Модуль 2. ЦИВИЛИЗАЦИИ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА.




Главными целями изучения данного модуля являются:

Линии 1–2. Картина мира в фактах и понятиях.

Научить различать и понимать культуры разных стран и народов, пути их развития.

Научить определять вклад разных стран и народов в общечеловеческую культуру.

 

Тема 2. Цивилизация Древнего Египта.

Урок 11. Царство Древнего Египта.

Цели урока по линиям развития личности:

Линии 1–2. Картина мира в фактах и понятиях.

Из фактов истории эпохи Древнего царства Египта научить выделять

признаки цивилизации, обобщать и делать выводы о наличии этого явления в истории древних египтян. Используя понятия: города-государства, свободные граждане, рабы, царская власть, научить объяснять, как происходило образование Древнеегипетского государства.

 

Линия 3. Историческое мышление.

Научить объяснять, как природные условия и развитие хозяйственной деятельности древних египтян могли повлиять на становление цивилизации Древнего Египта.

 

Линия 4. Культурное, гражданско-патриотическое самоопределение.

Анализируя управление в древнеегипетском обществе, научить высказывать своё оценочное мнение о деспотичной власти фараона.

Обязательный минимум содержания: переход на ступень цивилизации жителей Древнего Египта (орошаемое земледелие, свободные граждане и рабы, царская власть, фараон, появление иероглифической письменности). 3000 г. до н.э. – образование Древнеегипетского государства.

 

План урока:

I. Учебная проблема: почему Египет считается даром Нила?

II. Поиск решения проблемы:

1. Природные условия Египта.

Предполагаемый вывод по проблеме: наличие реки Нил позволяло египтянам выжить в условиях пустыни.

2. Что давал Нил для всех четырёх сфер общества?

Предполагаемый вывод по проблеме: Нил давал всё необходимое для жизни:

В хозяйстве – воду и плодородный ил; разливы Нила способствовали освоению египтянами орошаемого земледелия.

В общественном устройстве – порядок; регулярность разливов Нила заставляла египтян вести размеренный образ жизни, где у каждого было своё дело.

В управлении – объединение племён в один народ, в одну страну, где всё подчинялось власти фараона.

В культуре – папирус, который использовали для записи своих знаний, египтяне делали из листьев тростника, произрастающего по берегам реки Нил.

 

Этапы урока Действия учителя Действия учеников Формирование УУД, технология оценивания
I. Входная диагностика. – Откройте учебник на с. 49. Давайте узнаем, чему, с точки зрения авторов, мы должны научиться, изучая раздел «Цивилизации Древнего Востока». Фиксирует на доске: Цивилизации Древнего Востока. – Что нам поможет добиться поставленных целей? – По оглавлению на с. 3 определите, какое содержание нам предстоит освоить. 2 – Проверьте, готовы ли вы овладеть умениями этого раздела. Для этого заполните таблицу на с. 49. 1 – Обратите внимание на уровни успешности. Попробуйте справиться с заданием на необходимом уровне, а затем переходите к повышенному и максимальному уровню. – Если не удаётся выполнить задание, возникают трудности, то напишите, каких вам знаний и умений не хватает. – Давайте проверим, как вы справились с заданием.   Один из учеников читает содержание рубрики «Главное, чему необходимо научиться» (1-й абзац на с. 49). – Материал в учебнике. Класс в течение минуты читает оглавление и определяет темы, которые необходимо освоить. Дети в течение 5 минут индивидуально, самостоятельно выполняют задание в своих тетрадях или на заранее заготовленных листах. Познавательные УУД 1. Выделять причины и следствия. 2. Находить в разных источниках достоверную информацию. 3. Анализировать, выделять главное. 4. Определять понятия. 5. Делать выводы.
II. Создание проблемной ситуации. Формулиро-вание проблемы. – Первой цивилизацией Древнего Востока, с которой сегодня мы начинаем знакомиться, является Древний Египет. – Я вам предлагаю попутешествовать по карте. – Рассмотрите карту на с. 51. Что можете сказать о географическом местоположении Египта: территория, наличие рек, выходы к морям, соседние государства, племена? 3 – Поработайте в парах и договоритесь, кто из вас будет отвечать. 1 – Кто хочет поделиться своими мыслями? – Как же появился Египет? – Открываем с. 52. Читаем разговор главных героев. – Какой вывод сделал Антошка? 3 Фиксирует на доске: Египет появился благодаря богу Осирису. – Читаем дальше. – Какие факты привёл Археолог? 3 Фиксирует на доске: «Египет – дар Нила».     – Сравните вывод Антошки и факты, приведённые Археологом. – Какой у вас возникает вопрос? 1 Вместе с учениками выбирает наиболее удачный вариант формулировки проблемы и фиксирует на доске: Почему Египет считается даром Нила? Предполагаемый ответ учеников: – Египет находится на северо-востоке Африки в пустыне Сахара. – Вдоль всего Египта протекает река Нил, которая впадает в Средиземное море. К востоку от Египта расположено Красное море. По соседству находится Аравийский полуостров, где проживают семитские племена.   Читают вслух текст от слов: «А как появился Египет…» и до слов: «…Он им был как отец».   – Всему, что необходимо для жизни, египтян научил бог Осирис. Ученики вслух продолжают читать текст – слова Археолога. – Археолог заметил, что в своих песнях египтяне прославляли Нил, так как эта река давала им всё необходимое для жизни. – Благодаря чему египтяне смогли создать своё государство? – Что помогало египтянам жить в пустыне?   Коммуникативные УУД 1. Умение работать в парах.   Регулятивные УУД 1.Определять цель. 2.Выдвигать версии. 3. Планировать деятельность.    
III. Версии. – Какие у вас есть предположения, версии решения проблемы? 2 Фиксирует на доске: Нил давал всё необходимое для жизни. – Нил давал всё необходимое для жизни (вода, плодородный ил, животные, растительность). 2.Выдвигать версии. 3.Оценивать степень и способ достижения цели.
IV. Актуализа-ция знаний. – Что мы уже знаем по этой проблеме? – Используя словарь, объясните значение слова цивилизация как ступень развития общества. 4 – С помощью схемы на с. 47 объясните, как меняется общество при переходе к цивилизации. 3   Другой вариант работы – предложить выполнить задание 1 из Рабочей тетради (с. 30). 3 Работают со словарём. Работают во фронтальном диалоге. Письменно выполняют задание в Рабочей тетради.  
– Вспомните, что такое орошаемое земледелие и как оно изменило жизнь людей. 1 Поможет вам ответить на этот вопрос материал §6, с. 43.   – Под силу ли было одной общине построить оросительную систему? Какие изменения происходят в жизни людей? 3     – Итак, мы с вами выяснили, что при переходе от первобытности к цивилизации происходят изменения во всех сферах общества. Критерием правильного ответа можно считать следующий: – Орошаемое земледелие – это способ обработки земли с помощью оросительных сооружений, например каналы, дамбы, бассейны, плотины. Всё то, что помогает сохранять и подавать воду на поля. Это позволяло собирать высокие урожаи.   – Нет. Чтобы построить плотину или дамбу, люди объединяли свои усилия. Большинство семей перебирались из маленьких деревушек в центр полей и каналов, где сложились большие поселения, ставшие впоследствии городами. Те, кто руководил рытьём каналов, образовывали особый слой общества – знать. Те, кто обрабатывал землю, считались простыми общинниками. Так произошло разделение людей на общественные слои.  
V. Планиро-вание дея-тельности. – Что нужно узнать, чтобы найти решение проблемы? 3 Фиксирует на доске: Надо узнать природные условия Египта и посмотреть, что давал Нил для: а) хозяйства, б) общества, в) управления, г) культуры.   – Надо узнать, что давал Нил египтянам во всех сферах общества.  
VI. Поиск решения проблемы. Открытие нового знания. 1) Природные условия Египта. – Прочитайте текст §7, п. 1, с. 52–53 (1-й и 2-й абзацы), проанализи-руйте природные условия Египта, выделите среди них благоприятные и неблагоприятные для первобытных земледельцев. 2 3 – Запишите ключевые слова в две колонки (см. задание 2 в Рабочей тетради): Природные условия Египта. «+» «–» В процессе ответа ученика фиксирует ключевые слова на доске в два столбика: Природные условия Египта. «+» «–» – Итак, мы с вами проанализировали природные условия Египта. Сделайте вывод о роли реки Нил. – Но река Нил имела свои особенности, то вода разливалась, затапливая все поля, то наступал период отливов, и вода уходила с полей. – Как египтяне приспособились к таким природным условиям? Как это повлияло на их жизнь?     – Исходя из того, что мы узнали, какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? 5   Дети в течение 3 минут индивидуально, самостоятельно читают текст на с. 52–53. Записывают ключевые слова в два столбика.   – Благодаря реке Нил египтяне могли заниматься земледелием. – Египтяне научились строить преграды – дамбы, бассейны, отводные каналы, чтобы подвести воду к полям. Одному племени было не под силу справиться с такими работами. Египтяне сливаются в единый народ, а долина и дельта Нила превращаются в одну страну – Египет. – Река Нил давала возможность племенам, проживающим на этой территории, заниматься земледелием и объединиться в единый народ, в единую страну – Египет.    
  2) Что давал Нил для всех четырёх сфер общества? – Используя п. 2, докажите, что египтяне взошли на ступень цивилизации. Для этого найдите для каждой сферы соответствующие факты.2 – При ответе используйте алгоритм выполнения продуктивного задания: «Я считаю, что египтяне взошли на ступень цивилизации, потому что …».   Можно организовать проверку по парам: например, одна пара приводит признаки цивилизации в хозяйстве, другая – в управлении и т.д. 1   Другой вариант, когда все признаки характеризует одна пара, тогда ответ этих учеников можно оценить отметкой. 1 3 ТОУУ Фиксирует ключевые слова в схеме «Цивилизация Египта»: Хозяйство– орошаемое земледелие. Деление– общественные группы (граждане общин, правитель-вождь, знатные помощники, воины-охранники, рабы). Управление– царь нома. Культура– иероглифы. – Мы с вами доказали, что египтяне от первобытности перешли к цивилизации.   – Попробуйте теперь объяснить, как им в этом помог Нил? 3   – Что использовали египтяне для записи иероглифов?   – Исходя из того, что мы узнали, какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? 5     Примерный ответ ученика: – Жизнь египтян была сосредоточена вдоль линии течения реки Нил. – Благодаря разливам Нила египтяне освоили орошаемое земледелие. Нил давал им воду и плодородный ил. – Регулярность разливов реки делала жизнь египтян размеренной, упорядоченной. – Каждый представитель общественной группы общины-нома занимался своим делом, например, свободные граждане общины занимались орошением полей, правитель-вождь руководил строительством каналов. – Для записей своих знаний египтяне использовали папирус, который изготавливали из листьев тростника, произрастающего по берегам реки. Примерный ответ ученика: – Благодаря организации жизнедеятельности в долине реки Нил египтяне смогли взойти на ступень цивилизации.  
  – Какой ещё один признак цивилизации мы не назвали?   – Давайте с вами вспомним признаки государства и попробуем найти их в устройстве Древнего Египта. 2 4 – Я вам буду называть признак государства, а вы попробуйте найти его в схеме на с. 56. Учитель либо называет признак, либо демонстрирует признак в виде опорного сигнала на доске. Признаки государства: 1. Организация управления обществом, людьми, проживающими на одной территории. 2. Аппарат управления (правители-чиновники). 3. Система законов (право). 4. Армия для защиты границ. 5. Сбор налогов с населения.   Другой вариант выполнения задания: можно предложить ученикам с помощью словаря вспомнить признаки государства и выполнить задание к схеме на с. 56. – Какие ещё факты доказывают, что у египтян сложилось своё государство? Найдите их в тексте на с. 55–56. Фиксирует на доске: 3000 г. до н.э. – создание объединённого египетского царства. – Рассмотрите внимательно стрелки в схеме (с. 56.) Используя условные знаки на с. 6, сравните власть фараона и вождя племени в схеме (с. 36). Что заметили?     Можно предложить выполнить задание 4–5 из Рабочей тетради на с. 32. 2 3 Ученики соответственно признаку находят нужные названия в схеме на с. 56.   – Египтяне жили в долине Нила, образуя номы. – Фараон, правители номов, жрецы, писцы, верховный чиновник, ведомства. – Фараон сам издавал законы. – Армия. – Ведомство сбора налогов.   Ученики самостоятельно работают со словарём, а затем комментируют схему на с. 56, доказывая, что в Египте сложилось государство. Самостоятельно работают с текстом на с. 55–56, зачитывают ключевые слова. – Власть фараона сильно отличается от власти вождя племени. Если вождь племени должен был советоваться и принимать все важные решения вместе с советом старейшин, то фараон сам принимал законы. – Вождя племени выбирало народное собрание, фараон сам назначал и руководил чиновниками. Любой приказ фараона считался волей богов.  
  – Найдите в тексте параграфа объяснение слова деспотия. – Как вы считаете, на чём основано утверждение, что власть фараона – это деспотия? 1 Высказывают своё мнение, подтверждая словами из текста (c. 56–57). Личностные УУД 1. Оценивать свои и чужие поступки. 2. Осознавать себя гражданином России.
VII. Выражение решения проблемы. – Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? 5     – Чьи версии подтвердились?   – Что нового мы сегодня узнали на уроке? – Сформулируйте тему сегодняшнего урока и запишите её в тетрадь. Примерный вывод по проблеме: – Египет считают даром Нила, так как благодаря природным особенностям этой местности, разливам реки Нила египтяне научились строить оросительные сооружения, что заставило племена слиться в единый народ и создать своё государство. – Подтвердилась версия о том, что Нил давал всё необходимое для жизни во всех сферах общества. – О том, как египтяне создали своё государство. Предлагают разные варианты.  
VIII. Применение нового знания. Можно выполнить задание 3 из Рабочей тетради, с. 31. Задание 6 на с. 32. – Какие порядки в Древнем Египте неприменимы в жизни современного человека? 2 Самостоятельно выполняют задания из Рабочей тетради. Аргументированно высказывают своё мнение.  
IX. Домашнее задание. – Рассмотрите иллюстрации к §8. Как вы думаете, о чём пойдёт речь на следующем уроке? – Дома прочитайте §8 и проверьте свои предположения. – Чтобы усвоить и понять следующую тему, ответьте на вопросы из раздела «Вспоминаем то, что знаем».   Записывают домашнее задание.  

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-02-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: