Номер задания контрольной работы отвечает первой букве фамилии студента. Изменения номера задания без согласования с преподавателем не допускается.




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

«ЛУГАНСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ ВЛАДИМИРА ДАЛЯ»

 

ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

 

КАФЕДРА ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

по выполнению контрольных работ по дисциплине

«СЕМЕЙНОЕ ПРАВО«

(для студентов заочной и вечерней форм обучения

направления подготовки 40.03.01 «Юриспруденция»)

 

«К печати, в свет разрешаю»

Проректор ____________

Протокол № от «»__2017 г.

 

Составители: Л. И. Лазор

Т.В.Омельченко

С.М.Кряковцев

 

 

Весь цифровой и фактический материал,

библиографические сведения проверены.

Написание единиц отвечает стандартам.

 

 

Луганск 2017

 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

«ЛУГАНСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ ВЛАДИМИРА ДАЛЯ»

 

 

ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

 

КАФЕДРА ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

по выполнению контрольных работ по дисциплине

«СЕМЕЙНОЕ ПРАВО«

(для студентов заочной и вечерней форм обучения

направления подготовки 40.03.01 «Юриспруденция»)

 

 

У Т В Е Р Ж Д Е Н О

на заседании кафедры правоведения

Протокол № от 2017 г.

 

Луганск 2017

УДК 347.921

М 545

 

Методические рекомендации по выполнению контрольных работ по дисциплине «Семейное право» (для студентов заочной и вечерней форм обучения по направлению подготовки 40.03.01 «Юриспруденция»). Сост.: Л. И. Лазор, Т.В.Омельченко, С.М.Кряковцев.- Луганск: Изд-во Луганского национ. уивер. им. В.Даля,. 2017 г. – 38 с.

Методическое издание направлено на изучение и усвоение студентами самостоятельно и на основании лекционного материала теоретической основы и практического материала по дисциплине «Семейное право», анализу внутреннего и международного законодательства, которое регулирует семейные личные неимущественные и имущественные отношения. По содержанию они отвечают программе курса «Семейное право».

Методические указания содержат 20 вариантов контрольных работ, каждый из которых состоит из двух теоретических вопросов, ситуативных заданий, рекомендованной литературы, а также перечня вопросов к итоговому экзамену.

 

Составители:: Л. И. Лазор, проф.

Т.В.Омельченко, доц.

Т.В.Усенко, ст..преп.

 

Ответственный за выпуск: С.М.Кряковцев, доц.

 

 

Рецензент: О. Г. Чутчева, доц.

 

 


Введение

 

Семейное право Луганской Народной Республики является одной из отраслей права, которое регулирует личные неимущественные и имущественные отношения, вытекающие из понятий брака, семьи, усыновления, опеки и попечительства, принятия ребенка в семью для воспитания и из тех оснований, которые не запрещены законом и не противоречат моральным принципам общества и базируются на равенстве и имущественной самостоятельности их участников.

Изучение курса «Семейное право» предусматривает выполнение контрольной работы, которая является важным средством глубокого усвоения норм семейного права и соответствующего законодательства с целью закрепления теоретических знаний, полученных при его изучении и овладении навыками практического применения материала, который изучается. С этой целью контрольная работа состоит из двух самостоятельных частей - теоретичной части, которая содержит два вопроса и практической, которая состоит из ситуативного задания.

Для выполнения контрольной работы преподавателем выносятся теоретические вопросы, предусмотренные рабочим учебным планом по дисциплине. Освещение теоретических вопросов должно обязательно осуществляться в соответствии с планом, который содержит вступление, основную часть (не менее 3-х пунктов) и выводы.

Во вступлении студент должен обосновать актуальность и важность предложенной проблемы, ее место и значение в развитии семейных правоотношений.

Основная часть работы должна содержать четко выделенные разделы, освещенные в соответствии с пунктами плана. Раскрывая сущность теоретических вопросов, студенты должны стремиться к максимально полному и четкому изложению всех проблем, которые исследуются. При этом важно показать диалектику их развития, раскрыть отличия в трактовке положений, которые рассматриваются, провести сравнительный анализ по вопросам, которые освещаются в соответствующих разделах разных учебников и в специальной литературе. При изложении материала обязательны ссылки на теоретические источники и нормативные акты, на основе которых выполнялась работа. При этом общее число источников должно быть не менее десяти.

В выводах необходимо сделать акцент на эффективность правового регулирования семейных отношений, существующих проблемах и путях их правового регулирования.

Практическая часть контрольной работы связана с решением ситуационных заданий (задач), которое способствует закреплению теоретического материала. Ответ студента должен быть обоснованным, четким, полным и мотивированным. Нельзя делать вывод, фиксируя лишь нарушение закона, надо обязательно показать последствия такого нарушения и способы возобновления нарушенных прав. Это возможно уяснить лишь путем правильного подбора необходимого нормативного материала. С этой целью, прежде всего, необходимо выучить основные принципы регулирования семейных отношений, закрепленные Конституцией, Семейным кодексом и другими законами и подзаконными нормативными актами в сфере семейного права.

Номер задания контрольной работы отвечает первой букве фамилии студента. Изменения номера задания без согласования с преподавателем не допускается.

Срок представления контрольной работы на проверку до 15 декабря текущего года.

Варианты распределяются таким образом:

1 вариант А 11 вариант О

2 вариант Б, 12 вариант П

3 вариант В 13 вариант Р,

4 вариант Г, Д 14 вариант С

5вариант Е, 15 вариант Т, У

6 вариант Ж, З 16 вариант Ф, Х

7вариант И, Й, К 17 вариант Ц, Ч

8 вариант Л 18 вариант Ш, Щ

9 вариант М 19 вариант Э, Ю

10 вариант Н 20 вариант Я

 

 

 

ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ

КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

1. Контрольная работа выполняется на русском языке.

2. В контрольной работе должны быть освещенны теоретические вопросы представленного варианта с учетом проблем применения законодательства, правоприменительной практики.

3. Контрольную работу производят и оформляют с соблюдением таких технических требований:

а) текст работы должен быть напечатан с одной стороны листа белой бумаги формата А4 (210 х 297);

б) текстовый редактор - MS Word;

в) шрифт основного текста - Times New Roman;

г) размер шрифта (кегель) - 14;

г) расстояние между строками - 1,5;

д) поля текста: сверху - 2 см; снизу - 2 см; слева - 3,5 см; справа - 1,5 см;

е) нумерация страниц - справа сверху, без точки в конце;

ё) количество страниц основного текста (без списка использованных источников и дополнений) - 15 - 20;

ж) структуру контрольной работы (разделы, подразделения, параграфы и тому подобное) и страницу содержания формируют с помощью функции редактора MS WORD;

з) на протяжении всей работы необходимо придерживаться равномерной плотности, контрастности и четкости изображения. Линии, буквы, цифры и другие знаки должны быть одинаково окрашены - черные;

и) отдельные слова, знаки, которые вписывают в напечатанный текст, должны быть черного цвета; плотность вписанного текста должна максимально приближаться к плотности основного изображения;

й) ошибки, описки и графические неточности позволяется исправлять подчищанием или закрашиванием белой краской и нанесением на том же месте или между строками исправленного изображения машинописным способом или от руки. Исправленное должно быть черного цвета;

к) первой страницей контрольной работы является титульный лист, который включают в общую нумерацию страниц контрольной работы. Образец оформления титульного листа приведён в дополнении А.

Обязательными структурными элементами контрольной работы являются:

а) титульный лист;

б) содержание;

в) перечень условных обозначений (при необходимости);

г) вступление;

д) основная часть;

е) выводы (заключительная часть);

ё) дополнения (при необходимости);

ж) список использованных источников.

Вступление, каждый раздел, выводы и список использованной литературы начинаются с новой страницы, а следующий раздел - сразу после окончания предыдущего. Такие структурные части письменной работы, как "содержание", "перечень условных обозначений", "вступление", "выводы", "список использованных источников", не имеют порядкового номера.

Заглавия структурных элементов контрольной работы и заглавия разделов следует располагать посредине строки и печатать большими буквами без точки в конце, не подчеркивая, выделяя жирным шрифтом. Переноса слов в заглавии раздела не допускается.

Расстояние между заглавием и дальнейшим или предыдущим текстом должно равняться 1 - 2 интервалам. Абзацное отступление должно быть одинаковым на протяжении всего текста работы и равняться пяти знакам.

Не допускается размещать название раздела, подразделения, а также пункту и подпункту в нижней части страницы, если после нее размещена только одна строка текста.

На последней странице контрольной работы отмечается дата написания и подпись студента.

4. Страницы контрольной работы следует нумеровать цифрами, придерживаясь сквозной нумерации на протяжении всего текста работы.

Титульный лист включают в общую нумерацию страниц работы. Номер страницы на титульном листе, содержании, дополнениях не проставляют.

5. В конце контрольной работы добавляется список использованной литературы. Эта структурная часть контрольной работы имеет название "Список использованных источников". Другие названия, такие как "Литература", "Библиография", не позволяется использовать.

При написании контрольной работы студент обязан делать ссылку на источники, материалы, на идеях и выводах которых разрабатываются проблемы, задания, вопросы, изучению которых посвящена работа. Такие ссылки дают возможность отыскать документы, проверить их достоверность, правильность цитирования документа, помогают выяснить его содержание, язык текста, объем. Ссылаться следует на последние издания публикаций.

Ссылка на источники в тексте работы следует отмечать порядковым номером за перечнем ссылок, выделенным двумя квадратными скобками, например "...в трудах [1- 5].".

Когда в тексте работы необходимо сделать ссылку на составную часть или конкретные страницы соответствующего источника, можно приводить ссылку в квадратных скобках, при этом номер ссылки должен отвечать его библиографическому описанию за перечнем ссылок.

Например:

Цитата в тексте: ".советская судебная система длительное время находилась в сфере общего политического руководства со стороны КПСС и органов государственной власти" [16, с. 32].

Соответствующее описание в перечне ссылок:

16. Грищенко В. В. Проблемы становления законодательной власти в России: Монография. - К.: Мысль, 2007. - 288 с.

Ссылкой на авторитетный источник для подтверждения собственных аргументов или для критического анализа того или другого печатного произведения, следует приводить цитаты. Научный этикет требует точного воссоздания цитируемого текста, потому что наименьшее сокращение приведенной выдержки может исказить содержание, заложенное автором.

Общие требования к цитированию такие:

а) текст цитаты берется в кавычки и приводится в той грамматической форме, в которой он подан в источнике, с сохранением особенностей авторского написания. Научные термины, предложенные другими авторами, не выделяются кавычками, за исключением тех, которые вызывали общую полемику. В этих случаях используется выражение "так называемый";

б) пропуск слов, предложений, абзацев при цитировании допускается без перекручивания авторского текста и обозначается тремя точками;

в) когда студент, приводя цитату, выделяет в ней некоторые слова, то делается специальное предостережение, то есть после текста, который объясняет выделение, ставится точка, потом дефис и указываются инициалы автора контрольной работы, а весь текст предостережения вмещается в круглые скобки.

Материал в библиографическом перечне может быть расположен в порядке появления ссылок в тексте.

Основное требование к заключению списка использованных источников - однотипное оформление и соблюдение действующего государственного стандарта на библиографическое описание произведений печати.

 

 

ВАРИАНТ 1

Теоретические задания

1. Семейные правоотношения: понятие, виды, субъекты и объекты.

2. Правовое регулирование семейных правоотношений с иностранным элементом.

Практические задания

Задача 1

В апреле в 2018 г. Ткаченко после возвращения после длительного отсутствия узнал, что год назад (в апреле в 2017 г.) его жена продала без его согласия жилой дом, который принадлежал им на праве общей совместной собственности. Недовольный этим, Савицкий немедленно потребовал от нее расторжение договора купли-продажи. Однако жена ответила отказом и заявила, что вынуждена была продать дом из-за ограниченных материальных возможностей. Она также объяснила, что не смогла согласовать с ним этот вопрос в результате его длительного отсутствия, а вырученые от продажи дома деньги уже потрачены, что не дает возможность решить вопрос о расторжении договора купли-продажи.

Убедившись, что его просьбы оказались безрезультатными, Савицкий в октябре в 2018 г. подготовил исковое заявление в суд о признании договора купли-продажи жилого дома недействительным. Проконсультировавшись по этому поводу у знакомого юриста, жена объяснила Ткаченко, что его обращение в суд будет безрезультатным, поскольку уже пропущен срок исковой давности. Решив выяснить обоснованность такой позиции, Ткаченко обратился в юридическую консультацию.

Вопрос:

Какие нормы семейного и гражданского права должны быть применены в этой ситуации? Распространяется ли исковая давность по требованиям, которые выплывают из семейных отношений? Как определяется в таких случаях срок исковой давности? Какое разъяснение должны дать Ткаченко в юридической консультации?

Задача 2

В феврале 2014г. гражданин РФ З. Е. Груздев вступил в брак с гражданкой Украины А. Б. Волковой, после чего супруги стали проживать по месту постоянного проживания Груздева в г. Калуге. После регистрации брака Волкова взяла фамилию мужа, однако гражданство не изменила. В 2018г.. Груздевы решили усыновить малолетнего племянника жены, который остался сиротой, живет в г.Харьков и является гражданином Украины. Они обратились за необходимыми разъяснениями к органу управления образованием по месту своего проживания. В органе управления образованием супругам Груздевым объяснили, что они должны получить согласие на усыновление самого ребенка и компетентного государственного органа Украины, после чего направить все необходимые документы по месту жительства усыновляемого в г.Харьков для принятия окончательного решения в соответствии с законодательством Украины.

Вопрос:

Законодательством какого государства (Российской Федерации или Украины) следует руководствоваться в этом случае?

Учреждения какого государства (Российской Федерации или Украины) компетентны при усыновлении в приведенной ситуации?

Какие порядок и условия усыновления несовершеннолетних детей с участием граждан государств — членов СНГ?

Даны ли правильные разъяснения супругам Груздевым в органе управления образованием?

 

 

ВАРИАНТ 2

Теоретические задания

1. Понятие брака, условия и порядок его заключения.

2. Понятие и сущность усыновления, порядок и правовые последствия усыновления.

Практические задания

Задача 1

В Ленинский ОРАГС Министерства юстиции ЛНР обратилась Мельниченко А. В. с заявлением о регистрации брака с гражданином Шевелевым С. М., который проживает в г. Донецке. В связи с тем, что Шевелев не имеет возможности выехать в г.Луганск для подачи заявления, Мельниченко обратилась в ОРАГС с просьбой принять составленное Шевелевым заявление, которое было заверено руководителем учреждения, где он работает. Заведующий ОРАГСа отказал Мельниченко в принятии этого заявления.

Вопрос:

Дайте обоснованную юридическую консультацию по предложенной ситуации

 

Задача 2

После смерти родителей над 16-летним Николаем Нестеровым была установлена опека. Для покрытия расходов на содержание Николая нужно было реализовать наследственное имущество. Но по этому поводу сразу возникли расхождения между опекуном и подростком. Николай считал, что в первую очередь нужно продать два ковра и столовые сервизы, и что он уже достаточно самостоятельный, чтобы распоряжаться имуществом по своему усмотрению. Опекун утверждал, что следует продать садовый домик с земельным участком, чтобы на длительное время обеспечить Николая материально. Они обратились за советом к органу опеки и попечительства.

Вопрос:

Какие разъяснения следует дать органу опеки и попечительства по поводу расхождений, которые возникли между опекуном и подопечным? Имеет ли право Николай Нестеров самостоятельно распоряжаться имуществом, которое принадлежит ему?

 

ВАРИАНТ 3

Теоретические задания

1. Недействительность брака. Незаключенный брак.

2. Патронат над детьми, как одна из форм устройства детей, которые остались без родительской опеки в ЛНР.

Практические задания

Задача 1

В суд по месту жительства обратилась гражданка Крамаренко с иском о признании недействительным брака с гражданином Петровым, который проживал до заключения брака в г. Ровно.

В исковом заявлении Крамаренко указала, что ответчик женился без намерения создать семью, а руководствовался лишь желанием зарегистрироваться по месту жительства в г.Донецке и получить право на ее жилое помещение. Из-за этого между супругами нет чувства любви, сложились неприязни отношения; ответчик намеревается в ближайшее время разделить жилую площадь через суд.

Петров возражал против предъявленных требований. Он объяснил суду, что женился по любви, но впоследствии между супругами по вине истицы начались неурядицы. Ответчик также указал, что с Крамаренко они прожили совместно 2,5 года, он всегда приносил зарплату домой, заботился о жене и ее малолетнем сыне от первого брака. Принимая во внимание неприязненные отношения между ним и женой и невозможность дальнейшего общего проживания, он действительно собирается заняться вопросом о разделе их жилой площади, в которой проживает его семья.

Вопрос:

Какое решение должен принять суд по иску Крамаренко? Какие правовые последствия признания судом брака недействительным относительно личных неимущественных и имущественных прав лиц такого брака?

 

Задача 2

Через год после смерти мужа (объявлен в судебном порядке умершим) гражданка Николаева вступила в брак с гражданином Ветровым. Через некоторое время Ветров обратился в суд с иском о признании недействительным его брака с Николаевой. В обоснование своих требований Ветров указал, что Николаева на момент регистрации с ним брака состояла в браке с Николаевым. Николаев был объявлен умершим в судебном порядке, но Николаева не зарегистрировала прекращение их брака в органе ЗАГС.

Николаева иск Ветрова не признала, указав, что после получения

решения суда об объявлении умершим Николаева она считала себя не состоящей в браке и поэтому вступила в новый брак.

Вопрос: Как должен быть решен спор?

 

 

ВАРИАНТ 4

Теоретические задания

1.Понятие и основания прекращения брака.

2. Личные неимущественные правоотношения родителей и детей.

Практические задания

Задача 1

Гражданин Коренев подал в суд заявление о расторжении брака с гражданкой Ипатовой, указав, что через месяц после регистрации брака их супружеские отношения фактически прекратились. Ипатова родила сына, который умер, не прожив и трех месяцев.

Судья, выяснив, что Ипатова на расторжение брака согласия не дает, отказал Корневу в принятии искового заявления и предложил опять обратиться в суд через 10 месяцев.

Вопрос:

Законно ли поступил судья?

 

Задача 2

Григорьев оставил свою жену Васильеву и двоих детей, отказавшись платить алименты на их содержание. На протяжении двух лет Васильева пыталась установить его место жительства, чтобы через суд заставить выполнять обязанность по содержанию детей. Как только ей удалось узнать адрес Григорьева, она обратилась в суд с иском о взыскании алиментов на двоих несовершеннолетних детей 7 и 5 лет.

Григорьев иск не признал. Он заявил в суде, что старшего ребенка (сына) не признает своим, так как три года назад узнал, что ребенок не его, хотя он и записан в органе РАГС отцом. Кроме того, ответчик сообщил, что состоит в данный момент в браке с Петровой и имеет от нее ребенка, возраст которого 1 год, содержит его и жену.

Васильева просила суд признать брак Григорьева и Петровой недействительным (так как Григорьев заключил брак с Петровой, состоя в зарегистрированном браке) и таким образом освободить Григорьева от обязанности содержать ребенка, рожденного в недействительном браке, и нетрудоспособную супругу Петрову, и требовала взыскания алиментов на своих детей без уменьшения причитающихся им долей.

Вопрос: Как должен быть разрешен спор судом?

 

 

ВАРИАНТ 5

Теоретические задания

1. Прекращение брака в результате его расторжения.

2. Имущественные правоотношения родителей и детей.

Практические задания:

Задача 1

Супруги Витренко, которые не имеют несовершеннолетних детей, решили расторгнуть брак. В связи со срочным выездом в длительную командировку И. Витренко передал жене заверенную руководителем учреждения по месту своей работы заявление к органу РАГСа с просьбой расторгнуть брак. Спустя некоторое время М. Витренко передала его и свое заявления в орган РАГСа. Однако в регистрации расторжения брака ей было отказано со ссылкой на необходимость личного присутствия обоих из супругов как во время подачи заявления, так и во время государственной регистрации расторжения брака. Доводы Витренко о наличии у ее мужа уважительных причин неявки в орган РАГСа к сведению принято не было.

Вопрос:

Дайте правовую оценку решению органа РАГС.

Правильно ли Витренко оформили заявления о расторжении брака?

 

Задача 2

После длительной тяжелой болезни Ю. Королев, который имеет несовершеннолетнего сына, решил переехать вместе с ним из областного центра в районный. Он обменял приватизированную двухкомнатную квартиру, в которой проживал вместе с сыном, на однокомнатную в районном центре. Перед переездом большую часть вещей продал соседям за полцены, а телевизор, холодильник и ковер подарил приятелям. Узнав о действиях Королева, его сестра И. Веснина подала в суд иск о возвращении мебели и другого имущества и признания обмена квартир недействительным, поскольку Королев после болезни недееспособен, о чем свидетельствуют его странные поступки. По мнению Весниной, в результате его действий существенно ущемляются права ее племянника.

Вопрос:

Примет ли к рассмотрению суд иск Весниной?

Можно ли считать действия Королева такими, которые противоречат интересам ребенка?

Имеет ли ребенок право собственности на имущество родителей?

 

 

ВАРИАНТ 6

Теоретические задания

1. Основные признаки и характеристика семьи как категории семейного права.

2. Алиментные правоотношения родителей и детей.

Практические задания

Задача 1

Климова и Карпов состояли в браке с 2011 года. У них родились два сына: в 2012 году – Николай, а в 2015 году – Алексей. В 2018 году Климова обратилась в суд с требованием к Карпову об уплате алиментов на детей. В исковом заявлении истица указывала, что муж деньги в семью не приносит, она не работает, так как занята уходом за детьми, в связи с чем находится в затруднительном материальном положении, соглашение об уплате алиментов не достигнуто, а сам ответчик неоднократно заявлял ей, что подаст на развод, так как ему надоела семейная жизнь. Кроме того, Климова ставила в известность суд о том, что Карпов платит алименты на дочь от первого брака в размере ¼ заработной платы.

В судебном заседании было установлено, что ответчик проживает совместно с Климовой, хотя зарегистрирован по другому адресу; по словам соседей, сослуживцев является заботливым отцом и мужем, скандалов в семье не бывает, задолженности по алиментам не имеет. Вызванная в суд Николаева (бывшая жена Карпова) категорически возражала против иска, ссылаясь на то, что он предъявлен Климовой в целях уменьшения размера алиментов, взыскиваемых с ответчика на содержание их дочери.

алиментов на детей?

Вопрос: Подлежит ли удовлетворению иск Климовой о взыскании

Задача 2

После расторжения брака между супругами Степаненко их семилетний сын был по решению суда оставлен проживать с матерью. Родители договорились, что отец будет встречаться с мальчиком дважды в месяц. Через год Степаненко вышла замуж и с целью укрепления отношений между ее новым мужем и мальчиком стала всячески препятствовать общению отца с сыном. Она не позволяла мальчику гулять на улице, где его мог увидеть отец, а потом отвезла к своей матери в село. Узнав, где находится сын, отец приехал в село и вопреки желанию бабушки, отвез его к себе домой. Мать подала в суд иск о том, чтобы забрать ребенка. Степаненко подал встречный иск об определении местожительства сына.

Вопрос:

Дайте правовую оценку действиям Степаненко. Какое решение вынесет суд по упомянутым выше искам?

 

ВАРИАНТ 7

Теоретические задания

1. Личные неимущественные правоотношения супругов.

2. Признание усыновления недействительным, отмена усыновления.

Практические задания

Задача 1

До государственной регистрации брака супруги Короленко не заключали брачного договора. Однако после регистрации брака по требованию мужа, Короленко подписала обязательство никогда не работать врачом в соответствии с образованием, которое получила, а заниматься ведением домашнего хозяйства и воспитанием детей. Через несколько лет Короленко нарушила это обязательство и устроилась на работу в поликлинику по специальности. Муж Короленко обратился в юридическую консультацию с просьбой разъяснить, какие правовые меры могут быть приняты относительно его жены, которая нарушила данное ею обещание.

Вопрос:

Какой ответ следует дать Короленко?

 

Задача 2

Матвиенко по просьбе своей жены Томащук усыновил ее пятилетнего сына, рожденного от первого брака с Васильевым. В дальнейшем отношения между Матвиенко и Томащук испортились. Она вместе с сыном Юрием вернулась к Васильеву и возобновила с ним семейную жизнь. Вскоре Томащук подала иск к Матвиенко о взыскании алиментов на содержание сына Юрия. Суд, ввиду того, что Матвиенко является усыновителем ребенка, взыскал с него алименты, однако последний подал иск об отмене усыновления, поскольку он фактически лишен возможности участвовать в воспитании ребенка.

Вопрос:

Подлежит ли удовлетворению иск Матвиенко об отмене усыновления ребенка?

 

 

ВАРИАНТ 8

Теоретические задания

1. Право личной частной собственности жены и мужа.

2. Лишение родительских прав.

Практические задания

Задача 1

Во время заключения брачного договора супругов Гордиенко установлен режим раздельной собственности только на автомобиль мужа и спортивный инвентарь для занятий теннисом и лыжами жены, а к остальным вещам решили применять режим совместной собственности. Специальных условий владения, пользования и распоряжения имуществом они не предусмотрели.

Автомобиль и спортивный инвентарь были приобретены супругами в течение первых трех лет брака. После чего супруги пользовались ими независимо друг от друга. После этого через два года супруги переехали на постоянное местожительство в сельский дом. Гордиенко стала просить мужа отвозить ее по определенным дням в город, для мужа это было неудобно в связи с графиком его работы, поэтому он игнорировал просьбы жены, ссылаясь на условия брачного договора. Тогда жена заявила, что, по ее мнению, брачный договор является недействительным через изменение их местожительства, что существенно повлияло на условия пользования имуществом.

Вопрос:

Что вы можете сказать по поводу споров между супругами? Имеет ли право каждый из супругов в случае установления брачным договором режима раздельной собственности на отдельные виды имущества владеть, пользоваться и распоряжаться им только на свое усмотрение? Есть ли в этом случае основания для изменения брачного договора? Каков порядок изменения брачного договора?

Задача 2

Родив от случайной связи девочку, Н. Ильина отдала ее в дом ребенка. Через три года она забрала девочку к себе, а еще через год соседка Ильиной обратились в районную администрацию с требованием лишить ее родительских прав. В заявлении указывалось, что Ильина ведет аморальный образ жизни (систематически пьянствует, приводит домой разных мужчин), за дочерью не следит. Девочка всегда голодна, запущена, предоставлена сама себе, одежды у нее почти нет. Когда у матери собирается очередная компания друзей, ребенку приходится спать в коридоре.

Вопрос:

Есть ли основания для лишения Ильиной родительских прав? Какой орган рассматривает дела о лишении родительских прав? Кто имеет право требовать лишения родительских прав? Назовите правовые последствия лишения родительских прав.

 

ВАРИАНТ 9

Теоретические задания

1. Право общей совместной собственности супругов.

2. Порядок установления опеки и попечительства над детьми.

Практические задания

Задача 1

При рассмотрении судом иска Е. Бобковой к бывшему мужу о разделе совместного имущества, последний не согласился с требованием жены о разделе в равных долях полученной им премии за научное открытие. По мнению А. Бобкова, эта премия является его личным имуществом и не может подлежать разделу. Однако Бобкова в обоснование своего требования заявила, что успехи ее мужа в научной деятельности были неразделимо связаны с беспокойством и вниманием, которыми она окружала его в период брака.

Вопрос:

Какое решение должен принять суд по иску Бобковой? К какому имуществу супругов (общего или раздельного) принадлежат награды, поощрение каждого из супругов за успехи в трудовой, научной, общественной и другой деятельности?

Задача 2

 

Гражданка Ковалева обратилась в суд с исковым заявлением о расторжении брака с И. Г. Ковалевым. В заявлении она указала, что проживает с мужем 15 лет, от брака имеет сына 14 лет. Последние 2 года Ковалев злоупотреблял спиртными напитками, не дает деньги на нужды семьи, устраивает скандалы, оскорбляет ее в присутствии сына, часто не ночует дома. Семья фактически распалась, поэтому она просит брак расторгнуть и взыскать с Ковалева алименты на содержание сына.

В судебном заседании Ковалев иск не признал и просил суд брак не

расторгать, обещал, что он изменит свое поведение и отношение к жене и сыну.

Суд своим определением назначил супругам срок для примирения 3 месяца.

По истечении 3 месяцев в судебном заседании Ковалева вновь потребовала расторжения брака, т.к. Ковалев поведения не изменил и семья не восстановилась.

Ковалев иск не признал и просил брак не расторгать.

Вопрос: На основании какого принципа семейного права суду следует разрешить

дело?

 

 

ВАРИАНТ 10

Теоретические задания

1. Раздел общего имущества. Брачный договор.

2. Правовой режим отдельного проживания супругов (сепарации).

Практические задания

Задача 1

Горюнов и Краснова работали в одном учреждении, где познакомились, полюбили друг друга и решили пожениться. По совету друзей они еще до государственной регистрации брака заключили брачный договор и заверили его подписью руководителя учреждения по месту работы. В договоре они предусмотрели взаимные имущественные права и обязанности только на первые два года брака.

Через год после бракосочетания Краснова из разговора со знакомым юристом узнала, что закон требует соблюдения нотариальной формы брачного договора. Одновременно ей стало известно, что брачный договор может быть заключен без указания срока его действия. Тогда она предложила мужу разорвать бывший брачный договор и заключить новый (бессрочный) и засвидетельствовать его в нотариальной конторе. Муж не согласился с ее предложениями, объяснив, что, по его мнению, удостоверение брачного договора по месту работы приравнивается к нотариальному, а заключение брачного договора без указания срока действия не допускается законом. В связи с этим между супругами возник спор.

Вопрос:

Допускается ли законом заключение брачного договора без указания срока (бессрочного договора) или только на определенный срок (срочного договора)? Каков порядок расторжения брачного договора? Какие последствия несоблюдения нотариальной формы брачного договора?

Задача 2

После расторжения брака родителей, пятилетний Саша Протасов остался проживать с матерью. Его отец устроился на военную службу по контракту и выехал за границу, откуда перечислял алименты на сына. Через год мать Саши тяжело заболела и умерла. После этого мальчик временно проживал у дальних родственников, которые не намеревались взять его на воспитание в свою семью, считая, что воспитывать Сашу должен его отец. На запрос органа опеки и попечительства командир воинской части сообщил, что отец Саши выехал для дальнейшего прохождения службы в район вооруженного конфликта. Дальнейшие запросы о его местонахождении результата не дали. Через месяц после направления последнего запроса орган опеки и попечительства принял необходимые меры, чтобы Сашу взяли на учет детей, которые остались без заботы родителей, а еще через три месяца Саша был усыновлен в судебном порядке супругами Сидорченко, которые проживали в одном из городов той же области.

Через шесть месяцев после усыновления возвратился отец Саши, который объяснил, что попал в плен и в течение длительного времени содержался незаконным вооруженным форми



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: