Писатель без прикрас и геройств




В ПАМЯТИ СЕРДЦА ЭХО ВОЙНЫ: писатели-фронтовики, юбиляры 2020 года

Виртуальная книжная выставка

Писатели-фронтовики знали о Великой Отечественной войне не понаслышке. Они оказались на фронте, будучи ещё молодыми, убивали фашистов, хоронили товарищей, пропадали в окопах и мечтали о мирном будущем. Они написали для нас книги про свою войну. Вспомним фронтовые будни знаменитых писателей.

 

«Сороковые, роковые, свинцовые, пороховые…»

Дави́д Само́йлов (настоящее имя — Дави́д Самуи́лович Ка́уфман; 1 июня 1920, Москва — 23 февраля 1990, Таллин) 100 лет со дня рождения. Русский советский поэт и переводчик. Один из крупнейших представителей поколения поэтов, которые со студенческой скамьи ушли на фронт.

В 1941 году Самойлов студентом был мобилизован на рытье окопов. На трудовом фронте поэт заболел, был эвакуирован в Ашхабад, где поступил в военно-пехотное училище, по окончании которого в 1942 году был направлен на Волховский фронт под Тихвин.

В 1943 году Самойлов был ранен, после госпиталя вернулся на фронт и стал разведчиком. В частях 1-го Белорусского фронта освобождал Польшу, Германию; окончил войну в Берлине. Был награждён орденом Красной Звезды, медалями.

Во время войны поэт почти не писал. Все поэтические сборники Давида Самойлова начали издаваться после войны. В основном это были стихи о событиях на фронте, современном поколении, различных исторических событиях. Первое послевоенное произведение " Стихи о новом городе " было опубликовано в 1948 году в журнале "Знамя", а регулярные публикации его стихов в периодической печати начались с 1955 года. Самые лучшие его вещи о Великой Отечественной войне: " Сороковые ", " Старик Державин ", " Перебирая наши даты ", " Слава богу! Слава богу… " и др.

Писатель без прикрас и геройств

Вячесла́в Леони́дович Кондра́тьев (30 октября 1920 (Полтава) — 23 сентября 1993 (Москва). 100 лет со дня рождения.

Писатель, сценарист советского периода. Участник Великой Отечественной войны.

В декабре 1941 года Вячеслав Леонидович был направлен на фронт, где воевал в составе стрелковой бригады, которая вела ожесточенные бои под Ржевом. Получив во время них в феврале 1942 года свое первое ранение, был комиссован и награжден почетной медалью «За отвагу». В дальнейшем Кондратьев продолжил воевать в железнодорожных войсках, но вскоре снова был тяжело ранен в октябре 1943 года. Пробыв полгода в госпитале на излечении, в марте 1944 года был комиссован с инвалидностью. Младший лейтенант.

Именно этот жизненный отрезок стал основополагающим периодом в становлении Кондратьева как личности и как писателя. В эти суровые годы постепенно созревали его литературные планы. Писать начал с 1950-х, но впервые опубликовался только в возрасте 59 лет. Встреча и знакомство с Константином Симоновым помогли опубликовать в журнале «Дружба народов» самое лучшее произведение Вячеслава Кондратьева — повесть «Сашка» (1979 г).

Эта книга сразу же прославила своего автора на всю страну и выдвинула его в ряд ведущих писателей на военную тематику. В повести рассказывается о простом солдате, который испытав на себе все ужасы войны, сумел остаться добрым и справедливым человеком. Автор создал превосходный образ молодого человека, в котором воплотил в жизнь все самые лучшие черты своего поколения. Простодушие Сашки, скромность, жизнестойкость, его позиция по отношению к пленному немцу, в котором герой видит в первую очередь, человека, а не врага, все эти качества не могли оставить равнодушными читателей. Повесть «Сашка», как и большинство произведений писателя, является автобиографичной. Вслед за первой повестью в печати стали появляться и другие произведения Кондратьева. Были изданы такие повести, как «Отпуск по ранению », «Дорога в Бородухино », «Борькины пути-дороги », «День Победы в Чернове », а также рассказы.

 

 

Поэт громадной мощи

Константи́н (Кири́лл) Миха́йлович Си́монов (28 ноября 1915, Петроград — 28 августа 1979, Москва). 105 лет со дня рождения.

Русский советский прозаик, поэт, драматург и киносценарист. Общественный деятель, журналист, военный корреспондент. Участник боёв на Халхин-Голе (1939) и Великой Отечественной войны 1941—1945 годов. Полковник.

С началом войны призван в армию в качестве корреспондента. Публиковался в «Известиях», работал во фронтовой газете «Боевое знамя», большая часть его военных корреспонденций, печатала «Красная звезда». Как военный корреспондент побывал на всех фронтах, прошёл по землям Румынии, Болгарии, Югославии, Польши и Германии, был свидетелем последних боёв за Берлин.

Симонов обладал уникальным литературным талантом. Ему одинаково хорошо удавались стихи, пьесы, поэмы, рассказы, повести и целые романы. Настоящая слава пришла к нему в декабре 1941 г., когда по настоянию коллег, он разрешил опубликовать свое произведение «Жди меня», считая его глубоко интимным. Произведение обращено к реальному человеку – возлюбленной Симонова актрисе Валентине Серовой.

«Жди меня, и я вернусь» — очень трогательное стихотворение, обладающие огромной силой воздействия на человеческую душу. Для многих бойцов Красной армии оно стало настоящим гимном, торжественной клятвой близкому человеку. Миллионы людей расставались друг с другом. Уже первые дни войны показали, что для многих прощание было последним. Единственной надеждой и верой оставалось воспоминание о тех, кто ждет и любит.

В годы войны у писателя выходят пьесы «Русские люди», «Так и будет », повесть «Дни и ночи », две книги стихов «С тобой и без тебя » и «Война ». Тема мужества прекрасно раскрыта в этих произведениях. Герои его военных рассказов не совершают легендарных подвигов. Их спокойное мужество проявляется в преодолении бесчисленных тягот войны. Пехотинцы, мокнущие в окопах («Пехотинцы»), саперы, освобождающие дороги от мин («Бессмертная фамилия»), артиллеристы, выбивающие немцев из укреплений («Книга посетителей»), медицинская сестра, везущая раненных по ухабистой дороге («Малышка») – вот типичные герои Симонова.

В 1952-м К. Симонов выпустил свой первый роман, который назвал «Товарищи по оружию », а в 1959 году написал самое известное свое произведение – роман «Живые и мертвые », ставший впоследствии трилогией. Вторую его часть «Солдатами не рождаются» писатель опубликовал в 1962 году, третью «Последнее лето» только спустя девять лет, в 1971-м. Первая книга практически полностью совпадала с записями личного дневника Симонова, который он вел в годы войны. В романе описаны события, происходившие в истории нашей страны в период с 1941 по 1944 годы, свидетелем которых был сам автор. В 1964-м роман «Живые и мертвые» был экранизирован режиссером Александром Столпером, и зрители увидели одноименную картину.

«…Не отступая – быть самим собой»

Алекса́ндр Три́фонович Твардо́вский (21 июня 1910, Смоленская обл. — 18 декабря 1971, Москва) 110 лет со дня рождения.

Русский советский писатель, поэт и прозаик, журналист, специальный корреспондент. Подполковник (1945). Главный редактор журнала «Новый мир» (1950—1954 и 1958—1970).

С первых дней Великой Отечественной Твардовский был на фронте. В конце июня 1941 он прибыл в Киев для работы в редакции газеты «Красная Армия». В начале лета 1942 Александр Трифонович получил новое назначение — в газету «Красноармейская правда» на Западном фронте. Редакция располагалась в сотне километров от Москвы, в нынешнем Обнинске. И именно здесь Твардовского посетила мысль о создании «Василия Теркина». Разумеется, главной темой стала Отечественная война. Сам поэт говорил, что его повествование о русском солдате не подходит ни под одно жанровое определение, а потому он решил назвать его просто «Книгой про бойца».

Первые же опубликованные главы «Василия Теркина » (в августе 1942) приобрели огромнейшую популярность. Доступный язык, простая рифма, быстрое развитие сюжета. После публикации и прочтения по радио к Твардовскому потекли бесчисленные письма фронтовиков, узнавших в герое самих себя. Правда, которую несет в себе поэма Твардовского, бывает подчас очень горька, но никогда не бывает холодна. Она неизменно согрета сердечным сочувствием, братской любовью автора к людям нашей армии и вообще к «нашим» — это доброе слово военного времени не раз звучит в «Книге про бойца». Любовь и доброта присутствуют здесь и образуют стихию, которая живет решительно в каждой клеточке повествования, в самой его интонации, образном строе и словаре.

Все эпизоды произведения связаны между собой личностью центрального персонажа. Каждая история начиналась и заканчивалась в одном номере газеты, и была как отдельное произведение. Твардовский понимал, что идет война, что его читатели, да и он сам находятся на передовой и в любой момент могут погибнуть, поэтому он старался выдавать законченные истории. «Поглядеть—-и впрямь— ребята! Как, по правде, желторот, Холостой ли он, женатый, Этот стриженый народ... Мимо их висков вихрастых, Возле их мальчишьих глаз Смерть в бою свистела часто И минет ли в этот раз?» В итоге произведение состояло из тридцати глав, а герой в ней дошел до Германии. Последнюю строчку «Василия Теркина» автор сочинил в мае 1945.

Во время войны Твардовский не бросал любимое занятие, он продолжал оттачивать свое мастерство и писать, писать, писать. В эти годы он стал автором цикла поэзий «Фронтовая хроника », написал прославленную поэму «Василий Теркин», приступил к работе по созданию еще одной поэмы – «Дом у дороги ». Но завершил ее уже после победы, в 1946-м.

 

Война, Высота, Мужество

Евге́ний Заха́рович Воробьёв (29 ноября (12 декабря) 1910 (Рига)— 31 августа 1990 (Москва). 110 лет со дня рождения.

Советский прозаик, публицист и сценарист. Капитан.

Участвовал в Великой Отечественной войне (на фронте — с сентября 1942 года), был сотрудником газеты «Красноармейская правда» Западного фронта (позже 3-го Белорусского фронта). Большую часть времени проводит в наступающих частях, собирая материал для статей -всё больше находился там, где было горячо. Впрочем, в пекло лезли все фронтовые спецкоры. Поэтому их, журналистов и писателей, так много погибло.

За мужество проявленное в боях под Кёнигсбергом и Каунасом и форсировании Неман капитан Воробьёв награждён орденом Отечественной войны II степени.

Евгений Воробьёв является автором многих книг, посвящённых Великой Отечественной войне и строительству Магнитогорска. Основная тема его рассказов, повестей и романов – война, подвиг советских людей. Автор книг: «Однополчане » (1947), «Квадрат карты » (1950), «Нет ничего дороже » (6 изд., 1956), «Товарищи с Западного фронта. Очерки » (1964), «Сколько лет, сколько зим. Повести и рассказы » (1964), «Земля, до востребования » (1969-70) и др.

«Капля крови » (1960). Поздней осенью 1944 года военная судьба свела двух танкистов, десантника и солдата штрафного батальона. В течение недели в подвале брошенного дома эти люди противостояли врагу и проходили жесточайшую проверку на стойкость, мужество, способность к взаимовыручке и самопожертвованию ради общего дела. Не всем из «подвального гарнизона» довелось выжить, но все они вышли победителями после тяжелых испытаний на пороге такой уже близкой Победы.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: