Упражнение «Нарисуй похожего и непохожего» (А)




Я и мир

Тренинговая программа развития навыков
конструктивного общения

 

Актуальность программы

Как показали результаты психолого-педагогических исследований, в настоящее время увеличивается доля детей, у которых слабо сформированы навыки конструктивного взаимодействия, ролевого поведения. Во многих классах педагоги и психологи сталкиваются с агрессивно-конкурирующим поведением детей. В связи с увеличивающейся учебно-развивающей нагрузкой у учащихся нет возможности для формирования устойчивой групповой структуры внутри класса. Ребенок, приходя в школу, слабо понимает свою психологическую роль внутри группы, что вызывает состояние тревоги, страха, дезадаптации.

Новые концепции воспитания предлагают родителям воспитывать в детях дух индивидуальности, не заботясь о формировании коммуникативных навыков. Это негативно сказывается на поведении детей в коллективе: они заменяют конструктивные формы общения защитными агрессивными ролями. Данный тренинг направлен на формирование групповой структуры через определение места каждого ребенка в коллективе. Программа нацелена на работу с младшими школьниками для решения проблем взаимоотношений в классе, школьной дезадаптации.

Цель: развитие навыков конструктивного общения в классе, группе через определение психологической ниши каждого ученика, участника тренинга.

Задачи: демонстрация индивидуальных особенностей человека; определение психологической ниши каждого ученика в классе; мотивация на совместную конструктивную деятельность.

Основные методы: элементы сказко-, драма-, арт- и гештальт-терапии, методы групповой дискуссии, ролевые и деловые игры, методы символического самовыражения.

Условия проведения

Просторное помещение со столами, стульями, доской. Каждому ребенку на первом занятии желательно выдать альбом, в котором бы выполнялись все индивидуальные работы. После каждого занятия альбомы забирает ведущий, а по окончании всей программы альбомы возвращаются детям. По окончании занятия ведущий выдает каждому ребенку кусочек общей картины (например, см. приложение № 8). Все кусочки картины дети должны хранить в личных конвертах, которые находятся у ведущего. На последнем занятии дети собирают общую картину из кусочков, что символизирует объединение класса. Время проведения каждого занятия — 45 минут. Общее количество часов, необходимое для реализации программы, — 9 (по 1 занятию в неделю). Оптимальное число детей в группе — 12 человек.

Материалы: альбомы для каждого ребенка, конверты, ткань, ленты, карандаши, кисти, краски, бумага, клей, разноцветные нитки, скотч, наклейки, сюрпризы для детей, клубок (мячик), игровые поля, раздаточные материалы к занятиям, фишки, игральный кубик, игрушка дракона или любая большая мягкая игрушка, ватман.

В структуре занятий можно выделить следующие этапы:

1. Разминка, которая направлена на включение детей в тренинговый процесс.

2. Работа со сказкой, выполнение упражнений, направленных на введение детей в тематику занятия, на поиск путей решения заявленной проблемы.

3. Обсуждение, предполагающее отреагирование упражнения на эмоциональном и рациональном уровнях.

4. Ритуал окончания занятия, целью которого является создание комфортного климата в коллективе, получение внимания каждым ребенком.

Условные обозначения: М — модифицированное упражнение; А — авторская разработка; З — заимствованное и непереработанное.

Блок № 1. Тема: «Мы — разные»

Цель: демонстрация индивидуальных особенностей человека.

Задачи: изменить отношение к непохожим людям; разработать модель конструктивного взаимодействия с «непохожими» людьми.

ЗАНЯТИЕ 1

Разминка «Слушай команду» (З)

Время: 5 минут.

Звучит спокойная, но не слишком медленная музыка. Дети свободно двигаются по комнате. Внезапно музыка прекращается. Все останавливаются, слушают произнесенную шепотом команду ведущего (например: «Положите правую руку на плечо соседа») и тотчас же ее выполняют. Затем снова звучит музыка, и все продолжают ходьбу. Команды даются в разной последовательности: спокойные и энергичные. Игра проводится до тех пор, пока группа в состоянии хорошо слушать и выполнять задание.

Работа со сказкой (А)

Время: 5 минут.

В некотором царстве, в некотором государстве жил-был купец. Была у него лавка богатая. Все в ней было: и шелка, и снадобья, и кушанья изысканные. Купец по всем странам ездил, привозил отовсюду разные диковины.

Однажды решил он поплыть на другую сторону земли. Там было загадочное восемьдесят девятое царство. Кого ни спрашивал купец, никто там еще не был. Разные легенды ходили про эту землю: про двухголовую собаку, которая врагов за сто верст чуяла, про птицу-орлана, которая видела, что на другом краю земли делается, про прекрасную царевну, которая всех женихов от себя прогоняет. До того стало купцу интересно, что решил он туда попасть.

Путь предстоял неблизкий. Собрал купец самых лучших матросов, самый крепкий корабль купил, запасся припасами и поплыл. Плыли они долго, разных чудес насмотрелись, много бурь страшных выдержали. Иной раз хотелось купцу назад повернуть, к дому родному, но что-то останавливало его, вперед гнало. Устали моряки, измучились, к дому повернуть просят. Тут крик раздался: «Земля, земля!» Только сошли они на берег, как на море шторм поднялся.

Пошли матросы на ночлег размещаться. Купец тем временем узнал, где можно лавку открыть. Разложил он товары свои по полкам. Стали к нему жители местные заходить, товарами интересоваться. А купец от всех нос воротит: мол, запах от них противный, да и одеты они уж больно грязно, манерам не обучены. Весь день купец нос платком закрывал и глаза отводил, чтобы жителей не видеть. Да еще нос задирал: мол, вы все глупые, необразованные, а я-то уж и в университетах обучался. Несподручно, мол, мне с вами разговаривать.

Покупатели недовольными из его лавки выходить начали. Никто туда идти не хочет. Призадумался купец: «Если так и дальше будет, разорюсь я, по миру пойду. Что же делать мне?» Сидел он и горевал возле своей лавки. Проходил мимо старичок. Остановился, на купца посмотрел и сказал: «Все люди — что цветы на поляне: красивые и незаметные, душистые и без запаха. Разные они. Только все они к солнышку тянутся». Сказал старичок слова эти и пропал.

Обсуждение: что запомнилось в сказке? Что важного узнал купец? Что понравилось, что не понравилось?

Игра «Похожие и разные» (М)

Предварительная подготовка: доска делится на две части.

Материалы: доска, мел, наклейки для победителей (по желанию ведущего).

Время: 10 минут.

Инструкция. Ребята, сейчас мы проведем небольшую игру, которая позволит нам понять наши сходство и различия. Для этого нам нужно поделиться на две команды. От каждой команды вызывается по одному добровольцу. Сейчас двум командам предстоит в течение одной минуты находить сходство и различия в добровольцах. Одна команда находит только сходство, а другая — различия. За каждый правильный ответ я буду ставить на доске плюс. Затем мы увидим, чего же в двух людях больше: сходства или различий. Так как это соревнование, то будьте очень внимательны, вам нужно выиграть. Итак, всем ли понятны правила игры?

Комментарий для ведущего. при желании игру можно повторить с другими участниками.

Обсуждение: что понравилось, что не понравилось в игре? Что запомнилось? Какие выводы мы можем сделать?

Выводы: все люди разные, но у них есть много похожего.

Игра «Сотвори себе друга» (А)

Материалы: разноцветные ленты, ткань.

Время: 10 минут.

Инструкция. Мы с вами проведем небольшой эксперимент — постараемся узнать, как выглядят те люди, которые нам нравятся и которые не нравятся. Мы разделимся на две команды. Каждая команда должна будет придумать одежду из лент и ткани для человека, который нравится или не нравится. Из каждой команды нужен один доброволец. Одна команда будет придумывать одежду для человека, который нравится, а другая для того, кто не нравится. Всем ли понятны правила игры?

Комментарий для ведущего. Если дети отказываются придумывать одежду для человека, который им не нравится, то в роли «неприятного» человека может побыть сам ведущий. Дети с удовольствием наряжают ведущего в «неприятные» одежды.

Обсуждение: понравилась или не понравилась вам игра? Что особенно запомнилось? Какие выводы мы можем сделать, глядя на наряды двух людей? Похожи ли между собой два одетых человека («приятный» и «неприятный»)? Что можно сказать про людей, которые будут одеты подобным образом? (Перечислить личностные качества.) Чем похожи эти люди на каждого из вас? Найти сходства и отличия.

Выводы: «неприятного» человека дети одевают в темные цвета, очень небрежно, как бы стараясь его спрятать. «Приятного» человека одевают очень тщательно, в яркие, красивые цвета. Темные цвета ассоциируются со злостью, вредностью, лживостью человека. Яркие цвета напоминают о доброте, веселье, мягкости, честности человека. Бывает ли такое, что хороший человек надевает черную одежду, а злой и вредный — красивую и разноцветную? Делаем вывод, что по одежде судить о человеке нельзя («Встречают по одежде, а провожают по уму»). Нет только плохих или хороших людей, в каждом человеке есть хорошее и плохое.

Упражнение «Закончи предложение» (А)

Материалы: клубок.

Время: 5 минут.

Инструкция. Каждому из вас я кину клубочек и попрошу закончить предложение. Это мы сделаем для того, чтобы понять, какие люди нравятся нашему классу, а какие — не нравятся. Я буду кратко записывать на доске ваши ответы.

— Мне нравятся / не нравятся люди, которые…

— Самое лучшее качество человека — это…

— Самое плохое качество человека — это…

— Я не хочу дружить с некоторыми людьми, потому что…

Выводы: нравятся нам люди, которые похожи на нас. Мы их считаем «своими»: относимся к ним хорошо, прощаем им ошибки, дружим с ними. Не нравятся те люди, которые на нас не похожи. Мы считаем их «чужими», отказываемся с ними разговаривать, плохо к ним относимся, обижаем их. Могут ли непохожие на нас люди быть хорошими? Что нужно, чтобы узнать: какой человек? Нужно с ним пообщаться, поговорить. По одному внешнему виду нельзя делать никаких выводов. С непохожими на нас людьми нужно разговаривать, чтобы понять их. Похожи ли друзья друг на друга? Не всегда. Друзья, как пазлы, дополняют друг друга. Можем ли мы считать своим другом человека, который на нас не похож?

Комментарий для ведущего. Если позволяет время и энергия детей, то можно сделать ранжир качеств. Это позволит выяснить личностные предпочтения участников, продемонстрировать детям ценности их класса.

Игра «Мы все» (М)

Материалы: цветные журналы с большим количеством картинок, клей для каждого, ватман, карточки с именами всех участников тренинга.

Время: 10 минут.

Инструкция. Вам интересно смотреться в зеркало? Сейчас я предлагаю вам посмотреть в зеркало. Этими зеркалами будете вы сами. Мы попробуем с вами создать картину, которая бы называлась «Мы все». Создавать ее мы будем интересным образом. Каждому из вас я дам карточку с именем вашего одноклассника. Вам нужно подумать, каким вы видите вашего одноклассника через 10 лет: как он будет выглядеть? Чем будет заниматься? Вы уже закончите школу, вам будет по 17–19 лет. Посмотрите внимательно на вашего одноклассника. Придумали?

Теперь возьмите журналы, найдите нужные фотографии, картинки, вырежьте их и приклейте на ватман.

Обсуждение: понравилась / не понравилась такая работа? Какой образ особенно запомнился? Почему все картинки получились разными? Есть ли похожие картинки?

Выводы: все картинки разные потому, что мы все разные. Но даже среди непохожих людей можно найти некоторое сходство.

Комментарий для ведущего. Если группа настроена доброжелательно по отношению друг к другу, то можно работать с образами другого. В противном случае можно предложить детям создавать свой собственный образ. Алгоритм работы остается таким же.

Игра «Мы с тобой сегодня похожи и непохожи…» (М)

Материалы: клубок.

Время: 5 минут.

Инструкция. Ребята, наше занятие на сегодня закончилось. Посмотрите внимательно на вашего соседа слева. Подумайте, чем он сегодня похож и непохож на вас. Каждый из нас скажет своему соседу такую фразу: «Мы с тобой сегодня похожи… и непохожи…» и передаст клубочек соседу. Говорить будем по очереди, я начну первой.

ЗАНЯТИЕ 2

Разминка. «Мяч в круге» (З)

Время: 5 минут.

Стоя в круге, участники перебрасывают друг другу один, два, три и более мячей, сигнализируя о своих намерениях без помощи слов. Выбывает тот, чей брошенный мяч не был пойман.

Упражнение «Вспомнить все» (А)

Время: 5 минут.

Инструкция. Прежде чем начинать новое занятие, нам нужно вспомнить, что важного мы узнали на прошлом занятии?

Ведущий выслушивает ответы детей, подводит итог.

Выводы к занятию 1:

• Все люди — разные, но в них есть много похожего.

• В каждом человеке есть хорошее и плохое; нет только хороших или совсем плохих людей.

• Узнать человека можно, пообщавшись с ним. Встречаем по одежке, провожаем по уму.

Работа со сказкой (А)

Время: 5 минут.

Всю ночь купец не спал, над словами старичка думал. Что же они значить могут? Уж солнышко встало, а купец все лежит, лавку открывать не торопится. «Пойду-ка я на поляну схожу, может, там ответ найду». Пришел он на поляну лесную, цветов там видимо-невидимо. Красивые и незаметные, душистые и почти без запаха — стоят они, на ветру качаются, к солнышку красному лепестки тянут. Заулыбался купец, повеселел, слова старичка вспомнил и понял, что они значат: цветы, как люди, разными бывают, и каждому человеку хочется любви и уважения. Если ко всем по-доброму относиться, то и люди будут тебе улыбаться и радоваться встрече.

Постоял купец немного на поляне, цветами полюбовался и пошел лавку свою открывать. Открыл лавку, ждет покупателей. Зашли богато одетые, красивые люди — купец стал им улыбаться, товары разные предлагать. Ушли они довольными, обещали вернуться. К вечеру в лавку к нему стали заходить бедно одетые люди, тихие, скромные. К таким покупателям купец не спешил, широко им не улыбался. Думал, что с бедняков взять можно?

Пришла пора домой собираться, лавку закрывать. Идет купец домой, радостный, довольный. Тут вчерашнего старичка встречает. Говорит старичок: «Вижу, дела у тебя хорошо идут. Понял ты слова мои. Запомни еще: каждый человек — что непознанная книга: сначала неинтересен, а потом зачитаешься». Сказал старичок слова эти и пропал.

Обсуждение: что запомнилось в сказке? Что узнал купец? Что понравилось, не понравилось?

Игра «Все люди важны и нужны» (М)

Материалы: карточки с написанными профессиями (дворник, учитель, врач, водитель, няня, пожарный, милиционер, директор банка, актер/актриса и др.) — по количеству детей.

Время: 10 минут.

Вариант № 1. Инструкция. Ребята, как вам известно, на свете есть много профессий. Какие профессии вы знаете? А все ли профессии вам нравятся? Сейчас мы с вами сыграем в игру и узнаем, что же хорошего есть в каждой профессии. Играть мы будем таким образом: каждому из вас я дам карточку с написанной профессией. Ваша задача: прочитать и никому не показывать, что на ней написано. Затем каждый из вас выходит к доске и рассказывает, почему нужна эта профессия, чем она интересна. Саму профессию называть нельзя! Остальные должны угадать, что это за профессия. Всем ли понятно, как мы будем играть? Я начну первой.

Обсуждение: что понравилось, что не понравилось в игре? Что запомнилось? Какой вывод мы можем сделать из этой игры? Почему каждая профессия очень важна в жизни людей? Какие профессии вам нравятся, а какие — нет? Почему?

Выводы: есть профессии, люди, которые не нравятся, но они важны для нас. Каждый человек, профессия полезны, интересны.

Вариант № 2. В качестве стимульного материала можно использовать героев известных сказок, мультфильмов или личностные качества участников. Алгоритм проведения игры остается таким же, как и с профессиями.

Игра «Проверим?!» (М)

Материалы: несколько наборов цветных карточек (по 3–4 цвета в наборе).

Время: 5 минут

Инструкция. Ребята, среди вас есть похожие люди? Для игры нам понадобится два добровольца. Встаньте, пожалуйста. Чем похожи эти добровольцы? Итак, сейчас двум похожим людям нужно будет одинаково думать. Как вам кажется, всегда ли мысли и поступки похожих людей сходятся?

Наши добровольцы повернутся спинами друг к другу. Каждому из них я дам набор цветных карточек. Задача добровольцев: без слов, стоя спиной к спине, показать одинаковые карточки. Если вы так похожи, то вы без труда справитесь с этим заданием. Итак, всем ли понятны условия игры? Тогда выбираем карточки и по моей команде поворачиваемся.

Обсуждение: что понравилось, что не понравилось в игре? Что удивило? Что важного можно узнать из этой игры?

Выводы: похожие люди, друзья могут думать по-разному, что вызывает у нас много разных чувств (от веселья до гнева). Иногда мысли людей сходятся, но это бывает очень редко. Поэтому ненавидеть тех людей, которые думают не так, как вы, совершенно не нужно. Вы можете оказаться в такой же ситуации, когда будут ненавидеть вас. У всех людей свои мысли.

«Фу, ты не такой!» (А)

Время: 10 минут.

Инструкция. Как мы с вами уже поняли, мы все разные. В этом нет ничего плохого. Каждый из нас как кусочек в мозаике. Если какого-то кусочка нет, то получается дырка, рисунок становится некрасивым. Но случается так, что кусочки мозаики начинают за что-то не любить какой-то один кусочек. Сейчас мы с вами попробуем выяснить, каково же приходится этому одинокому кусочку. Мне нужен смелый и необидчивый доброволец. У добровольца будет такая роль: слушать и добродушно отвечать на замечания остальных ребят. Остальные же будут говорить так: «Фу, ты на нас не похож, потому что…», приводя свои аргументы «непохожести». Итак, всем ли понятны условия игры?

Обсуждение: что понравилось, что не понравилось? Что запомнилось? Что чувствовал, когда был отвергаемым, нападающим? Что хотелось сделать? Что важного можно узнать из этой игры?

Выводы: отвергаемым, «непохожим» людям очень тяжело терпеть оскорбления и гонения. Запомните это состояние, когда вас отвергают, чтобы не было соблазна кого-то унижать и оскорблять. Каждый из вас может в любой момент оказаться на месте отвергаемого.

Упражнение «Нарисуй похожего и непохожего» (А)

Материалы: лист А4, разделенный на две части.

Время: 5 минут.

Инструкция. Перед вами лежит лист, который поделен на две части. С одной стороны нарисуйте человека, который похож на вас. А с другой — человека, который на вас вообще не похож. По окончании рисования повесьте ваши рисунки на доску.

Обсуждение: что общего во всех рисунках? Есть ли общие черты у похожих и непохожих людей? Кто вам нравится больше: похожие или непохожие?

Игра «Мы с тобой сегодня похожи и непохожи…» (М)

См. занятие 1.

ЗАНЯТИЕ 3

Разминка «Привет!» (З)

Время: 5 минут.

Всем известно, что слово «привет» можно заменять жестами — пожать руку, снять шляпу, даже потереться носами. Участникам предлагается поздороваться жестами, которые могли бы быть у туземцев: племени людоедов У-ху-ху, племени прыгающих дикарей Ай-яй-яй, племени танцующих дикарей Ля-ля-ля.

Упражнение «Вспомнить все» (А)

Время: 5 минут.

Инструкция. Ребята, прежде чем начинать новое занятие, нам нужно вспомнить, что важного мы узнали на прошлом занятии?

Выводы к занятию 2:

• Внешне мы можем быть похожими, но мысли могут быть разными.

• Каждый человек нужен, важен и интересен.

• Отвергаемым быть плохо.

Работа со сказкой (А)

Время: 5 минут.

Снова купец ночью уснуть не мог, над словами старичка думал. Что же они могут значить? Как только солнышко встало, пошел купец в книжную лавку: может, там ответ найдется. Пришел он и видит: каких только книг здесь нет!

Начал купец самые красивые брать: читает, интересно ему. Но тут попалась на глаза тоненькая книжечка в серой обложке. Только название одно на ней написано, картинок красивых нет. Хотел было купец отложить ее в сторону, да передумал. Не успел купец и трех слов прочитать, как стало ему интересно. Читает он страницу за страницей, про лавку свою забыл, стоит книгу читает. Открываются перед ним сказочные миры, волшебные страны. Оторваться не может. Закончил он читать, в окошко глядит, а уж день в разгаре.

Тут купец понял, что старичок имел в виду: встречаем мы по одежке, а провожаем — по уму. Не всегда красивые да смелые интереснее тихих и скромных людей. Обрадовался купец, побежал лавку скорее открывать. Стали к нему люди разные заходить. Купец здоровается с каждым, улыбается, здоровьем интересуется. Люди в ответ тоже улыбаться начали, покупок много делать. Все больше и больше становилось у купца покупателей, слава о нем разнеслась по всему восемьдесят девятому царству.

Теперь купец всем улыбался, разбору не делал, кто перед ним: богатый или бедный, красивый или некрасивый. Каждому слова добрые говорил. Понял купец, что самое главное его богатство — это доброта и интерес к каждому. Доброта двери в любой дом откроет, к любому сердцу путь укажет. Одно только купца огорчало: старичка мудрого он больше не встречал.

Обсуждение: понравилась, не понравилась сказка? Что важного узнал купец? Что особенно запомнилось?

Игра «Космическое путешествие» (А)

Материалы: игровое поле (см. приложение 1), карточки для каждой команды (см. приложение 2), кубик, фишки по количеству команд.

Время: 20 минут.

Инструкция. Ребята, сейчас нам предстоит совершить космическое путешествие. Мы с вами будем летать по разным планетам. Нас ждут разные приключения. Для того чтобы начать игру, нам нужно разделиться на несколько команд. (Дети с помощью ведущего делятся на команды.)

Команды с помощью кубика и цветных фишек ходят по игровому полю. На своем пути вы встречаетесь с разными трудностями. Вам нужно эти трудности преодолеть, посовещавшись друг с другом. За каждый ответ можно получить определенное количество баллов. Ваша задача — набрать как можно больше баллов к концу игры. За каждый балл дается картинка (см. приложение 2). (Выдается картинка с той планетой, на которой решали игровую ситуацию.)

Возможность решить поставленную задачу есть у каждой из команд. Сначала отвечает на вопрос та команда, чья фишка стоит на клеточке с вопросом, а потом — остальные команды. Итак, всем ли понятны условия игры? О чем важно помнить в этой игре: все люди — разные.

Комментарий для ведущего. Игра проводится в виде теста. Ведущий зачитывает ситуацию и ответы к ней. Дети выбирают наиболее подходящий ответ с их точки зрения. Около каждого ответа в скобках указано количество баллов. Если какая-либо из команд попадает на клеточку с уже решенной ситуацией, то ее можно либо повторить, либо пропустить.

Ситуации

Вы прилетели на планету Альдебаран. Когда вы вышли из космического корабля, то увидели следующее: все жители планеты что-то очень громко кричат и размахивают оружием. Вы вытащили свои космические бластеры и приготовились к нападению. Тут все жители смолкли. Как вы поступите?

Начнете стрелять. В ответ по вам тоже начинают стрелять. Вы срочно улетаете (1).

Уйдете в корабль и спрячетесь там. Все жители планеты удивлены таким поступком. Они не желали вам зла. Жители выходят с вами на связь и объясняют, что они так приветствуют всех, кто прилетает на планету (2).

Сложите оружие и поднимете руки в знак того, что вы прилетели с мирными целями. Жители радостно идут к вам навстречу, приглашают вас в лучшие рестораны города, показывают все достопримечательности планеты (3).

Вы прилетели на совершенно незнакомую планету. Она очень маленькая. На ней растет только один цветок. Он очень красивый. Вы думаете, как вам поступить.

Сорвать цветок с помощью робота. Робот подходит к цветку, рвет его, приносит вам. Вы смотрите на него и видите, что он потерял свою красоту, что он еле-еле дышит. Вы погубили живое существо (1).

Выйти из корабля и самим подойти к цветку, может, это такой житель планеты. Вы подходите и видите, что перед вами — живое существо. Оно разумное. Цветок говорит, что его планета так мала, что все цветы растут по очереди на ней, а потом прячутся обратно в семечко (3).

Никуда не выходить, улететь обратно (2).

Вы прилетаете на планету Крюк. Вас дружелюбно приветствуют и… Дальше все происходит как-то странно. Вам плюют в лицо, радостно улыбаясь. Вы возмущены таким поступком (традиция народов Кении).

Вы плюете в ответ. Житель планеты радуется и ведет вас в гости. У них такой обычай приветствовать гостей (3).

Вы выхватываете лазерный меч и убиваете наглеца на месте. Вы убили невинного человека. Жители планеты Крюк достают свое оружие и начинают стрелять по вам и вашему кораблю. Вам приходится срочно улетать. Плевать в лицо — это традиция приветствовать гостей (1).

Вы со злостью в голосе говорите: «Больше нашей ноги не будет на вашей планете!» Собираете свою команду и улетаете. Вам приходит радиограмма: «Зря улетели, у нас такой обычай приветствовать друг друга» (2).

На вашем пути появляется еще одна необычная планета: она вся-вся украшена бантиками и раскрашена яркими цветочками. Вы приземляетесь туда. Это планета Фокстрот. Когда вы выходите из корабля, то наблюдаете странное зрелище: вам начали хлопать, а потом сделали реверанс (традиция народов Замбези).

Вы смеетесь и говорите, что жители вас с кем-то перепутали. Жители обижаются, но объясняют вам, что у них такая традиция приветствовать гостей (2).

Вы удивляетесь и делаете так же, как и жители планеты. Жители радуются и дарят вам подарки, угощают вкусными кушаньями (3).

Вы смотрите на жителей планеты как на глупеньких людей и, не обращая на них внимания, идете по своим делам. Жители планеты обижаются и прогоняют вас (1).

Вы прилетели на планету Иероглиф. Вам очень рады, показывают достопримечательности планеты. Один из жителей решил пригласить вас к гости. Вы приходите и видите очень красивые вещи. Начинаете ими восхищаться, говорить, что у хозяина хороший вкус, так как он выбрал такие изящные картины, вазы. Хозяин дома вдруг начинает вам дарить все, что вы хвалите: вазы, ковры, посуду, игрушки, картины… Вы удивлены (традиция народов Китая).

Вы начинаете говорить, что вам этого не надо. Хозяин обижается и выгоняет вас из своего дома. На этой планете такая традиция: если гость что-то хвалит, то это обязательно нужно ему подарить (1);

Вы с радостью принимаете подарки. Хозяин просто светится от счастья. На этой планете такая традиция: если гость что-то хвалит, то это обязательно нужно ему подарить (3).

Вы думаете, что хозяин хочет с вами поменяться. Достаете свои вещи и начинаете в ответ дарить хозяину. Тот хмурится и объясняет, что у них на планете такая традиция: если гость что-то хвалит, то это обязательно нужно ему подарить (2).

— На планете Юпитер вас позвали в ресторан. Вы радостно согласились. В ресторане вас кормят очень вкусными блюдами, необычными. Когда все уже наелись, наговорились, приносят тарелку с самым обычным рисом и ставят перед вами. Вы очень удивлены (традиция народов Китая).

Вы нехотя съедаете ее. Вам приносят вторую тарелку с рисом. Вы думаете, что над вами смеются. Но у всех очень серьезные лица. Вам становится неловко, и вы кое-как съедаете этот рис. Но когда вы видите третью тарелку, вы больше есть не можете. Вы говорите «Спасибо!» и отодвигаете ее. Все начинают улыбаться. Оказывается, на этой планете такая традиция: к тарелке с рисом, которую дают в конце обеда, никто не притрагивается, нужно показать, что вы уже сыты (2).

Вы начинаете говорить, чтобы ее унесли. На вас недоуменно смотрят. Потом объясняют, что на этой планете такая традиция: к тарелке с рисом, которую дают в конце обеда, никто не притрагивается, нужно показать, что вы уже сыты (1).

Вы не притрагиваетесь к тарелке. Ведь вы же уже сыты. Потом вам объясняют, что на этой планете такая традиция: к тарелке с рисом, которую дают в конце обеда, никто не притрагивается, нужно показать, что вы уже сыты (3).

— На планете Нептун вас пригласили в театр. Спектакль вам очень понравился. Вы приходите в гардероб, чтобы забрать свое пальто. Неожиданно ваши спутницы начинают помогать вам одеться (традиция народов Японии).

Вы смущаетесь, говорите, что сами сможете одеться, благодарите, но позволяете надеть на вас пальто. Девушки улыбаются и объясняют, что у них на планете принято, чтобы женщины помогали одеваться мужчинам (3).

Вы возмущаетесь и вырываете пальто из рук девушек. Ваши спутницы крайне недовольны, разгневаны вашим поступком. Они уходят, называя вас грубияном. Кто-то объяснил вам, что у них на планете принято, чтобы женщины помогали одеваться мужчинам (1).

Вы думаете, что ваши спутницы таким образом намекают вам, что вы должны им помочь одеться. Вы хватаете их пальто и начинаете помогать им. Девушки с улыбками отказываются от вашей помощи и объясняют вам, что у них на планете принято, чтобы женщины помогали одеваться мужчинам (2).

— Планета Многоножек была так хороша, так прекрасна, что вы всегда улыбались. Все существа с огромным количеством ног были добры к вам, радовались, когда вы у них что-то спрашивали, интересовались. К ним просто редко прилетают гости. Они пригласили вас на концерт. Вам понравилось, как пела из знаменитость. После концерта вы стали аплодировать. Но… Почему-то никто вас не поддержал. Наоборот, стали вас утешать и говорить, чтобы вы не переживали, что все будет хорошо (традиция народов Таджикистана).

Вы злитесь и уходите. Вы совершенно не понимаете этих людей. Вы от чистого сердца хотели поблагодарить певицу, а вместо этого получили неизвестно что. Вас догоняет какой-то человек и говорит, что у них на планете не принято хлопать. Если вы хлопаете в ладоши, значит, у вас кто-то умер (1).

Вы недоуменно оглядываетесь по сторонам. Никто не хлопает, все смотрят на вас. Вы смущаетесь, извиняетесь и больше не хлопаете. Вам объясняют, что, если вы хлопаете в ладоши, значит, у вас кто-то умер (2).

Вы сидите и удивляетесь, почему никто не аплодирует. Вы спрашиваете, почему так происходит. Вам объясняют, что, если вы хлопаете в ладоши, значит, у вас кто-то умер (3).

— Мягко приземлившись на планету Тубут, вы выходите из корабля и видите жителей планеты. Они очень необычные. У них один глаз, кожа оранжевого цвета, а в остальном они очень похожи на людей. Они что-то говорят вам. Вы не понимаете. После многочисленных попыток наладить контакт вы понимаете, что жители предлагают вам посмотреть их планету. Вы решили подтвердить свою догадку: «Вы хотите, чтобы мы посмотрели вашу планету?» Вместо того чтобы сказать «Да», жители почему-то показывают вам язык и весело смеются (традиция народов Тибета).

Вы взбешены. Такой глупой шутки вы никак не ожидали. Вы тут же садитесь в корабль и улетаете. Потом вы узнаете, что жители этой планеты таким образом показывают свое одобрение, соглашаются с чем-то (1).

Вы недоуменно пожимаете плечами, соглашаетесь принять приглашение, но ваш вид говорит о том, что вам жители этой планеты крайне неприятны. Потом вы узнаете, что жители этой планеты таким образом показывают свое одобрение, соглашаются с чем-то (2).

Вы удивляетесь и решаете в ответ тоже показать язык. Все жители радуются. Вам объясняют, что жители этой планеты таким образом показывают свое одобрение, соглашаются с чем-то (3).

— Вы прилетаете на планету Сардина. Осматриваете планету, любуетесь местными красотами. Вдруг к вам подходит местный житель и хватает вас за щеку (традиция народов Сицилии).

Вы злитесь и начинаете колотить обидчика. Вас разнимают и объясняют, что на этой планете есть такая традиция: если вам кто-то нравится, то можно подержать этого человека за щеку. Местный житель отказывается принимать ваши извинения, и вас выгоняют с планеты (1).

Вы не понимаете, что происходит, стараетесь отойти от этого сумасшедшего. Местный житель расстраивается, старается все настойчивее дернуть вас за щеку. Вам объясняют, что на этой планете есть такая традиция: если вам кто-то нравится, то можно подержать этого человека за щеку (2).

Вы, не долго думая, хватаете странного человека за щеку. Он радостно улыбается и дарит вам удивительной красоты шкатулку. Потом местный житель объясняет вам, что на этой планете есть такая традиция: если вам кто-то нравится, то можно подержать этого человека за щеку (3).

Обсуждение: что понравилось, что не понравилось в этой игре? Что особенно запомнилось? Какие важные выводы мы можем сделать из этой игры? Можно ли сразу начинать плохо относиться к человеку? За что вы получали больше всего баллов, за какие ответы? Чем эти ответы были похожи?

Выводы: «непохожие» на нас люди — это тоже люди. У них другие традиции и взгляды на жизнь. Среди них есть много интересных людей. Сразу же обижаться или злиться на них нельзя, сначала нужно поговорить и узнать этих людей. Можно попробовать делать то, что делают они, «непохожие» люди. Это может оказаться весело, интересно, познавательно.

Игра «Встреча с инопланетянами» (А)

Материалы: ленты, ткань.

Время: 10 минут.

Инструкция. После долгого полета вы решили остановиться на одной небольшой и, как вам показалось, очень уютной планете. Вы немного отдохнули и решили погулять. Но так как всем было нельзя выходить из корабля, то гулять вам пришлось в одиночестве. Вы гуляли час, второй, уже успели заскучать, но тут увидели инопланетянина. Ребята, кто хочет побыть инопланетянином?

Ведущий объясняет добровольцу его роль. Отмечает, что начинать общаться с космонавтом можно, если только он очень-очень хорошо будет разговаривать.

Покажите, как будут общаться космонавт и инопланетянин.

Обсуждение: что понравилось, что не понравилось в игре? Что запомнилось? Чему важному может научить эта игра? Как нужно общаться с «непохожими» людьми, чтобы всем было приятно?

Варианты поведения «инопланетянина»: боится, угрожает, смеется над собеседником, все время молчит, не умеет разговаривать, очень маленького / большого роста.

Комментарий для ведущего. Инопланетянина может играть ведущий, чтобы предоставить детям возможность отработать способы конструктивного взаимодействия.

Выводы: «непохожие» люди — тоже люди. С ними нужно общаться так:

• Относиться по-доброму. Как можно выражать свою доброту?

• Разговаривать вежливо. Как можно вежливо разговаривать?

• Интересоваться его делами. Как можно интересоваться?

• Говорить приятные вещи. Что можно сказать приятного незнакомому человеку?

Упражнение «Я и непохожие» (А)

Материалы: бумага, карандаши.

Инструкция. Мы с вами поняли, что «чужие» люди — те, которые на нас непохожи, а «свои» — те, у которых много общего с нами. С «чужими» мы предпочитаем не общаться. Но как мы узнали из предыдущих игр, «чужие» могут оказаться очень интересными людьми.

Подумайте, что бы вы могли делать вместе с «чужими» (играть, учиться, мастерить и пр.)? Нарисуйте, чем бы вы могли заниматься вместе с «чужими».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: