50. При осуществлении мероприятий по контролю проверяется соблюдение требований пожарной безопасности, а также выполнение предписаний, постановлений государственных инспекторов, оформленных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в том числе:
– выполнение организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности;
– содержание территории, зданий, сооружений и помещений;
– состояние эвакуационных путей и выходов, наличие и исправность индивидуальных и коллективных средств спасения;
– правильность монтажа и эксплуатации инженерного оборудования;
– содержание систем и средств противопожарной защиты;
– готовность персонала организации к действиям в случае возникновения пожара;
– создание и содержание пожарной охраны в соответствии с установленными нормами, в том числе на основе договоров с ГПС МЧС России;
– организация и проведение противопожарной пропаганды и обучения работников предприятий мерам пожарной безопасности;
– наличие лицензии у организаций, осуществляющих деятельность в области пожарной безопасности [5];
– наличие у организаций, осуществляющих производство и (или) поставку продукции, подлежащей обязательной сертификации в области пожарной безопасности, документа, подтверждающего соответствие этой продукции нормативным требованиям (сертификата или декларации соответствия);
– наличие у изготовителей (поставщиков) в технической документации на вещества, материалы, изделия и оборудование сведений о показателях пожарной опасности и мерах пожарной безопасности при обращении с ними;
– соответствие на строящихся и реконструируемых объектах выполненных противопожарных мероприятий градостроительной и проектно-сметной документации и требованиям нормативных документов по пожарной безопасности.
|
51. При проведении мероприятий по контролю федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления перечень направлений проверки определяется с учетом оперативной обстановки с пожарами на объектах контроля (надзора) и включает в том числе направления:
– организация разработки и обеспечение реализации мер пожарной безопасности на подведомственных предприятиях (организациях) и соответствующих территориях;
– создание и содержание в соответствии с установленными нормами финансирования за счет средств соответствующих бюджетов органов управления и подразделений пожарной охраны;
– оказание необходимой помощи пожарной охране при выполнении возложенных на нее задач;
– создание условий для привлечения граждан на добровольной основе к деятельности по предупреждению и тушению пожаров;
– организация проведения противопожарной пропаганды и обучения населения мерам пожарной безопасности;
– соответствие разработанных ведомственных и территориальных нормативных документов по пожарной безопасности законодательным и иным нормативным правовым актам Российской Федерации;
– прием в муниципальную собственность имущества пожарной охраны при отказе собственника указанного имущества от его содержания, использование указанного имущества по его прямому назначению.
|
IX. Оформление результатов мероприятий по контролю [6]
52. По результатам мероприятия по контролю государственным инспектором, осуществлявшим проверку, составляется акт в двух экземплярах.
В акте отражается краткая характеристика пожарной опасности объекта, а также результаты мероприятия по контролю в последовательности, изложенной в разделе VIII настоящей Инструкции.
К акту прилагаются протоколы (заключения) проведенных исследований (испытаний) и экспертиз, объяснения работников, на которых возлагается ответственность за нарушение обязательных требований пожарной безопасности, другие документы или их копии, подтверждающие результаты мероприятия по контролю.
53. Один экземпляр акта с копиями приложений в 10-дневный срок со дня окончания проверки вручается руководителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, гражданину (или их представителям) под расписку либо направляется посредством почтовой связи с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта, остающемуся в контрольно-наблюдательном деле органа ГПН.
54. При выявлении в результате мероприятия по контролю административного правонарушения в области пожарной безопасности, в том числе не выполненных в установленные сроки мероприятий, предложенных обязательными для исполнения предписаниями, государственный инспектор в пределах своих полномочий должен принять все меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждением, предотвращением возможной угрозы жизни, причинения вреда здоровью людей, имуществу, а также меры по привлечению лиц, допустивших нарушения, к ответственности.
|
55. В случае выявления административного правонарушения государственный инспектор составляет протокол в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, и дает предписание об устранении выявленных нарушений, составленные в двух экземплярах.
В предписание включаются мероприятия по устранению выявленных нарушений требований пожарной безопасности, установленные для соответствующих этапов создания и эксплуатации объекта контроля (надзора).
56. На существующие здания и сооружения, запроектированные и построенные в соответствии с нормативными документами, действовавшими на период проектирования и строительства, требования новых нормативных документов не распространяются, за исключением случаев, когда дальнейшая эксплуатация таких зданий и сооружений приводит к недопустимому риску для жизни и здоровья людей.
При изменении функционального назначения существующих зданий (сооружений) или отдельных помещений в них, а также в случае изменения объемно-планировочных и конструктивных решений в предписание могут быть включены мероприятия, обоснованные требованиями нормативных документов, соответствующих новому назначению этих зданий и сооружений.
57. Сроки выполнения предложенных мероприятий устанавливаются государственным инспектором. При этом учитывается степень потенциальной опасности выявленных нарушений для жизни, здоровья людей, а также имущества третьих лиц.
58. Предписание органа ГПН вручается в порядке, установленном для акта проверки.
59. При обнаружении в ходе проверки не выполненных в установленные сроки мероприятий, предложенных обязательными для исполнения предписаниями, государственный инспектор в пределах своих полномочий должен принять меры по привлечению в установленном порядке лиц, допустивших нарушения, к ответственности.
О выполненных мероприятиях в акте производится соответствующая запись, а в предписании делаются отметки о выполнении.
60. При выявлении случаев осуществления без лицензии деятельности (работ, услуг) в области пожарной безопасности, подлежащих лицензированию, орган ГПН вносит представления в прокуратуру, органы внутренних дел, органы государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, а также использует другие права, предоставленные органам ГПН законодательством Российской Федерации.
61. При выявлении в ходе проверки юридических лиц - разработчиков нормативных документов по пожарной безопасности нарушений законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регламентирующих порядок разработки и введения в действие нормативных документов по пожарной безопасности, орган ГПН направляет в организации, утвердившие (подписавшие) такие нормативные документы, представление (представления) о нарушении требований пожарной безопасности.
62. О проведенном мероприятии по контролю государственный инспектор производит запись в журнале учета мероприятий по контролю, который должен быть у каждого юридического лица или индивидуального предпринимателя и соответствовать установленным требованиям.
При отсутствии журнала учета мероприятий по контролю в акте, составленном по результатам проведенной проверки, делается соответствующая запись.
63. О результатах мероприятия по контролю государственный инспектор докладывает руководителю органа ГПН, отдавшему распоряжение (приказ) о проведении мероприятия по контролю.
64. Акты проверок и предписания после соответствующей регистрации в установленном порядке учитываются в журнале учета актов проверок и предписаний органа ГПН.
65. О проведении проверок (обследований) делаются соответствующие отметки в журнале профилактической работы. Допускается ведение указанного журнала в электронном виде с обязательным созданием резервной копии журнала.
66. Формы журналов, порядок их ведения и хранения определяются управлением (отделом, отделением) государственного пожарного надзора Главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации.
67. На каждый из закрепленных за государственным инспектором объект контроля (надзора), в том числе на строящиеся объекты, ведется контрольно-наблюдательное дело, в котором хранятся акты проверок и предписаний органа ГПН, копии протоколов, постановлений, распоряжений, приказов, информация о происшедших пожарах и другие материалы, отражающие пожарную безопасность объекта за последние 5 (пять) лет.
Акт о выборе площадки (трассы) для строительства, материалы по рассмотрению стройгенплана, проектно - техническая документация, материалы по согласованию обоснованных отступлений от требований нормативных документов по пожарной безопасности хранятся в контрольно-наблюдательном деле в течение всего срока эксплуатации предприятия, объекта.
Допускается вести одно контрольно-наблюдательное дело на группу зданий (сооружений), расположенных на общей строительной площадке, а также при застройке территории зданиями по типовым или повторно применяемым проектам и на группу организаций, размещенных в одном здании.