Эпоха энеолита в искусстве Древнего Египта




Додинастический период в искусстве Древнего Египта

 

Выполнила:

Студентка 1 курса

факультета ФТИИ

Черноусова Елизавета.

 

Руководитель:

Левчук Евгений Владимирович.

 

 

Москва

Содержание:

1. Введение.

2. Эпоха неолита в искусстве Древнего Египта.

3. Эпоха энеолита в искусстве Древнего Египта.

4. Нулевая династия и объединение Северного и Южного Египта.

5. Заключение.

6. Литература.

7. Иллюстрации.

 

 

Введение

Искусство Додинастического периода в истории Древнего Египта представляет огромную ценность. Ведь именно в этот период формируются первые художественные особенности, черты, которые в будущем сложатся в канон и повлияют на последующее искусство Древнего Египта и на всю историю искусств в целом. Именно в этот период было создано множество шедевров, пластических и стилистических приемов, которые и сейчас удивляют и восхищают человека. Додинастический период - это,безусловно, очень важная ступень искусства Древнего Египта.

 

Эпоха неолита в искусстве Древнего Египта

История Египта древнейшего периода – до образования государства и возникновения классового общества – восходит к тому времени, от которого сохранились лишь памятники материальной культуры. Первые находки на территории Египта относят к эпохе палеолита. Однако искусство начинает заявлять о себе с нового каменного века. Именно в это время стали появляться предметы культового и ритуального назначений. Самые ранние находки относятся, по мнению археологов, к Бадарийской культуре. Она датируется 4500—3250 гг. до н. э.. а её местоположением считают территорию Южного Египта. Археологами были найдены погребения относящиеся к Бадарийской культуре (ил.1). Как правило, погребения представляли собой ямы, в которые помещался покойник. Уже в ту пору прослеживается стремление людей сохранить физическое тело, его заворачивали в шкуры, ткани, циновки. В них обнаружили различные предметы погребальной утвари, ритуальные предметы, украшения (ил. 2, ил. 3, ил.4). В захоронениях преобладают изделия из прочного материала- камня. Обычно египтянами использовались очень прочные породы камня – базальт, диорит, алебастр, гранит. Такое разнообразие пород камня объясняется большим количеством месторождений в Египте. Формой для сосудов служили строгие геометрические формы: цилиндрические, полусферические, конические. Объекты, как правило, очень монолитны, если выступающие детали имеются, то они незаметны. Декор на подавляющем большинстве находок неолита отсутствует, подчеркивается текстура камня. Часто верхняя или нижняя часть сосудов покрывалась краской- гематитом или охрой, при обжиге краска давала глубокий кирпично-красный цвет. Черный цвет получали путем прокапчивания керамики. Таким образом можем сделать вывод о стремлении египтян навечно сохранить предметы, ведь они должны были служить усопшему в загробном мире. Эти находки, определенно, могут свидетельствовать о вере древних египтян в загробную жизнь, о стремлении снабдить умершего всем необходимым. Возможно, умершим приписывалась способность покровительствовать своим сородичам. К сожалению, жилые постройки не дошли до наших дней, но зато сохранились погребальные сооружения(ил.5), так называемые глиняные дома для души умершего из эль-Амры. Постройка имела в плане прямоугольную форму и к основанию расширялась таким образом, что стены получали легкий наклон, придававший ей большую прочность.

 

Эпоха энеолита в искусстве Древнего Египта

Археологи и искусствоведы считают, что с эпохи энеолита начинается декорирование керамики. Орнамент располагался в соответствии с формой предмета, это были геометрические орнаменты. Узоры могли быть самыми разнообразными: круги, спирали, «елочки», зигзаги, треугольники и другие(ил.6, ил.7, ил.8, ил.9). Анализ раскопок энеолитических поселений указывает о начале имущественного расслоения общества. В эпоху энеолита жители Нильской долины значительно усовершенствуют технику строительства: использование кирпича сырца привело к изменению формы жилищ- появляются прямоугольные помещения с несколькими помещениями; в это время египтяне владели техникой обработки металла. Металл использовался для изготовления оружия, ритуальных предметов, украшений. Археологи отмечают и разнообразие используемых материалов- большое количество костяных изделий, предметов из фаянса. С кругом тотемических представлений связано появление сосудов из камня и глины в виде животных(ил.10,ил.11) и изготовление ритуальных палеток. Изображения крайне лаконичны и обобщены. Характер росписи керамики и утвари менялся, так в период Амратской культуры(Негада 1) сосуды расписывают белой краской по темному фону, появляюся сюжетные композиции.(ил.12,ил.13,ил.14,ил.15) Ярким примером этого периода является овальное блюдо из коллекции Пушкинского музея. На дне блюда изображена обобщенная, лаконичная фигура охотника, ведущая четырех собак и вооруженная луком. Уже здесь можно видеть характерные для египетского искусства черты: совмещение фасовых и профильных ракурсов(голова и ноги показаны в профиль, а торс и плечи изображены в фас). Местность обозначена заштрихованными треугольниками. А в период Герцейской культуры (Негада 2) энеолитическая керамика расписывается уже красной краской по светлому фону, ярче выступает изобразительное начало(ил.16,ил.17,ил.18,ил.19,ил.20). Верхняя часть чаще всего украшается орнаментом, а на тулово помещается основная композиция.

Сюжеты росписей додинастической керами родственны настенным композициям того же времени. Гробница вождя в Иераконполе,относящяяся к Герцейской культуре, фрагментарно сохранила дрейвнейшую стенопись. Роспись выполнялась по обмазке. Изображения наносились по желтому, охристому фону. В росписи использованы локальные цвета, фигуры даны схематично, была использованан обводка. Сюжет сложен, присутствуют ритуальные сцены, эпизоды сражений. Все дейсвие разворачивается в условном пространстве, среди эпизодов изображены суда. Изображения распологаются по принципу заполнения свободного поля.

 

Однако, более композиционной цельности достигли египетские мастера в предметах малых форм. Здесь можно привести ряд палеток, рукоятей ножей, где сцены располагаются по регистрам. Повторяемость изображений говорит о ритуальном применении предметов.

До нас дошло большое количество палеток из шифера. Чаще всего они имеют щитообразную форму, а изображения указывают на ритуальную функцию. Рельефы покрывают обе стороны палеток. Лицевая сторона определяется углублением в центре, которое предназначалось для растирания красок. Однако далее этот элемент имеет уже не практическое, а символическое значение. Археологи предполагают, что круг для египтян, как и для многих других культур, являлся символом солнца. Предлагаю рассмотреть некоторые палетки подробнее:

Так называемая львиная палетка с изображением триумфа победы, еще её называют «Плитка коршунов»(ил.21). На лицевой стороне плитки изображены коршуны пожирающие тела побежденных. Центральной фигурой,безусловно, является – лев, терзающий убитого врага. Фигура льва выделена своими размерами. Скорее всего, фигура льва – это царь победитель. Его могущество сравнивается с царем зверей. Хотелось бы отметить, что фигура царя часто изображалась в виде сакрального животного, которое связывалось со сверхчеловеческой силой и могуществом правителя. Это может быть лев, сокол, бык, как на следующей плите.

Большой фрагмент сланцевой плиты с изображением дикого быка, сокрушающего своих врагов. Здесь мы снова видим символическое изображение царя, победителя в виде быка(ил.22).

Интерес представляет и «Палетка с шакалами»(ил.23). с лицевой и тыльной стороны ее изображено по две пары шакалов, зеркально отражающих друг друга. Композиция оборотной стороны построена строго симметрично- осью является пальмовое дерево. Скорее всего оно представляет собой символ «древа жизни». Композиция характерна стилизация, условность. Интересно, что некоторые элементы часто встречаются в разных палетках.

В звериной палетке (ил.24), мы снова видим зеркально изображенных шакалов, фигуры разных диких животных. Все пространство заполнено фигурами, свободного места почти нет. Если посмотреть на лицевую сторону палетки, то помимо шакалов по краям палетки, вокруг углубления мы заметим двух фантастичных животных, тоже зеркально отраженных. Возможно именно это изображение повлияет и на знаменитую «плиту Нармера».

Бесспорно, одним из шедевров додинастической эпохи можно считать нож из Джебель-эль-Арака с декорированной рукояткой ножа. На рукояти вырезаны сцены битв и охоты. Такие изображения, по мнению египтян, способствовали удачной охоте или победе в сражении. На одной стороне рукоятки ножа Джебель-эль-Арака дана символическая группа покорения зверей- человеческая фигура держит двух львов, ниже две собаки, еще ниже- звери нападающие друг на друга и охотники, ловящие животных. На другой сттороне – военные сцены и ладьи, с которых падаютт поверженные. Анализируя этот предмет, можем придти к выводу, что животные и человеческие фигуры расположены по поясам (ил.25,ил.26).

Примером ритмичности и повторяемости, изображенных животных может служить гребень из слоновой кости (ил.27). На гребне изображены животные, расположенные по поясам. Мы можем отметить несомненный порядок в распределении животных и птиц по поясам, а также отобранность пород. Так обычно, каждый ряд состоит из одной породы, но на гребне, во втором поясе между птиц изображен жираф. В этом памятнике определенно видна ритмость изображенных фигур.

Большое

 

 

Нулевая династия

Начальный этап объединения страны относится к концу 4-го тыс. до н.э. Как считают историки. Процесс объединения протекал долгое время и охватывал правление фараонов нескольких династий. Невозможно определить точные хронологические границы этого процесса. Известная палетка фараона Нармера связывается с победой Верхнего Египта над Нижним(ил.28). памятник исполнен в виде победной стелы. На лицевой стороне центральное место, как обычно, отдано кругу. Его обрамляют длинные переплетающиеся шеи фантастических животных. Предположительно, животные олицетворяют собой объединение двух частей Египта. Чуть выше изображен фараон в красной короне Нижнего Египта, взирающий на обезглавленные трупы врагов. Перед фараоном, его приближенные несут штандарты с изображениями божеств. Здесь мы можем увидеть, что фигура фараона Нармера значительно превосходит остальные фигуры. Такой принцип изображения, когда размеры фигур диктуются их социальным статусом пройдет красной нитью через всё искусство Древнего Египта. В нижнем регистре изображен бык, олицетворяющий царя-победителя, который разбивает рогами вражескую крепость. На другой стороне победной стелы центральное место занимает фигура фараона уже в белой короне Верхнего Египта, который держит поверженного врага за волосы и возносит над ним булаву. Над пленником мы видим сокола, держащего веревку, выходящую из носа северянина, голова которого выходит из иероглифа означающего «земля». Скорее всего считалось, что именно сокол Гор принес фараону победу. Позади Нармера изображен «сандаленосец царя Южного Египта». На нижнем регистре мы видим бегущих врагов. Верхняя часть плиты оформлена одинаково с обеих сторон. По краям изображены головы богини неба Хатор с лицом женщины и ушами и рогами коровы. Между голов изображен иероглиф означающий имя Нармера. Уже здесь мы можем видеть черты, характерные для искусства всего Древнего Египта: сцены расположены по регистрам, фигура фараона, как было сказано раньше, превосходит своим размером все остальные, прием изображения фигуры царя: ноги и голова изображены в профиль, плечи и торс – в фас, пропорциональная соразмерность и замкнутость композиционных построений. Таким образом, можно рассматривать плиту Нармера, как яркий образец канона в Додинастический период Древнего Египта.

Ещё одним предметом, связанным с нулевой династией, считают булаву царя Скорпиона из Нехена (ил.29). Изображение на каменном навершии жезла показывает царя Скорпиона, руководящим праздником земледелия. Он представлен в белой короне Верхнего Египта, а также в ритуальном наряде, с ритуальным бычьим хвостом. Он стоит с мотыгой в руках на берегу канала, а перед ним слуга рассыпает песок. Ниже фараона изображена полоса воды, что дает нам возможность считать, что эта сцена представляет царя во время основания дамбы или плотины. Фигура царя и здесь канонически изображена: голова и ноги - в профиль, а торс и плечи изображены в фас. Возле его головы изображен скорпион и семилепестковая розетка. На верхнем регистре изображены повешенные птицы. На нижнем регистре изображены танцующие женщины.

Таким образом, в предметах,относящихся к нулевой династии, ярко проявляется канон и черты, характерные для искусства всего Древнего Египта: сцены расположены по регистрам, фигура фараона, как было сказано раньше, превосходит своим размером все остальные, прием изображения фигуры царя: ноги и голова изображены в профиль, плечи и торс – в фас, пропорциональная соразмерность и замкнутость композиционных построений.

 

 

Вывод

Проанализировав памятники разных временных отрезков Додинастического периода, мы можем точно сказать, что вклад этого этапа неоценим. В этот период формируется и развивается канон, и появляются все принципы, которые пройдут красной нитью через все искусство Древнего Египта.

 

Литература

1. «Искусство Древнего Востока»– В.Афанасьева, В.Луконин, Н.Померанцева. (Москва-1976)

2. «Искусство Древнего Египта» - М.Э. Матье (Москва- 2010)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: