тема 10. Инфляция и АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА




 

До сих пор общепринятым является определение инфляции как про­цесса обесценения денег, который происходит в результате переполне­ния каналов обращения денежными средствами и роста цен. Однако такое определение нельзя считать полным. С 60—70-х годов утверждает­ся трактовка инфляции как многофакторного процесса. В западную теорию инфляции начинают проникать идеи теории цены, оттесняя гос­подствовавшую ранее теорию денег.

Более корректным является определение инфляции как дисбаланса между совокупным спросом и совокупным предложени­ем. Оно подчеркивает, что инфляция отражает повышение общего уровня цен в стране, а не на рынке какого-то отдельного товара.

В мировой экономической литературе обычно выделяются следую­щие общие для всех стран причины инфляции.

1. Рост государственного сектора и вмешательства государства в
экономику. Все это ведет к несбалансированности государственных
расходов и доходов, которая выражается в дефиците госбюджета. Финансирование последнего за счет займов в Центральном банке, т.е. не­
контролируемой денежной эмиссии, неизбежно приводит к росту массы
денег в обращении. Аналогичные последствия может вызвать и непроизводительное потребление национального дохода (например, на военные цели или осуществление "проектов века"). Военные расходы создают дополнительный платежеспособный спрос, ведущий к росту денежной массы без соответствующего товарного покрытия.

2. Появление крупных институтов частной власти в лице крупнейших фирм и транснациональных корпораций, с одной стороны, и
профсоюзов, с другой. Любой монополист или олигополист заинтересован в создании дефицита (сокращении производства и предложения то­
варов), который позволяет ему поддерживать высокий уровень цен.
Аналогичным образом действуют и профсоюзы, ссылаясь на необходимость поддержания жизненного уровня своих членов. Таким образом, совместные усилия заставляют цены и зарплату двигаться только вверх.

3. Экономика становится все более сервисно ориентированной.
Производительность же труда в сфере услуг растет медленнее, чем в
производстве товаров, что, впрочем, не сказывается на оплате труда
занятых в ней работников.

4. Широкое распространение получили механизмы индексирования
доходов. Последние существенно меняют принципы функционирования
экономики. Более высокие цены теперь не удерживают потребителей от
покупок, а делают их ожидания и позиции гораздо более агрессивными.
Правительство, руководствуясь благой целью обеспечения социальной
стабильности и сдерживания рецессии, удовлетворяет растущие требования маргинальных слоев общества и тем самым фактически
"смазывает" тормозные башмаки инфляции.

5. Рост открытости национальных экономик и расширение миро­
хозяйственных связей увеличивает опасность "импортируемой" инфля­ции, т.е. той, которая является следствием роста цен на зарубежные
ресурсы и колебаний курсов валют.

6. Отсутствие должного контроля за денежной массой и неоправданная эмиссия бумажных денег. Это неизбежно приводит к появле­нию на рынке денежной массы, не обеспеченной товарами. В результате цены на товары начинают расти на всех рынках, создавая основу инфляционного процесса.

7. Нерациональная структура экономики.

Однако инфляция наряду с общими чертами всегда отражает осо­бенности той экономической почвы, на которой она формируется. Даже беглый анализ предреформенного состояния экономики России показывает, что истоки отечественной инфляции лежат не в денежной и фи­нансовой сферах. Генерирующие инфляцию факторы были унаследова­ны от прежней структуры российской экономики, для которой были характерны глубокая разбалансированность и диспропорции (несоответ­ствие структуры производства товаров и услуг реальным потребностям экономики и потребительского сектора; гигантские расходы на содер­жанке ВПК и армии; отсталость предприятий гражданского комплекса; многочисленные дефициты, фактически высокая скрытая инфляция; наличие большого числа супермонополий в лице министерств и ве­домств).

Таким образом, в отечественной экономической мысли последнего времени появилось осознание того, что инфляция не только денежный и производственный феномен, а сложное социально-экономическое явле­ние, порождаемое диспропорциями воспроизводства в различных сферах рыночного хозяйства.

Инфляция измеряется ростом цен. Чаще всего для этих целей используются показатели, характеризующие динамику последних. Базовы­ми показателями при этом служат индексы цен.

В самом общем смысле под ними понимается процентное отношение средневзвешенных цен одного периода к средневзвешенным ценам базо­вого периода. В мировой практике применяются следующие из них: ин­дексы оптовых цен, индексы розничных (потребительских) цен, индексы цен - дефляторы ВНП, индексы экспортных и импортных цен и др.

Индекс оптовых цен(индекс цен производителей - PPI) включает три группы товаров - конечные товары, готовые для использования, но не проданные потребителям, промежуточные товары, а также сырье, подготовленное для дальнейшей переработки. Он показывает изменение среднего уровня продажных цен промышленных и строительных пред­приятий и компаний, а также продукции ферм.

Индекс потребительских (розничных) цен(consumer price index -CPI) рассчитывается для группы товаров и услуг, входящих в потреби­тельскую корзину среднего городского жителя (в США это 265 товаров и услуг по 85 городам страны). В общем виде его можно представить так:

 
 

Под индексами цен, используемыми в роли дефляторов ВНП, пони­мается группа индексов, характеризующих изменение рыночных цен на важнейшие компоненты конечной продукции и услуг. Они отличаются от ИПЦ тем, что оценивают стоимость текущего объема производства в текущих ценах. Кроме того, дефлятор связан с товарами и услугами, которые его образуют, тогда как ИПЦ - лишь с теми, которые входят в потребительскую корзину. Он выглядит следующим образом:


По индексам цен осуществляется разделение инфляции на виды. Ко­личественно оно не абсолютно. В каждой конкретной стране, в кон­кретный период оно может разным. Так, если диапазон ползучей (умеренной) инфляция в 70-е годы в США и Западной Европе оцени­вался от 3 до 10%, то в 80-е годы - в пределах 4-6% в год. В таких ус­ловиях сохраняется стоимость денег и поэтому для предпринимателей отсутствует риск заключения контрактов в текущих ценах.

Второй вид - галопирующая инфляция.При ней цены начинают удваиваться, утраиваться ежегодно (рост цен составляет 20-200% в год). Эта инфляция вызывает беспокойство населения и предпринимателей, приводит к стремлению избавиться от денег путем покупки товаров и недвижимости с целью сохранения реальной стоимости активов. Она заставляет банки отказывать в предоставлении ссуды с фиксированным процентом, а предпринимателей - не заключать контракты на основе индексации.

Главная опасность галопирующей инфляции состоит в том, что она незаметно перерастает в наиболее опасную как в экономическом, так и в социальном плане разновидность инфляции - гиперинфляцию, при которой рост цен достигает десятикратного или большего ежегодного увеличения (если точнее, то более 1000% в год, или более 50% в неде­лю). Гиперинфляция представляет собой экстраординарный период вре­мени, на протяжении которого нестабильность цен становится столь значительной, что начинает доминировать в повседневной жизни, приво­дит к дезорганизации производства и рынка, а также к перераспределе­нию доходов и богатства в обществе.

Она оказывает разрушительное воздействие на объем национального производства, занятость и денежное обращение. Деньги фактически те­ряют цену и перестают выполнять свои функции в качестве меры стои­мости и средства обращения.

Существуют и другие критерии, в соответствии с которыми выделя­ются виды инфляции: сбалансированность и ожидаемость.

При сбалансированной инфляции цены различных товаров неиз­менны относительно друг друга, а при несбалансированной - постоянно изменяются по отношению друг к другу, причем в различных пропор­циях.

Под ожидаемой инфляцией понимается инфляция, которая предска­зывается и прогнозируется заранее (фактически же она "планируется" правительством страны при разработке госбюджета). Неожиданная ин­фляция характеризуется внезапным скачком цен, что негативно сказы­вается на денежном обращении и налогообложении, а также может спровоцировать и подстегнуть инфляционные ожидания.

Главным отрица­тельным последствием инфляции является перераспределение доходов и богатства. Этот процесс возможен в тех условиях, когда доходы не ин­дексированы, а кредиты предоставляются без учета ожидаемого уровня инфляции. Она ведет к перераспределению национального дохода, кото­рое происходит по различным направлениям:

1) между разными сферами производства и регионами, в силу неравномерного роста цен;

2)между населением и государством, так как последнее использует
излишнюю денежную эмиссию в качестве дополнительного источника своих доходов. Выпуская не обеспеченные товарами бумажные деньги, оно фактически осуществляет скрытое налогообложение граждан через действие эффекта инфляционного налогообложения.

3) между классами и слоями населения. Быстрое социальное рас­слоение, углубление имущественного неравенства - это неизбежные спутники инфляции. Последняя негативно влияет на благосостояние населения сразу по двум направлениям — через сбережения и текущее потребление.

Инфляция особенно опасна для тех категорий населения, которые получают фиксированные доходы: пенсионеров, учащихся, иждивенцев и пр. Именно у этих слоев населения преобладающую роль в активах играют наличные денежные средства и накопления, аккумулированные в кредитных учреждениях. С ростом цен их реальная стоимость (покупательная способность) уменьшается.

Инфляция также перераспределяет доходы между дебиторами и кре­диторами. В частности, непредвиденная инфляция приносит выгоду пер­вым (получателям ссуды) за счет вторых (ссудодателей) при условии, конечно, что договора о кредитовании не предусматривали пересмотра ставок в зависимости от темпа роста цен.

Высокая инфляция эффективно противодействует экономическому росту. При среднегодовых темпах инфляции около 40% и выше эконо­мический рост, как правило, прекращается. Верно и обратное: чем ни­же в стране темпы инфляции, тем, как правило, выше темпы экономи­ческого роста, причем они максимальны при минимальных темпах ин­фляции.

Инфляционные процессы подрывают также стимулы роста экономи­ки на базе НТО. Так как внедрение в производство новой техники об­ходится все дороже, для предпринимателя выгоднее использовать уста­ревшее, но более дешевое оборудование, а также старую трудоемкую технологию.

Наблюдается общее замедление экономической активности. Неопре­деленные перспективы развития, отсутствие необходимой достоверности в прогнозах динамики цен заставляют предпринимателей отказываться от осуществления долгосрочных проектов с длительными сроками оку­паемости. Большая часть капитала перемещается из сферы производства в сферу обращения и используется для чисто спекулятивных операций.

Набирает силу тенденция к росту ссудного процента, призванная компенсировать обесценение денег. Растут издержки, связанные с уве­личением масштабов денежного обращения и выпуском новых денег. Активизируется бегство от денег к товарам, обостряется товарный го­лод, который подрывает стимулы к денежному накоплению, что, в свою очередь, нарушает функционирование денежно-кредитной системы и возрождает бартер.

Столь многообразные негативные социальные и экономические по­следствия инфляции заставляют правительства разных стран проводить определенную экономическую (антиинфляционную) политику.

Вмировой теории и практике накоплен богатый опыт форм и мето­дов антиинфляционной политики.

Поэтому цель антиинфляционной политики заключается в том, что­бы сделать инфляцию управляемой, а ее уровень - достаточно умерен­ным. Для этого используется широкий набор денежно-кредитных, бюд­жетных, налоговых методов, мероприятия в области политики доходов, а также различные программы стабилизации, включая проведение ради­кальных денежных реформ.

К настоящему времени сформировались два основных варианта ан­тиинфляционной политики: ортодоксальный и гетеродоксальный.

Ортодоксальный вариантпредполагает максимальное использова­ние рыночных регуляторов и включает:

либерализацию условий деятельности предприятий на внутреннем и мировом рынке;

введение свободных цен при ограничении роста зарплаты и поддер­жание плавающего и по возможности стабильного курса национальной валюты;

постепенное сокращение сферы деятельности государства в эконо­мике, ограничение ее пределов решением проблем сбалансированности бюджета и поддержания темпов прироста денежной массы в обращении в соответствии с реальными возможностями увеличения производства.

Гетеродоксальный вариантпредусматривает более активное госу­дарственное вмешательство в ход экономических процессов, в том числе:

временное замораживание роста цен и заработной платы ("политику доходов");

меры по стимулированию предпринимательства и сбережений насе­ления, прежде всего посредством снижения налогового бремени;

развитие рыночной инфраструктуры и поддержку жизненно важных отраслей и производств;

регулирование внешней торговли и валютных операций.

Многолетний опыт борьбы с инфляцией в развитых и развивающихся странах, а также в тех, где экономика имеет переходный характер, по­казывает: во-первых, необходимость осуществления смешанных анти­инфляционных программ, включающих меры как монетаристского, так и немонетаристского плана; во-вторых, целесообразность сочетания долговременной (стратегия) и краткосрочной (тактика) политики.

Единая антиинфляционная стратегия должна включать любые неденежные элементы, которые оказывают понижательное давление на цены со стороны предложения. Среди них стоит выделить:

государственное стимулирование научно-технического прогресса и структурной перестройки производства;

переориентацию инвестиционных потоков на секторы, обеспечиваю­щие товарами потребительский рынок;

демилитаризацию и конверсию военных секторов экономики. Таковы основные черты антиинфляционной стратегии. Однако в от­дельных случаях ситуация в экономике требует немедленных шагов по снижению темпов инфляции. На это направлена краткосрочная полити­ка (тактика). Используя ее методы, можно ослабить инфляционное дав­ление на цены, а также подготовить экономику к более радикальным антиинфляционным мерам. Главной задачей при этом является сокра­щение инфляционного разрыва между спросом и предложением.

Этого можно добиться, либо расширяя совокупное предложение без увеличения совокупного спроса, либо снижая текущий спрос без соот­ветствующего уменьшения предложения. В первом случае предоставля­ются налоговые льготы предприятиям, которые диверсифицируют про­изводство и продажи, а также выпускают побочные товары и оказывают дополнительные услуги.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-02-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: