Самостоятельная работа студента (СРС) - (3 часа)




Практическое занятие - (1 час)

Духовно-нравственные основы ораторской речи.

Самостоятельная работа студента с преподавателем (СРСП) - (1 час)

Курсовая работа как научный жанр.

Самостоятельная работа студента (СРС) - (3 часа)

Жанры студенческих научных работ (реферат, конспект, научная статья).

Научный стиль – речевая система, специально приспособленная для оптимального общения людей в научной сфере деятельности. Научный стиль имеет ряд общих черт, характерных для всех наук, что дает возможность говорить о специфике стиля в целом. Но тексты по физике, химии, математике не могут не отличаться от текстов по истории, философии, культурологии, экономике. В соответствии с этим научный стиль имеет подстили: научно – популярный, научно – деловой, нучно – технический, научно – публицистический, производственно – технический, учебно – научный, научно – экономический.

Научный стиль характеризуется логической последовательностью изложения, упорядоченной системой связей между частями высказываний, стремлением авторов к точности, сжатости, однозначности выражения при сохранении насыщенности содержания. Научному стилю присущ ряд общих условий функционирования и языковых особенностей: 1) предварительное обдумывание высказываний, 2) монологичный характер, 3) строгий отбор языковых средств, 4) тяготение к нормированной речи.

Исконная форма существования научной речи – письменная. Письменная форма долговременно фиксирует информацию, а наука требует именно этого. В письменной форме значительно легче оперировать сложными структурами, которые используются в научном мышлении. Письменная форма более удобна при обнаружении малейших неточностей, которые в научном общении могут привести к самым серьезным искажениям истины. Письменная форма дает возможность обращаться к информации многократно. Устная форма так же имеет преимущества (синхронность массового общения, оперативность ориентировки на конкретный тип адресата и др.), но она временна, а письменная – постоянна. Устная форма в научном общении вторична – научное произведение сначала пишут, а потом воспроизводят.

Научная речь принципиально безподтекстна, подтекст противоречит ее сущности. В ней господствует монолог. Даже научный диалог представляет собой серию чередующихся монологов. Научный монолог приобретает форму произведения с продуманным отбором содержания, четкостью построения, оптимальностью речевого оформления.

Научная речь оперирует понятиями сложного характера. Понятие – форма, в которой мыслятся существенные признаки предмета. В терминологии каждой науки можно выделить несколько слоев: 1) общие категориальные понятия, отражающие наиболее общие объекты действительности: предметы, признаки, связи (система, функция, элемент). Эти понятия составляют общий понятийный фонд науки; 2) понятия, общие для ряда смежных наук, имеющих общие объекты исследования (абсцисса, белок, вакуум, вектор). Такие понятия служат связующим звеном между науками одного профиля (гуманитарные, естественные, технические и др.) и их можно определить как профильно – специальные. 3) узкоспециальные понятия, характерные для одной науки и отражающие специфичность аспекта исследования (в биологии – биогенный, ботрия и т. п.).
Наряду с выделением типов по степени общности целесообразно также выделение типов по степени объемности, широты понятия. Наиболее широкие понятия данной науки, в которой отображаются наиболее общие и существенные признаки и свойства, называются категориями. Категории составляют понятийное ядро науки. От них идет сеть понятий все более узкого объема. В целом они и составляют систему специальной терминологии данной науки.

Когда наступает время защиты диплома, члены комиссии не только слушают доклад студента, но и просматривают работу полностью, изучая тонкости её написания. Они оценивают степень владения выступающим научным стилем. Чтобы не услышать от преподавателей замечаний по поводу несоблюдения основных особенностей научного стиля, перед созданием дипломной работы следует ознакомиться с ними.

В изложении дипломной работы необходимо учитывать его языковые и внеязыковые свойства. Языковые свойства рассматриваются на уровнях морфологии, синтаксиса, лексики. Применяется специальная лексика, употребляются глагольно-именные обороты, много абстрактных существительных, но нет слов, обладающих разговорной, эмоциональной окраской. В научных изысканиях используется специальная лексика, включающая общенаучную лексику, общеотраслевую терминологию и отраслевую терминологию.

Общенаучная лексика представляет набор специальных слов, употребляющихся в научных проектах. Примеры таких слов: явление, квалификация, фактор, зависимость, состав, система.

Общеотраслевая терминология базируется на словах, служащих для описания междисциплинарных связей, или располагающихся в текстах предметов, которые являются смежными. Таким дисциплинами могут быть статистика и менеджмент, а словами, их связывающими, считаются: динамика, средняя, эффективность управления.

Отраслевая терминология включает термины из определённой научной области. Термин – это средство, служащее передачей специального знания. Научный текст посвящён его изложению. Важным критерием оценивания дипломной работы членами комиссии считается определение уровня владения автором проекта аппаратом понятийно-терминологическим. Преподаватели на защите уделяют особое внимание правильности использования терминов в изучаемой области знания.

Термин – важный элемент научного текста. Содержание термина – его научная формулировка. Научное определение термина раскрывает и устанавливает его значение, обеспечивает минимальный объём сведений для понимания, дальнейшего разграничения разных понятий.

При написании первой главы дипломной и курсовой работы автором приводятся определения основных терминов, в которых устанавливаются существенные признаки понятия, связи, определяется место среди других понятий.

Автор работы может дать несколько определений одному термину. В каждой студенческой работе описание теоретических проблем обозначается введением основных понятий, на них исполнитель ссылается в ходе всей работы. Желательно, чтобы новый термин, внедряемый в работу, сопровождался его определением.

Глагольно-именные обороты, употребление которых характерно для научных работ, представляют собой следующие выражения: иметь место, дать подтверждение, подвести итоги, оказывать влияние, иметь значение.

Часто авторы курсовых, дипломных работ допускают роковую ошибку, используя слова с разговорно-стилистической окраской. Пример: работнички, начальство, детки, ребята. Не нужно употреблять и оценочные слова типа: отлично, великолепно, классно, удивительно. Научный стиль отличается точностью и абстрактностью. Не стоит нарушать эти требования.

Иногда студенты смешивают похожие, но разные по имеющемуся значению слова (паронимы): поэтичный – поэтический, экономия – экономика. Желательно проверить правильность употребления подобных слов по словарю.

Под морфологическими особенностями научной работы понимают свойства существительных, глаголов, местоимений, прилагательных.

Существительные, употребляемые в единственном числе, можно применять во множественном в написании научных текстов. Например, длины, величины, частоты. Но отмеченное вовсе не искореняет употребление существительных ед. числа в студенческих работах. Они могут обозначать целый ряд предметов, приобретая обобщённый характер.

При написании научной работы нужно правильно оформлять и разные формы числительных. Личные местоимения первого, второго лица здесь не употребляются. Но есть авторское мы, которое станет уместным в тексте проекта. Например, мы рассматриваем или мы видим.

Не нужно использовать личное местоимение я. Это типичная ошибка студенческих работ. Необходимо заменить подобные конструкции пассивным оборотом или конструкциями, содержащими местоимение мы.

Характерными для научных работ являются такие местоимения, как: определённый, данный, соответствующий, известный.

В научном проектировании употребляются глаголы настоящей формы времени. Например: организуется, проводится, содержит, адаптируется. Преобладают глаголы в форме третьего лица. Например, действует, понимают, считается.

Также используются глаголы первого лица в числе множественном. Например: рассмотрим, докажем, получим.

В работе лучше использовать следующие союзные слова: поскольку, отсюда, откуда, потому, поскольку, поэтому; если, то, в связи с тем, что, для того, чтобы, не только, но и, производные предлоги: в результате, в течение, по причине, в связи с, в отличие от.

В проектах союзных предложений существенно больше, чем бессоюзных, широко используются страдательные (пассивные) конструкции. Например: Нами показано, нами исследовано. Здесь действие опережает автора. Встречаются и такие конструкции: Нам казалось, нам представляется. Часто используются модальные глаголы можно, надо, нужно, нельзя и фразы принято считать, можно предположить. Всё это придаёт изложению больше логичности.

Внедрение вводных слов затрагивает и научные работы. Порядок следования одной части за другой можно обозначить следующими фразами: наконец, во-первых, таким образом, итак, следовательно. Отношение к информации отражается во фразах: вероятно, безусловно, по-видимому, возможно. Указать на источник можно, используя следующие речевые обороты: согласно теории, как отметил, по мнению, как утверждает. Роль вводного слова может играть слово далее, указывающее на логику мышления.

© Автор: Юлия Раенко

Стилистика — это особый раздел лингвистики, изучающий стили и стилистические ресурсы. Стили — это разновидности языка, обусловленные различиями в сферах общения и основными функциями языка.

Функциональные стили речи реализуются в различных жанрах.

1. Публицистический: парламентское выступление, репортажи, интервью, очерк, фельетон, дискуссионное выступление, информационная заметка.

Публицистический стиль – функциональная разновидность речи, обслуживающая широкую сферу общественных отношений: общественно-политических, культурных, спортивных и др. Наиболее полно публицистический стиль проявляется в газетах и общественно-политических журналах, отчего его называют также газетно - или журнально-публицистическим, а также на радио и телевидении, в документальном кино.

Газетно-публицистический стиль охватывает массовые, популярные политические тексты, воздействующие на актуальные общественно-политические процессы оперативным документальным отображением, основанным на их идейно-политическом осмыслении и эмоционально-выраженной оценке.

Понятие газетно-публицистического стиля складывается из языка газет, общественно-политических журналов, памфлетов, воззваний и прокламаций, из языка докладов и т.д., содержащих политическую информацию.

Основные средства публицистического стиля рассчитаны не только на сообщение, информацию, логическое доказательство, но и на эмоциональное воздействие на слушателя (аудиторию). Характерными особенностями публицистических произведений являются актуальность проблематики, политическая страстность и образность, острота и яркость изложения. Они обусловлены социальным назначением публицистики, – сообщая факты, формировать общественное мнение, активно воздействовать на разум и чувства человека.

Публицистический стиль представлен множеством жанров:

1. газетные – очерк, статья, фельетон, репортаж;

2. телевизионные – аналитическая программа, информационное сообщение, диалог в прямом эфире;

3. ораторские – выступление на митинге, тост, дебаты;

4. коммуникативные – пресс-конференция, встреча "без галстука", телемосты;

5. рекламные – очерк, объявление, плакат, лозунг.

Основные признаки газетно-публицистического стиля:

◦ Сфера деятельности – политика, культура;

◦ Автор – политик, журналист;

◦ Адресат – широкий круг читателей и зрителей средств массовой информации;

◦ Цель – дать информацию о последних актуальных событиях, воздействовать на аудиторию, создать общественное мнение;

◦ Тип речи – преимущественно рассуждение;

◦ Форма речи – письменная или подготовленная устная;

◦ Вид речи – монолог, диалог, полилог;

◦ Тип коммуникации – общественная;

◦ Жанры – информационная заметка, информационное сообщение, очерк, репортаж, фельетон дискуссия, публичная речь (развлекательная, информационная, агитационная), и т.д.;

◦ Стилевые черты – сочетание экспрессии и стандарта (общественное мнение, падение рейтинга, война компроматов)

Газетно-публицистический стиль речи отличается использованием следующих языковых средств:

1. Лексические

- Общественно-политическая лексика

- Вкрапления разговорной, просторечной лексики

- Неологизмы (авторские новообразования)

- Употребление слов в переносном значении

- Лексические повторы

- Фразеологизмы, пословицы, поговорки

2. Морфологические

- Всё многообразие морфологических форм

- Специфические глагольные формы со значением настоящего времени, которые способствуют созданию эффекта присутствия (Записываем слова, переводим их, заучиваем.)

3. Синтаксические

- Повествовательные, вопросительные, восклицательные предложения

- Неполные предложения

- Выделение части предложения в отдельное предложение (Читать текст несколько раз, чтобы запомнить.)

- Вводные слова и предложения, обращения

- Стандартные конструкции (стена отчуждения)

4. Текстовые

- Небольшие по объёму предложения. Абзацное членение подчинено целям воздействия: в отдельный абзац может быть выделено одно предложение

- Заголовок содержит информацию о содержании текста и привлекает внимание читателя.

Одной из важных особенностей публицистического стиля является сочетание в его рамках двух функций языка: функции сообщения (информативной) и функции воздействия (экспрессивной).

Воздействующая функция публицистического стиля обусловливает экспрессивность этого стиля. Экспрессивность проявляется прежде всего в оценке событий, явлений. Оценочность выражается употреблением прилагательных, существительных, наречий со значением положительной или отрицательной оценки типа: замечательный, интереснейший, важный, достаточный, грандиозный, небывалый, грандиозный и т.п. Оценка может выражаться не только лексическими средствами. Это могут быть и средства словообразовательные, например, суффиксы превосходной степени прилагательных, суффиксы оценки у существительных: высочайший, интереснейший, важнейший, групповщина, дедовщина, штурмовщина.

Экспрессивность выражается, таким образом, самыми разными языковыми средствами, в том числе и структурой предложения.

Информативность публицистического стиля достигается:

а) документально - фактологической манерой изложения с помощью употребления специальных терминов, специальной лексики, профессиональных слов;

б) обобщенностью изложения, его аналитичностью;

в) «нейтральностью» изложения, чему способствует неэкспрессивная лексика; употребляются сложные синтаксические конструкции, особенно с подчинительной связью.

Абдукаримова А.А. Международный Казахско-Турецкий университет им.Ясави, Казахстан

Риторика существует уже более 2500 лет! Почему же люди пытаются овладеть ее секретами? Вам, наверное, не раз приходилось переживать из-за своих неудачных выступлений, излишнего волнения, либо приходилось скучать, слушая монотонную или невнятную речь. Владение риторическими навыками позволит вам научиться выступать публично так, чтобы донести до аудитории ваши мысли, воздействовать не только на ум, но и на чувства слушателей.

Термин ораторское искусство античного происхождения. Его синонимы - риторика и красноречие. В Словаре русского языка риторика определяется так:

1. Теория красноречия, наука об ораторском искусстве.

2. Излишняя приподнятость изложения, напыщенность.

3. В старину: название младшего класса духовной семинарии.

Традиционно красноречие рассматривалось как один из видов искусства. Его часто сравнивали с поэзией и актерским творчеством. Красноречие есть дар потрясать души, переливать в них свои страсти и сообщать им образ своих понятий. Можно обучать, как пользоваться сим божественным даром; можно обучать(позвольте мне сие выражение), каким образом сии драгоценные камни, чистое порождение природы, очищать от их коры, умножать отделкой их сияние и вставлять их в таком месте, которое бы умножало их блеск. И вот то, что, собственно, называется риторикой. (М. М. Сперанский).

Таким образом, под ораторским искусством понимается высокая степень мастерства публичного выступления, искусное владение живым словом. В чем проявляется связь риторики с наукой?

· Риторика пользуется открытиями и достижениями всех наук. Широко пропагандирует и популяризирует их.

· Многие идеи или гипотезы первоначально излагались устной форме, в публичных речах.

· Риторика опирается на систему категорий соответствующих наук.

Риторика есть наука о всякой предложенной материи красно говорить и писать. (М. В. Ломоносов)

Риторика опирается на следующие науки:

· философия,

· логика,

· психология,

· педагогика,

· этика,

· эстетика,

· литературоведение,

· лингвистика.

Специалистов разного профиля интересуют различные аспекты красноречия. Лингвисты разрабатывают теорию культуры речи, дают рекомендации, как говорить правильно. Психологи изучают вопросы восприятия и воздействия речевого сообщения. Логика учит оратора последовательно и стройно излагать свои мысли, правильно строить выступление.

Риторика как учебный предмет определяется так:

Риторика - это филологическая дисциплина, объектом которой являются теория красноречия, ораторское искусство, способы построения выразительной речи в разных жанрах письменной и устной речи.

Многие современные исследователи рассматривают ораторское искусство как один из специфических видов человеческой деятельности. Ораторское искусство лишь условно называется искусством, в значительной степени - это деятельность, овладеть которой можно, если даже у человека нет для этого особых данных.

На протяжении веков на первый план выдвигались разные стороны ораторского искусства. Во времена греческой античности одной из ведущих была формула «риторика - искусство убеждать». В теории римского красноречия наиболее популярно было определение Квинтилиана: риторика - это «искусство говорить хорошо». Во времена Средневековья и Возрождения актуальной была такая трактовка: риторика - это искусство украшения речи. Таким образом, ораторское искусство - явление историческое. Оценивая деятельность того или иного оратора, мы всегда должны учитывать ту историческую эпоху, которая его породила.

Этапы развития риторики

· Что обусловило появление риторики

· Античный период:

· Риторика Древней Греции:

o софисты

o Сократ

o Платон

o Аристотель

· Риторика Древнего Рима:

o Цицерон

o Гортензий

o Квинтилиан

o Дион Хризостом

· Византийская риторика

· Средневековая риторика

· Русская риторика:

o Слово в Древней Руси

o Ранние риторики

o Ломоносов М. В. и Послеломоносовский период

o Риторические школы российских академиков

o Сперанский М. М.

o Никольский А. С.

o Рижский И. С.

· Частная и общая риторика

· Кошанский Н. Ф.

· Мерзляков А. Ф.

· Малиновский Ф. Л.

· Галич А. И.

· Зеленецкий К. П.

· Риторика в конце 19 века

· Институт Живого Слова

· Современная риторика

Литература

1.Барлас Л.Г. Русский язык. Стилистика. Пособие для учителей. М.,«Просвещение», 1978.

2.Виноградов В.В. Избранные труды: Лексикология и лексикография. М., 1977.

3.Баландина Л.А., Давидян Г.Р., Кураченкова Г.Ф., Симонова Е.П. «Русский язык и культура речи» Москва 2005

4.Функциональные стили речи–Википедиа. Свободная энциклопедия https://ru.wikipedia.org/wiki

5.Брандес М.П. Stilistik der deutschen Sprache. Учеб.- 2-е изд., испр. идоп.- М.: Высш. шк., 1990.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-02-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: