Монопрофильные территории.




Отличительной чертой моногородов России является неразрывная связь инфраструктуры населенного пункта и градообразующего предприятия, реали­зующего экономические и социальные функции, обеспечивающего тем самым условия для жизнедеятельности населения, а также практически полная зависи­мость их бюджетной системы от трансфертов из вышестоящих бюджетов.

Мировой финансово-экономический кризис обострил в России проблему моногородов. Тысячи людей оказались на грани выживания в связи со спадом производства на градообразующих предприятиях, безудержным ростом безра­ботицы и долгов по зарплате. Высока степень износа инфраструктуры, в том числе коммунальных сетей, внутригородского дорожного сообщения и жилищ­ного фонда.

Структура монопрофильных городов России представляет собой крайне сложную систему. Практически каждое поселение отличается по численности и квалификации жителей, по степени сложности производства, обладает уникаль­ными, присущими только ему особенностями природной, социально-экономи­ческой и культурной среды.

Каждое монопрофильное поселение заслуживает индивидуального ком­плексного подхода с предметным изучением проблем на месте и выработкой конкретных взаимоувязанных решений, в том числе по следующим ключевым вопросам: перепрофилировать ли предприятие, которое является градообра­зующим, или его закрывать, привлекать ли инвестиции для модернизации или создавать новые направления деятельности в уже существующем населенном пункте. В тех случаях, когда предприятие возрождать нецелесообразно, необхо­димо найти возможность сохранить и возродить сам город, использовать уже готовую инфраструктуру, обжитую территорию и главную ценность города — человеческий капитал.

В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации (2009 год) отмечалось: "Особое и очень важное направление — нормализация ситуации в моногородах. В таких городах и поселках надо создать условия для применения способностей людей в самых разных сферах и, конечно, стимулы для частных инвестиций".

По данным экспертов, моногородами можно считать 332 поселка городского типа и 467 городов России. В них проживает порядка 25% всего городского населения страны (24,5 миллиона человек). На их долю приходится 40% суммарного валового регионального продукта Российской Федерации.

Предусмотрены два критерия отнесения населенных пунктов к монопрофильным городам (моногородам), при этом для признания таковым достаточно одного из них:

1) наличие в населенном пункте предприятия (или нескольких предприятий, осуществляющих деятельность в рамках единого производственно-технологического процесса), на котором занято более 25% экономически активного населения;

2) наличие в населенном пункте предприятия (или нескольких предприятий, осуществляющих деятельность в рамках единого производственно-технологического процесса), на долю которого приходится более 50% объема промышленного производства.

Под градообразующей организацией понимается распложенное в границах монопрофильной территории юридическое лицо, численность работников которого составляет не менее 25 процентов численности работающего населения соответствующего муниципального образования, населенного пункта, либо несколько юридических лиц, осуществляющих деятельность в рамках единого производственно-технологического процесса, совокупная численность работников которых составляет не менее 25 процентов численности работающего населения соответствующего муниципального образования, населенного пункта. Также к градообразующим относятся организации, численность работников которых превышает пять тысяч человек.

Основными причинами деградации монопрофильных территорий стали потеря спроса на выпускаемую продукцию, низкая конкурентоспособность и нерентабельность производства в рыночных условиях. Кризис основного районо- и градообразующего предприятия ведет к деградации десятков регионов, экономическая активность искусственно концентрируется и поддерживается лишь в нескольких субъектах, на территории которых сосредоточены основные сырьевые месторождения и мощности по производству продуктов первичной, примитивной степени обработки.[101]

Можно выделить следующие проблемы развития монопрофильных территорий[102]:

- снижение экономической активности городов;

- отток молодых специалистов в мегаполисы;

- старение населения; изменение структуры населения в части увеличения доли населения пенсионного возраста;

- снижение объемов производства на градообразующих предприятиях из-за экс-

портной зависимости и, как следствие, снижение прибыли на крупных предприятиях города;

- высокий износ инженерной и социальной инфраструктуры;

- дефицит квалифицированных кадров, и как следствие, дефицит проектов, отвечающих банковским стандартам инвестирования;

- дефицит бюджетных средств;

- нестабильный уровень безработицы.

К основным задачам экономической и социальной модернизации моногородов можно отнести переход от моно - к полифункциональному режиму жизнедеятельности и диверсификации производства для обеспечения устойчивого экономического роста и повышения качества жизни населения за счет:

— повышения конкурентоспособности;

— снижения социальной напряженности на рынке труда, создания постоян­ных рабочих мест;

— развития малого и среднего бизнеса;

— повышения эффективности муниципального управления.

В соответствии с программами Минэкономразвития монопрофильные территории могут претендовать на государственную поддержку. Перечень монопрофильных территорий Владимирской области, утвержденных Правительством РФ и претендующих на поддержку из федерального бюджета представлен в приложении 2.

Для координации деятельности органов государственной власти по обеспечению стабильного развития монопрофильных населенных пунктов Минэкономразвития России осуществляет комплексный мониторинг социально-экономического положения моногородов.

Такой мониторинг будет проводиться в отношении моногородов, включенных в перечень, утвержденный распоряжением Правительства № 1398-р. По мнению специалистов Минэкономразвития, результаты оценки помогут своевременно выявить риски ухудшения социально-экономического положения в моногородах и подготовить предложения по дополнительным мерам их государственной поддержки.

Мониторинг будет осуществляться путем сбора сведений, характеризующих социально-экономическое положение в монопрофильных муниципальных образованиях Российской Федерации (моногородах), в том числе посредством государственной автоматизированной информационной системы «Управление». Среди общих критериев: число населенных пунктов в составе муниципального образования, расстояние до административного центра субъекта РФ, а также наличие у муниципального образования статуса особой территории (закрытого административно-территориального образования, особой экономической зоны, территории опережающего социально-экономического развития, инновационный территориальный кластер и других). Параметры, отражающие социально-экономическое положение моногорода включают вопросы численности населения, уровень безработицы, создание рабочих мест, основные направления трудовой миграции, оборот розничной торговли, и товаров собственного производства, оборот малых и средних предприятий, а также вопросы жилого фонда и анализ бюджетных ассигнований из федерального и регионального бюджетов на поддержку моногорода.

Выводы по разделу 3.

1. Уровень социально-экономического развития – это комплексная характеристика (оценка) социально – экономического развития региона, состоящая из различных показателей, таких как:·ВРП на душу населения (тыс.руб),·объём инвестиций в основной капитал на душу населения (тыс.руб), объём внешнеторгового оборота на душу населения (млн.долл. США), уровень регистрируемой безработицы (% к экономически активному населению), соотношение среднедушевых доходов и среднедушевого прожиточного минимума и др.

2. Депрессивные регионы принципиально отличаются тем, что при более низких, чем в среднем по стране, современных социально-экономических показателях в прошлом эти регионы были развитыми, а по некоторым производства занимали ведущие места в стране. Как правило, эти регионы имеют достаточно высокий уровень накопленного производственно-технического потенциала, значительную долю промышленного производства в структуре хозяйства, относительно высокий уровень квалификации кадров. Однако по разным причинам эти регионы потеряли свое былое экономическое значение и относительные преимущества.

3. Малые города - это фактор формирования транспортных артерий, хозяйственного освоения территорий и в то же время важнейшая предпосылка сохранения определенного образа жизни людей, базирующегося на соответствующем хозяйственном укладе и на адекватном типе поселения.

4. Моногородом считается территория, в которой обнаруживается неразрывная связь инфраструктуры населенного пункта и градообразующего предприятия, реализующего экономические и социальные функции, обеспечивающего тем самым условия для жизнедеятельности населения, а также практически полная зависимость их бюджетной системы от трансфертов из вышестоящих бюджетов.

 

Вопросы:

1. Назовите особенности формирования экономического пространства в РФ?

2. Для чего необходимо экономическое районирование?

3. Сколько экономических районов в РФ?

4. Сколько Федеральных округов в РФ?

5. Назовите основные признаки классификации регионов?

6. Что означает депрессивный регион? Назовите характерные черты депрессивности регионов.

7. Каковы современные тенденции процесса урбанизации в России?

8. Какие можно выделить особенности и проблемы развития пригородов и современных городов?

9. Обозначьте проблемы развития моногородов.

10. Определите роль малых городов в развитии экономики региона.

11. Перечислите основные проблемы развития моногородов?

12. Какова роль государства в развитии моногородов?

Список литературы:

1. Актуальные проблемы региональной экономики и активизация территориального фактора социально-экономического развития / под. ред. Бабаева Б.Д. Монография. – Иваново: ПресСто, 2013. – 174 с.

2. Бабаев Б.Д. Тандем: рынок и государство // Журнал «Теоретическая экономика» №4, 2011 г.

3. Бабаев Б.Д. Тишина В.Н. О концентрации сбережений общества финансово-кредитными структурами и организация их перетока в реальный сектор: теоретико-методологические аспекты // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2012 г. - №6. – с. 18-22

4. Барышева Г., Плучевская Э. Аспекты общности экономического пространства // Экономист. 2008 г. - №1- С.29

5. Войеков М.И. К вопросу о модели экономического развития России // Мир перемен Спец. Выпуск Московский экономический форум 2015 г.- с.34-36

6. ГранбергА. Г. Основы региональной экономики: Учебник для вузов. М.: Изд. Дом. ГУ ВШЭ, 2004. С. 327.

7. Ключевые проблемы развития хозяйственной территории депрессивного типа (по материалам Ивановской области / [Бабаев Б.Д. и др.] ФГБОУ ВПО «Иван. Гос. Ун-т», Науч.-исслед. Центр регион. Развития, Науч.-образоват. Центр «Теоретические и прикладные проблемы многоуровнего общественного воспроизводства» Под общей ред. Б.Д. Бабаева. – Иваново: ПресСто, 2014.- 212 с.

8. Николаева Е.Е. Распределительные отношения и их деформации в условиях современной российской экономики: аспект политической экономии: монография. М.: Изд-во МЭСИ, 2011. С. 384-386

9. Пьянкова С.Г. Эффективное развитие монопрофильных территорий// Научные труды ДонНТУ. Серия: экономическая. – 2014 г. – №3-с.229-239 https://instud.net/2014/3/27.pdf (дата обращения 25 июня 2015 г.)

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: