. Настройка. Дети сидят полукругом на стульчиках, перед ними на таком же стульчике сидит педагог. Проводится традиционное приветствие – «Доброе утро – в ладошку». Педагог говорит «Доброе утро, Катенька!» и «кладёт» в раскрытые ладошки (как в игре в «Колечко») приветствие, Катя передает приветствие своему соседу, так же произнося «Доброе утро!» и называя его по имени. Приветствие передаётся всем детям по очереди и последний возвращает его педагогу – «Доброе утро, Светлана Михайловна!» В этом месте часто возникает желание у других детей лично поприветствовать педагога. Приняв все приветствия, взрослый предлагает «выпустить» Доброе утро в воздух, пусть добрым утро будет для всех. (Если занятие проводится в вечернее время, то приветствием будет «Добрый вечер!»)

Далее педагог проводит пальчиковую игру «Здравствуйте, пальчики!» Эта игра тоже часть ритуала настройки на занятие, проводится на каждом занятии, с вариациями.

«Здравствуйте, пальчики.»

Каждый пальчик играет свою роль в этой игре. Указательные – это мама, мизинчики – дети, средние – папа, безымянный – бабушка, большой – дедушка. Вводятся роли постепенно, по мере освоения игры.

Исходное положение: ладони плотно прижаты друг к другу, пред собой, большие пальцы направлены к себе.

Слова игры сопровождаются постукиванием пальцев друг о друга в соответствии с ролью.

Мизинчики. Мама, мама!

Указательные. Что, что, что.

Мизинчики. Гости едут.

Указательные. Хорошо!

Все пальцы 2 раза перекрещиваются. Здравствуйте! Здравствуйте!

Все пальчики одновременно «целуются» друг с другом. Звук поцелуя.

Варианты игры: Мизинчики могут таким образом поговорить со всеми остальными членами семьи или только с теми, кто сейчас дома. Отличие приветствия мужчин – пальцы в этом случае не обнимаются, а скрещиваются в рукопожатии 2 раза.

2. Артикуляционный и мимический тренинг.

Педагог предлагает перейти от пальчиков к лицу и разбудить его.

Мимический тренинг.

- Давайте разбудим наши щёчки! Щёчки надули. Втянули! – 3раза. /Движения щёк сопровождаются движениями рук./ Погладили наши щёчки – вот они и проснулись!

- Теперь разбудим глазки, поиграем в светофорчик. Красный –зелёный. -3 раза. /По команде педагога дети закрывают поочерёдно глаза/.

- Пришла пора разбудить брови. Погладьте их пальчиками. А теперь поднимите брови вверх, опустите. Хорошо! Пусть они у вас полетают как бабочки: вверх вниз. – 3-4 раза. Вот бровки и проснулись.

- теперь разбудим ротик. Постройте из пальчиков клювики (четыре пальчика вместе, большой под ними, четыре пальчика работают в соединённом положении, не разрываясь.) открываем ротики, как будто произносим звук А, и клювики одновременно открываем. Клювики помогают ротику. Закрываем клювики и ротик. Ещё раз. - 5раз.

- Пора носику проснуться! Выдохните весь воздух. Закройте одну ноздрю пальчиком. Вдыхайте через свободную ноздрю. Пауза. Теперь закройте другую ноздрю, прежнюю откройте и выдохните через неё воздух. Пауза. – 4 раза.

-теперь мы разбудим улыбку! Сложите все пальчики в «кучечку»(в щепотку), и всё личико – тоже в «кучечку»(насупить-сморщить), а теперь улыбнулись и пальчики развели солнышком. -4раза

Закончить обязательно на улыбке!



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-02-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: