ВВЕДЕНИЕ
Природопользование является одной из сфер экономики и настоятельно требует новых подходов для решения назревших проблем. Социально-экономическое развитие общества в 20-м веке, ориентированно на быстрые темпы экономического роста и уже породило беспрецедентное причинение вреда окружающей природной среде.
Современное экологическое состояние территории России можно охарактеризовать как крайне тяжелое. Спад производства не повлек интенсивного снижения уровня загрязнения, так как в экономически кризисных условиях предприятия стали экономить и на природоохранные затратах. Форсированная эксплуатация ресурсов в ходе научно-технического прогресса стала причиной обострения экологической ситуации во многих регионах, роста антропогенных нагрузок на природу. Это проявилось в ухудшении качества окружающей среды, истощении природно-ресурсного потенциала и деградации наземных и водных экосистем. Так, в результате загрязнения водных источников и их истощения в целом по России около 50 % питьевой воды не соответствует нормативным требованиям (1,с.29).
В настоящее время экологические перегрузки уже реально снижают качество жизни большинства населения. В целом же вклад экологического фактора в ухудшение здоровья людей оценивается на уровне 10-30 %, в том числе по онкологическим заболеваниям около 50 % (25.с.17).
Состояние окружающей среды становится серьезным ограничением для экономического и социального развития крупных городов и промышленных регионов. Все это свидетельствует о серьезном кризисе реализуемой в последние годы политики природопользования и необходимости управления природоохранной деятельностью.
|
До 1988 года в стране не функционировало целостного механизма природопользования. Его отдельные инструменты действовали разрознено, без необходимого взаимодействия друг с другом. Законодательное признание приоритетности вопросов охраны природы в процессе хозяйственной деятельности на практике не выполнялось. Решение о реализации крупномасштабных проектов преобразования природы принимались исходя из производственных потребностей развития отдельных отраслей (48.с.112). Экологический фактор в проектных документах рассматривался в последнюю очередь - в соответствующем разделе технико-экономических обоснований определялись мероприятия, призванные снизить негативное влияние на окружающую среду производственной деятельности проектируемого проекта. Отсутствовали экономические стимулы в реализации природоохранных мероприятия. Только в последующие годы после принятия основного природоохранного закона и ряда постановлений правительства. а также проведения во многих регионах экономического эксперимента по совершенствованию хозяйственного механизма природопользования и дальнейшего применения его результатов на практике проблеме управления природопользованием стало уделяться должное внимание.
К числу основных природопользователей и загрязнителей окружающей среды относятся промышленные предприятия. Поэтому совершенствование природоохранной деятельности на предприятии имеет ключевое значение для решения экологических проблем. Решение их возможно лишь при более пристальном рассмотрении. Переходя от проблем общероссийского масштаба к региональной ситуации, следует обратить внимание на тот факт, что поволжский регион, в частности Волгоградская область, к сожалению, не могут претендовать на звание «экологически чистого региона». Это, в частности, объясняется концентрацией большого количества промышленных предприятий, расположенных вблизи жилых кварталов, которые загрязняют атмосферный воздух, водные объекты, занимают большие площади под размещение отходов.
|
Анализ экологической ситуации в нашем городе может послужить актуальной проблемой для изучения и одним из важных ее звеньев является управление природопользованием на одном из крупнейших в России химических предприятий – ОАО «Химром».
Выбор темы данной дипломной работы предопределен следующими обстоятельствами:
- обостряющимся вниманием к проблеме устойчивого развития общества, невозможного без учета экологического фактора;
- формированием и совершенствованием нового механизма природопользования, и в частности практических методов управления природоохранной деятельностью;
- разработкой новых эколого-экономических требований, предъявляемых к природопользователям.
Целью работы является анализ природоохранной деятельности предприятия - природопользователя.
Объект исследования - природоохранная деятельность предприятия в современных условиях.
Предмет исследования: отношения, которые возникают в результате осуществления природоохранной деятельности.
Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1. рассмотрение методологических основ природопользования и выявление эффективных методов управления природоохранной деятельности;
|
2. изучение практических инструментов механизма природопользования;
3. охарактеризование механизма управления природоохранной деятельности на ОАО "Химпром";
4.определение экономической эффективности проводимых природоохранных мероприятий на предприятии.
При написании дипломной работы для раскрытия основных понятий и методологических основ природопользования были использованы научные труды отечественных авторов, такие как Голуб В.А., Протасов В.Ф., Хачатуров Т.С., Гирусов Э.В., Яндыганов Я.Я. и других специалистов, занимающихся проблематикой по вопросам рассматриваемым в дипломной работе.
В качестве информационной базы использованы статистические и отчетные данные ОАО "Химпром", материалы по оценке природоохранных мероприятия предприятия и документы государственных органов.
Структура дипломной работы: дипломная работа содержит 54 страницы печатного текста, в то числе введение, 2 главы, заключение, 11 таблиц, 1 схему, 2 диаграммы. Список использованной литературы насчитывает 54 источника.
Глава 1. Сущность взаимодействия экономики с окружающей средой в рамках общественного производства.
1.1. Экологическая ситуация в России на современном этапе.
Российская Федерация – крупнейшая страна мира с территорией более 17млн.кв.км., которая простирается от Балтийского моря до Тихого океана, от Северного Ледовитого океана до Черного и Каспийского морей. Россию отличают неоднородный климат и большое разнообразие ландшафтов и природных зон. В России огромные площади пахотных земель; ни одна страна мира не имеет такую большую площадь лесов; велики запасы пресной воды. Россия богата природными ресурсами и занимает первое место в мире по разведанным запасам природного газа, железной руды, угля, асбеста, цинка и других полезных ископаемых. Около двух третей площади страны (более 10 млн. км.) – это территории, почти не затронутые хозяйственной деятельностью, на которых сохранились сплошные массивы ненарушенных экосистем. В европейской части это, прежде всего, северо-восточные территории; в азиатской – почти весь север Восточной Сибири и Дальнего Востока, а также обширные районы Западной Сибири. Эти массивы образуют крупнейший в мире центр стабилизации окружающей среды, представляющий собой уникальный ресурс для восстановления биосферы Земли.
В то же время экологическое состояние 15% территории России не соответствует нормативам. Здесь сосредоточены основная часть населения, производственные мощности и наиболее продуктивные сельскохозяйственные угодья. Анализ экологической ситуации в Российской Федерации за последние годы свидетельствует о том, что экологическая обстановка на территориях, наиболее развитых экономически, остается неблагополучной, а загрязнение природной среды – достаточно высоким. Регионы, в которых сосредоточены объекты тяжелой промышленности, нефтегазовой и горнорудной отраслей, черной и цветной металлургии, характеризуются неблагоприятной экологической обстановкой. По-прежнему сотни городов и поселков страны имеют среднегодовые уровни загрязнения атмосферного воздуха, превышающие санитарно-гигиенические нормы.
Наибольшее негативное воздействие на атмосферный воздух оказывают промышленность и автомобильный транспорт. Не отвечает нормативным требованиям качество воды в большинстве водных объектов России. Не улучшилось за последние годы положение и с качеством питьевой воды. Сохраняется тенденция сокращения площадей продуктивных сельскохозяйственных угодий по причине их деградации в результате эрозии почв, снижения плодородия, накопления вредных веществ. Лесные пожары остаются основным фактором, снижающим экологический и ресурсный потенциал лесов Российской Федерации. Сохраняет остроту проблема обезвреживания и переработки бытовых и промышленных отходов, представляющих реальную угрозу здоровью населения и экосистем.
И все это – несмотря на спад производства и связанное с этим снижение загрязнения окружающей среды в большинстве отраслей экономики, на осуществление в последнее время целого комплекса природоохранных мер – от многочисленных экологических программ как федерального, так и регионального значения до мероприятий на хозяйственных объектах (промышленных предприятиях, сельскохозяйственных объединениях, на транспорте и в коммунальном секторе). Начавшийся в 2000 г. рост выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух продолжался и в 2001 г. В целом по России выбросы от стационарных источников составили 19,1 млн. т (на 1,6% больше, чем в 2000 г.) и приблизились к показателям 1997 г. Объем выбросов твердых веществ сохранился на уровне 2000 г. (2,97 млн. т), выбросы оксида углерода увеличились на 3% (5,15 млн. т), углеводородов – на 1,4% (2,72 млн. т), летучих органических соединений – на 33% (1,13 млн. т), выбросы диоксида серы составили 5,25 млн. т, или 97,2% к уровню 2000 г., оксидов азота – 1,б8 млн. т (98,9%).
Диаграмма 1.
