Технологическая карта урока №32




Дата:09.01.2014

Класс:2А

Предмет: окружающий мир.

Технологическая карта урока №32

Целевой блок
Тема Равнины и горы.  
Цель – ознакомить ребят с понятием «равнина», с особенностями и природой гор; – научить на примере равнин и гор связывать воедино различные географические понятия. Минимакс: представление об использовании равнин и гор человеком, представление о болотах. Понятия: болото, полезные ископаемые. Максимум: учебник знакомит с причинами возникновения гор. Понятия: землетрясения, вулканы, выветривание, подземные силы. Формировать УУД: Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. · 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3.Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). 4.Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Коммуникативные УУД 1.Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4.Умение работать в паре и в группах. Познавательные УУД 1.Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. 2.Представлять информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность, особенности объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать по признакам. 6. Ориентироваться на развороте учебника. 7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Планируемые результаты Предметные: знать понятием «равнина», особенности и природу гор; связывать воедино различные географические понятия. Минимакс: иметь представление об использовании равнин и гор человеком, представление о болотах. Понятия: болото, полезные ископаемые. Максимум: знать причины возникновения гор. Понятия: землетрясения, вулканы, выветривание, подземные силы. Личностные: ументь выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции, оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. Метапредметные: Регулятивные УУД: уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, прогнозировать предстоящую работу (составлять план), осуществлять познавательную и личностную рефлексию Коммуникативные УУД: уметь слушать и понимать других, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, оформлять свои мысли в устной форме, уметь работать в паре и в группах. Познавательные УУД: уметь извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов, представлять информацию в виде схемы, выявлять сущность, особенности объектов, на основе анализа объектов делать выводы, обобщать и классифицировать по признакам.
Инструментальный блок
Задачи урока Образовательные: ознакомить ребят с понятием «равнина», с особенностями и природой гор; – научить на примере равнин и гор связывать воедино различные географические понятия. Минимакс: представление об использовании равнин и гор человеком, представление о болотах. Понятия: болото, полезные ископаемые. Максимум: учебник знакомит с причинами возникновения гор. Понятия: землетрясения, вулканы, выветривание, подземные силы. Способствовать развитию оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления. Воспитывать культуру поведения при парной, фронтальной, индивидуальной работе.
Тип урока Открытие нового знания
Учебно-методический комплекс Оборудование: Учебник и рабочая тетрадь, карта полушарий, глобус, рисунки природы равнин, гор и хозяйственной деятельности, иллюстрации памятников древних цивилизаций, макет из пластилина с урока «Что изображают на карте», плакат «Равнины», «Горы» из комплекта «Наглядные материалы по окружающему миру для 2-го класса», образцы горных пород.  
Организационно-деятельностный блок
Основные понятия Равнины, горы,
Организация пространства Парная, фронтальная, групповая
Межпредметные связи математика
Описание урока:  

 

Этапы урока Ход урока Формирование УУД и технология оценивания учебных успехов
Ι. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы. 3 4 3 4 – Проверьте готовность к уроку, вспомним правила взаимодействия и пожелаем удачи в освоении новых знаний. Расставьте темы по порядку их изучения. Океаны Озёра Реки Материки (– Мы решили, что темы располагаются так. Океаны Материки Реки Озёра)   – Распределите данные темы в группы, найдите лишнюю тему. (Нам кажется, что тема «Материки» лишняя, т.к. это участок суши, а всё остальное относится к воде. Озеро и океан можно объединить в одну группу, т.к. вода в них может быть солёной. Озеро и реку можно объединить, т.к. они находятся на материках). – Мы сегодня рассмотрим некоторые участки суши. – Нам помогут реки и озёра. Найдите на карте места на предложенных вам материках, где протекают крупные реки и располагаются крупные озёра. Каким цветом они обозначены? Детям раздаются листочки с названиями материков: Задания группам Африка Реки:___________________________. Суша, по которой протекают крупные реки, обозначена на карте____________________ цветом. Озёра:__________________________. Суша, на которой располагаются крупные озёра, обозначена на карте____________________ цветом. Северная Америка Реки:___________________________. Суша, по которой протекают крупные реки, обозначена на карте____________________ цветом. Озёра:__________________________. Суша, на которой располагаются крупные озёра, обозначена на карте____________________ цветом. Южная Америка Реки:___________________________. Суша, по которой протекают крупные реки, обозначена на карте____________________ цветом. Озёра:__________________________. Суша, на которой располагаются крупные озёра, обозначена на карте____________________ цветом. Евразия Реки:___________________________. Суша, по которой протекают крупные реки, обозначена на карте____________________ цветом. Озёра:__________________________. Суша, на которой располагаются крупные озёра, обозначена на карте____________________ цветом. Австралия Реки:___________________________. Суша, по которой протекают крупные реки, обозначена на карте____________________ цветом. Озёра:__________________________. Суша, на которой располагаются крупные озёра, обозначена на карте____________________ цветом. – Почему, ребята, в карточках нет Антарктиды? – Мы думаем, что на ней нет рек и озёр. Ребята выполняют задание. – Мы считаем, что крупные реки и озёра находятся на участках суши, обозначенных зелёным и жёлтым цветом – это равнины и возвышенности. – А где берут начало бурные реки? (В горах.) – О чём сегодня пойдёт разговор? (Мы думаем, что мы будем говорить о горах и равнинах.) План (примерный). 3 3 Учитель вместе с детьми планирует деятельность на уроке.   – Что мы сейчас с вами делали? (Планировали нашу деятельность.) – Какое умение формировали? Познавательные УУД 1.Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. 2.Представлять информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность, особенности объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать по признакам. 6. Ориентироваться на развороте учебника. 7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.   Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3.Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). 4.Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
ΙΙ. Совместное открытие знаний. 1 4 3 3 4 3 Ι. Практическая работа. – У вас на столах стоят лампы и глобусы. Понятно, что лампа будет играть роль Солнца. Представьте сначала, что поверхность Земли, это ваша рука. Включим лампу (педагог демонстрирует сначала сам, предупреждая о возможной опасности) поднесем руку на расстоянии от лампы так, чтобы рука и лампа были на одинаковой высоте от стола. Что вы ощущаете? – Теперь оставляя руку на таком же расстоянии от лампы, медленно поднимайте ее вверх. Что вы ощущаете? (Руке уже не так тепло.) – Может, лампа перестала греть? Вернитесь в исходное состояние. Что теперь ощущаете? – Теперь также медленно опускайте руку вниз. Теперь тепло ли руке?Почему?   Давайте попробуем зарисовать то, что мы наблюдали.           Коммуникативные УУД 1.Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4.Умение работать в паре и в группах. Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправ-ленной познавательной деятельности.
ΙΙ. Совместное открытие знаний. 1 3 7 3 4 3 – Много ли на карте зелёного и жёлтого цветов? (Мы считаем, что большая часть суши обозначена этими цветами.) – Какую высоту имеют эти участки суши? (На карте обозначено, что высота их не превышает 500 метров). – Что окружает эти участки суши? (Чаще всего со всех их окружают горы или с одной стороны океан, а с других сторон – горы. Давайте попробуем по иллюстрациям учебника на с. 112–113 рассказать, что бывает в горах или на равнинах. Дети рассматривают иллюстрации и отвечают на вопросы. – Изобразите на макете такие участки суши. Ребята выполняют задание. – Что будет происходить с водой на таких территориях? Давайте аккуратно польём на макет. (В углублениях собирается вода.) – Что образуется на таких равнинах? (Это болота. Здесь, наверное, очень сыро.) – Сравните две равнины на с. 115. Обратите внимание на условный знак болот. Найдите на карте такие места. – Что обозначают точки на равнине? (Это пески. Они находятся ближе к тропикам). – Найдите названия равнин на карте. (Евразия: Восточно-Европейская равнина, Западно-Сибирская равнина. Африка: Сахара. Южная Америка: Амазонская низменность.) – Дома, если вам интересно, можете найти названия и других равнин. Поработаем с помощью плаката «Равнины» (из комплекта наглядных пособий для 2-го класса).   – Почему на равнинах много болот и рек? (Потому что они ровные, по ним текут крупные реки. А в понижениях вода застаивается, и образуются болота.) – Где выращивают культурные растения, которые служат нам пищей? (Тоже на равнинах. Там удобно распахивать поля.) – Где расположены все крупные города? Почему? (Тоже на равнинах. Там удобно строить.) – Что покрывает равнины? (Это земля, песок, глина.) – Поработаем с помощью плаката «Горы» (из комплекта наглядных пособий для 2-го класса) или просмотрим видеофрагмент с видами гор. – Опишите, ребята, то, что вы увидели. (Это очень красивые места. Крутые Хотели бы вы оказаться в таких местах? снежные вершины и бездонные пропасти. Одни каменные глыбы. Узкие быстрые реки.) – Хотели бы вы оказаться в таких местах? (Там очень красиво, но и очень опасно). – Почему вы так считаете? (Мы думаем, что не каждый сможет забраться так высоко, можно сорваться и упасть вниз.) – Найдите горы на карте.   Дети перечисляют: Европа – Альпы, Уральские горы; Азия – Кавказ, Гималаи; Северная Америка – Кордильеры; Южная Америка – Анды. – Как вы думаете, из чего состоят горы и нужны ли они в хозяйственной жизни человека? (Все горы состоят из камней. Они все имеют своё название и нужны человеку.)     – Найдите в конце с. 114, как называются необходимые людям горные породы. Давайте ознакомимся с ними по образцам. Дети работают с учебником, затем с раздаточным материалом «Горные породы». – Но полезные ископаемые есть даже в болоте. Найдите ответ на с. 115. Дети узнают о торфе. – Что ещё интересного узнали о равнинах и горах? (Мы узнали, что люди выбирают равнины для строительства городов, дорог, для выращивания растений. Здесь располагается много лесов. На равнинах можно встретить полноводные реки, большие озёра, болота. В более жарких местах равнины превращаются в пустыни, степи… А мы нашли на карте самую высокую вершину мира: Джомолунгма в Гималаях. Её высота 8848 метров.)   – Какие умения формировали?   Коммуникативные УУД 1.Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4.Умение работать в паре и в группах.   Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
ΙΙΙ. Самостоятельное применение знаний. Работа в Рабочей тетради. 1 4 2 – Выполните задания в Рабочей тетради: I вариант – задания 1 и 3; II вариант – задания 3 и 4. Дети проверяют друг друга после выступления групп. – Вернитесь к своим карточкам и приготовьте более подробный рассказ о тех равнинах, которые вам встретились.   1. Материк. 2. Показ равнины на карте. 3. Особенности рельефа.     – Проверьте себя. Выберите важные отличительные особенности равнин: большие перепады высоты земной поверхности; наличие болот, рек, озёр, леса; умеренный тепловой пояс; ровные или холмистые участки суши; большое количество городов; реки с быстрым течением; пески и степи.   Образец: Наличие болот, рек, озёр, леса. Ровные или холмистые участки суши. Большое количество городов. Пески и степи. Проверьте себя: 1. Материк, на котором находятся горы Кордильеры, __________________. 2. Горы состоят из______________. 3. Железная руда, золото, каменный уголь – это­________________. Образец: 1. Материк, на котором находятся горы Кордильеры, – Северная Америка. 2. Горы состоят из горных пород. 3. Железная руда, золото, каменный уголь – это полезные ископаемые.      
ΙV. Итог урока.   – Что нового узнали? – Как узнали, что помогло? – Где пригодятся знания? – Кто из ребят больше всех помог в открытии знаний?   – Как работал ты? – Какую работу мы сегодня выполняли? – Чему учились? – Кто или что вам помогало справиться? – Кто доволен сегодня своей работой?    
V. Домашнее задание.     По усмотрению учителя.    

 

Деятельность учеников:

– знать характерные особенности равнин и гор и уметь определять их на карте. Понятия: равнина, горы.

 

Энциклопедическая справка (из учебника географии для 6-го класса «Мир Земли» [1])

 

Мы живём на планете равнин. Равнинный рельеф преобладает над горным как на суше, так и на дне океана.

Равнинами называют обширные и довольно ровные участки земной поверхности. Равнины отличаются небольшим колебанием высот и малыми уклонами.

Самая большая равнина Земли – Амазонская низменность – расположена в Южной Америке. Её площадь превышает 5 млн км2. В России крупнейшей равниной является Западно-Сибирская равнина. Её площадь составляет около 3 млн км2.

На равнинах часто встречаются холмы – формы рельефа, схожие с одиноко стоящими низкими горами. В природе отличить высокий холм от низкой горы довольно сложно. Учёные условились называть холмами те из них, которые возвышаются над окружающей равниной не более чем на 200 м.

По внешнему виду равнины бывают плоские и холмистые. На плоских нет больших повышений и понижений.

Обширные плоские равнины встречаются очень редко. Небольших по размерам плоских равнин гораздо больше. Они встречаются по берегам морей и крупных рек.

Если высота равнин не превышает 200 м над уровнем моря, их называют низменностями. Равнины, расположенные на высотах от 200 до 500 м над уровнем моря, называют возвышенностями, а если выше 500 м – то плато или плоскогорьями. Плато отличается от плоскогорья внутренним строением и наличием ограничивающих обрывов – уступов. По трещинам на поверхности плоскогорий проходит множество глубоких ущелий. Это придаёт им вид гор с плоскими вершинами.

Горы – это участки земной поверхности, резко приподнятые над равнинами. Для них характерны большие перепады высот и значительные уклоны рельефа.

Однако в горах можно встретить участки равнин. Обычно они расположены в широких понижениях между горными хребтами и называются межгорными котловинами. Обширные горные системы, состоящие из горных хребтов и широких, высоко приподнятых межгорных котловин, называются нагорьями.

Kак известно, горой называют всякое поднятие с чётко выраженными склонами, подошвой и вершиной, которые возвышаются над равниной более чем на 200 м. Высокие части гор именуются вершинами, а остроконечные вершины – пиками. Отдельно стоящие горы встречаются редко, представляя собой либо вулканы, либо остатки разрушенных гор. Обычно горы объединяются в большие группы – горные страны. Например, Тянь-Шань, Анды, Кавказ. В длину горные страны протягиваются до нескольких тысяч километров.

Горы различают по высоте: низкие, или низкогорья, – до 1000 м, средние, или среднегорья, – 1000–2000 м, высокие, или высокогорья, – более 2000 м.

Созданные людьми сооружения – дома, карьеры, древние пирамиды, плотины на реках, дорожные насыпи, каналы – показывают возможность использования подземных недр человеком.

 

 


[1] Кошевой В.А., Душина И.В., Лобжанидзе А.А.. География. МирЗемли: учеб. для 6-го кл. – М.: Баласс, 2005.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-02-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: