РАБОТА С ЗАМЕЩАЮЩИМИ СЕМЬЯМИ.
Сиротство остается одной из сложнейших общемировых социальных и научных проблем. Основанием для научных и практических разработок в области защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выступают гуманистические идеи, заложенные в Конвенции ООНо правах ребенка. Большинство стран мира, ратифицировав Конвенцию, согласились, что неотъемлемым правомребенка выступает его право жить и воспитываться в семье.
При нарушении развивающей среды биологической семьи ребенок имеет право на защиту и воспитание в семье замещающей. Жизнеустройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является одним из основных вызовов нашего времени. Пути социализации, вхождения таких детей в полноценную жизнь нелегки и весьмапротиворечивы.
Проблема сиротства является одной из острейших социально-психологических проблем любого общества, решение которой связывается с вопросами его дальнейшего существования.
В реализации современной государственной социальной политики в области защиты детей-сирот обозначилась четкая и долгосрочная тенденция перехода на семейные формы жизнеустройства детей, оставшихся без родительского попечения, и развития института замещающей семьи
Характеристика замещающих семей.
Замещающая семья – любая форма жизнеустройства или форма семейного воспитания (реабилитации) детей, нуждающихся в защите государства, где воспитатели и приемные родители не являются биологическими родителями ребенка (семья усыновителей, приемная, патронатная, опекунская семья, семейно-воспитательная группа, семейный детский дом и др.).
В современной России получили развитие несколько форм замещающих семей: семьи усыновителей, опекунские, приемные семьи, семейные детские дома, патронатные семьи, семейные воспитательные группы. Главная и общая их особенность в том, что в условиях семьи воспитываются чужие (небиологические) дети.
|
Воспитателями приемной, патронатной, семейной воспитательной группы могут быть совершеннолетние лица обоего пола, имеющие жилье, без вредных привычек, судимости, инвалидности I группы, прошедшие отбор, обследование, курс обучения по программе «Воспитатель замещающей семьи».
Наиболее распространенные виды замещающей семьи (опекунская, приемная, патронатная) применимы в ситуации, когда у ребенка установлен статус сироты. Патронатная семья является формой семейной реабилитации ребенка-сироты, устанавливаемой детским домом. Патронатный воспитатель также является сотрудником учреждения, получает заработную плату и средства на содержание ребенка, но предпочтительно, чтобы ребенок находился в одной семье до совершеннолетия, что помогло бы ему сформировать устойчивую привязанность, доверительное отношение к воспитателю, приобрести навыки самообслуживания, самостоятельности и ответственности, усвоить семейные обязанности, роли, культурные и нравственные ценности и нормы. Предпочтительно, чтобы патронатные семьи были полными, в возрасте от 28 до 55 лет, чтобы семья имела возможность, силы, здоровье и желание соответствовать потребностям ребенка в развитии, общении, организации культурного досуга, активного отдыха и спорта.
Социально-педагогическое сопровождение замещающих семей
|
Воспитательный потенциал семьи складывается из биологического, психологического, экономического и социального компонентов. Сопровождение приёмной семьи начинается с момента принятия будущими приёмными родителями решения о воспитании ребёнка в семье. Это один из самых ответственных моментов в работе с приёмной семьёй, позволяющий, оценить, как будущий процесс включения ребенка в семью будет оказывать влияние на характер функционирования семьи, изменять её. Ребенок, попадая в приёмную семью, взаимодействует не просто со взрослыми, которые занимаются его воспитанием, но и строит отношения со всей семьей в целом, т.е. имеет дело уже с системными семейными процессами.
Сопровождение потенциальных приемных родителей необходимо для оптимизации ресурсов семьи, выявление стратегии, тактики реагирования семьи в кризисных условиях, поиск оптимальных стабилизаторов в семейной системе, обучение ее самостоятельно справляться со стрессами, вызванными поиском приемным ребенком оптимального места в семейной системе. Дополнительной целью является развитие гибкости семейной системы и готовность к изменениям.
Социально-педагогическое сопровождение приёмной семьи более целесообразно проводить с учётом её поэтапного развития, то есть на всём протяжении её существования. Такой подход позволяет, с одной стороны, способствовать развитию гармоничных отношений в семье, решать сопутствующие проблемы, преодолевать кризисы, возникающие у приёмной семьи, а с другой, отслеживать стратегию её развития и прогнозировать возможные трудности.
|
Знание социальным педагогом представлений о содержании и формах оказываемой помощи является первым компонентомв модели социальных действий с семьей. Социальный педагог не может решить за семью все проблемы, он должен лишь активизировать ее на решение семейных проблем, добиться осознания возникшей проблемы, создать условия для ее успешного решения. Социально-педагогическая деятельность с семьей будет эффективна, если она будет основана на комплексном подходе. Изучение семьи и каждого ее члена как индивида (личности) строится на обязательном составлении характеристики микрорайона (в ней отражены все сущностные характеристики каждого жителя - его возраст, профессия, образование, интересы и т.д.), на основе получаемой обширной информации путем ознакомления с первичными материалами — личными делами учащихся (членов семьи). Второй компонент социальных действий с семьей на этом этапе предусматривает после составления характеристики микрорайона, изучение положения личности в семье и семьи -системы.
Выделяют следующую поэтапную технологию социального – педагогического сопровождения замещающей семьи.
Этап 1. Информативно-аналитический (срок до 1 месяца). Ключевым событием данного этапа является сбор информации о кандидатах в приемные родители.
2 этап. Подготовительный (может занимать от одного до трех и более месяцев). Ключевые события этого этапа: подготовка кандидатов в замещающие родители, подбор и подготовка ребенка для передачи на воспитание в замещающую семью.
3 этап. Социально-психологическое сопровождение замещающей семьи. Ключевое событие этого этапа заключается в оказании замещающей семье всесторонней помощи.
Адаптация детей в замещающей семье сталкивается со множеством психологических проблем. Определяются проблемные зоны приемной семьи:
Особенности развития кровных детей в условиях приемной семьи, их эмоционально-личностное благополучие и развитие. Психологическая совместимость или несовместимость приемных детей и родителей-воспитателей, приемных и кровных детей. Проблема вхождения приемных детей в семью, когда длительность процесса предполагает перестройку взаимоотношений в семье, смену социально-психологических ролей в семье.
Проблемы супружеских взаимоотношений. Помощь и поддержка специалистов в этих ситуациях является крайне необходимой и должна оказываться регулярно и своевременно.
Сопровождения замещающей семьи строится по направлениям:
– консультативное (индивидуальное консультирование по возникающим проблемам);
– коррекционное (коррекционно-развивающие занятия с ребенком);
– диагностическое (выявление причины возникновения проблемы);
– юридическое (правозащита интересов ребенка и семьи (в случае возникновения проблем юридического характера, связанных с воспитанием приемного ребенка));
– социальных (защита прав и интересов ребенка в замещающей семье, сохранение социальных гарантий).
Таким образом, социально-педагогическое сопровождение приемных детей – важное условие, которое может помочь детям-сиротам стать благополучными людьми, достойными гражданами. Во многом нормальное развитие приемных детей в приёмных семьях проходит благодаря личности педагога, который курирует семьи, его умению строить доброжелательные отношения, толерантности и профессиональной компетентности.