Блокадная муза Ленинграда




О́льга Фёдоровна Бергго́льц (3 (16) мая 1910 год, Санкт-Петербург — 13 ноября 1975 года, Ленинград). 110 лет со дня рождения.

Русская советская поэтесса, прозаик и драматург, журналист, член Союза писателей СССР. В 1938 году репрессирована — проходила по делу «Литературной группы», реабилитирована в 1939 году. Автор крылатой строки, ставшей лозунгом, высеченным на Мемориальной стене Пискарёвского кладбища, где похоронены многие жертвы Ленинградской блокады: «Никто не забыт, ничто не забыто».

Ольга Берггольц для многих ленинградцев в страшные годы блокады стала поэтессой, олицетворяющей стойкость Ленинграда. Все дни блокады Ольга оставалась в родном городе, работала на Ленинградском радио. Часто не хватало сил, чтобы добраться до дома, и она ночевала в студии. Но силы духа у нее всегда хватало, чтобы поделиться доверительными и мужественными стихами. Тысячи горожан собирались возле репродукторов для того, чтобы услышать ее стихи, вселяющие надежду на солнце, которое обязательно прорвется сквозь сгустившиеся тучи, голод и холод. Ольга Берггольц стала музой людей, находившихся в блокадном городе. Многие исследователи ее творчества считают это чудом.

В эти годы родились такие стихи, как «Разговор с соседкой », поэмы «Памяти защитников », «Твой путь », сборники «Ленинградская тетрадь », «Ленинград ». В них – судьба города, раздумья о героизме, верности, любви и обычные люди, побеждающие страдания и смерть.

«Был день как день. / Ко мне пришла подруга, / не плача, рассказала, что вчера / единственного схоронила друга, / и мы молчали с нею до утра. // Какие ж я могла найти слова, / я тоже – ленинградская вдова. // Мы съели хлеб, что был отложен на день, / в один платок закутались вдвоем, / и тихо-тихо стало в Ленинграде. / Один, стуча, трудился метроном… // И стыли ноги, и томилась свечка. / Вокруг ее слепого огонька / образовалось лунное колечко, / похожее на радугу слегка». Это начало «Февральского дневника» (1942) Ольги Берггольц о самой страшной за всю историю человечества блокаде, унесшей до полутора миллиона жизней. Пьеса «Они жили в Ленинграде », написанная в 1944 году, была позже поставлена в театре А.Я. Таирова. Ее автобиографическая повесть «Дневные звезды » была экранизирована в 1968 году.

В 2010 г. в издательстве "Азбука" вышел сборник " Ольга. Запретный дневник ", посвященный 100-летию поэта. В сборник вошли впервые собранные вместе тюремные и блокадные дневники, отрывки из так и не дописанной второй части книги "Дневные звезды", ранее не печатавшиеся письма к отцу, высланному властями из Ленинграда во время блокады, редкие фотографии и документы из архивов Москвы и Петербурга.

Свидетель времени

Михаи́л Алекса́ндрович Шо́лохов (11 [24] мая 1905, станица Вёшенская, Донецкий округ, область Войска Донского, Российская Империя — 21 февраля 1984, станица Вёшенская, Ростовская область, СССР). 115 лет со дня рождения.

Русский советский писатель, журналист и киносценарист. Военный корреспондент. Полковник (1943). Лауреат Нобелевской премии по литературе (1965 год).

Биография писателя связана с Великой Отечественной войной. В июле 1941 года Шолохов, полковой комиссар за­паса, был призван в армию, направлен на фронт, ра­ботал в Совинформбюро, был специальным коррес­пондентом «Правды» и «Красной звезды», участво­вал в боях под Смоленском на Западном фронте, под Ростовом на Южном фронте. Честный и непокорный, он всегда смело сражался. В январе 1942-го полу­чил серьезную контузию при неудачной посадке са­молета, которая давала о себе знать на протяжении всей жизни В 1941—1945 гг., работая военным корреспондентом, опубликовал несколько очерков («На Дону », «На юге », «Казаки » и др.). Особое место среди произведений периода Великой Отечественной войны занимает рассказ М. Шолохова «На­ука ненависти » (1942), в котором создан образ участника войны лейтенанта Герасимова. В нем воплощены луч­шие черты воюющего советского человека.

Этот рассказ был ступенью к роману «Они сражались за Родину » (1942-1944, 1949, 1969 не завершён), в котором Шолохов поставил задачу показать судьбу воюющего народа, раскрыть глу­боко и полно душевное богатство рядовых защитников Родины. Ему важно показать, что в процессе испытаний характер человека кристаллизируется, принимает чёткие очертания, не окаменевает, но отвердевает. Перед самой своей смертью писатель сжег роман поэтому до наших дней дошли только его части. Текст романа воссоздаёт один из самых трагических моментов Великой Отечественной войны — отступление советских войск на Дону летом 1942 года. Михаил Шолохов одним из первых русских писателей открыто писал о трудностях, ошибках, хаосе во фронтовой дислокации, об отсутствии «сильной руки», способной навести порядок. Жители казачьей станицы бросают в лицо измученным солдатам гневные и несправедливые слова. Через некоторое время снова бой, уцелевших подняли по тревоге, приказали занять оборону на высоте и держаться до последнего. В 1975 году роман был экранизирован режиссёром Сергеем Бондарчуком.

В 1956 году Шолохов создал рассказ «Судьба человека ». В нём писатель впервые обратился к теме бывших военнопленных. Его герой бежит из плена дважды. Судьба большинства советских пленных, сменивших фашистские лагеря на сталинские, в то время не могла ещё быть освещена, и даже упоминание о плене в художественном произведении было необычно. Шолохову удалось в рассказе на примере судьбы одного простого русского человека, рядового бойца, показать действительную цену этой войны. Одиночество, разруха, безнадежность. После войны солдат Андрей Соколов работает в чужих местах. Там он встречает маленького мальчика Ваню, оставшегося сиротой. Соколов говорит мальчику, что он его отец, и этим даёт мальчику (и себе) надежду на новую жизнь.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: