Лекция 6
Структура самосознания
В результате соотнесения себя с требованиями своего духовно-нравственного идеала у человека возникает обобщенная, устойчивая, интегральная самооценка.
Самооценка может быть:
- Адекватной;
- Неадекватной.
- Завышенная;
- Заниженная.
Человек с завышенной самооценкой оценивает себя выше, чем он есть на самом деле. Завышенная самооценка – переоценка и приписывание себе достоинств. Недооценка и исключение недостатков. Такой человек характеризуется неадекватным уровнем притязаний, ставит перед собой заведомо недостижимые цели и задачи, не способен брать на себя ответственность за собственные неудачи, имеет высокомерное отношение к людям, конфликтность, самоуверенность, постоянная неудовлетворенность собственными достижениями.
При заниженной самооценке человек недооценивает себя и не замечает многие свои достоинства, одновременно преувеличивая собственные недостатки, считает себя хуже других и страдает комплексом неполноценности. В обществе ведёт себя скованно, неуверенно, старается избегать контактов с незнакомыми или мало знакомыми людьми. Имеет низкий уровень притязаний, ставит перед собой неоправданно легкие цели и задачи, исключая, тем самым возможность для самореализации. Покорно принимает неудачи, не претендует на жизненный успех.
Самооценка актуализируется в ситуациях притязания, когда человеку приходится выбирать и ставить перед собой разные по уровню трудности цели и задачи, претендуя на различный уровень достижений. Отношение человека к себе и самооценка формируются в процессе воспитания.
По своей сущности он представляют собой, усвоенные ребенком отношение к нему, и оценки значимых других (родителей и близких членов семьи).
Человек способен не только выделять себя из окружающего мира, познавать себя, относиться к себе, оценивать себя и управлять собой, воздействовать на себя и изменять себя. При длительном воздействии психотравмирующих факторов, у человека возникает хроническая невротизация и потеря самоуважения, что приводит к психической дестабилизации личности. Преодоление психической дестабилизации личности и сохранение самоуважения осуществляется с помощью системы механизмов и приёмов, которые образуют регулятивный компонент самосознания.
Способы устранения внутриличностной напряженности:
- Способ построен на основе механизмов и приемов самовоспитания;
- Способ построен на системе особых механизмов и приемах психологической защиты.
Способы и механизмы психологической защиты личности (ПЗМ).
Психологические защитные механизмы – это продукт индивидуального и непроизвольного научения ребенка (А.Фрейд)
Набор психологических защитных механизмов индивидуален и характеризует уровень адаптированности личности.
Психологически защитные механизмы – это процесс интрапсихической адаптации личности, за счёт подсознательной обработки поступающей в психику информации.
Все ПЗМ делятся на:
- Ситуационные включаются однократно, чтобы здесь и сейчас снять тревогу и дискомфорт;
- Стилевые характеризуют жестко сформированную модель поведения человека, которая проявляется в самых различных ситуациях.
Виды психологических защитных механизмов:
- Отрицание – игнорирование потенциально тревожной информации, уклонение от неё. В поведении проявляется как невнимательность человека к тому, что может его травмировать. Человек это не видит, не слышит, не воспринимает;
- Вытеснение – это блокирование неприятной информации при её выводе из памяти в сознание. В поведении проявляется как забывчивость. При вытеснении человек забывает содержание, так как оно неприятно, содержание забыто, а эмоциональные метки проявляются в поведении (по ним мы судим о потери информации);
- Рационализация – это осознание и использование в мышлении только той части отражаемой информации, благодаря которой собственное поведение выглядит как хорошо контролируемое и не противоречащее объективным обстоятельствам. Способы рационализации: по типу «зеленый виноград», и по типу «сладкий лимон». «Зеленый виноград» – снижение ценности поступка, который совершить не удалось. «Сладкий лимон» - повышение ценности поступка. Рационализация по другому интеллектуализация, основанная на уровне логики;
- Проекция – неосознаваемый перенос собственных неприемлемых чувств, желаний, качеств на другое лицо или приписывание другому того, в чем человек не склонен себе сознаться. Проекция помогает разделять ответственность за собственные грехи;
- Идентификация – это неосознаваемое отождествление себя с другим человеком. Перенос на себя чувств и качеств желаемых, но пока недоступых Процесс идентификации завершается к 20 годам. Если нет, то это инфантилизм;
- Замещение – это неосознаваемый перенос действия с недоступного объекта на доступный объект. Оно развивается для сдерживания эмоции гнева. Это ранняя защита и по своему проявлению она многообразна:
1. Замена одного действия другим действием.
2. Перевод деятельности в воображение (уход в мечту или в фантазию).
- Регрессии – это перевод поведения в ранние низшие детские формы, т.е. возвращение к более ранним стадиям развития собственного я. Регрессия включается в тот момент, когда человек не выдерживает ответственности, которые на него возлагают взрослые формы поведения;
- Сублимация – это переориентация сексуального и агрессивного потенциала человека, реализация которого входит в конфликт с личностными и социальными нормами в приемлемые формы общественной и творческой деятельности;
- Катарсис – это изменение системы ценностей с целью ослабления влияния травмирующего фактора, для этого привлекается внешняя глобальная система ценностей, по сравнению с которой травмирующая человека ситуация теряется в своей значимости. В основе катарсиса лежит эмоциональное сопереживание.;
- Отчуждение – это изоляция внутри сознания человека травмирующего фактора, при этом нарушается связь между содержанием неприятной информации и её эмоциональной оценкой. Человек отдает себе отчет в том, что произошло, но на это никак эмоционально не реагирует. Это внутренняя анестезия;
- Реактивное образование – отказ, замена на противоположное, так как наши моральные нормы нам мешают.
Это многочисленные способы и приемы маскировки, восполнение недостатков и слабых сторон, которые выступают как факторы внутренней напряженности и источники комплекса неполноценности.
Изменение состояния сознания:
Изменения состояния сознания – это качественное отклонения в субъективных переживаниях или в психологическом функционировании от определенных, генерализованных для данного субъекта норм, рефлексируемые самим человеком или отмечаемые наблюдателями. Переживание ИСС является характерным свойством сознания и психики здоровых людей.
Измененные состояния могут вызываться совершенно различными триггерами и могут иметь, а могут и не иметь отношения к патологии.
ИСС как подкатегория состояния сознания.
Изменения состояния сознания ялвяются частным случаем такого общего психофизического феномена, как состояния сознания;
По определению Ч.Тарта, состояния сознания – это в общем качественные изменения общего паттерна субъективного (психического) функционирования. Другим подвидом состояния сознания являются так называемые «нормальные» или «обычные» состояния сознания (включающие три широких, естественных состояния сознания – бодрствование, сновидение и глубокий сон).
Типологически ИСС можно подразделить следующим образом:
- Искусственно вызываемые – индуцированные психоактивными веществами (например, психоделиками – галлюциногенные грибы, дурман, марихуана и др.) или процедурами (например, сенсорной депривацией, холотропным дыханием)
- Психотехинчески обусловленные – религиозные обряды, аутогенная тренировка по Шульцу, осознанные сновидения
- Спонтанно возникающие в обычных для человека условиях (при значительном напряжении, прослушивании музыки, спортивной игре), или в необычных, но естественных обстоятельствах (например, при нормальных родах), или в необычных или экстремальных ситуациях (например, пиковые переживания в спорте).