Источник: Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2001 году»
Валовые выбросы загрязняющих веществ в воздушный бассейн от стационарных источников распределяются по федеральным округам следующим образом: Сибирский– 30%, Уральский – 25%, Приволжский – 15%, Северо-Западный – 12%, Центральный – 8%, Южный и Дальневосточный – по 5%. В 1993 г, до 50% объема выбросов загрязняющих веществ в атмосферу приходилось на 11 субъектов Федерации, в 1998 г. – на 9, в 2001 г. – на 8. Красноярский край в течение этих лет занимает лидирующее положение (из-за выбросов ОАО "Норильская горная компания", г. Норильск). Свердловская область, имея постоянную долю в валовых выбросах, равную 7%, уступила в 2001 г. второе место Ханты- Мансийскому автономному округу (9%). В пятерку крупнейших по объему выбросов субъектов Федерации входят также Челябинская и Кемеровская области. Динамика выбросов отражена в диаграмме 1. По данным государственного водного кадастра, в 2001 г. использовано на хозяйственно-питьевые и производственные нужды, на нужды орошения и сельскохозяйственного водоснабжения, на прочие нужды 66,8 км' воды (99,8% к уровню 2000 г.). Без изменения остается показатель экономии воды за счет эксплуатации систем оборотного водоснабжения (77,0%). В поверхностные водные объекты страны в 2001 г. поступило 54,7 км' сточных вод (98,4% к уровню 2000 г.), из которых 36,2% – загрязненные сточные воды, 4,6% – нормативно очищенные,59,2% – нормативно чистые. Динамика сброса отражена в диаграмме 2. Суммарный объем сброса загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты России в 2001 г. снизился и составил 19,8 км' (97,5% к уровню 2000 г.).
Диаграмма 2.
Источник: Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2001 году»
Распределение объема загрязненных сточных вод по федеральным округам выглядит следующим образом: Центральный – 24%, Северно-Западный и Приволжский – по 1.8%, Сибирский – 15%, Южный – 11%, Уральский – 9%, Дальневосточный – 5%. В 1993 г. до 50% объема загрязненных сточных вод сбрасывались на территориях 8 субъектов Российской Федерации, в 1998 г. и 2001 г. – на 11. Лидирующее место занимает г. Москва (10 – 13%), на второе место в 2001 г. вышел г. Санкт-Петербург, отодвинув на третьем месте Краснодарский край. Постоянно на четвертом месте среди субъектов Федерации – Иркутская область.
Распределение объема токсичных отходов, образовавшихся в Российской Федерации в 2001 г., по федеральным округам имеет следующий вид: Сибирский – 32%, Приволжский– 16%, Северо-Западный и Уральский – по
15%, Центральный – 12%, Южный – 7%, Дальневосточный – 3%. Согласно данным Госкомсата России по 13,4 тыс. предприятий, в Российской Федерации в 2001г. образовалось 139 млн.тн. токсичных отходов производства и потребления (на 9% больше, чем в 2000г.), из которых 93% - отходы 4 класса опасности, 5,3% - отходы 3 класса опасности, 1,4% - 2 класса, 0,3% - отходы 1 класса опасности. Использовано и полностью обезврежено 36,5% токсичных отходов, образовавшихся за год.
Анализ экологической ситуации в России свидетельствует о том, что кризисные тенденции, с полной отчетливостью проявившиеся в предшествующие 15 лет, не преодолены, а в отдельных аспектах даже углубляются, несмотря на принимаемые меры. Из-за нестабильной работы большинства предприятий, их тяжелого финансового положения, недостаточности бюджетного финансирования выполнение природоохранных мероприятий осуществляется в совершенно недостаточных объемах. Высокая степень износа технологического оборудования на предприятиях химической, нефтехимической, микробиологической промышленности чревата техногенными авариями с последующим химическим заражением территории.
Подъем экономики России должен изменить негативные тенденции показателей энергоемкости и ресурсоемкости производства. Это необходимо не только для решения экологических задач, но и для развития производства, так как только в этом случае можно обеспечить экономическую эффективность производства в долгосрочном аспекте и конкурентоспособность продукции на мировом рынке.
Анализ экологической ситуации в России свидетельствует о том, что наибольшее негативное влияние на состояние окружающей среды оказывают предприятия химического комплекса: применяемые в отрасли экологически несовершенные производства являются источниками загрязнения атмосферного воздуха многими специфическими веществами в концентрациях, значительно превышающих допустимые – 6% от общих выбросов по России; загрязнение сточных и подземных вод химическими предприятиями – доля очистки около 30 %.
Относительно Волгоградской области: город Волгоград, находится в регионе, где десятилетиями наращивался потенциал производительных сил и шло экстенсивное использование природных ресурсов при приоритете развития энергетики, машиностроения, металлургии, химии и нефтехимии. Пренебрежение вопросами экологической безопасности при развитии промышленного комплекса привело к повсеместному загрязнению окружающей среды. В результате такой экстенсивной стратегии хозяйствования в городе сложилась крайне тяжелая экологическая обстановка. Качество атмосферного воздуха по многим показателям не отвечает санитарно-гигиеническим требованиям, так как наблюдается превышение концентрации ПДК ряда веществ (бенз(а)пирена, фтористого водорода, аммиака, формальдегида, двуокиси азота). Максимально разовые концентрации двуокиси азота и сероводорода достигают 8-10 ПДК (47, с.19)
Источниками такого антропогенного загрязнения являются как дымовые трубы промышленных предприятий, электростанций, котельных, так и речной, железнодорожный, автомобильный транспорт. Особенно велико загрязнение воздуха в Красноармейском и Кировском районах города, где расположены крупные предприятия-загрязнители и пруды-накопители химических и нефтехимических производств, цветной металлургии, из которых испаряются вредные вещества и создается токсический туман (15, с.347)
Основными загрязняющими веществами в выбросах являются твердые частицы (пыль, сажа, металлы) и газообразные вещества (окись углерода, двуокись серы).
Так по данным Волгоградского центра по гидрометеорологии, за последние пять лет уровень загрязнения пылью, оксидами, сажей, аммиаком, формальдегидом увеличился, а фтористым и хлористым водородом снизился. В результате даже при общей тенденции к свертыванию производственных программ выбросы вредных веществ в окружающую среду снижаются неадекватно. Вместе с тем из-за несовершенства технологических процессом сокращение выбросов вредных веществ в атмосферу не находится в прямой зависимости от сокращения выпуска продукции (25, с.112) В последние годы практически прекращено природоохранное строительство. При этом допускается эксплуатация морально и физически устаревшего технологического оборудования, не обеспечивающего экологических требований. В итоге в атмосферный воздух ежегодно выбрасывается более 128000 тонн загрязняющих веществ 200 наименований.
Значительный вклад в загрязнение атмосферного воздуха города вносят передвижные источники - транспортные средства. Кроме того, современный город с миллионным населением, использует свыше 300 000 кубических метров воды в сутки, из которых большая часть (примерно 75-80 %) превращается в сточные воды. Весьма остро в городе стоит проблема несанкционированных стихийных свалок. Ориентировочная площадь этих свалок составляет 5-10 квадратных километров. Неконтролируемое складирование отходов с неопределенным классом опасности на неподготовленные площади, находящиеся, как правило, на пониженных участках рельефа, по склонам балок и оврагов, приводят к загрязнению окружающей среды, не поддающемуся оценке. Очевидно, что накопление любых видав отходов, отнимая значительные площади, загрязняя почву, поверхностные и подземные воды, атмосферу не имеют перспективу.
За годы реформ уменьшились выбросы практически на всех предприятиях города, но снижение валового выброса объясняется не реализацией природоохранных мероприятий, а свертыванием производственной программы, спадом производства, в том числе в отраслях, являющихся основными загрязнителями - теплоэнергетика, химия, черная и цветная металлургия, промышленность строительных материалов.
Возникает фундаментальное нарушение окружающей среды в результате неоправданно большого расширения деятельности человека, которое не может быть выправлено инженерными или технологическими средствами. Следовательно, необходимо искать пути восстановления разрушаемой человеком биосферы. Одним из направлений в данной сфере является контроль процесса природопользования и управление природоохранной деятельностью непосредственно на предприятии-природопользователе.
.
1.2. Предприятие как экологическая субсистема.
Совершенствование природоохранной деятельности на предприятии имеет ключевое значение для решения экологических проблем. Станет ли предприятие на путь перехода к рациональному природопользованию зависит от того, насколько четко все лица, имеющие отношение к принятию и исполнению управленческих решений, осознают стратегическую необходимость действовать в соответствии с принципами рационального природопользования. Не слишком длинный, но уже достаточно богатый опыт внедрения принципов рационального природопользования убедительно показывает, что предприятия, которые культивируют самое серьезное отношение к вопросам защиты ОС, приобретают значительные преимущества в развитии по сравнению с предприятиями, не оценивающими в должной мере всю серьезность этой проблемы. Очень часто последние рассматривают природоохранную политику и экологические стандарты как угрозу успешности развития собственных производств, игнорируя то обстоятельство, что практика рационального природопользования несет предприятию ряд существенных преимуществ и выгод.
Во-первых, это снижение издержек:
· экономия вследствие снижения ресурсо- и энергопотребления;
· экономия в результате повторной утилизации, продажи побочных продуктов и отходов производства;
· минимальные платы за ресурсы и загрязнение ОС;
Во-вторых, это рост доходов:
· более высоте цены за экологически чистую продукцию; более высокая конкурентоспособность;
· создание совершенно новых видов продукции;
· возрастание спроса на традиционные виды продукции с лучшими экологическими показателями;
В-третьих, к преимуществам стратегического плана следует отнести:
· благоприятный имидж в глазах общественности и потенциальных партнеров и инвесторов;
· способность к постоянному обновлению ассортимента продукции; формирование творческого коллектива, объединенного общими целями и идеологией;
· благоприятные и конструктивные взаимоотношения с органами власти и управления, общественностью и «зелеными» движениями;
· рост возможностей выхода на экспорт продукции.
Если на предприятии не будет осуществляться политика, ориентирующая на снижение негативных воздействий на ОС, то, это приведет в итоге к снижению экономической эффективности их функционирования, конкурентоспособности и исключению их из сферы общественного производства.
Управление природопользованием на предприятии осуществляется по следующим основным направлениям:
· планирование охраны ОС и ресурсосбережения,
· стимулирование природоохранной деятельности структурных подразделений предприятия,
· внутрипроизводственный контроль,
· экологическое просвещение работников предприятия,
· учет и отчетность в природоохранной сфере.
С управленческой точки зрения под термином «природоохранная деятельность» следует понимать в первую очередь исключение любых возможностей нанесения прямого или косвенного вреда природной среде, которые возникают в основном в результате различных нарушений в работе предприятия, в т.ч. отклонении в технологических и других режимах, организационных неполадок или ошибок персонала предприятий, ведущим к утечкам и выбросам в ОС опасных и вредных веществ, загрязнениям атмосферы, водных ресурсов и почвы, а в итоге к серьезным нарушениям в природных процессах, в т.ч. и в глобальном масштабе. В число причин негативных экологических явлений следует включать также и промышленные аварии с тяжелыми последствиями, во многом происходящие из-за нарушений производственной дисциплины, отклонений от проектной документации, нарушений различных инструкций. Именно недоработки в организационно-управленческих вопросах ведут в большинстве случаев к срывам в работе технопромышленных систем и, как следствие, к нанесению серьезного экологического вреда.
Другими словами, природоохранная деятельность предприятия (ПДП) представляет собой комплекс мероприятий, направленных на предотвращение, уменьшение, ликвидацию последствий вредного воздействия основной производственной деятельности на ОС.
Существует два основных направления природоохранной деятельности на предприятии.
Первое – очистка вредных выбросов предприятий. Сюда относятся обезвреживание, ликвидация или утилизация вредных отходов путем создания разного рода природоохранных объектов – сооружений по очистке промышленных и бытовых сточных вод, газо- пылеулавливающего оборудования, утилизационных установок мусороперерабатывающих заводов, установок по сбросу жидких и твердых отходов. Хотя данное направление борьбы с загрязнениями и способствует сокращению их уровня, все же оно малоэффективно, т.к. обезвреживание, в свою очередь требует больших затрат ресурсов, а очистка одних компонентов приводит к концентрации других.
Второе направление – устранение самих причин загрязнения, т.е. разработка ресурсосберегающих и малоотходных технологий производства. Этот путь является наиболее эффективным и экономичным.
К основным видам природоохранной деятельности на предприятии относятся:
1. Разработка и совершенствование природоохранных процессов, включая научно-исследовательские работы, проектирование, конструирование и освоение в целях экономии природных ресурсов и сокращения негативного воздействия на окружающую природную среду:
· Более полное использование исходного материала,
· Разработка и внедрение новых изделий, производство и потребление которых связано с меньшим загрязнением природной среды и потреблением ресурсов,
· Утилизация образующихся отходов,
· Повышение степени и улучшение качества обезвреживания производственных отходов,
· Снижение уровня производственно-транспортных шумов.
2. Проведение экологической экспертизы выпускаемой продукции.
3. Снятия с производства экологически опасной продукции.
4. Строительство и оборудование природоохранных и ресурсосберегающих объектов, таких как:
a. Газоочистные пылеулавливающие и водоочистные установки, аппараты и сооружения,
b. Опытные установки и цеха, связанные с разработкой методов очистки производственных отходов,
c. Системы водо- и воздухоснабжения с замкнутыми циклами,
d. Склады, отвалы, отстойники, шлаконакопители для хранения отходов, их уничтожения и обезвреживания,
e. Установки и цеха для комплексной переработки сырья.
5. Содержание и эксплуатация очистных сооружений утилизационных установок, отвалов, шлаконакопителей.
6. Повышение эффективности и мощности существующих очистных сооружений и утилизационных установок.
7. Контроль за работой природоохранных объектов: разработка новых и усовершенствование имеющихся методов контроля и соответствующего оборудования для него, приобретение или изготовление контрольно-измерительных приборов.
8. обработка и удаление твердых производственных отходов.
9. содержание зеленых насаждений на территории предприятия.
10.Рекультивация земель для дальнейшего использования.
Природоохранная деятельность эффективна лишь в том случае, если она преследует конкретную цель – достижение определенного качества природной среды. Ныне разработана и действует система нормирования как качества среды в целом, так и ее отдельных элементов (воздуха, воды, почвы). Наличие научно обоснованных, возведенных в ранг закона норм качества природной среды позволяет дать оценку сложившейся экологической ситуации, сформулировать цели и задачи природоохранной деятельности, определить ее эффективность.
В настоящее время выработаны следующие приоритеты при осуществлении природоохранной деятельности предприятия. На первом этапе финансовые и материальные ресурсы должны быть сосредоточены преимущественно на обновлении технологических процессов и выводе из эксплуатации устаревших экологически опасных производств. Основным резервом повышения эффективности природоохранной деятельности на предприятии является строгое соблюдение технологической дисциплины при проведении единовременного учета загрязнений и паспортизации источников выбросов и сбросов, при установлении нормативов предельно допустимых выбросов и сбросов и при укреплении материально-технической базы контролирующих органов.
На втором этапе необходимо направить ресурсы на интенсификацию природоохранной и природовосстановительной деятельности и дальнейшее углубление ресурсосбережения. Для этого удовлетворение растущих потребностей в сырье должно осуществляться за счет ресурсосбережения, комплексного использования сырья, глубокой переработки отходов, замены энерго- и ресурсоемкого оборудования на сберегающее.
Первоочередной задачей является получение полной информации о всех воздействиях предприятия на ОС. Для этого должны быть определены:
· перечень загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферу;
· перечень загрязняющих веществ (ЗВ), сбрасываемых в воду;
· источники выбросов и сбросов ЗВ;
· реальные объемы выбрасываемых и сбрасываемых ЗВ (по каждому
веществу) по каждому источнику;
· состояние очистного оборудования на предприятии.
Материалы инвентаризации представляются в территориальное подразделение Минприроды РФ, которое на основании данных по всем предприятиям контролируемой территории выявляет основных загрязнителей ОС по каждому ЗВ, определяют по каждому из них то, по каким ЗВ они должны вести первичный учет вредных воздействий на ОС и предоставлять ежегодную статистическую отчетность. Эти материалы служат исходной информацией для составления экологического паспорта предприятия, который позволяет создать:
· единый информационный документ, в котором отражены данные о выбросах предприятия во все природные среды, позволяющие оценить его комплексное воздействие на ОС;
· информационную базу для оценки экологических характеристик используемых технологий, эффективности использования сырьевых, топливных энергетических, водных, земельных и других ресурсов;
· основу для лицензирования природопользования через плату за загрязнение ОС и использование природных ресурсов;
· экономический механизм стимулирования предприятия по сокращению вредных воздействий на ОС путем совершенствования технологий и уменьшения использования природных и энергетических ресурсов.
Экологический паспорт – это информационный документ. Он включает в себя подавляющую часть сведений, которые отражены в имеющейся на предприятии первичной отчетной документации. Ныне в него введен и ряд новых разделов, отражающих такие стороны деятельности предприятия, как рациональное использование сырья, топлива, энергии, утилизация отходов. Наличие у предприятия экологического паспорта позволяет поставить перед его руководством вопрос о необходимости проведения ресурсосберегающей политики.
Для осуществления же всего комплекса перечисленных работ требуется создание специальных служб управления природоохранной деятельностью на предприятии.