Тема 14: «Разработка производственной программы»




Важнейший раздел плана развития предприятия - производственная программа, или план производства продукции.

Показатели производственной программы: темп роста производства товарной (валовой) продукции, производство важнейших видов продукции в натуральном выражении (с указанием в том числе продукции для экспорта), включая показатель качества продукции.

Задания по производству продукции в натуральном выражении устанавливаются в единицах измерения, учитывающих особенности потребления отдельных видов изделий. Такими единицами могут быть тонны, метры, киловатт-часы, штуки, комплекты и т. д. Во всех случаях единица измерения должна отражать специфику производства и потребления разных видов продукции, стимулировать производство наиболее эффективных и высококачественных изделий и способствовать использованию материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Установленные в плане единицы измерения продукции обязательны для всех звеньев планирования и управления производством. Это необходимо для того, чтобы обеспечить выполнение производственной программы в предусмотренном ассортименте, выполнение плана кооперированных поставок и плана поставок по договорам, а также для увязки производственной программы с показателями качества продукции.

Неотъемлемой частью плана производства продукции в натуральном выражении является задание по дальнейшему повышению качества продукции. Качество важнейших видов продукции должно отвечать по своим технико-экономическим показателям высшим достижениям отечественной и зарубежной техники на всех стадиях проектирования и изготовления продукции. Соответственно с этими требованиями предусматривается замена и снятие с производства устаревшей продукции или модернизация устаревших изделий, улучшение основных технических характеристик выпускаемой продукции, соблюдение требований стандартов, технических условий и другой технической документации.

В планах выпуска продукции предприятий предусматриваются задания по снятию с производства устаревших видов изделий, т. е. продукции, не соответствующей современным требованиям национальной экономики и населения страны, морально устаревшей, указываются конкретные сроки замены устаревших изделий, а также новые виды изделий (типы, модели), их заменяющие.

Стоимостным и показателями производственной программы являются: объем реализации, товарная, валовая продукция.

Важными показателями плана, позволяющими определить общий объем промышленной продукции, ее структуру, темпы роста производительности труда, фондоотдачу и другие экономические показателей, служат товарная и валовая продукция.

Объем реализуемой продукции так же, как и товарной, определяется: в плане -в действующих оптовых ценах предприятий; в отчете - а) в сопоставимых оптовых ценах предприятий на определенную дату (так называемых неизменных ценах), необходимых для определения динамики производства; б) в оптовых ценах предприятий, действующих в отчетном периоде (для использования в расчетах себестоимости).

Тема 2: «Задачи, сходство и отличия прогнозирования и планирования»

Задачи планирования и прогнозирования заключаются в систематическом поиске возможностей действовать и в прогнозировании последствий этих действий в заданных условиях.

Сходство и отличие прогнозирования и планирования:

-Цель - идеальный результат деятельности в будущем.

-только в настоящей работе прогнозирование-планирование рассматривается как некоторая система приемов по раскрытию неопределенности будущего внешней и внутренней среды организационно – производственной системы в процессе подготовки решения;

-в различных источниках даются дублирующие, пересекающиеся или противоречивые определения названных типов прогнозирования и планирования;

-основным признаком классификации прогнозов и планов в директивной экономике был календарный период упреждения, который только косвенно отражает динамизм внешней (этапы рыночного цикла) среды и внутренней среды (этапы цикла разработки товара и жизненного цикла товара) Организационно-производственной системы, что снижает практическую ценность такой классификации в условиях переходной экономики.

 

 

Тема 7: «Классификация прогнозов и планов»

Прогнозы социально-экономического развития отражают демографические, научно-технические, экологические, экономические, социальные, а также отраслевые, региональные и другие параметры общественно значимых сфер деятельности.

Социально-экономические прогнозы имеют макроэкономический, отраслевой, ведомственный, территориальный разрезы и разрабатываются в целом по России, по народнохозяйственным комплексам и отраслям экономики, по регионам. Отдельно выделяется прогноз развития государственного сектора экономики.

Прогнозы социально-экономического развития разрабатываются в нескольких вариантах на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективы.

Прогноз социально-экономического развития на долгосрочную перспективу разрабатывается на 5-10 и более 10 лет. Данные прогноза используются при разработке концепции социально-экономического развития, прогнозов и программ социально-экономического развития на среднесрочную перспективу.

Прогноз социально-экономического развития на среднесрочную перспективу разрабатывается на период от 3 до 5 лет и ежегодно корректируется. Прогноз социально-экономического развития на краткосрочную перспективу разрабатывается ежегодно. В нем также анализируется выполнение Краткосрочный прогноз социально-экономического развития включает разделы:

Основные показатели социально-экономического развития России и субъектов РФ;социальное развитие;развитие науки;формирование и расходование средств внебюджетных и целевых бюджетных фондов;приватизация; п латежный баланс;

Развитие фондового рынка;консолидированный бюджет;динамика производства и потребления.

Разрабатываются также прогнозы социально-экономического развития на квартал. Выводы прогнозов необходимы и как рекомендации при разработке программ, концепций, планов в качестве объективно возможных вариантов развития при заданных социально-экономических целях. Предприятиям прогноз позволяет заблаговременно принять меры по предотвращению нежелательных результатов, например банкротства.

Планирование подразделяется на директивное, индикативное, договорное и предпринимательское.

Директивное планирование осуществляется посредством установления адресных заданий и распределения необходимых для их выполнения ресурсов среди исполнителей плана. Основными рычагами директивного планирования являются бюджетное финансирование, лимиты капитальных вложений, фонды материально-технических ресурсов, государственные заказы.

Индикативное планирование является способом вовлечения самостоятельных субъектов рынка на паритетных началах с государством в разработку и реализацию программ развития. Оно базируется на использовании экономических рычагов воздействия на товаропроизводителей, покупателей, рынок в целом и позволяет гармонизировать интересы государства и частного капитала.

Договорное планирование регулирует коммерческие отношения субъектов рынка, которые строятся на добровольной и взаимовыгодной основе между предприятиями, объединениями, банками, органами власти и управления.

На предприятиях в планах разрабатываются следующие основные показатели:

темпы роста товарной продукции;производство основных видов продукции в натуральном выражении, включая изделия новой техники и продукции для экспорта;объем реализации продукции;основные задания научно-технических программ по разработке, освоению и внедрению новой техники;удельный вес продукции высшей категории качества в общем объёме производства;производительность труда;затраты на 1 тыс. руб. продукции;прибыль;ввод в действие основных фондов.

Тема 8: «Цели планирования»

Высшая цель планирования состоит в том, чтобы быть действенным инструментом достижения целей предприятия, т.е. своевременно выявлять средства, альтернативы, а также шансы и риски достижения целей и выбирать соответствующие мероприятия.

Из этой главной цели вытекает ряд частных целей планирования. Следуя положениям Вильда, который в связи с этим говорит о специальных функциях планирования, различают следующие цели планирования:

- направленность целей: путем планирования цели более низкого порядка и действия лиц, так и отделов согласуются с целями более высокого порядка.

- раннее предупреждение: планирование позволяет путем прогнозирования проблем своевременно принимать решения или превентивные меры.

- координация частных планов: при помощи планирования согласуют решения отдельных проблем и избегают этим их непредвиденного воздействия друг на друга, препятствующего их реализации.

- подготовка принятия решений: в процессе планирования анализируются, выявленные проблемы и исследуются те альтернативы, которые могут привести к решению проблем (достижению целей). Таким образом, целенаправленно и систематично подготавливается решение по наиболее подходящей альтернативе. Для всех последующих решений фиксируются одновременно определенные рамки принятия решений.

- определение основных методов контроля: путем планирования становится возможным сравнивать желаемые параметры плана как с прогнозом, так и с фактически достигнутыми величинами (полученными величинами) и одновременно следить за предпосылками последующего планирования. Таким образом, планирование становится основой результативного контроля.

- информация сотрудников: при помощи планирования можно соответствующим образом извещать сотрудников о целях, альтернативах, применении средств, ограничениях и сроках.

- мотивация сотрудников: сотрудничество в процессе разработки плана, а также при согласовании плановых заданий позволяет стимулировать работу сотрудников по выполнению плана, т.е. стимулировать достижение производственных и личных целей.

Тема 6: «Методология и организация прогнозирования и планирования в рыночном хозяйстве»

Объективная необходимость прогнозирования и планирования в условиях рыночной экономики обусловлена:

-общественным характером производства;

-усложнением межотраслевых и региональных связей;

-необходимостью поддержания рациональных народнохозяйственных пропорций;

-неспособностью рыночной экономики к саморегулированию, особенно на кризисных стадиях воспроизводственных циклов;

-деятельностью государства как субъекта рыночных отношений.

В государственном воздействии на экономику опасны крайности: регулировать те экономические процессы, которые с большей эффективностью управляются рыночными механизмами; полагаться исключительно на рыночные механизмы даже в тех случаях, где вмешательство государства необходимо.

Вычленить из целостного экономического организма те области, которые требуют государственного воздействия, помогает социально-экономическое прогнозирование.

Прогноз - это комплекс аргументированных предположений (выраженных в качественной и количественной формах) относительно будущих параметров экономической системы. Задача прогноза - дать объективное, достоверное представление о том, что будет при тех или иных условиях. Для решения этой задачи разрабатывается поисковый прогноз, показывающий, каким может быть развитие экономики (или какой-то ее сферы) при условии, что характер государственного воздействия на нее останется неизменным. В результате появится ответ на вопрос: что будет, если государство не будет принимать никаких иных мер по регулированию экономики. Таким образом поисковый прогноз указывает на сферы экономики, требующие первоочередного вмешательства государства, направленного на преодоление негативных процессов.

Возможны и необходимы прогнозы любого уровня и по любой совокупности территорий, видов производств, отраслей, проблем. Перспективной может быть следующая система прогнозов:

-прогнозы последствий от вероятного наступления событий в стране и за рубежом;

-прогнозы развития отдельных сфер, отраслей экономики, конкретных видов производств, территорий;

-демографические прогнозы;

С переходом к рыночной экономике развивается индикативное планирование как способ сознательного, целенаправленного управления социально-экономическими процессами в государственном, а также и в негосударственном секторах.

В качестве индикаторов социально-экономического развития используются показатели, характеризующие динамику, структуру и эффективность экономики; состояние финансово-кредитной системы и денежного обращения; состояние рынка товаров и ценных бумаг, валютного рынка; движение цен; занятость, уровень жизни населения.

Взаимоувязанная и сбалансированная система показателей дополняется мерами государственного воздействия, в числе которых используются бюджетные средства, нормы амортизации, процент за кредит, налоги, таможенные пошлины, лицензии и квоты, государственные заказы и др.

Индикативные планы органично и взаимосвязанно соединяют в едином документе концепции социально-экономического развития; прогнозы функционирования экономики; государственные программы; экономические регуляторы.

Тема 9: «Фазы планирования»

Если рассмотреть процесс планирования с начала до конца, то в нем можно выделить отдельные фазы. Каждая из фаз характеризуется постановкой особых задач и системно связана с другими фазами последовательностью выполнения и обменом информацией. В первом приближении можно сказать, что процессы планирования и управления охватывают фазы формулирования проблемы, решения проблемы, исполнения, контроля и обеспечения исполнения решения. Если же эти фазы детализировать, то получим деление, в которое войдут:

1. разработка целей

2. постановка проблем

3. поиск альтернатив

4. прогнозирование

5. оценка и принятие решений

6. исполнение

7. определение плановых показателей

8. расчет фактических показателей

Фазы разработки целей, постановки проблем, поиска альтернатив, прогнозов, оценки и принятия решений входят в процесс планирования. Мероприятия, которые проводятся после выбора задания плана, т.е. исполнение, задание плановых показателей, выявление фактических показателей, сравнение плана и факта, анализ отклонений, а также принятие мер по корректировке, обобщены под названием управление исполнением или управление в узком смысле. Управление исполнением охватывает, таким образом, само исполнение, лежащее между планированием и конечной реализацией, общий контроль, а также обеспечение исполнения решения. Контроль, таким образом, образует одну из фаз управления исполнением.

Если в начале первого периода принимается обязательное решение не только по альтернативе этого периода, но и по всей цепочке альтернатив дерева решений, то речь идет о жестком планировании.

Такой подход окажется приемлемым в случае, если общее планирование предприятия осуществляется при полной информации о будущем развитии. Поскольку такое предположение об информации очень далеко от действительности, то у жесткого планирования на практике обнаруживается структурно слабое место, а именно то обстоятельство, что при непоявлении ожидаемых ситуаций все последующие решения уже приняты и нельзя принимать более подходящие адаптивные решения. Частные планы определяются при жестком планировании с помощью одной из моделей оптимизации или на основе опыта. В обоих случаях жесткого планирования едва ли можно ожидать, что практически будет достигнуто оптимальное решение планируемой проблемы. Этот способ планирования обеспечивает предметную координацию и реализуемость частных планов и всей системы.

 

Тема 10: «Системы планирования на предприятии»

Планирование выступает важнейшей функцией управления, которая, так же как и управление, видоизменяется в процессе развития экономики.
Многие хозяйственники, ученые-экономисты полагают, что рыночные регуляторы успешно заменяют планирование. Однако вся история развития экономики свидетельствует, что планирование является мощным средством управления на микро- и макроуровне. Но оно эффективно в том случае, если применяется, во-первых, в соответствии с объективными условиями экономического развития, а во-вторых, в комплексе с другими средствами и методами управления.

 

По содержанию и форме проявления различают следующие формы планирования и виды планов.
1. С точки зрения обязательности плановых заданий — директивное и индикативное планирование.
Директивное - процесс принятия решений, имеющих обязательный характер для объектов планирования.
Индикативное планирование —является антиподом директивного, потому что индикативный план не носит обязательный для исполнения характер. В составе могут быть обязательные задания, но их число весьма ограничено. В целом же он носит направляющий, рекомендательный характер.
Индикативное и директивное планирование должно дополнять друг друга, быть органически увязанным.
2. В зависимости от срока, на который составляется план, и степени детализации плановых расчетов принято различать:

Долгосрочное (перспективное) охватывает период более 5 лет. Такие планы призваны определять долговременную стратегию предприятия, включая социальное, экономическое, научно-технологическое развитие.

Среднесрочное осуществляется на период от 1 года до 5 лет.

Краткосрочное (текущее) планирование охватывает период до 1 года, включая полугодичное, квартальное, месячное, недельное (декадное) и суточное планирование.

 

По содержанию плановых решений выделяют:

1. стратегическое - ориентировано на долгосрочную перспективу и определяет основные направления развития хозяйствующего субъекта.
2. тактическое - в ходе планирования составляется план экономического и социального развития фирмы, представляющий комплексную программу производственной, хозяйственной и социальной деятельности фирмы на соответствующий период.
3. оперативно-календарное - основная задача состоит в конкретизации показателей тактического плана с целью организации повседневной планомерной и ритмичной работы предприятия и его структурных подразделений.
4. бизнес-планирование - имеет целью оценку целесообразности внедрения того или иного мероприятия. Особенно это касается инноваций, которые требуют для своей реализации крупных инвестиций.
В частности, планирование можно классифицировать по следующим критериям:
а) по степени охвата: общее планирование, охватывающее все аспекты проблемы; частичное планирование, охватывающее только определенные области и параметры;

б ) по объектам планирования: целевое планирование; планирование средств; программное планирование; планирование действий;
в) по сферам планирования: планирование сбыта; планирование производства; планирование персонала; планирование приобретений; планирование инвестиций, финансов и т.д.;
г) по глубине планирования: агрегированное планирование, ограниченное заданными контурами; детальное планирование;
д) по координации частных планов во времени: последовательное планирование; одновременное планирование;
е) по учету изменения данных: жесткое планирование; гибкое планирование;

ж) по очередности во времени: упорядоченное (текущее) планирование; скользящее; внеочередное (эвентуальное) планирование.

Система планирования включает следующие элементы:
1) плановый персонал, сформированный в организационную структуру;
2) механизм планирования;
з) процесс обоснования, принятия и реализации плановых решений;
4) средства, обеспечивающие процесс планирования (информационное, техническое, математико-программное, организационное и лингвистическое обеспечение).
Внутрифирменное планирование как составная часть процесса управления предприятием может иметь следующие организационные формы:
• с централизованными функциями планирования;
• с децентрализованными функциями планирования.
На предприятии с централизованными функциями планирования при высшем руководстве создается специальная служба планирования, называемая обычно отделом планирования и контроля. Она подчиняется непосредственно президенту, вице-президенту или генеральному директору и занимается разработкой перспективных и текущих планов и следит за ходом их выполнения.
При децентрализованной системе планирования работа осуществляется на всех уровнях организационной структуры управления предприятием, что характерно для отечественной практики.

Создание систем планирования на предприятии требует затрат. Но эффект от рациональной организации производства всегда превышает эти затраты.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-02-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: