Тема 2. Рыночная концентрация и монопольная власть (семинар 2)




Тема 2. Рыночная концентрация и монопольная власть (семинар 1)

 

Задача 2.1. В таблице 2.1 приведены данные о доходности открытых паевых инвестиционных фондов в России за 2013 год. Выберите показатели для расчета коэффициента рыночной концентрации и индекса рыночной концентрации Херфиндаля-Хиршмана, сделайте вывод об уровне концентрации рынка (согласно критериям ФАС РФ). Постройте кривую Лоренца.

 

Задача 2.2. В таблице 2.2 приведены данные о величине нетто активов банка. Рассчитайте коэффициенты рыночной концентрации и индексы рыночной концентрации Херфиндаля-Хиршмана за декабрь 2013 года и январь 2014 года, сделайте вывод об уровне концентрации рынка (согласно критериям ФАС РФ) и изменении уровня концентрации. Постройте кривую Лоренца.

Задача 2.3. В таблице 2.3 приведены данные о результатах деятельности страховых компаний России за 2010 год. Выберите показатели для расчета коэффициента рыночной концентрации и индекса рыночной концентрации Херфиндаля-Хиршмана, сделайте вывод об уровне концентрации рынка (согласно критериям ФАС РФ).

 

Задача 2.4.. В таблице 2.4 приведены данные о результатах деятельности 100 крупнейших банков России (на 01.04.2010). Выберите показатели для расчета коэффициента рыночной концентрации и индекса рыночной концентрации Херфиндаля-Хиршмана, сделайте вывод об уровне концентрации рынка (согласно критериям ФАС РФ).

Задача 2.5. Известна функция отраслевого рыночного спроса в условиях свободной конкуренции: , где – цена единицы продукции. Средние издержки типичной фирмы , где – объем выпуска фирмы. Какое число фирм будет характерно для отрасли в условиях равновесия? Оцените уровень концентрации в отрасли.

 

Задача 2.6. В таблице приведены данные о структуре выпуска продукции в отрасли:

Годовой выпуск продукции Количество предприятий Их доля в общем объеме выпуска (%)
Малый    
Средний    
Большой    

Рассчитайте отраслевой индекс концентрации Херфиндаля-Хиршмана, Постройте кривую Лоренца и рассчитайте коэффициент концентрации .

 

Тема 2. Рыночная концентрация и монопольная власть (семинар 2)

 

Задача 2.7. На рынке действует четыре фирмы, каждая их которых контролирует 25% рыночных продаж в условиях взаимодействия Курно. Пакета акций всех фирм можно продать втрое дороже номинала. Акционерный капитал каждой фирмы составляет по номиналу 100 млн.долл., сумма прибыли – 23%. Нормальная прибыль для отрасли составляет 8% на акционерный капитал. Известно, что эластичность рыночного спроса составляет (-2). Определите возможные показатели монопольной власти. Интерпретируйте полученные результаты.

 

Задача 2.8. На основе приведенных данных о долях продаж фирм на товарных рынках А и В и ценовой эластичности спроса определите показатель концентрации Херфиндаля-Хиршмана и индекс монопольной власти Лернера для обоих рынков при условии, что на первом рынке показатель согласованности ценовой политики составляет 0,3, а на втором – 0,05.

Товарный рынок А Показатель ценовой эластичности спроса (-4) Товарный рынок В Показатель ценовой эластичности спроса (-1,2)
Фирма Доля (в %) Фирма Доля (в %)
       
       
       
       

Задача 2.9. На рынке действуют 5 фирм, данные об их объемах продаж, ценах и предельных издержках приведены в таблице.

п/п Объем продаж, тыс. шт. Предельные издержки тыс. руб.
1.   3,55
2.   3,625
3.   3,7
4.   3,775
5.   3,85

Рыночная цена единицы товара составляет 5000 рублей. На основе приведенных данных определите показатель согласованности ценовой политики фирм (коэффициент ) и показатель ценовой эластичности спроса.

Задача 2.10. Ценовая эластичность спроса для производства турбин составляет -0,25 и для производства одежды -3. Вычислите значение индекса Лернера для этих двух отраслевых рынков.

Задача 2.11. В таблице приведены данные об объемах продаж четырех ведущих предприятий отрасли

п/п Объем реализации, тыс. руб.
   
   
   
   

Рассчитайте отраслевой индекс концентрации Херфиндаля-Хиршмана и средний по отрасли показатель рыночной власти, если ценовая эластичность спроса составляет 1,25.

Задача 2.12. Фирма, действующая на рынке некоторого товара, максимизирует прибыль, продавая товар по цене 8000 руб. По оценкам менеджеров компании, рыночный спрос на данную продукцию таков, что при повышении цены до 12000 руб. объем продаж упадет в 5 раз. Оцените рыночную власть фирмы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-02-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: