Вопрос: Юридические лица




Коммерческие юридические лица. По характеру деятельности юридические лица делятся на коммерческие и некоммерческие. В коммерческих организациях основная цель деятельности извлечение прибыли, которая распределяется между участниками. Коммерческие юридические лица могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий (ст.50 ГК).

Хозяйственными товариществами и обществами признаются коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом. Имущество, созданное за счет вкладов учредителей (участников), а также произведенное и приобретенное хозяйственным товариществом или обществом в процессе его деятельности, принадлежит ему на праве собственности (п.1 ст.66 ГК).

Участники любых хозяйственных товариществ и хозяйственных обществ вправе (см. ст.67): участвовать в управлении делами юридического лица; получать информацию о деятельности организации и знакомиться с его бухгалтерскими книгами и иной документацией; принимать участие в распределении прибыли; получать в случае ликвидации товарищества или общества часть имущества, оставшегося после расчетов с кредиторами, или его стоимость.

Участники хозяйственного товарищества или общества обязаны: вносить вклады в порядке, размерах, способами и в сроки, которые предусмотрены учредительными документами; не разглашать конфиденциальную информацию о деятельности товарищества или общества. Вкладом могут быть деньги, ценные бумаги, другие вещи или имущественные права либо иные права, имеющие денежную оценку (п.6 ст.66 ГК). В зависимости от вида товарищества и общества их участники могут иметь и другие права и обязанности.

Участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах на вере могут быть граждане и юридические лица. Государственные органы и органы местного самоуправления не вправе выступать участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах на вере, если иное не установлено законом (п. 4 ст.66 ГК).

Хозяйственные товарищества иначе называют объединением лиц, т.е. в этих организациях большое значение имеют лично-доверительные отношения между участниками. Законодательство предусматривает существование полных товариществ и товариществ на вере (коммандитных).

Полное товарищество – это товарищество, участники которого (полные товарищи) в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью (п.1 ст.69 ГК). Учредительным документом данного юридического лица является учредительный договор (ст.70 ГК). Участниками полных товариществ могут быть индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие организации (п.4 ст.66 ГК). Лицо может быть участником только одного полного товарищества (п.2 ст.69 ГК). Товарищество не может существовать с одним участником. В соответствии с ГК, каждый полный товарищ вправе действовать от имени всего товарищества, т.е. каждый может заключать договоры и осуществлять иные действия. Но, учредительный договор может предусматривать иной порядок ведения дел: совместное ведение дел (т.е. обязательное согласие на совершение каждой сделки) либо ведение дел конкретным лицом, указанным в этом договоре (ст.72 ГК). Управление деятельностью полного товарищества осуществляется по общему согласию всех участников, при этом обычно каждый товарищ имеет один голос (ст.71 ГК). Прибыль и убытки полного товарищества распределяются между его участниками пропорционально их долям в складочном капитале, если иное не предусмотрено учредительным договором или иным соглашением участников. Не допускается соглашение об устранении кого-либо из участников товарищества от участия в прибыли или в убытках (ст.74 ГК). Участник полного товарищества обязан участвовать в его деятельности (п.1 ст.73 ГК). Они солидарно несут субсидиарную ответственность своим имуществом по обязательствам товарищества (п.1 ст.75 ГК). Субсидиарная ответственность иначе называется дополнительной, т.е. товарищи привлекаются к ответственности по долгам товарищества, если оно самостоятельно не может ответить по своим обязательствам. Солидарная ответственность означает, что кредитор вправе предъявить требование полностью или частично к любому из товарищей (например, самому состоятельному). Этот товарищ обязан рассчитаться по долгу, а затем может взыскать излишне уплаченное с остальных товарищей. Участник полного товарищества вправе выйти из него (ст.77 ГК).

Товарищество на вере (коммандитное товарищество) – это товарищество, в котором наряду с полными товарищами имеются участники-вкладчики (коммандитисты) (п.1 ст.82 ГК). Вкладчиками могут быть любые физические и юридические лица, внесшие в установленном порядке вклад. Коммандитисты (вкладчики) имеют право получать прибыль; знакомиться с годовыми отчетами и балансами товарищества, но они не могут участвовать в предпринимательской деятельности или в управлении товариществом (ст.84, 85 ГК). Вкладчики не отвечают по обязательствам товарищества, а только несут риск убытков, в пределах сумм, внесенных ими вкладов (п.1 ст.82 ГК). К товариществу на вере применяются все положения о полном товариществе с учетом указанных изменений.

Хозяйственными обществами признаются коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом. Хозяйственное общество может быть создано одним лицом, которое становится его единственным участником. Хозяйственные общества могут создаваться в форме акционерного общества, общества с ограниченной или с дополнительной ответственностью (ст. 66 ГК). Хозяйственные общества иначе называют объединением капитала.

Правовое положение общества с ограниченной ответственностью и права и обязанности его участников определяются ГК и Федеральным законом от 8 февраля 1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью (ред. от 29.12.2004) (далее – Законом). Обществом с ограниченной ответственностью (ООО) признается учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров; участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов (п. 1 ст. 87 ГК; п.1 ст. 2 Закона). ООО действует на основании учредительного договора и устава, если учредителем является одно лицо, то только на основании устава (п.1 ст.89 ГК). Уставный капитал общества составляется из номинальной стоимости долей его участников. Размер уставного капитала общества должен быть не менее стократной величины минимального размера оплаты труда (100 МРОТ), установленного законом на дату представления документов для государственной регистрации общества (п.1 ст.14 Закона). Общество может быть создано одним лицом. Число участников общества не должно быть более пятидесяти, иначе ООО должно быть реорганизовано или ликвидировано (ст. 7 Закона). Участники не обязаны лично участвовать в деятельности общества. Управление делами ООО осуществляется общим собранием и исполнительным органом (единоличным или коллегиальным) (п.1 ст.91 ГК; п.1 ст.32 Закона). Объем прав отдельного участника обычно зависит от величины его доли в уставном капитале. Участники не отвечают по долгам общества, а несут риск убытков, в пределах внесенного вклада. Другими словами по долгам ООО отвечает только само общество.

Обществом с дополнительной ответственностью (ОДО) признается учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров; участники такого общества солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов, определяемом учредительными документами общества (п.1 ст.95 ГК). К ОДО применяются правила об ООО если не противоречат вышеизложенному.

Одной из наиболее распространенных организационно-правовых форм юридических лиц является акционерное общество. Правовое регулирование деятельности акционерных обществ осуществляется ГК и Федеральным законом от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (ред. от 29.12.2004) (далее – Закон).

Акционерным обществом (АО) признается общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций; участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций (п.1 ст. 96 ГК; п.1 ст.2 Закона). Одно из основных отличий этой организации от других коммерческих лиц в том, что только АО наделено правом выпускать акции (п. 7 ст. 66 ГК). Акционеры имеют право получать дивиденды и участвовать в управлении АО. Акционерные общества разделяются на открытые (ОАО) и закрытые (ЗАО) (ст. 97 ГК; ст. 7 Закона).

Акционерное общество, участники которого могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров, признается открытым акционерным обществом (ОАО). Число акционеров ОАО не ограничено. Такое АО вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции и их свободную продажу. Открытая подписка на акции акционерного общества не допускается до полной оплаты уставного капитала (п. 3 ст. 99 ГК). ОАО обязано ежегодно публиковать для всеобщего сведения годовой отчет, бухгалтерский баланс, счет прибылей и убытков (ст. 97 ГК).

Акционерное общество, акции которого распределяются только среди его учредителей или иного заранее определенного круга лиц, признается закрытым акционерным обществом (ЗАО). Такое общество не вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции либо иным образом предлагать их для приобретения неограниченному кругу лиц. Акционеры ЗАО имеют преимущественное право приобретения акций, продаваемых другими акционерами этого общества. Число акционеров ЗАО не должно превышать пятидесяти (п. 3ст. 7 Закона).

Уставный капитал акционерного общества составляется из номинальной стоимости акций общества (п.1 ст. 99 ГК; п.1 ст. 25 Закона). Минимальный уставный капитал ОАО должен составлять не менее тысячекратной суммы минимального размера оплаты труда (1000 МРОТ), ЗАО – не менее стократной суммы минимального размера оплаты труда (100 МРОТ), установленного федеральным законом на дату государственной регистрации общества (ст. 26 Закона).

Разновидностью закрытых акционерных обществ являются акционерные общества работников (народные предприятия). Их правовое положение устанавливает Федеральный закон от 19 июля 1998 г. № 115-ФЗ «Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)» (ред. от 21.03.2002) (далее – Закон). Особенность этих акционерных обществ состоит в том, что его акционерами преимущественно могут быть работники данного предприятия. На народные предприятия распространяются положения ФЗ «Об акционерных обществах», с учетом нижеуказанных отличий. Все акционеры имею равные права при осуществлении управления. При голосовании действует правило «один акционер – один голос». Минимальный уставный капитал народного предприятия должен составлять не менее 1000-кратного размера минимального размера оплаты труда (1000 МРОТ), установленного федеральным законом на дату государственной регистрации народного предприятия (ст. 4 Закона). В случае увольнения работника-акционера он обязан продать свои акции самому акционерному обществу или другим акционерам (п. 1, 4 ст. 6 Закона). Численность работников народного предприятия не может составлять менее 51 человека. Число работников, которые не являются акционерами народного предприятия (работники – неакционеры), за отчетный финансовый год не должно превышать 10 процентов численности работников народного предприятия. Число акционеров народного предприятия не должно превышать пять тысяч (ст. 9 Закона).

Кроме хозяйственных товариществ и обществ к коммерческим организациям относятся производственные кооперативы. Основные правовые нормы о них содержатся в ГК и в Федеральном законе от 8 мая 1996 № 41-ФЗ «О производственных кооперативах» (ред. от 21.03.2002) (далее – Закон). Производственным кооперативом (артелью) признается добровольное объединение не являющихся предпринимателями граждан для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом (или ином) участии и объединении определенных имущественных (паевых) взносов, при их личной ограниченной субсидиарной ответственности по обязательствам этой коммерческой организации (п. 1, 2 ст. 107 ГК; ст. 1 Закона).

Участниками производственного кооператива могут быть преимущественно физические лица. Число членов кооператива не должно быть менее 5 (п. 3 ст. 108 ГК; ст. 4 Закона). По общему правилу, члены кооператива обязаны принимать личное трудовое участие в деятельности кооператива. Число членов кооператива, внёсших паевой взнос, но не принимающих личного трудового участия в его деятельности, не может превышать 25% числа членов кооператива, принимающих личное трудовое участие в его деятельности (п. 2 ст. 7 Закона). Кооператив может использовать труд наёмных работников. Средняя за отчётный период численность наёмных работников не должна превышать 30% численности членов кооператива (ст. 21 Закона). Участники производственного кооператива имеют право получать прибыль, участвовать в управлении кооперативом (п. 1ст. 8 Закона). Прибыль кооператива распределяется между его членами в соответствии с их личным трудовым и (или) иным участием, размером паевого взноса (п.1 ст. 12 Закона). Высшим органом управления кооперативом является общее собрание его членов (п. 1-3 ст.14 Закона). Участники кооператива несут субсидиарную (дополнительную) ответственность по долгам кооператива. Член кооператива вправе по своему усмотрению выйти из кооператива. При этом ему выплачивается стоимость пая или выдаётся имущество, соответствующее его паю (ст. 111 ГК).

Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Эти организации отвечают по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Правовое положение унитарных предприятий регулируется ГК и Федеральным законом от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных муниципальных и унитарных предприятиях» (ред. от 08.12.2003) (далее – Закон). В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности РФ, субъекту РФ или муниципальному образованию (ст. 113 ГК; ст. 2 Закона). Учредительным документом унитарного предприятия является устав, в котором указаны цели, предмет и виды деятельности (ст. 9 Закона). Руководитель унитарного предприятия (директор, генеральный директор) является единоличным исполнительным органом унитарного предприятия. Он назначается собственником имущества унитарного предприятия, и является ему подотчетным (п. 4 ст. 113 ГК; ст. 21 Закона).

Существуют два вида унитарных предприятий: основанные на праве хозяйственного ведения и на праве оперативного управления (п. 2 ст.2 Закона). Предприятие на праве оперативного управления иначе называются казенными (п. 1 ст. 115 ГК). Учредителем унитарного предприятия может выступать РФ, субъект РФ или муниципальное образование. Таким образом, система унитарных предприятий выглядит следующим образом:

· унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения: федеральное государственное предприятие; государственное предприятие субъекта РФ - государственное предприятие; муниципальное предприятие;

· унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления: федеральное казенное предприятие; казенное предприятие субъекта РФ – казенное предприятие; муниципальное казенное предприятие.

Унитарное предприятие на праве хозяйственного ведения распоряжается движимым имуществом, самостоятельно. Но оно не вправе продавать принадлежащее ему недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственного общества или товарищества или иным способом распоряжаться таким имуществом без согласия собственника имущества государственного или муниципального предприятия. Предприятие не вправе без согласия собственника совершать сделки, связанные с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, с иными обременениями (ст. 295 ГК; ст. 18 Закона). Собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия (п. 1 ст. 295 ГК).

Размер уставного фонда государственного предприятия (т.е. на федеральном уровне и на уровне субъекта РФ) должен составлять не менее чем 5000 минимальных размеров оплаты труда (5000 МРОТ), на дату государственной регистрации государственного предприятия. Размер уставного фонда муниципального предприятия должен составлять не менее чем 1000 минимальных размеров оплаты труда (1000 МРОТ), установленных на дату государственной регистрации муниципального предприятия (ст. 12 Закона). Собственник имущества предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, не отвечает по обязательствам предприятия (п. 7 ст. 114 ГК; п. 2 ст. 7 Закона).

Унитарное предприятие на праве оперативного управления (казенное предприятие) вправе отчуждать или иным образом распоряжаться принадлежащим ему имуществом лишь с согласия собственника этого имущества. По общему правилу, казенное предприятие самостоятельно реализует произведенную им продукцию (работы, услуги) (ст. 297 ГК; ст. 19 Закона). Собственник имущества, закрепленного за казенным предприятием, вправе изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению (п. 2 ст. 296 ГК; п. 2 ст. 20 Закона). Уставный фонд в казенном предприятии не формируется (ст. 12 Закона). Собственник имущества казенного предприятия несет субсидиарную ответственность по обязательствам такого предприятия при недостаточности его имущества (п. 5 ст. 115 ГК; п. 3 ст. 7 Закона).

Некоммерческие юридические лица. Некоммерческие организации могут существовать в организационно-правовых формах, предусмотренных ГК, Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (ред. 23.12.2003) и иными федеральными законами. Мы охарактеризуем лишь некоторые из них.

Потребительский кооператив (потребительский союз, потребительское общество) – это добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов (п. 1 ст. 116 ГК). Примерами потребительских кооперативов являются гаражные, дачные, жилищные, жилищно-строительные кооперативы.

Общественными и религиозными организациями (объединениями) признаются добровольные объединения граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей (ст. 117 ГК).

Фонд – не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели. Фонд обязан ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества (ст. 118 ГК). Решение о ликвидации фонда может принять только суд по заявлению заинтересованных лиц (п. 2 ст. 119 ГК).

Учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично. Учреждение владеет имуществом на праве оперативного управления (ст. 120 ГК). Примерами учреждений являются школы, ВУЗы, больницы, библиотеки, музеи.

Ассоциация (союз) – это объединение коммерческих или некоммерческих юридических лиц. Коммерческие юридические лица могут создать союз для координации своей предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов. Члены ассоциации (союза) сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица (ст. 121 ГК).

Некоммерческим партнерством признается основанная на членстве некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами для содействия ее членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение социальных, благотворительных, культурных, научных, управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан и развития физической культуры и спорта, защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц, оказания юридической помощи (ст. 2, 8 Федерального закона о некоммерческих организациях).

Товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме (ст. 135 Жилищного кодекса РФ). Общим имуществом являются лестницы, коридоры, крыши, подвалы и т.д.

Торгово-промышленная палата является негосударственной некоммерческой организацией, объединяющей российские предприятия и российских предпринимателей. Они оказывают помощь предприятиям и предпринимателям, представляют и защищают их интересы по вопросам; организуют взаимодействие между субъектами предпринимательской деятельности, их взаимодействие с государством; содействуют развитию системы образования и подготовки кадров для предпринимательской деятельности и урегулированию споров, возникающих между предпринимателями. На одной и той же территории может быть образована только одна торгово-промышленная палата (ст. 1, 3, 5 Закона РФ от 07 июля 1993 г. № 5340-I «О торгово-промышленных палатах РФ» (ред. от 08.12.2003)).

Вопрс: Государственные и муниципальные образования как субъекты гражданских правоотношений. Особенности участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований в гражданских правоотношениях.

Государство подразделяется на субъекты различных уровней – РФ, субъекты РФ и муниципальные образования (города, районы, села, поселки, деревни и т.д.) Эти субъекты считаются самостоятельными лицами, имеющие свою структуру, собственное имущество и, по общему правилу не отвечающими по обязательствам друг друга. ГК исходит из того, что в целом участие государства и его частей в гражданском обороте строится на одинаковых принципах, т.е. государственные и муниципальные образования участвуют в гражданских правоотношениях наравне с другими субъектами гражданского права (п.1 ст. 124 ГК).

Гл.5 ГК определяет особенности правового положения соответствующих субъектов и установленного для них правового режима. Все это свидетельствует об особом их виде субъектов гражданского права. Их объединяет то, что все они осуществляют основную деятельность в рамках публичного права, но в связи с этим нуждаются в выступлении в гражданском обороте. Непременным условием такого выступления служит наделение соответствующих образований гражданской правосубъектностью. На указанные субъекты распространяются все основные начала гражданского законодательства в соответствии со ст. 1 ГК (см. статью)это и равенство сторон, и неприкосновенность собственности, свобода договора и др.

Правовой, в том числе гражданско-правовой, статус указанных субъектов определяется соответственно Конституцией, конституциями республик в ее составе, уставами других субъектов РФ, положениями о муниципальных образованиях, а также иными законами, включая ГК.

Однако правоспособность указанных в гл.5 ГК субъектов не во всем совпадает с правоспособностью ю.л. Так,правоспособность субъектов РФ и муниципальных образований может быть определенным образом ограничена законами Российской Федерации. В частности, это связано со ст.212 ГК, допускающей определение видов имущества, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности (см. ст.212 ГК).

В отдельных правовых актах, регулирующих выступление Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований в гражданском обороте, содержатся прямые отсылки к нормам ГК. В частности, соответствующие указания включены в Федеральный закон от 24 марта 1995 г. «О государственных долговых товарных обязательствах», посвященный облигациям государственных целевых беспроцентных займов на приобретение товаров народного потребления и обязательствам перед сдатчиками сельскохозяйственных продуктов. Эти обязательства названы «государственным долгом», и, соответственно, предусмотрено, что они «подлежат исполнению надлежащим образом в соответствии с нормами действующего Гражданского кодекса Российской Федерации». Такие отсылки не являются обязательными. Необходимость применять к рассмотренным субъектам нормы гл.5 и других статей ГК определяется правовой природой подобных отношений.

На указанных в гл.5 субъектов распространяется общий для ю.л. правовой режим. Соответственно отказ от применения той или иной нормы, в которой адресатом служит юридическое лицо, к отношениям с участием Российской Федерации, субъектов РФ или муниципальных образований возможен только в двух указанных в п.2 ст. 124 ГК случаях: если иное не вытекает из закона или особенностей указанных данных субъектов.

К РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям, исходя из особенностей их правового положения, не могут быть применены, определенные нормы гл.4 ГК «Юридические лица». Среди них: ст.49 ГК «Правоспособность юридического лица», ст.51 «Государственная регистрация юридических лиц», ст.54 «Наименование и место нахождения юридического лица», ст.55 « Представительства и филиалы», а равно ст.61, 62, 63, 65 ГК, посвященные ликвидации юридического лица.

В ряде статей ГК и других изданных в соответствии с ним законов и иных правовых актов содержатся специальные упоминания о выступлении в гражданских отношениях всех или некоторых субъектов, указанных в гл.5 ГК. Например, ст.582 ГК включила их в число тех, кому могут быть сделаны пожертвования (см. ст. 582 ГК).

Отдельные из этих норм выделяют гражданские правоотношения, в которых могут выступать исключительно указанные субъекты (п.2. с. 124 ГК). Сюда относятся: ст.16 ГК - о возмещении убытков, причиненных гражданину или юридическому лицу незаконными действиями (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления или их должностных лиц, ст.115 ГК - о субсидиарной ответственности Российской Федерации по обязательствам казенного предприятия при недостаточности его имущества, ст.212, 214 и 215 ГК - о праве собственности субъектов, указанных в ст. 124 ГК, ст.279 и 281 ГК - о выкупе имущества для государственных или муниципальных нужд, ст.306 ГК - о последствиях принятия Российской Федерацией закона, прекращающего право собственности, ст.817 ГК, признающая, что заемщиком в договоре государственного займа могут быть только Российская Федерация или субъект РФ, а муниципального займа - только муниципальное образование, ст.840 ГК - о случаях субсидиарной ответственности Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований при невозврате гражданам банками вкладов, ст.1063 ГК - о выступлении указанных в гл.5 ГК субъектов в качестве организаторов лотерей, тотализаторов и других основанных на риске игр, ст.1069, 1070, 1071, 1081 ГК - о специальных случаях возмещения вреда гражданам и юридическим лицам за счет казны субъектов, указанных в гл.5 ГК. Специальные случаи выступления соответствующих субъектов указаны, в частности, в Федеральных законах от 27 декабря 1995 г. «О государственном оборонном заказе», от 30 декабря 1995 г. «О соглашениях о разделе продукции».

Например, в соответствии с Указом Президента РФ от 17 сентября 1994 г. № 1928 «О частных инвестициях в Российской Федерации» предусмотрено, что инвестор победившего на конкурсе инвестиционного проекта вправе по своему выбору определить различные формы участия государства в финансовом обеспечении проекта, включая предоставление валютно-номинированного государственного кредита, предоставление государственных инвестиционных ресурсов на условиях закрепления в государственной собственности части акций создаваемых акционерных обществ. В первом случае государственная поддержка осуществляется за счет средств федерального бюджета.

Согласно постановлению Правительства РФ от 1 мая 1996 г. N 534 "О дополнительном стимулировании частных инвестиций в Российской Федерации" (СЗ РФ, 1996, N 19, ст.2298) государственная поддержка реализации прошедших конкурсный отбор инвестиционных проектов может осуществляться за счет средств федерального бюджета, выделяемых на возвратной основе, либо на условиях закрепления в государственной собственности части акций создаваемых акционерных обществ, или путем предоставления государственных гарантий по возмещению части вложенных инвестором финансовых ресурсов в случае срыва выполнения инвестиционного проекта не по его вине. Государственные гарантии для инвестиционных проектов предоставляются в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете на очередной год.

В ряде норм содержатся указания, предусматривающие, напротив, ограничения выступлений рассматриваемых субъектов в специально установленных случаях.

Так, Закон о переводном и простом векселе устанавливает, что субъекты РФ и муниципальные образования вправе обязываться по переводному и простому векселю только при условии, если это специально предусмотрено законом (СЗ РФ, 1997, №11, ст.1238).

В некоторых случаях выделение субъектов, указанных в гл.5 ГК, связано с необходимостью создания для них специального правового режима. Так, в силу п.1 ст.1063 ГК признается, что Российская Федерации, субъекты РФ и муниципальные образования могут выступать в роли организаторов лотерей, тотализаторов и других основанных на риске игр; при этом особо оговорено, что, в отличие от других участников гражданского оборота, они в лицензии не нуждаются.

Широкое развитие в последние годы получило вступление соответствующих субъектов в различного рода отношения, в основе которых лежит государственный кредит. Так, среди других ценных бумаг, выпущенных от имени государства, можно указать на государственные ценные бумаги, государственный республиканский внутренний заем, государственные казначейские векселя, казначейские облигации, золотые сертификаты, облигации внутреннего государственного валютного займа, государственные краткосрочные бескупонные облигации, облигации государственных сберегательных займов и др.

Ст. 126 ГК посвящена определению порядка деятельности указанных в гл.5 ГК субъектов. Как это имеет место и в отношении юридических лиц, гражданская дееспособность Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований осуществляется через их органы. Круг таких органов, а также их полномочия определяются каждым из субъектов, указанных в гл.5 ГК.

Непосредственное участие государства во внутреннем гражданском обороте осуществляется путем вступления в оборот органов гос. власти, действующих не как обособленные ю.л., а как особые представители государства. Этот орган власти действует от имени государства в пределах компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (пп.1 и 2 ст. 125 ГК). К числу таких актов относятся Конституция РФ, федеральные законы и подзаконные акты, конституции (уставы) субъектов РФ и принятые в их развитии законы и подзаконные акты, аналогичные по назначению акты муниципальных образований.

Квалифицирующим признаком участия государства в гражданском обороте является не наличие или отсутствие прав ю.л., а направленность действий гос. органа, которые должны быть совершены от имени государства в пределах компетенции такого органа. В случае непосредственного участия гос-ва в гражданском обороте имеет место представительства, к которым должна применятся гл. 10 ГК. В любом случае государство может считаться участвующим в гражданском обороте непосредственно тогда, когда в законодательстве содержится полномочие какого-либо органа государства совершить действие от имени гос-ва.

От имени гос-ва в гражданском обороте могут выступать как представительные, так и исполнительные органы РФ – Федеральное Собрание РФ, Президент РФ, Центральный Банк РФ, Министерство Финансов РФ, Минимущество РФ, Федеральное Казначейство и др., а также соответствующие им органы государственных и муниципальных образований (законодательные собрания, губернаторы, администрации, правительства и иные органы, названные в конституция (уставах) и законах субъектах Федерации, а также органы местного самоуправления.

Наиболее часто от имени гос-ва действуют исполнительные органы власти, прежде всего Правительство РФ (администрации субъектов РФ), а также федеральные (республиканские) органы исполнительной власти. Случаи выступления этих органов от имени гос-ва предусмотрены законами и подзаконными актами, устанавливающими полномочия соответствующих органов. Причем вышестоящий орган может делегировать свои полномочия нижестоящему. Так, Правительство РФ делегировало многие свои функции министерствам и ведомствам, а те, в свою очередь, – территориальным органам.

В случае и в порядке, предусмотренным законодательством, от имени гос-ва по его специальному поручению могут выступать любые лица – гос-ые органы, органы местного самоуправления, ю.л. и ф.л. (п. 3 ст. 125 ГК). Например, интересы гос-ва в органах управления акционерных общ-в (хозяйственных товариществ), часть акций (доли, вклады) которых закреплена в федеральной собственности, могут представлять ф.л., заключившие соответствующие договоры на представление этих интересов.

Выступление ю.л. и граждан от имени субъектов, указанных в гл.5, осуществляется в соответствии со специальными поручениями. Так, например, утв. Правительством РФ Порядок оформления и реализации задолженности субъектов Российской Федерации федеральному бюджету по товарному кредиту 1996 г. (СЗ РФ, 1997, № 22, ст.2599) предусмотрел, что Минфин РФ для продажи соответствующих обязательств должен заключать договоры с посредниками и агентами, в роли которых выступают банки, профессиональные участники рынка ценных бумаг и организаторы торговли на рынке ценных бумаг, имеющие необходимую лицензию.

Возможно и передоверие, исходящее от федеральных органов субъектов РФ. Так, при выпуске жилищных сертификатов для выдачи гражданам, лишившимся жилья в результате чрезвычайных ситуаций, эмитентом является Минфин РФ, но от его имени может выступать руководитель, заместитель руководителя органа исполнительной власти субъекта Федерации или уполномоченные им субъекты Федерации (СЗ РФ, 1995, № 42, ст.3983). Постановлением Правительства РФ от 10 февраля 1994 г. № 96 «О делегировании полномочий Правительства Российской Федерации по управлению и распоряжению объектами федеральной собственности» (СА РФ, 1994, № 8, ст.593) установлено, что учредителями от имени государства в предприятиях, создаваемых с участием иных лиц, выступают Госкомимущество РФ и Российский фонд федерального имущества по решению Правительства РФ, при этом ими могут назнача



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-02-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: