Блок № 2. Тема: «Каждому свое»




Цель: определение психологической ниши каждого ученика в классе.

Задачи: осознать индивидуальные различия одноклассников; изменить отношение учеников друг к другу; разработать модель внутригруппового взаимодействия между одноклассниками, основываясь на индивидуальных характеристиках детей.

ЗАНЯТИЕ 4

Разминка «Землетрясение» (З)

Время: 5 минут.

Инструкция. Игроки разбиваются на тройки. Два человека изображают дом (берутся за руки и вытягивают их вверх). Третий игрок — владелец дома и стоит под «крышей». Ведущий находится в центре и раздает команды:

Владельцам: «Все владельцы ищут новый дом!»

Дому: «Все дома движутся к новому хозяину!»

Всем игрокам: «Землетрясение! Все игроки меняются ролями и образуют новые дома с новыми хозяевами!»

Игрок, который остается один, теперь раздает команды.

Упражнение «Вспомнить все» (А)

Время: 5 минут.

Инструкция. Ребята, прежде чем начинать новое занятие, нам нужно вспомнить, что важного мы узнали на прошлом занятии?

Выводы к занятию 3:

• Доброта двери в любой дом откроет, к любому сердцу путь укажет.

• С «непохожими» нужно разговаривать так же, как и с «похожими».

• «Непохожие» люди — не значит плохие.

Работа со сказкой (А)

Время: 5 минут.

Прошло время, буря на море стихла, стал купец свою команду домой собирать. Но всех-то собрать и не смог: кто-то решил остаться в восемьдесят девятом царстве, кто-то женился, кто-то домиком обзавелся. Снова задумался купец: как же домой плыть ему без команды? Ведь одному-то с кораблем не справиться.

Кликнул он клич, пришли люди. Набрал себе купец команду. Стал каждого расспрашивать, кто что делать умеет. Один оказался слухачом — мог ветер и бурю издалека слышать, другой оказался умельцем на все руки — что хочешь построить может, третий стрелок меткий, может на другом конце земли утку подстрелить, у четвертого дар такой — весельчаком был, мог кого угодно развеселить, а пятый — силач, мог огромные тяжести поднимать.

Все купца слушали, а друг с другом не говорили. Слишком уж разными они были. Каждый считал, что гордость потеряет, если заговорит первым. Так и плыли они в полном молчании, иногда лишь переругивались вполголоса. Плыли долго, много всего повидали.

Выдался однажды день безоблачный и безветренный. Ветер паруса не наполнял, загрустили все, но тут весельчак стал всех веселить. Долго ли, коротко ли, но ветра так и не было, а провизия к концу подходила. Тогда стрелок посмотрел в небо, стаю уток увидел и подстрелил парочку, поела команда. Сытые все стали, довольные.

Время шло, море мелело, дождей давным-давно не было, и оказался корабль на мели. Тут слухач закричал: «Ветер сильный идет к нам, надо паруса готовить!» Силач спрыгнул с корабля, ухватил корабль за днище, поднатужился и снял его с мели. Но сил своих не рассчитал, и пробоину сделал в корабле. Хлынула вода в корабль. Перепугался купец со своей командой, а умелец не растерялся, схватил пару досок и в трюм с водой нырнул. Стук-стук, прибил доски и говорит: «Починил я корабль, можно дальше плыть!»

Вздохнул купец, улыбнулся и сказал: «Спасибо вам, братцы, каждый из вас нас от смерти спас. Награжу я вас по-царски, когда домой приплывем!»

Обсуждение: что понравилось, что не понравилось в сказке? Что важного мы узнали из этой сказки?

Вывод: каждый хорош по-своему.

Игра «Собеседование» (А)

Материалы: ткань, ленты.

Время: 10 минут.

Инструкция. Давайте на время представим, что вы — матросы, которым очень хочется увидеть все-все страны мира, посмотреть на все чудеса света. И есть только один корабль, который отправляется в дальнее плавание. Это корабль купца. Вам очень хочется попасть в команду. Но для этого нужно пройти собеседование с купцом. Нужно рассказать, что вы умеете хорошо делать. Итак, у вас есть время, чтобы придумать себе наряд из лент и ткани. Как только я хлопну в ладоши, значит, ваше время на подготовку истекло и пора садиться на свои места. Итак, все ли поняли условия нашей игры? (Ведущий дает несколько минут детям для создания образа.) Я вижу, что вы уже готовы к собеседованию. Кто будет первым? (Далее проводится собеседование: что ты умеешь делать хорошо? Почему я должен тебя взять к себе на корабль? Чем ты любишь заниматься в свободное время? Умеешь ли ты сдерживать себя, если тебе что-то не нравится?)

Обсуждение: почему купец кого-то взял к себе на корабль, а кого-то нет? Какие два самых главных вопроса задал купец? (что умеете хорошо делать? Умеете ли держать себя в руках?) Почему эти два вопроса очень важны для работы в команде?

Выводы: у каждого человека есть лучшая сторона, его достоинство. Человек не может делать все хорошо, он мастер в чем-то одном. Давайте подумаем, что хорошо умеет делать Баба-яга (пугать детей)? Кощей Бессмертный (долго жить)? Василиса Премудрая (самая умная)? Если мы будем знать, что человек умеет делать хорошо, то мы дадим ему соответствующую работу. Например, если человек умеет хорошо варить суп, то будем ли мы заставлять его бегать стометровку? Каждый ученик в нашем классе — это кусочек мозаики. Деталь вроде бы маленькая, но без нее не будет красивой картины (ведущий может продемонстрировать это с помощью мозаики).

Упражнение «Твоя роль» (А)

Время: 5 минут.

Инструкция. Как мы поняли из сказки, у каждого человека есть своя сильная сторона. То, что он умеет делать лучше всего. Сейчас нам предстоит узнать, какие же у вас самые лучшие стороны. Зачем мы это делаем? Мы это делаем для того, чтобы знать, кто что может из вас хорошо делать: кто будет заступаться за всех ребят из класса или кого надо посылать на соревнования по бегу, кто поможет решить задачу или кто всегда сможет рассмешить в грустную минуту. Итак, давайте внимательно посмотрим друг на друга. Если вдруг кто-то скажет плохие слова о своем однокласснике, то он выходит из игры. Мы говорим только хорошее. (Ведущий записывает все положительные качества детей, затем выбирается одно наиболее ярко выраженное.) Все ли согласны с такими качествами? Ребята, чтобы нам было проще вспоминать наши качества, давайте теперь подумаем, у кого из сказочных персонажей были главными именно эти качества?

Имя ребенка Главное качество Имя персонажа
     
     

Почему каждый из вас нужен в классе?

Комментарий для ведущего: если детей в классе много и с трудом придумываются индивидуальные характеристики, то можно объединять их по схожим качествам в группы. Полученные результаты «мозгового штурма» можно оставить себе, чтобы не забыть основные качества детей.

«Сочиняем сказку» (А)

Материалы: ткань, ленты.

Время: 10 минут.

Инструкция. Ребята, мы с вами определили, на какого сказочного персонажа похож каждый из нас. Возникает вопрос: почему мы вдруг все собрались в одном месте? Что нас сюда привело? Какие события случились? Давайте придумаем новую сказку, в которой были бы все эти персонажи. (Ведущий выслушивает ответы детей, записывает их на доске. Выбирается один из вариантов, наиболее интересный детям.) Итак, мы все с вами собирались по определенному поводу. Как будут происходить события? Что каждый из вас будет делать? (Дети придумывают себе наряды из лент и ткани. Далее происходит действие, ведущий комментирует и направляет его.)

Варианты действий: день рождения у одного из персонажей; ребенок начал сочинять новую сказку и собрал всех своих любимых героев вместе; на царство, где жили персонажи, напал злодей.

Обсуждение: понравилось ли играть? Что особенно запомнилось? Понравилась ли получившаяся сказка? Какую бы вы сказку сочинили со всеми персонажами?

Комментарий для ведущего: необходимо, что все дети проявили себя. Для этого нужно выбрать центрального персонажа, с которым будет происходить взаимодействие. Ведущий должен комментировать каждое действие детей. Игра неструктурированна, поэтому необходимо четко помнить о цели игры и об игровом сюжете. После проигрывания можно рассказать получившуюся сказку.

Рисование «Портрет нашего класса» (М)

Материалы: карандаши, краски, половинка ватманского листа для каждого ученика.

Время: 10 минут.

Инструкция. Ребята, как вам известно, в каждом доме есть существа, которые людям помогают, но которых никто не видел, — это домовые. Если домовой любит своих хозяев, то он помогает им. Но если не любит, если хозяева забыли о нем, то он начинает проказничать. Так и в каждом классе есть свой дух, которого можно назвать классным. Классный похож на всех учеников, которые есть в классе. (Ведущий напоминает, какие качества были выделены главными в каждом ученике.) Как вы думаете, как может выглядеть такое существо? Нарисуйте его. (Ведущий включает спокойную музыку.)

Обсуждение: понравилось ли вам рисовать? Что похожее есть в рисунках? Расскажите о ваших рисунках: кто это нарисован, какой он. Какой портрет классного вам больше нравится?

Игра «Мы с тобой сегодня похожи и непохожи…» (М)

См. занятие 1.

ЗАНЯТИЕ 5

Разминка «Гордиев узел» (З)

Время: 5 минут.

Участники образуют плотный круг и закрывают глаза. Потом они расходятся, и каждый игрок должен схватить кого-нибудь за руки (то есть в каждой руке должна быть чья-то рука). Когда это получилось, игроки открывают глаза и пытаются распутать получившийся узел, разворачиваясь и перешагивая друг через друга. Не разрешается только расцеплять руки. Игра может считаться законченной, когда все игроки стоят в кругу, держась за руки, и узел распутан.

Упражнение «Вспомнить все» (А)

Время: 5 минут.

Инструкция. Ребята, прежде чем начинать новое занятие, нам нужно вспомнить, что важного мы узнали на прошлом занятии?

Выводы к занятию 4:

• У каждого есть сильная сторона.

• Все в классе друг друга дополняют, как пазлы.

Работа со сказкой (А)

Время: 5 минут.

Плывет купец со своей командой, ветру радуется. Только одно его сильно огорчает: матросы начали ругаться между собой. Каждый говорить стал, что именно он всех от неминуемой смерти спас. Загрустил купец: «Что же это получается, не хотят они друг с другом говорить. Только ругань стоит на корабле…» Загоревал купец, что делать — не знает.

Вдруг корабль остановился, будто держит его кто-то крепко. Испугался купец, на палубу выбежал и видит: обхватило корабль огромными щупальцами чудище морское. Заговорило чудище: «Вы по моим водам плаваете, дань мне не платите. Пусть один из вас ко мне в царство спустится, а не то всех съем!» Испугались матросы. А чудище корабль раскачивает, вот-вот на дно пустит.

Тогда сказал купец: «Братцы, все вы мне дороги, каждый помог нам от смерти спастись. Я вас собрал, от родных домов оторвал, мне уж и отвечать за это. Вы только слова мои последние запомните и всегда им следуйте: вместе вы сильны, а поодиночке вас каждый голыми руками возьмет». Сказал это купец и прыгнул в пасть чудищу морскому. Проглотило его чудище и скрылось в пучине морской.

Пригорюнились матросы. Горе — горем, а плыть-то дальше надо. Каждый сам себе капитаном стал. Один паруса расправит, а другой — сложит, один корабль в правую сторону поведет, а другой — в левую. Плыли матросы, плыли, да вдруг оказались среди льдов северных. Поняли они, что не туда приплыли, заблудились. Стали по картам смотреть да по звездам дорогу домой определять. Призадумались: «Как же мы так плыли, что мимо дома промахнулись? Неужели мы так и останемся средь льдов северных?»

Тут вспомнились матросам слова купца: «По одному вы — слабые, а вместе — сильные!» Прекратили они ругаться да друг друга обвинять, оглянулись по сторонам: а вокруг! Пыль, грязь, они все оборванные, голодные стоят. Поняли матросы, что не смогут домой попасть, если вместе держаться не будут. Посмотрели друг на друга, подумали: «Ребята-то все вроде бы и хорошие!»

Обсуждение: что понравилось, не понравилось в сказке? Что особенно запомнилось? Что важное поняли матросы? Почему поодиночке они слабые? Кто победит сильного, веселого, умелого, меткого, хорошо слышащего? Почему надо держаться всем вместе?

Игра«Отдайте мне…» (А)

Время: 5 минут.

Инструкция. Представьте себе, что вы — матросы, которые плывут на корабле. На вас нападает чудовище. Оно говорит вам человеческим голосом: «По моим водам плаваете, дань мне не платите. Отдайте кого-нибудь из своей команды либо докажите мне, что без этого человека вам не обойтись. Если поверю, отпущу, дальше поплывете. Если же не поверю, любого выберу, себе заберу».

(Ведущий называет имя ребенка, которого хочет «съесть» чудовище.)

Теперь ваша задача — доказать чудовищу, что этот человек нужен вам. Имейте в виду: корабль большой, если в команде будет мало народу, вы с ним не справитесь, ко дну пойдете. Начинайте доказывать так: «Мы не отдадим тебе… он нужен нам самим, потому что…»

Обсуждение: что понравилось, не понравилось в игре? Что запомнилось? Чем эта игра может нас научить?

Выводы: в каждом человеке есть что-то хорошее, каждый человек интересен.

Комментарий для ведущего. Игру можно повторить несколько раз, выбирая на роль «съедаемого» тех детей, у которых есть проблемы в отношениях с одноклассниками. Данная игра заставляет отвергающих по-новому взглянуть на отвергаемых, найти и проговорить сильные стороны последних. В процессе игры можно «съесть» одного-двух самых активных для того, чтобы дать возможность более пассивным детям принять участие в игре. «Съеденные» переходят на сторону чудовища, решают, кого им выбирать.Необходимо заострить внимание на том, что в классе есть очень тихие, спокойные, молчаливые дети. Но для вас стало неожиданностью, что в них так много положительного. Также следует отметить, что класс становится с каждым днем дружнее и дружнее, все защищают друг друга. Каждый ребенок становится лучше и добрее, потому что даже заядлые враги защищали друг друга перед чудищем. Ведущий говорит это с чувством гордости за детей, отмечая заслуги каждого ребенка.

Игра«Ты и правда…» (А)

Время: 5 минут.

Инструкция. Ребята, матросы на корабле поняли одну важную вещь: дружба может сделать нас сильнее. Дружба же, как известно, начинается с улыбки. Давайте мы по кругу улыбнемся друг другу и скажем такую фразу: «Ты и правда… (главная характеристика ученика), потому что...»

(Если детей мало, каждый из класса говорит указанную фразу одному человеку.)

Обсуждение: что понравилось, не понравилось? Какие слова особенно запомнились? Приятно ли или неприятно было слушать? Зачем говорить добрые слова друг другу?

Вывод: добрые слова — как подарок, получать и дарить приятно.

Игра«Наши острова» (А)

Материалы: ватман, покрашенный в синий цвет, острова из плотной бумаги, краски, карандаши, разноцветные нитки, клей, двусторонний скотч, запись спокойной музыки.

Время: 20 минут.

Предварительная подготовка: на доске закрепить ватман синего цвета (море).

Этап 1. Инструкция. Ребята, представьте себе, что каждый из вас — остров среди огромного океана. Вы на этом острове — Король / Королева. Ваш остров называется именем вашего главного качества. Давайте их вспомним.

(Ведущий с детьми вспоминает сильные стороны каждого участника.)

Итак, мы вспомнили о самой лучше стороне каждого из нас. Сейчас вам предстоит нарисовать, как выглядят острова. Если Король острова главный Добряк, то будет ли он рисовать на своем острове злых людей? Нет, конечно. Он же соберет всех добряков на своем острове. (Ведущий обсуждает с детьми возможные противоречия в рисунках, настраивая детей на позитивный лад.)

Итак, все ли поняли задание?

(Ведущий включает спокойную музыку. По окончании рисования дети приклеивают свои острова на ватман — море.)

Обсуждение: понравилось ли рисовать? Расскажите о ваших островах: кто там живет, какие там порядки, чем жители ваших островов занимаются? Какой остров нравится больше всего?

Этап 2. Посмотрите на наше море с островами. Все ли хорошо? Может быть, чего-то не хватает? Эти острова совершенно никак не соединены, такое ощущение, что люди даже не знают, что есть еще острова. Давайте попробуем соединить наши острова. Мосты мы будем делать с помощью цветных ниток. Выберите себе ниточку любого цвета. Теперь подумайте, к какому острову вы хотели бы провести мост? Чтобы соединить острова, нужно сказать хозяину острова пять хороших слов. Если хозяину острова покажется, что вы сказали плохо, он может отказаться от строительства моста. Итак, кто хочет попробовать первым?

В процессе игры можно создавать различные трудности для говорящих:

• Король поднял плату за строительство моста: надо говорить больше хороших слов;

• вы потеряли дар речи от встречи с Королем: надо сказать комплимент без слов, то есть показать жестами, как хорошо вы относитесь к Королю острова;

• на вас налетел шторм: нужно приседать и говорить хорошие слова Королю;

• у Короля случилась неприятность: убежал любимый хомяк. Король сильно расстроен: сначала надо его утешить, а потом сказать хорошие слова для него.

Обсуждение: понравилась, не понравилась игра? Что особенно запомнилось? Что важное можно узнать из этой игры? Чему можно научиться? Почему все острова — разные?

Вывод: говорить хорошие слова просто, стоит только сделать над собой усилие и подумать. Добрые слова — пропуск в любую страну, любую дружбу. Все мы друг другу нужны. Никто из нас не хуже и не лучше других, просто мы — разные, потому что у нас разные главные качества.

Игра«Спасатели» (А)

Материалы: ленты, ткань, игрушечный дракон (большая игрушка, наряженная драконом), ватман с островами и мостами (см. предыдущую игру), конфеты.

Предварительная подготовка: необходимо определить сцену (место для выступления), детям нужно раздать ткани, ленты, чтобы они придумали себе костюмы в соответствии с индивидуальной характеристикой.

Время: 10 минут.

Инструкция. Ребята, как вы помните, каждый из вас непохож на другого. Сейчас мы поиграем в сказку. В сказке каждый будет действовать в соответствии со своей ролью. Итак, просто слушайте и смотрите сказку. Как только услышите свое качество, выходите на сцену и начинайте действовать в соответствии со своей ролью. Итак, все ли поняли, как мы будем играть? Тогда начинаем.

В одном очень большом океане были острова. На этих островах мирно и счастливо жили люди, они дружили друг с другом. Они ходили друг к другу в гости по мостам и пили вкусный чай с тортами и малиновым вареньем. Однажды на острова в океане напал дракон. Стал он разрушать мосты, дома и людей в плен к себе забирать. Долго думали люди, что же им делать, как океан свой от такой напасти спасти. И придумали. Сильный… (что сделал сильный?) Добрый же решил… (что решил сделать добрый?) Умный попробовал… (что попробовал умный?) Когда дракон был повержен, наши герои устроили пир на весь мир, они поздравляли друг друга с победой и спасением.

Ведущий перечисляет всех в классе, спрашивая, что бы сделали обладатели определенных качеств. Если детей в классе много, то можно вызывать по одному человеку от группы с похожими индивидуальными характеристиками. После спасения всем детям можно раздать по конфетке, чтобы они отпраздновали свою победу.

Обсуждение: что понравилось, не понравилось в сказке? Что особенно запомнилось? Что важного мы узнали из этой сказки?

Вывод: все ребята предложили разные варианты. Почему так произошло? Потому что для них главными ценностями являются разные качества. Разве мог сильный человек убегать от дракона? Или мог добрый человек убить дракона? Все-таки дракон — тоже живой. Добряк бы подумал, как можно обойтись без жертв. Можно ли сказать, что кто-то из вас хуже или лучше? Конечно, нет. Все мы разные, поэтому и поступаем по-разному. Никто из нас не хуже и не лучше другого, мы просто все — разные.

Игра«Мы с тобой сегодня похожи и непохожи…» (М)

См. занятие 1.

ЗАНЯТИЕ 6

Разминка: «Перенести стул» (З)

Время: 5 минут.

Игроки выполняют следующее задание — перенести с места на место стул: как будто это мешок с золотом, как будто это наполненный до краев чан с водой, как будто игрок идет по минному полю.

Упражнение«Вспомнить все» (А)

Время: 5 минут.

Инструкция. Ребята, прежде чем начинать новое занятие, нам нужно вспомнить, что важного мы узнали на прошлом занятии.

Выводы к занятию 5:

• У каждого человека есть своя сильная сторона.

• Сильные стороны у всех разные.

• Каждый человек интересен.

Работа со сказкой (А)

Время: 5 минут.

Долго думали матросы, как изо льдов выбираться будут. Никто не хотел первым на мировую идти, каждый себя лучшим считал. Так и сидели они, пока корабль их в лед не вмерз. Стали они замерзать, еда к концу подходит. Попробовали они поодиночке корабль ото льдов спасти, из сил выбились, да и только. Сели они, друг на друга посмотрели, вздохнули и сказали разом: «Каждый из нас в чем-то одном хорош, друг без друга нам не обойтись. Правильно купец сказал: только вместе мы сильные».

Стали думать, как изо льдов им выбираться: «Ты, силач, будешь корабль изо льдов тащить, а ты, умелец, будешь лед топором крошить, ты, весельчак, нас веселить будешь, чтобы работалось нам лучше, ты, слухач, слушай, когда утки полетят, чтобы нам горяченького поесть можно было, а ты, стрелок, уток подстреливай, да в котелок клади». На том и договорились. Поняли они, что доброе братство лучше богатства.

День работают, второй работают, а на третий услышал слухач, что весна идет, ветер тепло несет. Обрадовались моряки, стали друг другу руки жать, благодарить. Расправили они паруса и поплыли дальше. Стали они вспоминать, чему их купец учил: «Улыбайтесь да по именам друг друга называйте, слов добрых друг для друга не жалейте. Помните: каждый хорош по-своему, а вместе вы — сила».

Воцарились на корабле мир да покой. Каждый своим делом занимается, все друг другу помогают, про жен да детей своих рассказывают. Вот приплыли они на то место, где чудище морское купца съело. Глядят да глазам своим не верят. Остров посреди моря возвышается. На острове терем стоит. Сошли матросы на берег и диву даются: идет к ним навстречу купец, живой и невредимый. Бросились они к купцу, расспрашивать начали, как ему от чудища уйти удалось. Говорит купец: «Затащило меня чудище на дно морское. Оглянулся я по сторонам, а вокруг — никого. Одно чудище живет в пучине морской. Пожалел я чудище, одному-то несладко приходится. А от доброго слова и лед тает. Растаяло сердце чудища, заулыбалось оно. Отпустило меня на волю, да еще и остров подарило. Вот так-то, братцы, лучше в мире да добре жить».

И матросы купцу рассказали о своих приключениях. «Мы, — говорят, — тоже поняли, что друг дороже золота».

Обсуждение: что понравилось, не понравилось в сказке? Что особенно запомнилось? Что важное поняли матросы в сказке?

Выводы: команда становится сильной только тогда, когда все друг друга уважают, общаются, хорошо друг к другу относятся.

Упражнение«Веник» (М)

Материалы: веник.

Время: 5 минут.

Инструкция. Ребята, все вы, наверное, знаете рассказ Льва Николаевича Толстого, в котором отец предложил братьям сломать веник, но у них не получилось. Когда же веник разобрали по прутьям, братья их легко сломали. Сейчас мы с вами попробуем проделать такой же опыт. Наш класс — это веник. (Ведущий демонстрирует веник, пытаясь его сломать. Затем предлагает попробовать кому-то из детей.) Веник очень крепкий, его с трудом можно сломать целиком. Но если мы будем вытаскивать по прутику, то с легкостью справимся с этой задачей. (Ведущий демонстрирует, предлагает попробовать детям ломать прутики.) Какой вывод мы можем сделать из этого опыта? Правильно, когда мы вместе, мы — сильные, а поодиночке — слабые. Скажите, можно ли прутиком от веника подмести пол? Попробуйте. (Ведущий дает нескольким детям прутики, они пробуют.) Можно, конечно, но мы будем неделю подметать класс. Если же мы соединим все прутья в веник, то с легкостью подметем класс за пять минут. Какой же вывод мы можем сделать? Если какое-то дело делать всем вместе, то мы сделаем его быстро, а поодиночке можем и не справиться.

«Страшные истории» (А)

Материалы: ленты, ткань, стулья, косынки.

Предварительная подготовка: необходимо определить сцену (место для выступления, чтобы оно было безопасным), детям нужно раздать ткани, ленты, чтобы они придумали себе костюмы в соответствии с индивидуальной характеристикой.

Время: 10 минут.

Инструкция. Ребята, как вы помните, каждый из нас не похож на другого. Сейчас мы с вами сыграем в «Страшные истории». В этих историях каждый будет действовать в соответствии со своей ролью, своим главным качеством. Мы объединимся в группы по 5–6 человек и покажем свою сценку. Сценки будут у всех разными. Вам нужно показать, как будет вести себя человек, оказавшийся в определенной ситуации, у которого главное качество, например, ум. Вы помните, что наша игра называется «Страшные истории»? Какой цвет главный в таких историях? Правильно, черный. Поэтому, когда придет ваше время показывать сценку, я завяжу вам глаза. Как закончится эта сценка, будет зависеть только от вас.

Сценки

• В одной черной-черной стране была черная-черная школа. В этой черной-черной школе был черный-черный класс. В этой черной-черной школе учились дети. Однажды их заперли в классе вечером и мамы не смогли их найти. Эти дети — вы. Как вы будете действовать?

• В одной черной-черной стране были черные-черные джунгли. В черных-черных джунглях была черная-черная яма. Вы путешествовали по черным-черным джунглям и провалились в черную-черную яму. Что вы будете делать?

• В одной черной-черной стране было черное-черное море. На черном-черном море была черная-черная буря. Вы путешествовали на черном-черном корабле, попали в черную-черную бурю, ваш корабль разбился, теперь вы сидите на большой доске посреди океана. Что вы будете делать?

• В одной черной-черной стране была черная-черная экскурсия. Вы поехали на черную-черную экскурсию и потерялись в черном-черном городе. Что вы будете делать?

Комментарий для ведущего. Если дети не проявляют инициативы, ведущий может предложить канву выступления: произошла ситуация — что будет делать каждый из участников (что сделает сильный, добрый и т.д.)? После каждой сценки необходимо выяснить у детей, правильно ли актеры играли свои роли? Соответствовала ли роль главному качеству актера? Как нужно было играть? Как бы вы продолжили эту историю?

Обсуждение: понравилось, не понравилось играть? Что важное вы узнали из этой игры? Почему все актеры вели себя по-разному?

Выводы: у каждого человека главными будут разные ценности, взгляды, мысли, поэтому все люди ведут себя в одной и той же ситуации по-разному.

Рисование«Моя ниша» (А)

Материалы: рисунок с лесной опушкой (см. приложение 3), картинка для демонстрации природных взаимосвязей, ниш (см. приложение 4).

Время: 10 минут.

Инструкция. Как вам известно, в природе у каждой ее части свое место. Деревья растут в лесу, трава на земле, птицы летают высоко в небе, а звери живут в норах. (Ведущий демонстрирует картинку природных ниш.) Наш класс тоже можно представить как часть природы, например — лесную опушку. С одной стороны — лес, а с другой стороны — поле. В лесу водится много разных существ: насекомые, звери, птицы; растут деревья, травы, цветы. У каждого из них есть свое место. Например, бабочке никогда не придет в голову летать выше, чем птицы, да она и не сможет этого сделать. Дереву никогда не захочется быть ниже цветка. Все растения и живые существа живут мирно, не мешая друг другу, потому что у каждого есть своя ниша, свое место в природе, которое никто не может занять.

Я вам предлагаю интересную работу: представить, что наш класс — это животные и растения с лесной опушки. (Ведущий выдает детям рисунок с лесной опушкой.) Посмотрите внимательно друг на друга. Как вы думаете, кто на какое животное, насекомое, растение, птицу похож? Подумали? Теперь приступайте к рисованию. Обязательно подписывайте, кто есть кто. Иначе можно запутаться. (После рисования дети показывают свои рисунки, сопровождая их комментариями.)

Обсуждение: что понравилось, не понравилось? Какой рисунок кажется самым интересным? Чем похожи рисунки?

(Если в отношении какого-то ребенка прослеживается тенденция — несколько человек ему выделили одно и то же место или одного и того же персонажа, то необходимо это прокомментировать.)

Как вы думаете, почему получилось, что несколько человек увидели в ком-то одну птицу, зверя? Какие выводы мы можем сделать?

Выводы: когда у человека есть свой дом, свое место, ему живется очень спокойно. Ваше качество — это ваш дом, куда никто не может зайти без спросу. У каждого из вас в классе есть место: это ваша парта. Было бы очень неприятно, если бы вас каждый раз пересаживали: вам некуда было бы положить тетради и учебники, спрятать игрушки или свои секреты. Вы приходили бы в школу и не знали, куда вас посадят. Если у всех ребят есть свои парты — дома, а у вас нет, приятно ли вам будет приходить в школу?

Ваше главное качество постоянно, как и ваше имя. Было бы неприятно, если бы его все время меняли: вечером вас звали Вася, а утром вы просыпались бы и не знали, как вас зовут. Также и ваше главное качество — это то, что никто не может у вас отобрать. Вы — Царь Ума, Красоты или Скорости. Нет хорошего или плохого качества, лучше или худшего, главного или последнего. Например, на конкурс красоты кого нужно отправлять? Конечно, Царицу или Царя Красоты. На соревнования по бегу нужно ли отправлять Царя Ума? Сомневаюсь, что он прибежит первым. Основное качество — это ваше имя, ваш дом. Каждому человеку нужно в чем-то быть главным.

Комментарий для ведущего. При наличии времени и энергии участников можно провести работу дальше: обговорить с детьми, на какое животное, птицу, растение, насекомое похож каждый ребенок из класса. Записать это на доске. Проговорить, где живет каждый из названных персонажей, в какой нише, в каком домике. Попросить детей сделать новые рисунки, учитывая полученную информацию. Далее сравнить рисунки. Они становятся более похожими. Обсуждение проводится по той же схеме. Можно сделать вывод, что на вторые рисунки смотреть спокойнее и интереснее, потому что у каждого есть свое место. Это происходит из-за того, что мы всех поселили в свои домики.

Игра «Как мы будем общаться» (А)

Время: 5 минут.

Инструкция. Ребята, мы с вами много говорили о том, как нужно общаться в классе, чтобы всем было хорошо и уютно. Давайте разыграем сценки и посмотрим, что значит приятное и неприятное общение. (Ведущий выбирает детей на роли. После каждых двух сценок необходимо задавать вопрос: чем отличаются эти сценки?) Мы посмотрели, как можно общаться. Давайте подумаем, как нужно общаться, чтобы собеседникам было приятно?

(Ведущий обсуждает модели взаимодействия между одноклассниками, делая краткие записи на доске. Ведущему полезно сохранить выделенные вместе с детьми пункты для будущей работы.)

Ситуации для сценок: приятный и неприятный гость, продавец, «новенький» в классе.

Примерный список правил общения:

• улыбаться;

• называть по имени;

• говорить добрые слова;

• придумывать общие игры;

• уважать друг друга;

• помнить, что каждый хорош по-своему;

• помогать друг другу.

Игра «Мы с тобой сегодня похожи и непохожи…» (М)

См. занятие 1.

Блок № 3. Тема: «Давайте дружить со всеми!»

Цель: мотивация на совместную конструктивную деятельность.

Задачи: осознание необходимости конструктивного общения, демонстрация положительных сторон дружбы; изменение отношения к конструктивному общению, разработка модели конструктивного внутригруппового общения; интеграция полученных знаний и навыков.

ЗАНЯТИЕ 7

Разминка «Сиамские близнецы» (З)

Время: 5 минут

Сиамские близнецы — это два человека, некоторые части тела у которых общие. Игрокам предлагается разбиться на пары и стать такими близнецами: свободными должны остаться правая рука одного и левая другого. После этого они должны на время выполнить простые задания: зажечь свечу с помощью спичек, вдеть нитку в иголку, завязать шнурок на ботинке. Побеждает пара, которая смогла это сделать быстрее остальных.

Упражнение «Вспомнить все» (А)

Время: 5 минут.

Инструкция. Прежде чем начинать новое занятие, нам нужно вспомнить, что важного мы узнали на прошлом занятии?

Выводы к занятию 6:

• Вместе мы — сильные.

• У нас разные главные качества, поэтому мы ведем себя по-разному.

• У каждого своя ниша, свой дом, где он чувствует себя главным.

Работа со сказкой (А)

Время: 5 минут.

Стали матросы жить на острове. Каждый своим хозяйством обзавелся: домик построил, жену привез. Жили они дружно, помогали друг другу. Ссорились редко. Если уж и поссорятся, то идут и извиняются. Вот однажды зовет их купец к себе в терем и говорит: «Братцы, много мы плавали, много чего испытали, но нужно мне отправиться по купеческим делам. Уж не в службу, а в дружбу — выручите меня, с кораблем помогите управиться».

Согласились матросы, сами чуют, что без дела засиделись, хочется им в море побывать, воздухом соленым подышать. Собрались они и поплыли. Долго плыли, всяких заморских диковин повидали. Закончилась у них вода, стали думать, где бы запасы пополнить. Вдруг откуда ни возьмись остров появляется. Сошли матросы на берег, диву даются: все дома грязные, ветхие, люди ходят друг на друга не смотрят, носы воротят.

Тут дама является: «Я, — говорит, — королева острова. Зовут меня Я. Что вам в моем королевстве надо? Зачем меня беспокоите?» Отвечают матросы, что им, мол, только водички набрать… Королева и говорит: «Понравились вы мне, оставайтесь. А ты, купец, пошли со мной, будешь мне истории рассказывать!»

Согласился купец. Рассказывает он истории сказочные королеве день, второй… На третий день говорит королева: «Иди, купец, отдохни, а то умаялся, наверно…» Купец с радостью согласился. Сама же королева пошла смотреть, чем матросы занимаются, что делают. Пришла, видит странную картину: все матросы дружно корабль чинят, никто нос не воротит, никто обидных слов друг другу не говорит. Удивилась она. «Давайте, — говорит, — меняться. Я дружбу заберу, а вам отдам взамен все, что пожелаете: сокровища, камни драгоценные, богаче королей будете. Каждый из вас остров купит и будет на нем править».

Переглянулись матросы, заинтересовались. Сначала один, а потом и все остальные согласились. Отобрала у них королева Я дружбу.

Стали они, как и все жители острова, носы друг перед другом задирать да заслугами своими хвастаться. Проснулся купец, на корабль пошел, в путь собираться пора. Приходит и видит: все матросы друг с другом не говорят, корабль к плаванию не готов. Огорчился купец. Смотрит, рядом королева Я стоит, всем улыбается, добрые слова говорит, здоровья желает. Все понял купец. Не выдержали матросы испытания богатством, отдали дружбу.

Приказал он корабль к плаванию готовить: «Все слова мои напрасны были. Не поняли вы, какое богатство и силу отдали королеве».

Обсуждение: что понравилось, не понравилось в сказке? Что запомнилось? Что важное узнали из этой сказки? Как вы понимаете слова купца о том, что дружба — это сила и богатство?

Игра «Кто же такие «друзья»?» (А)

Материалы: кар



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: