Критерий эффективности | Условие (%) | Измеритель |
а) проявлений патриотических чувств, любви к Родине, родному краю, городу; б) усвоение музыки различного содержания и характера, побуждая к сопереживанию радости и печали, осуждению зла на образцах произведений русских и современных композиторов; в) уважительное отношение к старшим людям, чувство привязанности к членам своей семьи; г) средствами музыки развитие эстетического восприятия окружающей действительности: ориентировать родителей на духовно-нравственное воспитание детей в условиях семьи через ознакомление с культурным и историческим наследием нашей страны, семейных традиций и жизни предков. | мониторинг качества освоения программы | баллы |
Заключение
Чувство любви к родной природе – еще одно из слагаемых патриотизма. Именно воспитанием любви к родной природе, можно и нужно развивать патриотическое чувство дошкольников: ведь природные явления и объекты, окружающие ребенка с его появления на свет, ближе ему и легче для его восприятия, сильнее воздействуют на эмоциональную сферу. В нашем детском саду это достигается разными средствами, в том числе и средствами музыкального искусства. Через восприятие музыкальных образов, я воспитываю такое отношение к образам реальной природы, которое вызывает у детей разнообразные эмоциональные переживания, чувства радости, грусти, нежности и доброты.
Выразительность музыкального языка, яркость и поэтичность стихов помогают детям почувствовать теплоту и сердечность песен, воспевающих красоту родной природы. В репертуаре программы по музыке много музыкальных произведений, в которых переданы образы хорошо знакомых детям животных и птиц. Дети с огромным удовольствием передают с помощью выразительных движений эти образы. Помимо этого в разделе слушания музыки программой предлагается масса инструментальной музыки, характеризующая образы природы. Каждый временной цикл (осенний, зимний, весенний) мы стараемся закончить тематическим праздником или развлечением.
Планируя такие праздники, мы используем в работе с детьми такие методы и приемы, которые направляют внимание детей на те или иные явления, отраженные в музыке, развивают способность сравнивать реальные образы окружающего с художественными образами музыкальных произведений.
В заключение хочу сказать, что необходимо приобщать детей ко всем видам национального искусства – от архитектуры до живописи, от пляски, сказки и музыки до театра. И тогда будет развиваться личностная культура ребенка как основа его любви к Родине.
Список использованных документов и источников информации
1. Л.В. Кокуева «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа» М.: Аркти, 2005г.
2. М.Ю. Зацепина, Т. В. Антонова «Народные праздники в детском саду» М.:
Мозаика-Синтез, 2005г.
3. Журнал «Музыкальный руководитель в детском саду»
4. М. М. Малахова «Рождественские праздники» В.: Учитель, 2005г.
5. Л.Г. Горькова, Л.А Обухова «Мир праздников для дошкольников» М.: 5 за
знания,2006г.
6. Л. Г. Арстанова «Разработки занятий, бесед, игр и развлечений на нравственные темы. «Учитель» 2009г.
7. М. А. Давыдова «Музыкальное воспитание в детском саду» Москва
«Вако» 2006г.
8. М. Ю. Картушина «Русские народные праздники» Москва «Сфера» 2007г.
9.Л.А. Овчаренко «Сценарии народных календарных праздников»
10. Н.В. Бердникова «Веселая ярмарка»: Академия развития, 2005г.;
«Праздники, развлечения и развивающие занятия для детей», 2007г.
Приложение 1.
Сценарий «Путешествие на воздушном шаре»
Цель: Формирование нравственных основ личности у детей дошкольного возраста, через привитие любви к родному краю, развитие толерантности, изучение этнических особенностей народов Татарстана.
Задачи:
закрепить нормы нравственного поведения, т. е. такие качества личности как доброжелательность, отзывчивость, справедливость, честность, щедрость и др.
познакомить детей с различными национальностями, проживающими на территории г.Заинска и Республики Татарстан;
познакомить с обычаями, музыкальной культурой и бытом татарских, марийских, чувашских и русских народов;
воспитывать уважение к людям разных национальностей.
Ведущий: Более 140 различных народов проживает в современной России. У каждого народа есть своя история, культура, обычаи, праздники. Знание культурных традиций других народов помогает людям лучше понять друг друга.
Чтобы получше узнать о некоторых народах я приглашаю вас в путешествие на воздушном шаре.
(дети подходят к воздушному шару, стоят рядами. Звучит музыка
,, На большом воздушном шаре ‘’. Когда музыка останавливается, дети выходят, идут на свои места. К ним на встречу идут дети в татарских национальных костюмах.)
Дети: Исәнмесез дуслар!
Татарстан – один из самых многонациональных регионов России. Здесь добывают нефть и газ, выращивают зерно и сахарную свеклу, любят веселые песни и танцы.
Татарский танец,, Чулпылар’’
Мальчик в тат костюме: Мин яратам сине, Татарстан
Горур халкың өчен яратам
Җан эреткән әнкәм теле өчен
Татар телең өчен яратам.
Татарская песня: ‘’Һаман бию кызык шул’’
Ведущий: Ну что-же ребята продолжим наше путешествие.
(Дети подходят к шару, звучит музыка. Когда музыка заканчивается, дети выходят из-за шара.
К ним навстречу идут дети в марийскихкостюмах.)
Дети в марийском костюме: Арумы, карендэшлэр!
Марийский край родной,
На карте мира
Ты даже меньше, чем кленовый лист
У нас в сердцах,
Мой край марийский милый,
Ты как цветок прекрасен, юн и чист.
Марийцы сохранили любовь к родникам, колодцам,лесу. Традиционными занятиями являются земледелие, животноводство, пчеловодство, а также охота.
Марийский танец.
Ведущий: А мы продолжим путешествие.
(Дети подходят к шару. Когда заканчивается музыка навстречу выходят дети в чувашских костюмах.)
Дети в чувашских костюмах: Авани тус!
Хвала тебе Чувашия, мой дом!
И имя и язык твой – сердцу свято,
Дубравами и хмелем, и трудом
И песнями и вышивкой богата.
Чувашия богата своими сказками и танцами. И вам предлагаем посмотреть чувашскую народную сказку” Лиса – плясунья”
(Инсценировка сказки.)
Автор: Один старик принес из леса живую лису и говорит старухе.
Старик: Я тут кое-что из лесу принес, вот посмотри.
Автор: Как увидела старуха лису, схватила старую шапку у старика и бросила ее в печь. А старик говорит лисе.
Старик: Прежде чем я пущу тебя на шапку,попляши для нас.
Автор: Бедная лиса испугалась, а сама и говорит.
Лиса: Я бы сплясала для вас, да у меня хорошего платья нет.
Автор: Старуха дала ей свое платье, а лиса снова.
Лиса: Я бы сплясала, но у меня нет хушпу на голову.
Автор: Надели старик со старухой хушпу на голову лисе и спрашивают.
Старик со старухой: Хватит любоваться, почему не пляшешь?
Автор: А лиса им отвечает.
Лиса: На шее у меня монисты нет, да и браслетов не хватает.
Автор: Одели на лису украшения, она повеселела и начала плясать, дед на гуслях играть, а старуха в ладоши хлопать. Жарко стало, старуха и открыла дверь, только ее и видели. И остался старик без шапки, старая в печке сгорела, а новая в лес ушла.
Чувашский танец
Ведущий: А мы продолжим путешествие.
(Звучит музыка, когда перестает играть музыка. Навстречу выходят дети в русских костюмах.)
Дети в русских костюмах: Здравствуйте друзья!
Если долго-долго-долго
На воздушном шаре нам лететь.
Если долго-долго-долго
На Россию нам смотреть
То увидим мы тогда
И леса и города,
Океанские просторы,
Ленты рек,озера,горы…
Мы увидим даль без края,
Тундру, где звенит весна,
И поймем тогда,какая
Наша Родина большая, необъятная страна.
Русский народный танец ”Балалайка”
На Руси было много веселых праздников: Святки, Рождество,Масленица. Время перехода от зимы к весне приходится на Масленицу-это время блинов, пирогов.
Оркестр”Масленица”
Выходят четыре ребенка в разных национальных костюмах читают стихотворение:
Живут в России разные
Народы с давних пор.
Одним тайга по нраву
Другим- степной дозор.
Одним милее осень,
Другим милей весна.
А Родина - Россия
У нас у всех одна.
Приложение 2.
Сценарий праздника, посвященному Дню города
Ведущая: Добрый день, дорогие ребята! Мы рады видеть вас в нашем уютном зале. Так уж повелось, что 30 августа мы отмечаем замечательный праздник «День нашего города». Собрались мы сегодня, чтобы сказать много добрых слов о любимом городе.
Ребенок 1: В самом сердце Поволжья
Среди оврагов и полей
На карте появился город,
Он стал родным тебе и мне!
Ребенок 2: Не найдете нигде по свету
Среди сотен иных городов
Лучше нашего, где рассветы
Улыбаются в окна домов!
Ребенок 3: Мы город свой с любовью украшаем,
Чтоб чисто и уютно было в нем
Ведь мы одна семья, семья большая,
Пусть хорошеет наш любимый дом.
Ребенок 4: Полюбуйтесь, как прекрасен
Город наш родной!
Не увидите нигде вы
Красоты такой!
(Слайд. Въезд город Заинск)
Ведущая: Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству.
Солнце ласково сияет
В небе голубом.
Мы о городе любимом
Звонко песню пропоем!
Песня
Реб: Слышишь песенку ручья-
Это Родина твоя!
Слышишь голос соловья-
Это Родина твоя!
Садик, где твои друзья? -
Это Родина твоя!
Руки матери твоей,
Шум ветвей и звон дождей.
И в саду смородина -
Это тоже Родина!
Ведущая: Каждый человек должен гордиться и любить то место, где он родился и вырос. Он должен помнить дом, где жил, игры, в которые играл в детстве. Родина для вас – это место, где вы родились, живете, где живут ваши родители, друзья, где ваш детский сад.
Дети: (Слайд. Детский сад «Колокольчик»)
1. В детском садике узнали
Мы прекрасные слова
Их впервые написали:
Мама, Родина, Друзья.
2. На моём рисунке мама и друзья,
На моём рисунке песенка ручья,
На моём рисунке радуга и я,
На моём рисунке родина моя.
В нашей стране живет много людей, они живут в больших городах и маленьких деревушках. Мы с вами живем в городе Заинске, прекрасном и очень древнем.
Воспитатель: Наш город красив. В нём живут люди разных профессий. Наши предки и современники трудились на благо нашего города. Ребята, сейчас я вам покажу старые фотографии жителей нашего города. А вы посмотрите внимательно, какими они были. (Слайды жителей города).
Воспитатель: Очень любят жители город. Многие гордятся, что живут в Заинске. Заинск наша малая Родина. Послушайте пословицы о родине.
• Человек без Родины – что соловей без песни.
• Чужбина - калина, родина - малина.
• Своя земля и в горсти мила.
• Родина - мать, умей за нее постоять.
• Глупа та птица, которой гнездо свое немило.
Дети:
1 –ребёнок
Место, где родился — Родиной зовут
Это имя свято в сердце берегут
Этот лес, речушку, песню соловья,-
С детства все родное позабыть нельзя.
Ведущая: К нам в гости пожаловала Сказочница. Встречаем ее. (Входит Сказочница) в татарском национальном костюме.
Сказочница: Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.
Сказка учит, сказка лечит, сказка, сказка мудрость нам дает.
С вами в сказку попадем – будем веселиться, бегать и играть.
Только надо сказку сначала отгадать.
Сказочница: Живет во дворце, смерть его в яйце. Над златом чахнет, не любит, когда русским духом пахнет. (Кощей).
Скажите, как зовут подружку Кощея? (Баба Яга)
Как называют Бабу - Ягу в татарских сказках? (Убыр)
Соревнование 1: (дети соревнуются между собой, зажав между ног веник. Бег до кубика и обратно.
Сказочница: Не зверь, не человек, в лесу живет, людям покоя не дает. Если встретит человека, может до смерти его защекотать. Найдешь его в татарской сказке. (Шурале). Кто автор сказки? (Г. Тукай).
Соревнование 2: Татарская игра «Разбей горшок»
Сказочница: Добрый доктор, друг зверей.
Человек не молодой, с усами, бородой,
Любит ребят, лечит зверят
Симпатичный на вид, он зовется? (Айболит).
Кто автор? (Чуковский К.).
Соревнование 3: Игра «Поставь градусник»(Первый игрок бежит к кубику, берет корзину с эстафетными палочками и ставит «градусники» каждому. Второй собирает у всех «градусники», кладет их в корзину и бежит к кубику).
Сазочница: По лесу гуляет,
О своих делах всем болтает.
Хозяина потеряла,
Всем об этом разболтала. (Татарская народная сказка «Болтливая утка»
Соревнование 5: Татарская игра «Чума урдек, чума каз»
Сказочница: Какие вы, ребята, молодцы! Умеете отгадывать загадки, играть, веселиться. А мне уже пора! До свидания! (Сказочница уходит)
Ведущая: Ребята, а какие достопримечательности есть у нас в Заинске? (дети перечисляют). А на какой реке стоит наш город? (дети отвечают)
2 –ребёнок
Мест красивых много,
Но в любой дали, краше Заинска
Нам уж не найти.
4–ребёнок
Родной городок — Заинск,
Улицы, тропинки, мосты
Здесь все мне до боли знакомо
Здесь люди добры и просты.
Воспитатель: Давайте все вместе отравимся на экскурсию по городу. (Физкультминутка)
Дети:
Мы по городу гуляем, Шагаем на месте
Мы свой город изучаем. Поставить руку «Козырьком» к голове
Справа есть высокий дом, Поднять правую руку
Обойдём его кругом
Слева домик ниже Левую руку вниз
Подойдём поближе. Шагаем на месте
Ну а это детский сад.
Тише! Указательный палец к губам
Там ребятки спят. Присесть, ладошки под голову.
Воспитатель: Посмотрите, как сильно изменился наш город в последние Дети: Собранье улиц, площадей,
Машин, автобусов, людей,
Многоэтажные дома
Стоят, как книжные тома
Но всё же любим город мы
За то, что с лета до зимы
Встречаем радостных друзей
А с ними можно и в музей,
И в парк пойти и на каток,
И погулять в любой денёк.
Воспитатель: В таком красивом городе живут только счастливые и дружные люди. (Песня «Дружба крепкая»), Мы гордимся своим городом, своей Родиной.
Выходит ребенок:
Мин яратам, сине, Татарстан!
Ал таннары очен яратам.
Кук кукереп яшен яшьнеп яуган
Янгырларын очен яратам.
Воспитатель: Ребята, мы с вами знаем очень много о нашем городе, о людях которые живут и работают в нём, я очень люблю свой город и искренне надеюсь, что вы вырастите и приумножите красоту и богатство нашего города Заинска. (Слайд. Город Заинск).
Приложение 3.
СЦЕНАРИЙ КОНЦЕРТА
«СПАСИБО ЗА НАШЕ СЧАСТЛИВОЕ ДЕТСТВО!».
Ведущая:
Здравствуйте, уважаемые гости и дети! 9 Мая – самый светлый, радостный праздник. 70 лет назад в этот день закончилась война с немецким фашизмом. Мы с благодарностью вспоминаем наших славных воинов – защитников, отстоявших мир в жестокой битве. Солдатам, матросам, лейтенантам, капитанам, генералам, маршалам мы обязаны тем, что живем сейчас под чистым, мирным небом. Вечная слава им!
И от моря, и до моря поднялись фронтовики.
И от моря и до моря встали русские полки.
Встали с русскими едины белорусы, латыши,
Люди вольной Украины, и армяне, и грузины, молдаване, чуваши.
Все достойные народы против общего врага,
Все, кому мила свобода и отчизна дорога! /С.Михалков/.
Ребенок 1:
Девятое мая: Победа, ура!
И взрослые знают все, и детвора,
Что в день этот славные наши герои
Врага победили, спасли нас с тобою!
Разучим стихи, ветеранов поздравим,
Букеты чудесных цветов им подарим,
Сегодня все рады отпраздновать люди,
Мы подвиг прославим, бойцов – не забудем! /Е.Шелыгина/.
Ведущая:
Ребята, посмотрите, пожалуйста на экран.
Презентация в формате Фото
«Мы подвиг прославим, бойцов – не забудем!
/звуковое сопровождение – песня «Последний бой» в исполнении
М. Ножкина. Слова и музыка М. Ножника/.
Ведущая:
За все, что есть сейчас у нас, за каждый наш счастливый час,
За то, что солнце светит нам, спасибо доблестным солдатам,
Что отстояли мир когда – то!
Спасибо Армии России, нашим дедам и отцам!
Ведь, правда, друзья, хорошо на планете,
Когда на планете хозяева - дети,
Недаром от песен и плясок звеня,
На детство надеется наша земля!
Песня " Тынычлык жыры"
Ведущая:
Все сегодня не такое, не такое, как всегда.
Все на улицу выходят, все потом кричат: «Ура!».
Всюду шумно, интересно, всюду весело и тесно,
В барабаны громко бьют, всюду пляшут и поют.
Танец «Огня ».
Ведущая:
День Победы – дня дороже нету!
День Победы – самый главный день!
В этот день на зависть всей планеты,
Все награды, Родина, надень!
Ребенок 2:
Мы о войне сейчас читаем книжки,
И смотрим про войну кино сейчас,
А раньше в нашем возрасте мальчишки
Могли бы сами написать рассказ.
Рассказ о силе, мужестве и славе,
Которые к победе привели.
Мы в этом мае снова их поздравим,
За то, что все сумели и смогли!
Ведущая:
Бой затих и не слышишь ты взрывов,
Облегченно вздохнул ты душой.
Замолчали раскаты зениток,
Прекратился жестокий тот бой.
Ребята, мы с вами уже говорили о том, что солдаты в редкие тихие минуты после боя писали своим родным теплые, душевные письма, пели песни. Потому что только песня, ожидание победы и радость встречи с родными помогали солдату выжить в этой страшной войне. Давайте вместе исполним любимую песню наших защитников.
Песня «Солдаты войны ».
Ведущая:
Много дней и ночей продолжалась страшная война. Ожесточенные бои шли и на нашей земле. На борьбу с врагом поднялся весь народ – от мала до велика. И рядовые солдаты, и генералы, и женщины, и дети – все верили в победу. Благодаря стойкости и отваге, мужеству и трудолюбию защитников выстояла и окрепла. И сейчас наш край – один из самых красивейших, богатейших, прекраснейших уголков необъятной Родины!
Песня «Күресем килә ».
Ребенок 3:
Мой прадед тоже воевал, имеет он награды,
Страну он нашу защищал под пулеметным градом!
Он за тебя и за меня на смерть шел из окопа,
А когда кончилась война, освобождал Европу!
Я прадедом своим горжусь, храню его награды,
Пока я в детский сад хожу, потом пойду в солдаты.
Служить я буду на границе и защищать свою страну,
Чтоб прадед мною мог гордиться, а я его – не подведу!
/Тамара Медведева-Дербок/
Ведущая:
Да, ребята, мы, взрослые, очень надеемся, что вы вырастите смелыми, благородными, честными и трудолюбивыми, и вы будете делать все, чтобы наш любимый край был самым красивым, самым богатым и самым благополучным! И вы с гордостью говорили о том месте, где вы живете!
Посмотрите вокруг! Зачарует краса! Нету края прекраснее нашего!
Золотятся хлеба, зеленеют леса, даль речная лазурью украшена.
Стихами и песнями славиться!
Песня «Мы вместе».
Ведущая:
В этот день весенний солнце ярче светит,
В этот день весенний радуются дети.
Всем на месте не сидится,
Хочется плясать и веселиться.
Ребенок 4:
Счастлив край, весел край, край – ты наша сила!
Ты цвети, наш край казачий, уголок России!
Танец «Родина моя».
«Танец с мячами»
Ведущая:
«Нет!» - заявляем мы войне, всем злым и черным силам.
Должна трава зеленой быть, а небо синим – синим!
Нам нужен разноцветный мир, и все мы будем рады,
Когда исчезнут на земле все пули и снаряды.
Ребенок 5:
Пусть пулеметы не строчат, и пушки грозные молчат,
Пусть в небе не клубится дым, пусть небо будет голубым,
Пусть бомбовозы по нему не прилетают ни к кому,
Не гибнут люди, города... Мир нужен на земле всегда!!! /Н.Найденова/
Ведущая:
Скольким детям возвратили детство, подарили радость и весну.
Рядовые Армии Советской – люди, победившие войну.
И в Берлине в праздничную дату был воздвигнут, чтоб стоять в веках,
Памятник советскому солдату с девочкой спасенной на руках. /Г. Рублев/.
У подножия памятника павшим солдатам всегда лежат живые цветы. Их приносят люди, в памяти которых навсегда останутся имена павших героев. Не забудьте и вы, ребята, возложить цветы в знак благодарности за наше мирное, голубое небо.
Благодарим, солдаты, вас за жизнь, за детство и весну,
За тишину, за мирный дом, за мир, в котором мы живем!
Пусть будет мир на всей земле, пусть будет мир всегда,
Чтоб нам расти для славных дел, для счастья и труда!
Еще раз с праздником вас, дорогие гости и дети! Счастья вам и благополучия! До свидания!