Литературное чтение
Урок 18.
Тема раздела: «Там на неведомых дорожках».
Тема: Сказка литовского народа «Мальчик Золотой Хохолок и девочка Золотая Коса».
Цели:
– формируем умение отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
– формируем умение выражать своё отношение к героям, событиям, языку произведения. Развитие умения аргументировать свою точку зрения;
– обучение самостоятельному формулированию вопросов к тексту по ходу чтения.
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) |
Ι. Актуализация знаний. | 1 2 3 Проверка домашнего задания. 1. Чтение по ролям 2-й части сказа Бажова «Серебряное Копытце». 2. Устный рассказ о козлике Серебряное Копытце. II. Чтение авторского текста на с. 65(после вопросов). Дети читают отрывок по ролям. Учитель – за Афанасия. – Кто знает, что такое Прибалтика? Учитель показывает море и страны Балтии на карте. – Почему разные страны объединены таким названием? (Расположены у Балтийского моря.) – В этих странах живут люди разных национальностей: литовцы, латыши, эстонцы. У каждого народа своя культура, свой язык, свои национальные костюмы, архитектура городов, свои песни, танцы, сказки. | Познавательные УУД 1.Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты. 2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. 3.Ориентироваться на развороте учебника. 4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях. |
II. Развитие умений. | 2 3 1 1 2 3 Работа с текстом литовской сказки. 1. Работа с текстом до чтения. – Прочитайте название сказки на с. 66. Слышали ли вы подобное название у русских сказок? – Рассмотрите иллюстрацию. Что вы можете предположить о содержании сказки, её героях? – Рассмотрите одежду. Где её носили? (Это не русская одежда. В такой одежде ходили народы Балтии.) – Кто написал эту сказку? (Литовский народ.) – Из скольких частей она состоит? 2. Первичное чтение первых трёх частей. Сказка читается по абзацам учениками, словарная работа ведётся по ходу чтения. После чтения 1-й части: – Какой себе представляете бедную девушку? С чем и с кем её сравнивают? – Что значит знатный юноша? (Высокого рода, богатый.) – Как вы думаете, за что невзлюбила его мать девушку? – Какие слова передают отношение авторов сказки к этой женщине? (Злая старуха.) – Какие злые деяния она совершила? – Как отнёсся сын, когда увидел в колыбельке кота? усатую чёрную кошку? После чтения 2-й части: – Как оказались дети в семье рыбака? – Почему мальчика назвали Золотой Хохолок, а девочку – Золотая Коса? После чтения 3-й части: – Как жилось детям в семье рыбака? – Как получилось, что они оказались в том же городе, где жили их настоящие родители? 3. Выявление первичного восприятия. – Что вам больше всего запомнилось? – Какие другие сказки вы вспомнили, слушая начало этой? – Как вы думаете, как события будут развиваться дальше? 4. Работа с текстом после чтения. – На этом кончается первая часть сказки. Вспомним все события последовательно. – О чём говорится в 1-й части? Во 2-й? в 3-й? (Определяется главная мысль каждой части.) – Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.) – Какое умение формировали? | Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать речь других. 2. Выразительно читать и пересказывать текст. 3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме. 4. Умение работать в паре и в группах. Регулятивные УУД 1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. 2. Проговаривать последова-тельность действий на уроке. 3. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстра-цией учебника. 4. Учиться работать по предложенному учителем плану. Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. |
ΙΙΙ. Итог. | – Хотелось бы дочитать сказку до конца? Осталось читать пять частей. Как вы думаете, о чём в них будет говориться? Предположения детей. – Можете ли вы по началу сказки определить, что это сказка народная? Почему? – А можно ли определить, что сказка именно литовского народа? Почему? – С каким настроением уходите с урока? – Как бы вы сами оценили свою работу? | |
ΙV. Домашнее задание. | Пересказ 1–3-й частей сказки с опорой на план. |
|
|
Деятельность учащихся:
– Участвоватьв диалоге в соответствии с правилами речевого общения.
– Читать вслух целымисловами осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию, соответствующий темп и тон речи.
– Составлять план.