До сих пор общепринятым является определение инфляции как процесса обесценения денег, который происходит в результате переполнения каналов обращения денежными средствами и роста цен. Однако такое определение нельзя считать полным. С 60—70-х годов утверждается трактовка инфляции как многофакторного процесса. В западную теорию инфляции начинают проникать идеи теории цены, оттесняя господствовавшую ранее теорию денег.
Более корректным является определение инфляции как дисбаланса между совокупным спросом и совокупным предложением. Оно подчеркивает, что инфляция отражает повышение общего уровня цен в стране, а не на рынке какого-то отдельного товара.
В мировой экономической литературе обычно выделяются следующие общие для всех стран причины инфляции.
1. Рост государственного сектора и вмешательства государства в
экономику. Все это ведет к несбалансированности государственных
расходов и доходов, которая выражается в дефиците госбюджета. Финансирование последнего за счет займов в Центральном банке, т.е. не
контролируемой денежной эмиссии, неизбежно приводит к росту массы
денег в обращении. Аналогичные последствия может вызвать и непроизводительное потребление национального дохода (например, на военные цели или осуществление "проектов века"). Военные расходы создают дополнительный платежеспособный спрос, ведущий к росту денежной массы без соответствующего товарного покрытия.
2. Появление крупных институтов частной власти в лице крупнейших фирм и транснациональных корпораций, с одной стороны, и
профсоюзов, с другой. Любой монополист или олигополист заинтересован в создании дефицита (сокращении производства и предложения то
варов), который позволяет ему поддерживать высокий уровень цен.
Аналогичным образом действуют и профсоюзы, ссылаясь на необходимость поддержания жизненного уровня своих членов. Таким образом, совместные усилия заставляют цены и зарплату двигаться только вверх.
3. Экономика становится все более сервисно ориентированной.
Производительность же труда в сфере услуг растет медленнее, чем в
производстве товаров, что, впрочем, не сказывается на оплате труда
занятых в ней работников.
4. Широкое распространение получили механизмы индексирования
доходов. Последние существенно меняют принципы функционирования
экономики. Более высокие цены теперь не удерживают потребителей от
покупок, а делают их ожидания и позиции гораздо более агрессивными.
Правительство, руководствуясь благой целью обеспечения социальной
стабильности и сдерживания рецессии, удовлетворяет растущие требования маргинальных слоев общества и тем самым фактически
"смазывает" тормозные башмаки инфляции.
5. Рост открытости национальных экономик и расширение миро
хозяйственных связей увеличивает опасность "импортируемой" инфляции, т.е. той, которая является следствием роста цен на зарубежные
ресурсы и колебаний курсов валют.
6. Отсутствие должного контроля за денежной массой и неоправданная эмиссия бумажных денег. Это неизбежно приводит к появлению на рынке денежной массы, не обеспеченной товарами. В результате цены на товары начинают расти на всех рынках, создавая основу инфляционного процесса.
7. Нерациональная структура экономики.
Однако инфляция наряду с общими чертами всегда отражает особенности той экономической почвы, на которой она формируется. Даже беглый анализ предреформенного состояния экономики России показывает, что истоки отечественной инфляции лежат не в денежной и финансовой сферах. Генерирующие инфляцию факторы были унаследованы от прежней структуры российской экономики, для которой были характерны глубокая разбалансированность и диспропорции (несоответствие структуры производства товаров и услуг реальным потребностям экономики и потребительского сектора; гигантские расходы на содержанке ВПК и армии; отсталость предприятий гражданского комплекса; многочисленные дефициты, фактически высокая скрытая инфляция; наличие большого числа супермонополий в лице министерств и ведомств).
Таким образом, в отечественной экономической мысли последнего времени появилось осознание того, что инфляция не только денежный и производственный феномен, а сложное социально-экономическое явление, порождаемое диспропорциями воспроизводства в различных сферах рыночного хозяйства.
Инфляция измеряется ростом цен. Чаще всего для этих целей используются показатели, характеризующие динамику последних. Базовыми показателями при этом служат индексы цен.
В самом общем смысле под ними понимается процентное отношение средневзвешенных цен одного периода к средневзвешенным ценам базового периода. В мировой практике применяются следующие из них: индексы оптовых цен, индексы розничных (потребительских) цен, индексы цен - дефляторы ВНП, индексы экспортных и импортных цен и др.
Индекс оптовых цен(индекс цен производителей - PPI) включает три группы товаров - конечные товары, готовые для использования, но не проданные потребителям, промежуточные товары, а также сырье, подготовленное для дальнейшей переработки. Он показывает изменение среднего уровня продажных цен промышленных и строительных предприятий и компаний, а также продукции ферм.
Индекс потребительских (розничных) цен(consumer price index -CPI) рассчитывается для группы товаров и услуг, входящих в потребительскую корзину среднего городского жителя (в США это 265 товаров и услуг по 85 городам страны). В общем виде его можно представить так:
Под индексами цен, используемыми в роли дефляторов ВНП, понимается группа индексов, характеризующих изменение рыночных цен на важнейшие компоненты конечной продукции и услуг. Они отличаются от ИПЦ тем, что оценивают стоимость текущего объема производства в текущих ценах. Кроме того, дефлятор связан с товарами и услугами, которые его образуют, тогда как ИПЦ - лишь с теми, которые входят в потребительскую корзину. Он выглядит следующим образом:
По индексам цен осуществляется разделение инфляции на виды. Количественно оно не абсолютно. В каждой конкретной стране, в конкретный период оно может разным. Так, если диапазон ползучей (умеренной) инфляция в 70-е годы в США и Западной Европе оценивался от 3 до 10%, то в 80-е годы - в пределах 4-6% в год. В таких условиях сохраняется стоимость денег и поэтому для предпринимателей отсутствует риск заключения контрактов в текущих ценах.
Второй вид - галопирующая инфляция.При ней цены начинают удваиваться, утраиваться ежегодно (рост цен составляет 20-200% в год). Эта инфляция вызывает беспокойство населения и предпринимателей, приводит к стремлению избавиться от денег путем покупки товаров и недвижимости с целью сохранения реальной стоимости активов. Она заставляет банки отказывать в предоставлении ссуды с фиксированным процентом, а предпринимателей - не заключать контракты на основе индексации.
Главная опасность галопирующей инфляции состоит в том, что она незаметно перерастает в наиболее опасную как в экономическом, так и в социальном плане разновидность инфляции - гиперинфляцию, при которой рост цен достигает десятикратного или большего ежегодного увеличения (если точнее, то более 1000% в год, или более 50% в неделю). Гиперинфляция представляет собой экстраординарный период времени, на протяжении которого нестабильность цен становится столь значительной, что начинает доминировать в повседневной жизни, приводит к дезорганизации производства и рынка, а также к перераспределению доходов и богатства в обществе.
Она оказывает разрушительное воздействие на объем национального производства, занятость и денежное обращение. Деньги фактически теряют цену и перестают выполнять свои функции в качестве меры стоимости и средства обращения.
Существуют и другие критерии, в соответствии с которыми выделяются виды инфляции: сбалансированность и ожидаемость.
При сбалансированной инфляции цены различных товаров неизменны относительно друг друга, а при несбалансированной - постоянно изменяются по отношению друг к другу, причем в различных пропорциях.
Под ожидаемой инфляцией понимается инфляция, которая предсказывается и прогнозируется заранее (фактически же она "планируется" правительством страны при разработке госбюджета). Неожиданная инфляция характеризуется внезапным скачком цен, что негативно сказывается на денежном обращении и налогообложении, а также может спровоцировать и подстегнуть инфляционные ожидания.
Главным отрицательным последствием инфляции является перераспределение доходов и богатства. Этот процесс возможен в тех условиях, когда доходы не индексированы, а кредиты предоставляются без учета ожидаемого уровня инфляции. Она ведет к перераспределению национального дохода, которое происходит по различным направлениям:
1) между разными сферами производства и регионами, в силу неравномерного роста цен;
2)между населением и государством, так как последнее использует
излишнюю денежную эмиссию в качестве дополнительного источника своих доходов. Выпуская не обеспеченные товарами бумажные деньги, оно фактически осуществляет скрытое налогообложение граждан через действие эффекта инфляционного налогообложения.
3) между классами и слоями населения. Быстрое социальное расслоение, углубление имущественного неравенства - это неизбежные спутники инфляции. Последняя негативно влияет на благосостояние населения сразу по двум направлениям — через сбережения и текущее потребление.
Инфляция особенно опасна для тех категорий населения, которые получают фиксированные доходы: пенсионеров, учащихся, иждивенцев и пр. Именно у этих слоев населения преобладающую роль в активах играют наличные денежные средства и накопления, аккумулированные в кредитных учреждениях. С ростом цен их реальная стоимость (покупательная способность) уменьшается.
Инфляция также перераспределяет доходы между дебиторами и кредиторами. В частности, непредвиденная инфляция приносит выгоду первым (получателям ссуды) за счет вторых (ссудодателей) при условии, конечно, что договора о кредитовании не предусматривали пересмотра ставок в зависимости от темпа роста цен.
Высокая инфляция эффективно противодействует экономическому росту. При среднегодовых темпах инфляции около 40% и выше экономический рост, как правило, прекращается. Верно и обратное: чем ниже в стране темпы инфляции, тем, как правило, выше темпы экономического роста, причем они максимальны при минимальных темпах инфляции.
Инфляционные процессы подрывают также стимулы роста экономики на базе НТО. Так как внедрение в производство новой техники обходится все дороже, для предпринимателя выгоднее использовать устаревшее, но более дешевое оборудование, а также старую трудоемкую технологию.
Наблюдается общее замедление экономической активности. Неопределенные перспективы развития, отсутствие необходимой достоверности в прогнозах динамики цен заставляют предпринимателей отказываться от осуществления долгосрочных проектов с длительными сроками окупаемости. Большая часть капитала перемещается из сферы производства в сферу обращения и используется для чисто спекулятивных операций.
Набирает силу тенденция к росту ссудного процента, призванная компенсировать обесценение денег. Растут издержки, связанные с увеличением масштабов денежного обращения и выпуском новых денег. Активизируется бегство от денег к товарам, обостряется товарный голод, который подрывает стимулы к денежному накоплению, что, в свою очередь, нарушает функционирование денежно-кредитной системы и возрождает бартер.
Столь многообразные негативные социальные и экономические последствия инфляции заставляют правительства разных стран проводить определенную экономическую (антиинфляционную) политику.
Вмировой теории и практике накоплен богатый опыт форм и методов антиинфляционной политики.
Поэтому цель антиинфляционной политики заключается в том, чтобы сделать инфляцию управляемой, а ее уровень - достаточно умеренным. Для этого используется широкий набор денежно-кредитных, бюджетных, налоговых методов, мероприятия в области политики доходов, а также различные программы стабилизации, включая проведение радикальных денежных реформ.
К настоящему времени сформировались два основных варианта антиинфляционной политики: ортодоксальный и гетеродоксальный.
Ортодоксальный вариантпредполагает максимальное использование рыночных регуляторов и включает:
либерализацию условий деятельности предприятий на внутреннем и мировом рынке;
введение свободных цен при ограничении роста зарплаты и поддержание плавающего и по возможности стабильного курса национальной валюты;
постепенное сокращение сферы деятельности государства в экономике, ограничение ее пределов решением проблем сбалансированности бюджета и поддержания темпов прироста денежной массы в обращении в соответствии с реальными возможностями увеличения производства.
Гетеродоксальный вариантпредусматривает более активное государственное вмешательство в ход экономических процессов, в том числе:
временное замораживание роста цен и заработной платы ("политику доходов");
меры по стимулированию предпринимательства и сбережений населения, прежде всего посредством снижения налогового бремени;
развитие рыночной инфраструктуры и поддержку жизненно важных отраслей и производств;
регулирование внешней торговли и валютных операций.
Многолетний опыт борьбы с инфляцией в развитых и развивающихся странах, а также в тех, где экономика имеет переходный характер, показывает: во-первых, необходимость осуществления смешанных антиинфляционных программ, включающих меры как монетаристского, так и немонетаристского плана; во-вторых, целесообразность сочетания долговременной (стратегия) и краткосрочной (тактика) политики.
Единая антиинфляционная стратегия должна включать любые неденежные элементы, которые оказывают понижательное давление на цены со стороны предложения. Среди них стоит выделить:
государственное стимулирование научно-технического прогресса и структурной перестройки производства;
переориентацию инвестиционных потоков на секторы, обеспечивающие товарами потребительский рынок;
демилитаризацию и конверсию военных секторов экономики. Таковы основные черты антиинфляционной стратегии. Однако в отдельных случаях ситуация в экономике требует немедленных шагов по снижению темпов инфляции. На это направлена краткосрочная политика (тактика). Используя ее методы, можно ослабить инфляционное давление на цены, а также подготовить экономику к более радикальным антиинфляционным мерам. Главной задачей при этом является сокращение инфляционного разрыва между спросом и предложением.
Этого можно добиться, либо расширяя совокупное предложение без увеличения совокупного спроса, либо снижая текущий спрос без соответствующего уменьшения предложения. В первом случае предоставляются налоговые льготы предприятиям, которые диверсифицируют производство и продажи, а также выпускают побочные товары и оказывают дополнительные услуги.