Механизмы интеллектуального развития (Ж. Пиаже)




Пять стадий психосексуального развития по З. Фрейду

0 – 1 год оральная стадия (эрогенная зона - слизистая рта и губ). Ребенок получает удовольствие, когда сосет молоко, а в отсутствие пиши - собственный палец или какой-нибудь предмет. Люди начинают делиться на оптимистов и пессимистов, может сформироваться ненасытность, жадность. Кроме бессознательного "Оно" формируется "Я«(сознание).

1 - 3 года анальная стадия (эрогенная зона смещается в слизистую оболочку кишечника). Ребенок учится контролировать свои акты дефекации, испытывая удовлетворение от контроля над своим телом. Формируется опрятность, аккуратность или скрытность, агрессивность. Возникает много требований и запретов, в результате чего в личности ребенка начинает формироваться последняя, третья инстанция - "Сверх-Я" как воплощение социальных норм, внутренняя цензура, совесть.

3 - 5 лет фаллическая стадия (высшая стадия детской сексуальности). Ребенок начинает изучать свое тело. Ведущей эрогенной зоной становятся гениталии. У ребенка возникает интерес к родителю противоположного пола. Идентификация с родителем своего пола, формируется полоролевое поведение.

Если до сих пор детская сексуальность была направлена на себя, то сейчас дети начинают испытывать сексуальную привязанность к взрослым людям, мальчики к матери (Эдипов комплекс), девочки к отцу (комплекс Электры).

Это время наиболее строгих запретов и интенсивного формирования "Сверх-Я".

5 - 12 лет латентная стадия временно прерывает сексуальное развитие ребенка. Влечения, исходящие из "Оно", хорошо контролируются. Детские сексуальные переживания вытесняются, и интересы ребенка направляются на общение с друзьями, школьное обучение и т.д.

12 - 18 лет генитальная стадия соответствует собственно половому развитию ребенка. Объединяются все эрогенные зоны, формируются зрелые сексуальные отношения, появляется стремление к нормальному сексуальному общению.

Периодизация интеллектуального развития
(Жан Пиаже)

Жан Пиаже (1896 - 1980) швейцарский психолог

В исследованиях Жана Пиаже и созданной им женевской психологической школы показано качественное своеобразие детского мышления, особая детская логика, отличная от взрослой, и прослежено, как мышление постепенно меняет свой характер на протяжении детства и отрочества.

Основные понятия и принципы.

Ребенок, как и взрослый, имеет определенные схемы действий, позволяющие ему решать разнообразные познавательные задачи. У младенца они простые. У подростка – сложные, гипотетические, с использованием формальной логики.

Два основных механизма – ассимиляция и аккомодация.

СРЕДА (задача) – РЕБЕНОК (схема действий)

Механизмы интеллектуального развития (Ж. Пиаже)

АССИМИЛЯЦИЯ — решение новой проблемной ситуации без изменения наличных схем действия.

У ребенка имеется СХЕМА ДЕЙСТВИЯ – НОВАЯ ЗАДАЧА подгоняется под эту схему – Схема действия НЕ МЕНЯЕТСЯ (!)

АККОМОДАЦИЯ – изменение схемы действий так, чтобы можно было их применить к новой задаче.

У ребенка имеется СХЕМА ДЕЙСТВИЯ – для решения НОВОЙ ЗАДАЧИ МЕНЯЕТСЯ Схема действия (!)

В процессе приспособления к новой проблемной ситуации ассимиляция и аккомодация объединяются, их сочетание дает АДАПТАЦИЮ. Завершает адаптацию установление равновесия, когда требования среды (задачи), с одной стороны, и схемы действий, которыми ребенок владеет, – с другой, приходят в соответствие.

Интеллектуальное развитие, по Ж.Пиаже, стремится к стабильному равновесию. На каждом возрастном этапе равновесие нарушается и восстанавливается; полная логическая уравновешенность достигается в подростковом возрасте на уровне формальных операций.

Интеллект, таким образом, обладает адаптивной природой.

Интеллектуальное развитие ребенка спонтанно, оно проходит ряд стадий, порядок следования которых всегда остается неизменным

Стадии — это ступени, или уровни, развития, последовательно сменяющие друг друга. На каждом уровне достигается относительно стабильное равновесие, которое затем снова нарушается.

Процесс развития интеллекта представляет собой смену трех больших периодов, в течение которых происходит становление трех основных интеллектуальных структур.

Сначала формируются сенсомоторные структуры — системы последовательно выполняемых материальных действий с предметами.

Затем возникают структуры конкретных операцийсистемы действий, выполняемых в ум е, но с опорой на внешние, наглядные данные.

Еще позже происходит становление формально-логических операций. Формальная логика, по Ж.Пиаже, — это высшая ступень в развитии интеллекта. Интеллектуальное развитие ребенка представляет собой переход от низших стадий к высшим. Но при этом каждая предшествующая стадия подготавливает последующую, перестраивается на более высоком уровне.

СТАДИЯ ВОЗРАСТ РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТА

I стадия. Сенсомоторный интеллект (0—2 года) 0-1 мес 1-4 мес   4-8 мес     8-12 мес   12-18 м     18-24 м 1. Врожденные рефлексы 2. Элементарные навыки (первичные круговые реакции). Сосет палец благодаря координации руки, а не от случайного прикосновения 3. Вторичные круговые реакции. Посредством повторения закрепляются движения, приводящие к изменениям внешней среды, интересным ребенку 4. Начало практического интеллекта. Координация реакций для целевого действия 5. Третичные круговые реакции. Возникают новые координации известных ребенку действий-средств и действий-целей, новые действия-средства путем экспериментирования 6. Начало интериоризации схем действий. Открытие новых действий-средств путем умственных координаций
II стадия. Конкретные операции (2-11 лет) 2-7 лет   7-11 лет 1. Дооперациональные представления. Переход от сенсомоторных функций к внутренним действиям с представлениями, а не с внешними объектами. ЭГОЦЕНТРИЗМ ребенка – неспособность взглянуть на свою точку зрения со стороны, как на одну из возможных, не стремится обосновать свои рассуждения. Ребенок сосредоточивает внимание на СОСТОЯНИЯХ вещи, не обращает внимания на ПРЕОБРАЗОВАНИЯ («Феномены Пиаже») 2. Конкретные операции.Операции – это действия, интериоризованные и организованные в структуры целого. Группировка – познавательная структура, хар-ся подвижностью операций. Н-р, классификация – операции с классами и отношениями между классами предметов. Операции с конкретными объектами, но не с высказываниями.
III стадия. Формальные операции (11-15 лет)   Познание становится ГИПОТЕТИКО-ДЕДУКТИВНЫМ. Способность иметь дело с ВОЗМОЖНЫМ, с гипотетическим, рассматривать разные варианты решения задач.

 

Феномен Пиаже — психологическое явление, наблюдаемое у детей дошкольного возраста и заключающееся в невозможности постижения ими таких характеристик окружающих предметов, как количество, размер, объём и т. п.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: