Теории размещения производства.




Формированию научного подхода к размещению производства способствовали теории Й. Тюнена, В. Лаунхардта, А. Вебера. Й. Тюнену принадлежит теория сельскохозяйственного штандорта, которая представляет собой попытку выявить закономерности размещения сельскохозяйственного производства. Основным критерием оптимизации Тюнен считал минимизацию транспортных затрат. В качестве объекта исследования рассматривалось экономически изолированное государство, в котором находится центральный город, являющийся единственным рынком сбыта сельскохозяйственной продукции и одновременно источником обеспечения промышленными товарами. Разница в транспортных расходах формирует разный уровень цен на продукцию. Оптимальной схемой размещения при этом являлась система концентрических кругов – поясов – различного диаметра вокруг центрального города. При этом каждому поясу соответствует определенный вид сельскохозяйственной продукции, причем чем выше урожайность культуры, тем ближе к центру она должна располагаться. В рамках той же модели, Тюнен разработал и теорию земельной ренты по местоположению. Ее суть заключается в следующем: цена на продукцию будет оставаться неизменной, не зависимо от разницы транспортных издержек, если земельная рента будет изменяться обратно пропорционально транспортным издержкам.

Приведенные Тюненом сельскохозяйственные культуры не только могут быть изменены в зависимости от условий местности, но и общий принцип минимизации транспортных затрат на основе концентрических кругов так же может быть использован в рамках торгово-промышленной деятельности. Для нахождения пункта оптимального расположения отдельного промышленного предприятия В. Лаунхардт разработал теорию, которая получила название теория рационального штандорта промышленного предприятия. В качестве основного критерия оптимизации местоположения Лаунхардт так же рассматривает транспортные издержки, однако, для его нахождения предлагается использовать метод весового (локационного) треугольника. При этом в любой точке рассматриваемой территории затраты на производство приравниваются. В расчет берутся весовое соотношение перевозимых грузов и расстояний. Данную задачу можно решить двумя способами – геометрически и механически.

В основе первых двух теорий положен принцип минимизации транспортных затрат, А. Вебер предложил новые факторы размещения производства (в дополнение к транспортным). Главным фактором размещения Вебер считает экономическую выгоду, которая заключается в сокращении издержек по производству и сбыту определенного промышленного продукта и означает возможность изготавливать данный продукт в одном каком-либо месте с меньшими издержками, чем в другом месте. Нахождение оптимального месторасположения предприятия определяется путем многофакторного анализа, включающего в себя транспортную, рабочую и агломерационную ориентацию.

А. Веберу безусловно удалось развить и усовершенствовать теории Й. Тюнена и В. Лаунхардта, однако его теория промышленного штандорта так и не вышла за рамки рассмотрения отдельного предприятия.

Первой теорией о размещении населенных пунктов стала теория центральных мест В. Кристаллера. Где выявлена определенная закономерность в формировании структуры между зонами обслуживания и сбыта. Под зонами обслуживания подразумеваются экономические центры, способные удовлетворить не только собственные потребности, но и прилежащую территорию – зону сбыта. Такие зоны с течением времени образуют правильные шестиугольники (пчелиные соты), причем ими покрывается вся заселенная территория, при этом формируется так называемая кристаллеровская решетка. Теория объясняет, какие товары должны производиться (предоставляться) в зависимости от типа населенного пункта.

Данные теории стали основой формирования общей теории размещения, имеющей три основных направления:

- построение «чистых» теоретических конструкций, продолжающие традиции классиков;

- создание более общих теорий, охватывающих новые факторы, условия, аспекты;

- конструирование общей теории размещения на основе моделей пространственного экономического равновесия.

Первый подход представляет собой решение проблемы размещения производства, а также определения точных правил экономического поведения хозяйствующих субъектов. Второму подходу характерно объединение теорий сельскохозяйственного и промышленного штандортов, отличительной особенностью является переход от рассмотрения отдельно взятого предприятия к анализу совокупности взаимосвязанных предприятий, а также переход от минимизации издержек к максимизации прибыли и доходов. Третий подход связан с развитием модели общего экономического равновесия Л. Вальраса (ее логико-математической структуры). Построение модели общего пространственного равновесия задача достаточно сложная, она подразумевает синтез всех частных теорий размещения с математическим описанием условий размещения производства и населения, транспортных сетей, формирования региональных рынков, межрегиональной торговли и миграции населения и т.д. Создателем первой теории общего экономического размещения является А. Леш. Его основной метод абстрактно-теоретического анализ в математической форме отличается от других более высокой степенью абстрагирования и обобщений при объяснении возникновения территориального разделения труда. Леш указывает, что для каждого вида деятельности существует свой рациональный предел концентрации, превышение которого перекрывается ростом транспортных издержек. В зависимости от вида деятельности, оптимальное сочетание данных двух факторов будет различным, что и создает основу территориального разделения труда, т.е. концентрации различных производств по территории.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: