Понятие и форма суверенитета.




Суверенитет (от лат. suverenus) – свойство власти, выражающееся в ее верховенстве внутри страны и независимости от каких-либо влияний, воздействии вне, от других субъектов (государств, организаций и др.). суверенитет представляет системообразующее свойство государства. Только суверенное государство в состоянии реализовать свое сущностное предназначение, эффективно осуществлять свои функции, проводить независимую политику как внутри страны, так и вовне в отношениях с другими государствами обеспечить выражение воли своих граждан, защитить их права и интересы.

Проблема суверенитет весьма обстоятельно исследовалась в научной литературе, однако вряд ли можно утверждать, что существует единообразный подход в решении его основополагающих аспектов. Это касается прежде всего форм суверенитета, их взаимосвязей. Одни авторы полагают, что сущность суверенитета выражается в народном суверенитете, а государственный и национальный суверенитет являются лишь формами его выражения. Другие акцентируют внимание на народном и национальном суверенитетах, полагая, что они объективируют государственный суверенитет. Третьи исследователи выделяют лишь государственный суверенитет. Четвертые, рассматривая суверенитет государства и государственный, их отождествляют. Наконец, по существу господствующей точкой зрения является позиция авторов, которые выделяют три вида суверенитета: государственный, народный и национальный. Суверенитет не может быть расчленен на отдельные части (виды), хотя и обладающие определенными специфическими свойствами (признаками). Существует единый и неделимый суверенитет – суверенитет государства.

Понятие, категория «суверенитет» связывается с возникновением государства. Они не отделимы друг от друга. Суверенитет без государства представляет лишь абстрактную категорию. Государство же, не обладающее суверенитетом, представляет только пространственную, географическую категорию.

Государственная власть (государственный суверенитет) может трансформироваться, изменяться, а суверенитет государства сохраняется. Более того, при ниспровержении государственной власти в результате революции суверенитет государства не утрачивается, речь идет лишь о трансформации определенных ценностей.

К тому же на принадлежность суверенитета государству указывает тот факт, что в международном праве в качестве суверенитета рассматривается не государственная власть, а государство в целом. С суверенитетом государства связывается правопреемство государства.

Легитимное понятие суверенитета объективируется не в государственном суверенитете, а в суверенитете государства. В соответствии со ст. 1 Конституции Республики Беларусь «Республика Беларусь обладает верховенством и полнотой власти на своей территории, самостоятельно осуществляет внутреннюю и внешнюю политику. Республика Беларусь защищает свою независимость и территориальную целостность, конституционный строй, обеспечивает законность и правопорядок».

Суверенитет государства характеризуется юридической природой властвования и является тем неотъемлемым аспектом (критерием), который дает основания отличать государство от других публичных организаций, а равно ограничить среду властвования (каждого) государства как объекта суверенной власти в пределах своей территории от сферы власти других государств.

Таким образом, суверенное государство – это его основополагающее свойство, выражающееся в верховенстве, неделимой и независимой власти.

Суверенитет государства выражается в его формах – государственном суверенитете (государственной власти, народном и национальном суверенитетах).

Суверенитет государства определяет юридическую природу власти и является тем необходимым признаком, который дает возможность отличить государство от других публичных образований, выделить пределы властвования каждого государства как субъекта суверенной власти в пределах своей территории от сферы властвования других субъектов.

12.2. Народный суверенитет (суверенитет народа), его идейное обоснование связываются с буржуазными революциями, обоснованием ограничения государства правом. Государственная власть рассматривается как результат договора монарха и народа, как воплощение концепции естественного права. Фундаментальные идеи народного суверенитета получили разработку в трудах Жан-Жака Руссо (1712–1778): трактатах «Рассуждения о происхождении и основаниях неравенства между людьми» (1754) и «Об общественном договоре, или Принципы политического права» (1762).

Верховная власть должна принадлежать совокупному народу. Объединившись в гражданское общество, государство и люди отказываются от своей естественной свободы в пользу общей воли, которую можно выявить лишь путем голосования всех граждан.

Суверенитет государства объективизируется во власти народа. Суверенитет народа представляет первоисточник власти, полновластие народа, то есть реальное участие народа в управлении делами общества и государства. Суверенитет народа означает полновластие граждан страны, которые и являются источником и выражателями политической власти. Сущность и форма выражения суверенитета народа закреплены в ст. 3 Конституции Республики Беларусь: единственным источником государственной власти и носителем суверенитета в Республике Беларусь является народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, через представительные и иные органы в формах пределах, определенных Конституцией.

Цели назначения власти народа состоят в обеспечении всеобщего блага людей. В ст. 21 Всеобщей декларации прав человека закрепляется, что воля народа должна быть основой власти Правительства.

12.3. Национальный суверенитет. Национальный суверенитет представляет специфическую разновидность народного суверенитета. В то же время эти категории вряд ли могут отождествляться. Национальный суверенитет связывается с выделением специфической общности людей, консолидирующихся по такому признаку, как нация, национальность.

Спорное (или бесспорное) определение нации было сформулировано И. В. Сталиным: «Нация есть исторически сложившаяся устойчивая общность людей, возникшая на базе общности языка, территории, экономической жизни и психического склада, проявляющегося в общности культуры».

В ходе исторического развития человечества постоянно проходили процессы формирования, распад, образование на их основе новых государств и др. Теоретическое обоснование таких процессов получило интерпретацию в начале ХХ в. и связывается с распадом Австро-Венгерской монархи, децентрализованными устремлениями территорий России.

Вторым Всероссийским съездом Советов 26 октября 1917 года был принят Декрет о мире, в котором провозглашалось право каждого народа, независимо от его численности, экономического и культурного развития, самому определять свою судьбу. В нем закреплялось право наций на самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельного государства. Однако Беларусь не признавалась нацией (самостоятельным народом). Это означало, что на белорусов положения указанного Декрета не распространялись.

В этом контексте активизировалось национально-возрожденческое движение, направленное на осуществление Беларусью права на самоопределение. Объявление 9 марта 1918 г. Второй уставной грамотой Белорусской Народной Республики, провозглашение 25 марта 1918 г. в Третьей уставной грамоте о провозглашении независимости Беларуси. В этом контексте и большевики (Москва)вынуждены признать право Беларуси на самоопределение: 1 января 1919 г. было провозглашено об образовании Советской Социалистической Республики Беларусь.

Право наций на самоопределение составляет один из основных принципов международного права, связывается с распадом колониальной системы.

В Декларации о принципах международного права 1970 г. говорится, что все народы имеют право свободно определять без вмешательства извне свой политический статус и осуществлять свое экономическое, социальное и культурное развитие. Право наций на самоопределение закреплено в ряде других международных пактов (в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, в Международном пакте о гражданских и политических правах и др.).

Равным образом происходит деинтеграция федеративных государств и образование на их основе самостоятельных государств (развал СССР, Югославии, распад Чехословакии и др.).

Такие … носят деструктивный, разрушительный характер и вряд ли согласуются с волей народа.

Следует отметить, что международное право зиждется на двух противоречивых принципах (и их реализации): право наций на самоопределение и принцип целостности территории и закрепленный в Хельсинкском заключительном акте принцип территориальной целостности и нерушимости границ государств Европейского континента. К тому же народное сообщество исходит из двойных стандартов. Одни нации реализуют беспрепятственно право на самоопределение и образование своего государства (Косово), в отношении других учиняются препятствия, и народы годами не могут реализовать право на образование своего государства (Приднестровье, Нагорный Карабах, курды). Ключ к решению такого рода вопросов и сложен, и прост. Необходимо предоставить реальное право каждому народу определять свою судьбу (в том числе посредством образования национального самостоятельного государства) с помощью референдума.

12.4. Государственный суверенитет представляет форму воплощения суверенитета государства. Идеи государственного суверенитета получили системную разработку в трудах Ж. …. (1576 г.)., выражающихся в обосновании верховной власти над подданными единого правителя (царя, короля), устранение феодальной раздробленности, полновластия дворян и засилия церкви, создание централизованного государства.

Государственный суверенитет объективизируется в особой группе (аппарате) людей, выделившихся их общества, стоящих над обществом, в то же время составляющих его неразрывную часть.

Это форма и способ объективизации, реализации суверенитета государства. Государственный суверенитет выражается в исключительной учредительной юрисдикции государства, которая касается определения самой власти (формирования органов власти, определения их компетенции).

Государственные органы получают от общества правомочия на выражение его коренных интересов, последовательное соблюдение принципов народовластия. Общество вправе контролировать деятельность государственных институтов и в случае отказа в доверии и поддержке требовать смены руководителей, изменения экономического курса и принятия новых решений. Общество возлагает на государство, его институты права, обязанности и ответственность.

Обладание государственным суверенитетом – верховенство государственной власти внутри страны, а также в проведении внешней политики.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: