1. В чем заключается особенность теории «чистого права» Ганса Кельзена по сравнению с классическим позитивизмом?
2. Каковы предпосылки эволюции либеральной идеологии от классической концепции к социальному либерализму?
3. Раскройте понятия «свобода», «социальная справедливость», «функции частной собственности» применительно к концепции социального либерализма.
4. Какое влияние оказали масонское, феминистское, природоохранное движения на утверждение идеологии социального либерализма?
5. Почему экономическая теория ХХ в. стала важнейшим фактором, способствующим развитию социально-политической идеологии либерализма?
6. Охарактеризуйте специфику теории государства в институционалистских концепциях.
7. Расскажите о современных либеральных идеологических концепциях.
8. Какова природа либертарной идеологии?
9. Определите специфику теории государства и властных отношений в неоконсервативной идеологии.
10. На какой доктринальной основе происходил синтез либеральной и консервативной идеологии в условиях ускоренной модернизации?
11. Сравните известные вам этатистские концепции государственной власти.
12. В чем заключаются концепции негритюда и коншиенсизма?
13. Какова историческая природа фашизма? Сравните политическую идеологию фашизма и национал-социализма
14. Сравните трактовку понятий «демократия», «социализм», «революция» взгляды на развитие государства и права в концепциях социал-реформистов, австромарксистов и большевиков.
15. Какие принципы и постулаты стали основополагающими для формирования концепции демократического социализма в послевоенный период?
16. Выявите общее и особенное в идеологической платформе «новых социальных движений» во второй половине ХХ в.
|
17. Что дает основание утверждать, что политическая идеология, в ее классическом понимании, завершала свою историю к концу ХХ века? Какие факты и тенденции современной жизни противоречат этому тезису?
Тест для самоконтроля по курсу:
1. Какое из определений наиболее точно и полно характеризует предмет истории политических и правовых учений? Предметом истории политических и правовых учений является:
1. различные теоретические концепции мыслителей, общественных и политических деятелей, писателей, поэтов о политических и правовых явлениях;
2. история возникновения и развития теоретических знаний о государстве, праве, политике и законодательстве, история политических и правовых теорий;
3. специфика политико-правовых учений как особой формы реальной действительности и своеобразных объектов научного исследования;
4. теоретические предпосылки развития современного политико-правового знания, совершенствование теоретических разработок проблем государства и права.
2. Основным методом истории политических и правовых учений выступает:
1. материалистическая диалектика;
2. критика консервативных и реакционных концепций;
3. сравнительный анализ различных историко-правовых концепций;
4. контент-анализ исторических и правовых источников.
3. Ключевую роль в арсенале диалектики как метода исследований истории политических и правовых учений играет принцип:
1. релятивизма;
2. гностицизма;
3. рационализма;
4. историзма.
Согласно, какому мифу о божественном происхождении и характере земной власти персона императора является точкой связи с высшими, небесными силами?
|
1. древнекитайскому;
2. древнеегипетскому;
3. древнегреческому;
4. древнеримскому.
В какой древней стране боги, являясь источником власти правителя, вместе с тем и сами продолжают оставаться вершителями земных дел и людских судеб?
1. Египет;
2. Вавилон;
3. Индия;
4. все ответы верны.
6. В соответствии с религиозно-мифологическими воззрениями древних египтян правду, справедливость и правосудие олицетворяет богиня:
1. Ламайя;
2. Ма-ат;
3. Сидора;
4. Исида.
В каком древнеегипетском источнике содержится восхваление божественной справедливости как основы земных социально-политических порядков, законом и правил человеческих взаимоотношений?
1. «Поучение Птахотепа»;
2. «Книга мертвых»;
3. Поучение гераклеопольского царя своему сыну»;
4. все ответы верны.
8. По древнешумерской мифологии, а также в Вавилоне в качестве покровителя справедливости, защитника слабых и теснимых фигурирует бог:
1. Шамаш;
2. Заратустра;
3. Хаммурапи;
4. Ипусер.
9. В Древней Персии отход от ранних мифических представлений в сторону более рациональных воззрений связан с именем:
1. Дария;
2. Аримана;
3. Заратустры (Зороастры);
4. Данатара;