Исследование памяти с помощью методики заучивания десяти слов




Контрольная работа №3 на тему «Изучение памяти»

Цель: познакомиться с методами и методиками изучения памяти, научиться самостоятельно проводить исследования с их применением, осуществить обработку полученных данных, обобщить интерпретацию результатов

Структура работы:

1. Понятие о памяти. Виды памяти. Процессы памяти. Развитие и совершенствование памяти.

2. Основные методы изучения памяти.

3. Результаты эмпирического исследования памяти и их интерпретация.

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

В параграфе 1 необходимо кратко охарактеризовать рассматриваемый психический процесс - память.

В параграфе 2 необходимо описать методики, используемые для изучения различных видов и свойств памяти, сгруппировав и обобщив их.

Например:

1. Методы изучения памяти:

- по видам (слуховая, зрительная и.т.д.).

Для полноты и логичности классификации следует включить в нее не только методы, рассмотренные на занятии (по выбору преподавателя), но и другие методики, предназначенные для изучения данного психического процесса, доступные в специализированной литературе.

В параграфе 3 описываются и интерпретируются данные, полученные в результате применения методик. Не рекомендуется ограничиваться лишь перечислением полученных результатов в цифровом формате, необходимо разъяснять их:

(НЕВЕРНО!)

методика «Умственная работоспособность по Крепелину» показала, что общее число сложений – 93, количество ошибок – 0, коэффициент работоспособности – 0,8. Сравнение продуктивности за второй и последний 15-секундный интервал: за второй – 10, за последний – 8.

(ВЕРНО!)

По результатам применения методики, предназначенной для изучения умственной работоспособности (автор Э. Крепелин), было установлено, что темп решения умственных задач испытуемым довольно высок и практически не изменяется по ходу работы. Наблюдается некоторое снижение продуктивности к концу задания, что может свидетельствовать об истощаемости внимания, однако испытуемый не совершает ни одной ошибки. Все вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что испытуемого характеризует достаточно высокий уровень произвольности и незначительная утомляемость при умственной работе. (ВЕРНО!)

В Заключении делаются выводы по теоретической и практической части работы, формулируются рекомендации по улучшению памяти.

В Приложение включаются заполненные бланки выполненных методик.

ИССЛЕДОВАНИЕ ПАМЯТИ

ИССЛЕДОВАНИЕ ПАМЯТИ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДИКИ ЗАУЧИВАНИЯ ДЕСЯТИ СЛОВ

Вводные замечания. Методика заучивания десяти слов была предложена А. Р. Лурией. Она позволяет исследовать процессы памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение. Методика может использоваться для оценки состояния памяти, произвольного внимания.

Стимульный материал. Набор из десяти односложных или двусложных слов, не связанных по смыслу, составление набора не представляет большой трудности. Желательно иметь несколько таких наборов.

Примеры набора слов.

1. Стол, вода, кот, лес, хлеб, брат, гриб, окно, мёд, дом.

2. Дым, сон, шар, пух, звон, куст, час, лёд, ночь, пень.

Порядок работы.

Испытуемому дается инструкция: «Я сейчас прочту 10 слов. Слушайте внимательно. Когда я окончу читать, повторите слова, которые запомнили, в любом порядке». Экспериментатор читает слова медленно и четко. В протоколе он отмечает крестиком или цифрой порядок и точность воспроизведения слов после каждого предъявления. (Порядок воспроизведения слов может быть информативным при анализе способа запоминаемого материала.) Иногда испытуемые называют лишние слова, что также отмечается экспериментатором в протоколе.

ПРОТОКОЛ ПИХОДИАГНОСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Фамилия, имя, отчество........................................................................…………………………………………………

Дата.................................................………………………… Возраст..................................…………………………..

Исследование памяти с помощью методики заучивания десяти слов

Набор слов Порядок предъявления
                   
                   
Общее количество воспроизведенных слов                    

Как правило для полного (или почти полного) воспроизведения слов требуется 2 – 3 предъявления.

В некоторых случаях для изучения сохранения запоминаемого материала испытуемого просят воспроизвести слова через час или на следующий день.

Обработка и анализ данных. На основе подсчета общего количества воспроизведенных слов после каждого предъявления может быть построен график: по горизонтали откладывается число повторении, по вертикали - число правильно воспроизведенных слов. Существенна прежде всего качественная оценка результатов исследования: по характеру выполнения методики можно судить об особенностях запоминания, воспроизведения и сохранения, а также утомляемости испытуемых.

Больные разных нозологических групп проявляют специфику в выполнении данного задания:

- при черепно-мозговой травме или нейроинфекции больные воспроизводят и запоминают первые и последние слова; при этом объем запоминаемого материала от повторения к повторению не увеличивается;

- при неврозах запоминание замедленное, больным требуется большее число повторений (по сравнению со здоровыми) для запоминания полного объема материала; график запоминания имеет зигзагообразный характер и в объеме запоминаемого материала от повторения к повторению проявляется тенденция к истощаемости, что свидетельствует о неустойчивости и колебаниях внимания.

Контрольные вопросы

1. Для каких целей может быть использована методика заучивания десяти слов?

2. Какие особенности при выполнении задания проявляют больные неврозами и больные с черепно-мозговой травмой или нейроинфекцией?

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: