Научите детей воспоминаниям




Каждый день своей жизни вы пополняете память ребенка.
Чарльз Р. Суиндолл

Нет сомнений, что тренировка памяти развивает врожденные способности детей. Не все зависит от генетики: память нужно и должно развивать – и чем раньше, тем лучше. Хотя отец научил меня особому подходу к жизни – ПСВ, никто и никогда специально не занимался со мной развитием памяти.
Но я нередко замечала, что многие люди обладали бы САП, если бы их родители уделяли больше внимания развитию памяти. У нас было бы намного меньше профессиональных спортсменов-теннисистов, если бы детей не учили играть, а предоставили самим себе. Точно так же люди, которые обладают хорошей памятью, предоставлены самим себе и не знают о специальных приемах. У них нет тренера, который помог бы избежать ошибок. Как мы уже говорили, тренировка памяти похожа на физические упражнения для мышц. Если тренировать память ребенка, результат превзойдет все ожидания.
Я уверена, что в любом возрасте можно посеять семена, которые впоследствии помогут ребенку хорошо учиться. Я всегда хотела, чтобы у моих детей была хорошая память, поэтому и занималась с ними, как только они начали ходить.
Я давала им множество книжек с картинками и, что самое важное, – детский словарь в картинках. Я показывала на картинку и называла предмет: «Это кошка, она говорит “мяу”. Это чашка, и ты из нее пьешь. Это телефон, ты можешь разговаривать по нему, как нарисовано на картинке». Я показывала несколько десятков картинок, а потом спрашивала: «Где кошка? Что она делает? Как ты используешь телефон?» Задолго до того, как мои дети начали говорить, они могли правильно показать картинку, воспроизвести голос животного или показать действие, которое можно совершить с этим предметом.

Тренировка памяти похожа на физические упражнения для мышц. Если тренировать память ребенка, результат превзойдет все ожидания.

Я показывала детям семейный фотоальбом. Я показывала фотографии и рассказывала истории о людях, изображенных на них. Я хотела стимулировать память детей с самого раннего возраста, поэтому рассказывала вещи, не очень понятные таким маленьким. Я надеялась, что эти детали отложатся у них в головах и помогут создать необходимые в дальнейшей жизни связи. «Кто, когда был маленьким…» – это только одна из многочисленных игр, в которые мы играли.
Помню, как я впервые дала упражнение на запоминание Нику, ему тогда было всего четыре месяца от роду. Это было в понедельник, 19 сентября 1994 года. Я собиралась на работу, тогда я вела ток-шоу «Мэрилу» на телевидении. Никки был из тех детей, которые любят общество. Он никогда не плакал, когда я уходила из дома, но именно в то утро у него резались зубы, и он капризничал. Я видела слезы на его глазах, когда выходила за дверь. Я уходила ненадолго и хотела, чтобы он это понял. Но он был слишком мал, чтобы понять объяснения.
Тогда я вспомнила о силе, которой обладает музыка, и что дети очень хорошо запоминают песенки, потому что мелодия привлекает их. Мне было известно, что люди, страдающие болезнью Альцгеймера, забывают свое имя или имя супруга, но помнят текст какой-нибудь песни. Я решила сделать так, чтобы Ник запомнил связь мелодии и словесного сообщения. «Я скоро вернусь!» – пела я на определенный мотив. Потом, когда ему уже было восемь месяцев, я напевала другую мелодию: «Как ты слезешь с кровати?» – и он переворачивался на живот и скатывался вниз. Теперь, когда он слышал ту или иную мелодию, он точно знал, что она означает. Он так здорово различал мотивы, что мне не нужны были слова для общения с ним.
В течение многих лет, пока росли мои мальчики, я придумывала различные мелодии для тех или иных случаев. Мне хочется верить, что это развивало их способности и память. Ник заговорил, когда ему не было и года, а почти в пять уже бегло читал. Джоуи, который на восемнадцать месяцев младше Ника, тоже рано начал говорить и читать – кроме того, он обладает САП.
Когда Джоуи подрос, его протестировали так же, как и меня. Мы с ним любим устраивать соревнования – кто лучше помнит даты. Иногда я специально называю неверный день недели, чтобы проверить его способности. Но у Джоуи невероятная память. С тех пор как ему исполнилось два, никто не мог победить его в этой игре, включая меня!

Упражнение № 20
ИГРЫНА РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ ДЛЯ МЛАДЕНЦЕВ
Никогда не бывает слишком рано упражнять память вашего ребенка. Наоборот, исследования подтверждают, что дети хорошо реагируют (успокаиваются и меньше плачут) на определенную музыку, которую слышали… еще в утробе матери! Так что слушайте Моцарта или Карлоса Сантану во второй половине беременности. Ребенок будет напевать «В лесу родилась елочка» раньше, чем начнет лепетать.
Помимо музыки также очень полезны игры на развитие зрения. Используйте картинки из книг, журналов, семейные фотографии. Четко опишите, что как выглядит, а затем попросите показать ту или иную картинку. Сначала вам может показаться, что вы напрасно тратите время, но потом наступит то, что можно назвать просветлением, и ребенок начнет точно показывать то, что вы просите.

Упражнение № 21
КТО, КОГДА БЫЛ МАЛЕНЬКИМ…
Для этой игры пригласите родственников, или друзей, или кого-нибудь, с кем вы были знакомы еще в детстве. Придумайте разные темы: любимые животные, любимые телепрограммы, празднования дней рождения, школьные происшествия. Можно рассказывать даже о детских травмах – вроде сломанной руки или выпавшего зуба. Даже если в вашем банке памяти таких фактов нет, попросите своих братьев и сестер, других членов семьи поделиться ими. Родственники и друзья с удовольствием вспомнят свои детские привычки. Заведите разговор о развитии памяти!


ПСВ для малышей

Когда Никки и Джоуи подросли, я придумала более сложные игры. Как мой отец рассказывал мне, так и я объясняла своим детям, что существуют три части любого события – предвкушение, сопричастность и воспоминания.
Например, мы собирались в гости к моей сестре, и я спрашивала: «Куда мы идем? Кто там будет? Как вы думаете, что мы будем там делать?» На обратном пути мы обсуждали: «Делали ли мы то, что собирались? Что отличалось от наших планов? Что вам понравилось больше всего?»

Лучшее в играх для развития памяти то, что в них можно играть где угодно и когда угодно. Это своего рода соревнования, которые будут интересны и детям, и взрослым.

Как-то мы восемь месяцев путешествовали по стране, я в то время участвовала в национальном проекте «Энни забирает ваш пистолет». Мы с мальчиками часто использовали ПСВ, чтобы обсудить будущее, настоящее и прошлое. Моим сыновьям тогда было четыре с половиной и шесть. Я периодически спрашивала их: «В каком мы сейчас городе? В каком городе мы были только что? Как назывался ресторан, в котором мы обедали на прошлой неделе? Опишите парк в том городе, куда папа приехал навестить нас». Даже сегодня мои дети могут в деталях описать наше путешествие в 2000 и 2001 годах, хотя мы посетили двадцать два города за тридцать недель!
В большой степени благодаря этим упражнениям мои дети научились прекрасно предсказывать, наблюдать и запоминать события. Люди всегда удивляются, как мои сыновья, которым сейчас шестнадцать и семнадцать лет, могут помнить столько деталей из очень раннего детства.

Я написала эту книгу, чтобы показать вам, как можно улучшить память, что будет, если ежедневно собирать информацию.

Мальчики часто соревнуются, кто из них помнит больше. Я слышу, как они обсуждают какое-либо событие – где и как оно произошло. Они поправляют друг друга в деталях, которые относятся к этому событию, иногда спор становится весьма жарким. Порой мне приходится вмешиваться и останавливать их. Таким образом я помогаю им развивать память и использовать все пять чувств полностью.
Я спросила своего старшего сына, как он считает, помогла ли ему в жизни хорошая память. Он сказал, что способность помнить различные события и наблюдение за тем, как я использую свою память, сделало его более осознанным.
Я написала эту книгу, чтобы показать вам, как можно улучшить память, что будет, если ежедневно собирать информацию. Мой сын чаще всего идет другим путем; у него хорошая память, и поэтому он в большей степени живет настоящим, чем мог бы жить с плохой памятью. В этом и парадокс, и прелесть памяти – это двоякий процесс. Чем больше вы живете настоящим и чем больше информации способны получать, тем лучше запомните этот момент.

Я могу ошибаться, но думаю, что люди просто не знают возможностей памяти. Им нравится помнить что-то, и у них есть реальные воспоминания. Но только немногие могут сказать, что их воспоминания подробные и глубокие.
У меня необыкновенная мама, которая, по понятным причинам, много размышляет о свойствах памяти; она всегда заставляла нас развивать собственную память. Конечно, когда я был маленьким, то не знал, что меня «воспитывают». Я смотрел на все эти вещи как на игру. И сейчас мы с братом предпочитаем играть в игры, основанные на запоминании, а не на удаче или мастерстве. А что представляет собой школьное обучение, особенно все эти экзамены и тесты, как не многогранную информационную игру?
Я пытаюсь сбалансировать в себе любовь к получению впечатлений и любовь к сбору информации. Я думаю, что это именно влияние моей матери и ее игр. Знание о памяти приводит к осознанию своего разума. Вы должны представить, на что похожа хорошая память; понять, что это не просто фокус. Без памяти вы не можете жить.
Моя мама придумала игры, которые развивают память, и эти игры придали более разумное направление моей жизни.
Ник Либерман


Упражнение № 22
ИГРА ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ
Разработайте свою собственную версию игры на развитие памяти для своей семьи. Как и предыдущая игра «Кто, когда был маленьким…», эта может включать любые темы.
● Помимо семейных отпусков, праздников, дней рождения, школьных событий и учителей, используйте любой другой опыт, который ваши дети уже приобрели. Пусть это будет даже какой-то один день в школе.
● Придумайте вопросы из вашей семейной истории и подберите их для каждого участника. Так можно задействовать даже самых маленьких членов семьи.
● Периодически задавайте вопросы, чтобы освежить воспоминания. Через много лет дети смогут ответить на такие вопросы, как: «В каком городе мы были в Музее славы рок-н-ролла, когда вам было пять и шесть лет?» Или: «Что Дед Мороз принес вам на Рождество 2002 года?»


Память, по определению, – это изучение того, что хранится в вашем мозге. Это отношение одной вещи к многим, и наоборот, это образование взаимосвязей событий и уроков. Лучшее в играх для развития памяти то, что в них можно играть где угодно и когда угодно. Это своего рода соревнования, которые будут интересны и детям, и взрослым.


Глава 11
Память и здоровье


Ни одна книга, посвященная памяти, в том числе и моя, не могла бы обойтись без упоминания значения этого вопроса для здоровья. Врача или дантиста, которые осматривают ротовую полость пациента, часто сравнивают с механиком, заглядывающим под капот автомобиля. И механик, и врач скажут вам свое общее впечатление о вашем здоровье (и исправности машины). А теперь представьте, насколько точно можно было бы определить состояние здоровья или психики человека, просканировав его память.
Если мы считаем, что осмотр двигателя автомобиля аналогичен обследованию ротовой полости дантистом, то исследование памяти можно сравнить с полной компьютерной диагностикой. Компьютер находит и исследует состояние каждой детали (прошлое, настоящее и будущее), и что касается памяти, мозга – физическое и психическое здоровье глубоко взаимосвязаны.
Если вы читали мою книгу «Капитальный ремонт здоровья», то знаете, что здоровье в большой степени зависит от питания. Память и здоровье шествуют рука об руку; одно невозможно без другого.
Безусловно, диета имеет огромное значение для общего состояния здоровья, но и выбор образа жизни оказывает влияние на память. Правильный образ жизни имеет огромное положительное влияние на способность к обучению и другие когнитивные функции.
В этой главе я расскажу, как сделать память здоровой. И начнем мы с того, что я считаю основным ключом к здоровому образу жизни.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-02-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: