Тема 15. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ




Кроме граждан Республики Беларусь на ее территории временно или постоянно проживают иностранные граждане и лица без гражданства. В нормах конституционного права содержатся положения, устанавливающие основы взаимоотношений государства с этими лицами.

Главным, принципиальным положением, определяющим правовой статус этих лиц в Республике Беларусь, является ст. 11 Конституции Республики Беларусь 1994 г. (с изменениями и дополнениями), в которой установлен такой правовой режим иностранцев, при котором они в большинстве сфер общественных отношений, за исключением, в основном, сферы политики, приравне­ны к статусу собственных граждан. Такой режим называется национальным режимом.

Основы взаимоотношений иностранцев с Республикой Беларусь установлены, помимо Конституции, в Законе Республики Беларусь "О правовом положении иностранцев и лиц без гражданства" 1993 года.

Иностранцы - это лица, находящиеся на территории государства, но не состоящие в его гражданстве, т.е. граждане иностранного государства (иностранные граждане) и лица без гражданства. Согласно ст.1 Закона иностранный гражданин - лицо, не являющееся гражданином Республики Беларусь и имеющее доказательства своей принадлежности к гражданству другого государства;

Лица без гражданства (апатриды) - это лица, которые не могут доказать наличия у них какого-либо гражданства.

Ст. 1 лицо, не являющееся гражданином Республики Беларусь и не имеющее доказательств своей принадлежности к гражданству другого государства;

В основе правового статуса иностранцев и лиц без гражданства лежат те же принципы, которые определяют статус гражданина Республики Беларусь. В законодательстве отсутствуют какие бы то ни было дискриминационные по­ложения, в нем учтены нормы таких международно-правовых актов, как Декларация о всеобщих правах человека, Международный пакт о гражданских и политических правах, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и др.

В то же время законодательство устанавливает определенные ограниче­ния в правах, свободах и обязанностях для иностранных граждан и лиц без гражданства. Так, иностранные граждане не пользуются избирательными пра­вами, не могут работать в государственном аппарате, не исполняют обязанно­сти воинской службы и т.д.

Наличие или отсутствие гражданства имеет значение и в сфере трудовых отношений. В соответствии со ст. 5, 7 Закона Республики Беларусь от 14 июня2003 г. № 204-3 «О государственной службе в Республике Беларусь» только граждане Республики Беларусь могут быть государственными служащими и занимать в установленном порядке должности в государственных органах и приравненных к ним государственных организациях.

Данные ограничения предусмотрены не только нашим государством, но и мировой практикой вообще.

Трудовые отношения иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Республики Беларусь, подпадают под сферу действия Трудового кодекса Республики Беларусь, а трудовая предпринимательская деятельность иностранных граждан и лиц без гражданства, временно проживающих на территории Республики Беларусь, регулируется Законом Республики Беларусь от 3 июня 1993 г. № 2339-XII «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь» (в редакциях Закона от 18 июля 2000 г. № 422-З, от 4 января 2003 г. № 178-З) и Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16 сентября 2002 г. № 1258 «Об упорядочении трудовой и предпринимательской деятельности иностранных граждан и лиц без гражданства, временно проживающих на территории Республики Беларусь». Данное положение устанавливает, что иностранные граждане и лица без гражданства, временно проживающие на территории Республики Беларусь, имеют право на занятие:

трудовой деятельностью при получении специального разрешения, выданного Министерством труда и социальной защиты в порядке, установленном этим министерством, по согласованию с Министерством внутренних дел;

предпринимательской деятельностью при получении специального разрешения, выданного органами внутренних дел в порядке, установленном Министерством внутренних дел по согласованию с Министерством труда и социальной защиты и Министерством экономики.

За выдачу специальных разрешений на занятие трудовой деятельностью с иностранных граждан и лиц без гражданства, временно проживающих на территории Республики Беларусь, взимается плата в размере пяти базовых величин, на занятие предпринимательской деятельностью – в размере десяти базовых величин с направлением в доход республиканского бюджета. Процедура получения разрешения на право занятия трудовой и предпринимательской деятельностью весьма сложна и длительна, и это является определенным препятствием для трудоустройства иностранных граждан и лиц без гражданства. Без трудоустройства же невозможно получить вид на жительство и тем более претендовать на получение гражданства Республики Беларусь.

Право убежища.

В действующей Конституции Республики Беларусь закреплен институт политического убежища. Право политического убежища - это личное право, предоставляемое иностранным гражданам и лицам без гражданства Конститу­цией Республики Беларусь (ст. 12) в соответствии с общепризнанными нормами международного права, заключающееся в возможности иностранца неопределенно долгое время оставаться на территории Республики Беларусь, если у себя на родине он подвергается преследованиям по политическим, религиозным убеждениям или за национальную принадлежность.

Вопросы предоставления убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства рассматриваются в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь "О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь", международными договорами Республики Беларусь, другими актами законодательства Республики Беларусь и настоящим Положением.

2. Убежище может предоставляться иностранным гражданам и лицам без гражданства, находящимся на территории Республики Беларусь, вынужденным оставить страны проживания вследствие преследования их за политические, религиозные убеждения (если они не пропагандируют враждебность между людьми и не причиняют вреда их здоровью) либо за национальную принадлежность.

3. Вопросы предоставления убежища рассматриваются независимо от расовой и национальной принадлежности, пола, образования, при наличии заявления заинтересованного лица за его подписью. Документы по вопросам предоставления убежища подаются на имя Президента Республики Беларусь через органы Министерства внутренних дел Республики Беларусь по месту жительства заявителя. Заявления, поступившие непосредственно в Администрацию Президента Республики Беларусь, направляются на рассмотрение в указанное Министерство.

4. При рассмотрении заявлений и оформлении материалов о предоставлении убежища запрашиваются необходимые документы, выясняются обстоятельства прибытия и причины нахождения заявителей на территории Республики Беларусь, сведения, характеризующие лиц, источники их существования, а также иные заслуживающие внимания обстоятельства.

5. Министерство внутренних дел Республики Беларусь осуществляет подготовку необходимых материалов совместно с Министерством иностранных дел Республики Беларусь, Комитетом государственной безопасности Республики Беларусь, Министерством труда Республики Беларусь, которые в пределах их ведения представляют необходимые сведения и дают свое заключение по каждому заявителю.

6. Порядок оформления, рассмотрения, прохождения документов по вопросам предоставления убежища в указанных в пункте 5 настоящего Положения министерствах и республиканских органах государственного управления устанавливается Кабинетом Министров Республики Беларусь.

Срок рассмотрения заявлений в каждом из этих органов, а также в Кабинете Министров Республики Беларусь не должен превышать один месяц.

7. Все имеющиеся материалы в отношении лиц, которые обращаются с заявлениями о предоставлении убежища в Республике Беларусь, с заключением Кабинета Министров Республики Беларусь о возможности и целесообразности их удовлетворения направляются в Администрацию Президента Республики Беларусь.

8. Поступившие в Администрацию Президента Республики Беларусь материалы предварительно рассматриваются Комиссией по вопросам гражданства при Президенте Республики Беларусь.

9. Комиссия по вопросам гражданства при Президенте Республики Беларусь вносит материалы на рассмотрение Президенту Республики Беларусь при наличии ее предложения о предоставлении лицу убежища. О заявлениях, по которым указанная Комиссия не нашла оснований для удовлетворения просьбы о предоставлении убежища, доводится до сведения Президента Республики Беларусь, а также сообщается заявителям через органы Министерства внутренних дел Республики Беларусь, занимавшиеся оформлением документов.

10. Лица, которым предоставлено убежище, и члены их семей, не являющиеся гражданами Республики Беларусь, пользуются правами и свободами и выполняют обязанности наравне с гражданами Республики Беларусь, если иное не определено Конституцией, законами и международными договорами.

11. Подготовка материалов о предоставлении убежища, поступивших в Администрацию Президента Республики Беларусь для рассмотрения Комиссией по вопросам гражданства при Президенте Республики Беларусь и Президентом Республики Беларусь, возлагается на управление по вопросам гражданства и помилования Администрации Президента Республики Беларусь, которое при необходимости запрашивает дополнительные материалы для рассмотрения заявлений о предоставлении убежища, мнения соответствующих государственных и общественных органов об обоснованности и целесообразности их удовлетворения, а также может давать этим органам поручения о проверке отдельных вопросов.

Законом "О гражданстве Республики Беларусь" устанавливается, что гражданство Республики Беларусь приобретается: а) по рождению; б) в поряд­ке регистрации; в) в результате приема в гражданство Республики Беларусь.

Главным, постоянно действующим основанием пополнения корпуса граждан является филиация - приобретение гражданства по рождению на ос­нове принципов: "права крови", т.е. с учетом гражданства родителей и "права почвы", т.е. в зависимости от места рождения.

Ребенок, родители которого на момент его рождения состоят в граждан­стве Республики Беларусь, является гражданином Республики Беларусь неза­висимо от места своего рождения.

В случае, когда на момент рождения ребенка один из его родителей со­стоял в гражданстве Республики Беларусь, ребенок является гражданином Республики Беларусь, если:

1) он родился на территории Республики Беларусь;

2) он родился за пределами Республики Беларусь, но его родители или один из них в это время постоянно проживали на территории Республики Беларусь.

Если на момент рождения ребенка его родители, один из которых является гражданином Республики Беларусь, постоянно проживали за пределами Республики Беларусь, гражданство ребенка, родившегося за пределами Республики Бе­ларусь, определяется по решению родителей, выраженному в письменной форме.

Если на момент рождения ребенка один из родителей был неизвестен или не имел никакого гражданства, а другой состоял в гражданстве Республики Беларусь, ребенок является гражданином Республики Беларусь независимо от места рождения.

Принцип "права почвы" применяется в отношении гражданства детей, родители которых неизвестны. Находящийся на территории Республики Беларусь ребенок, оба родителя которого неизвестны, является гражданином Республики Беларусь.

Этот же принцип действует и в отношении родившихся на территории Республики Беларусь детей от лиц без гражданства.

2. Закон "О гражданстве Республики Беларусь" установил и такое новое основание как приобретение гражданства Республики Беларусь в порядке регистрации.

Регистрация гражданства - это упрощенный порядок приобретения гражданства, установленный для лиц, исторически или кровно связанных с Республикой Беларусь, и осуществляемый соответствующими органами внутренних дел.

В число лиц, для которых установлен упрощенный порядок приобрете­ния гражданства в виде регистрации, входят те, которые постоянно проживали гражданству ме­жду человеком и государством, предполагающего недопустимость расторжения этих связей без взаимного согласия.

Белорусское законодательство исходит из принципа сохранения гражданства Республики Беларусь лицами, проживающими за пределами Республики Беларусь. Такого рода норма вытекает из естественного права человека на территории Республики Беларусь, но выехали за ее пределы до введения в действие Закона "О гражданстве Республики Беларусь", а также супруг либо супруга этих лиц и их потомки. Это право также распространяется и на лиц, которые имеют доказательства своей принадлежности к гражданству бывшего СССР и не имеют гражданства другого государства.

3. Натурализация - это прием в гражданство Республики Беларусь иностранца (лица без гражданства) по его заявлению при условии соответствия требованиям законодательства (дееспособность, совершеннолетие, ценз оседлости и др.); осуществляется путем ходатайства на имя Президента Республики Беларусь.

Обычным условием для иностранных граждан и лиц без гражданства является их проживание в Республике Беларусь в течение семи лет перед обращением с ходатайством.

Закон содержит перечень обстоятельств, облегчающих прием в гражданство посредством сокращения установленных сроков, вплоть до полного снятия этих требований (ст. 13 п.З).

Порядок оформления материалов по вопросам гражданства урегулирован Инструкцией о порядке оформления органами внутренних дел материалов по вопросам гражданства Республики Беларусь, утвержденной постановлением Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 23 января 2003 г. № 16, Инструкцией о порядке рассмотрения органами дипломатической службы вопросов, связанных с гражданством Республики Беларусь, утвержденной постановлением Министерства иностранных дел Республики Беларусь от 24 января 2003 г. № 6/1, и Положением о порядке рассмотрения вопросов, связанных с гражданством Республики Беларусь, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 17 ноября 1994 г. № 209 (в редакции Указа от 4 ноября 2002 г. № 552).

Заявления по вопросам гражданства подаются на имя Президента Республики Беларусь лицами, достигшими 18-летнего возраста, в письменной форме за личной подписью и с указанием даты написания. К заявлению прилагаются в двух экземплярах:

анкета-заявление по форме, утвержденной Министерством внутренних дел и Министерством иностранных дел (с 4 фотографиями размером 3х4 см);

автобиография;

копия страниц паспорта или документа, заменяющего его, содержащих сведения о фамилии, имени, отчестве, дате и месте рождения лица;

копии страниц вида на жительство и свидетельства о рождении (для лиц без гражданства);

справка с места работы или учебы;

справка с места жительства с указанием состава семьи (для лиц, постоянно проживающих

в Республике Беларусь);

справка полномочного органа страны предыдущего гражданства о выходе лица из этого гражданства;

документ, подтверждающий постоянное проживание лица на территории Республики Беларусь в течение последних семи лет;

документ о наличии законного источника средств существования;

квитанция об оплате государственной пошлины либо консульского сбора или документ об освобождении от их уплаты.

Для некоторых лиц установлены особые условия приема в гражданство. К таким лицам относятся: белорусы, а также лица, идентифицирующие себя как белорусы, и их потомки (кровные родственники по прямой линии: дети, внуки, правнуки), родившиеся за пределами современной территории Республики Беларусь. Для этих лиц лимитный срок проживания может быть сокращен либо не применяться вовсе.

В ст. 15 Закона «О гражданстве» выделено приобретение гражданства Республики Беларусь в порядке регистрации. Такое право имеют лишь некоторые категории лиц:

лица, состоявшие в гражданстве бывшего СССР, при условии, что они родились либо постоянно проживали на территории Республики Беларусь до 12 ноября 1991 г., а также супруги таких лиц, состоявшие в гражданстве бывшего СССР, и их потомки;

дети – по совместному заявлению родителей, один из которых состоит в гражданстве Республики Беларусь, либо по заявлению одного из родителей, состоящего в гражданстве Республики Беларусь, если место нахождения другого родителя, являющегося иностранным гражданином, неизвестно, либо по заявлению единственного родителя, состоящего в гражданстве Республики Беларусь;

дети, находящиеся на территории Республики Беларусь, единственный известный родитель или оба родителя которых умерли, лишены родительских прав, отказались от воспитания ребенка или дали согласие на его усыновление, признаны в судебном порядке недееспособными, безвестно отсутствующими или умершими, а также недееспособные лица, над которыми установлена опека или попечительство – по заявлению опекуна (попечителя), согласованному с органом опеки и попечительства.

Подтверждением факта постоянного проживания на территории Республики Беларусь могут быть:

штамп в паспорте СССР образца 1974 г. о постоянной прописке;

отметка в военном билете о призыве на срочную военную службу с территории Республики Беларусь;

справка жилищно-эксплуатационной службы, сельского (поселкового) Совета депутатов;

выписка из лицевого счета или домовой книги, подтверждающая факт постоянного проживания лица на территории Республики Беларусь до 12 ноября 1991 г.

В случае невозможности представления лицом одного из перечисленных документов могут быть приняты к рассмотрению документы, косвенно подтверждающие его проживание на территории Республики Беларусь до указанной даты: записи в трудовой книжке, аттестат об окончании средней школы, архивные данные о репрессировании, принудительном выселении, свидетельские показания и др.

Заявления по вопросам, связанным с гражданством, подаются в органы внутренних дел по месту постоянного жительства заявителя, а лицами, которые постоянно проживают за границей, – в соответствующий орган дипломатической службы Республики Беларусь. Горрайорганы внутренних дел направляют оформленные материалы о приеме в гражданство Республики Беларусь в главное управление внутренних дел Минского городского исполнительного комитета (ГУВД), управления внутренних дел областных исполнительных комитетов (УВД).

ГУВД, УВД проверяют правильность оформления материалов о приеме в гражданство Республики Беларусь, осуществляют проверки на предмет возможного наличия оснований для отклонения заявления о приобретении гражданства, формируют дела в двух экземплярах по каждому заявлению и запрашивают мнение органов государственной безопасности о целесообразности удовлетворения данного заявления.

Заключения о приеме в гражданство Республики Беларусь утверждаются начальниками ГУВД, УВД либо их заместителями.

ГУВД, УВД направляют дела в двух экземплярах в Министерство внутренних дел.

Министерство внутренних дел после соответствующих проверок направляет первые экземпляры дел вместе с мотивированными заключениями по существу каждого заявления, утвержденными министром внутренних дел Республики Беларусь либо его заместителями, в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте Республики Беларусь и вторые экземпляры дел – в Комитет государственной безопасности Республики Беларусь.

Президент Республики Беларусь принимает решение о приеме в гражданство Республики Беларусь либо отклоняет заявление о приеме в гражданство. Решение Президента Республики Беларусь оформляется указом о приеме в гражданство или выходе из гражданства Республики Беларусь либо распоряжением в случае отклонения заявлений о приеме в гражданство и выходе из гражданства Республики Беларусь.

Министерство внутренних дел по получении указов и распоряжений Президента Республики Беларусь в трехдневный срок уведомляет о них ГУВД, УВД, представившие материалы по вопросам гражданства.

ГУВД, УВД по получении из Министерства внутренних дел сообщений о решениях Президента Республики Беларусь через горрайорганы внутренних дел в трехдневный срок.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: