Возникновение психологии относят к 1879 г. В этот год в Берлине открыта первая экспериментальная психологическая лаборатория физиологом Вильгельмом Вундтом, его считают отцом психологической науки
Считал основным методом исследования элементарных псих явлений эксперимент, исследовал такие явления как ощущения, восприятие, эмоции, не произвольная память,внимание. Результаты исследований описаны в учебнике "основы физиологической психологии". Высшие психические функции такие мышление, воображение и т.д. п его мнению можно изучить только с помощью интроспекции. В РФ первая лаборатория открыта Бектеревым в Казани.
В начале 20в.- кризис психологической науки, появление множества научных школ и направлений, предлагающих пути выхода из кризиса: пересмотреть понимание предмета психологии. Появл.
Три основные направление в науки, существующих и сегодня:
1. Бихевиоризм. 1913г. В США. Появление работы Уотсона " психология с очки зрения бихерриста". Уотсон предлагает считать предметом психологии поведение. Формула классического Бихеоризма:
s-r(стимул-реакция) стимул - внешний раздражитель, реакция - поведение, т.е. поведение человека реактивно.
Уотсон выделяет законы между стимулом и реакцией:
1. Закон повторения. Чем чаще ситуация,тем сильнее связь между стимулом и реакцией.
2. Закон готовности. Если организм готов (психологически и физически)к принятию стимула, то связь будет более крепкой.
3. Закон эффекта. Положительное подкрепление усиливает связь между стимолом и реакцией, а отрицательное - разрушает.
4. Закон ассоциативного сдвига. Если два стимула вызывают одну реакцию, то такую же реакцию будет вызывать и один из этих стимулов.
|
5. В основе реакции лежит мотивация(закон оптимальной мотивации). Минимум и максиму мотивации не ведут к научению.
Исследовали проблему связи мышления и речи. Утверждали, что мышление честь внутренняя речь.
Необихеоризм. Ввели внутреннюю переменную между стимулом и реакцией.
2. Гештальтизм. В Германии. Макс Вертгеймер, Курт Кёйлер, Коффка Вольф Ганг. Критиковали бихео за изучение изолированных пигментов поведения, утверждали, что поведение человека целостно и разложить его на элементы значит не вводить его суть. Предлагают предметом психологии считать целостный психический образ. В основу гештальтизма положена физика,указывающая,что существует исходное заряженные поле,в котором изначально существуют нерасчеленеенные образы предметов, это исходные элементы восприятия. Затем весть процесс развития сводится к расчленению первичных образов и формированию новых на их базе.
Законы восприятия:
1.Закон хорошей формы. Любой не упорядоченный материал мы воспринимаем как материал организованный.
2. Закон завершения, дополнения до целого, до хорошей, правильной формы.
3. Закон фигуры и фона. Фигура всегда воспринимается на фонечего-то, более ясно и полно. Фон - нечто расплывчатые, находящаяся за фигурой.
4. Закон транспозиции. Мы воспринимаем не цвет, а соотношение цветов.
5. Закон константы. Константа относительно формы, цвета и размера. Формируется по ходу жизни.
Исследовали память, открыли эдичеческую память, характеризующуюся детальной точностю.
Исследовали творческое мышление, на решение задачи прошлый опыт не влияет. Единственный способ решения задачи - инсайт как продолжение решения задачи. Инсайт - прорыв бессознательного в сферу осознания. @ Узнадзе Д.Н., т.е. перегруппировка гиштальтов и формирование нового образа на уровне бессознательного.
|
3. Фрейдизма (психоанализ)
Эмоционально-образная терапия Линде.
Принципы и методы психологической науки:
Принципы:
В наст время выделены основ принципы, единые для всего мира.
1. Объективность в изучении психики. Задачаинауки познать явление таким, каким оно существует, раскрыть его законы. Указывает на то,что психику можно познать только косвенным путём, т.е. сопоставляя поведение и условия в которых нонт осуществлялось. Изучала психику, надо подвергать анализу:речь,движения, эмоции,продукты деятельности человека(рисунок),телесные изменения (пульс), записи биотопов мозга,таким образом чтобы понять внутренний мир человека, необходимо детально анализировать внешние проявления психики, сопоставляя их с условиями жизни.
2. Генетический. Всякое психическое явление рассматривается как процесс. Психолог должен понять как моменты жизни сменяют другу друга, развитие процесса.
Любые псих явления изучаются в их сравнении на разных этапах развития. Можно сравнивать только с собой!
Методы-это пути и средства изучения психики
Основные методы:
1.
Название | Требования | Плюсы | Минусы | Виды. |
Наблюдение Самый древний,пришёл и педагогики.метод плоаномерногои систематического восприятия особенностей поведения и деятельности в различных естественных ситуация. | Чёткое определение цели. Продуманный выбор объекта. Фиксация наблюдаемых фактов. Сохранение естественности психических проявлений. | Естественность. Условий. Не требует разрешения. | Трудно вычлинить определяющие условия. Пассивная позиция наблюдателя. | |
Эксперимент. Метод научного познания/исследования психики, состоящий в воздействии на изучаемых субъектов при помощи заданий либо приборов. | Цель Подготовка условий для проявления свойства психики. | Самый точный метод. Активная позиция психолога. | Искусственность условий,осознание лабораторно объекта. | Лабораторный(вунт) и естественный.(лазурский). |
|
К вспомогательным методам относят:
Опрос обычно определяют как метод сбора первичной информации, основанный на непосредственном или опосредованном контакте между респондентом (отвечающим) и исследователем. Все такого рода методики делятся на две группы – анкетирование и интервью. Их отличия – в форме контакта с опрашиваемым. Анкетирование предполагает наличие письменного оформления всех вопросов анкеты, с которыми работает респондент. Интервью характеризуется непосредственным контактом респондента и интервьюера.
Проективные методы характеризуются созданием экспериментальных ситуаций, допускающих множественность возможных интерпретаций при восприятии их испытуемыми. За каждой такой интерпретацией стоит уникальная система особенностей данного испытуемого. К проективным методам относят, например, метод фрустрации Розенцвейга.
Тестирование – метод психологической диагностики, использующий стандартизированные вопросы и задачи (тесты), которые имеют определенную шкалу значений. Процедура тестирования обладает рядом достоинств: она не требует больших временных затрат, способ обработки полученных данных достаточно прост. К недостаткам тестирования относят невозможность предсказать дальнейший ход развития испытуемого. Имеются целые батареи тестов, позволяющих получать информацию об особенностях испытуемого, например, его самооценке, уровне притязаний, об особенностях мотивационно-потребностной и эмоционально-волевой сфер, об уровне развития познавательных процессов и т.д.
Анализ продуктов деятельности как метод исследования в психологии включает в себя, например, изобразительную деятельность. Список разработанных в этой области методов достаточно широк: «Нарисуй человека», «Автопортрет», «Дом, дерево, человек» и др. В любом графическом изображении, которое можно рассматривать как невербальное сообщение для другого, остается что-то специфически индивидуальное. В нем содержится много «сигналов» для психолога, что помогает ему глубже понять состояние клиента, его видение мира, социальные пристрастия. Однако такие методики предъявляют серьезные требования к специалисту-психологу: необходима длительная практика их применения, чрезвычайная осторожность в интерпретации полученных данных, умение правильно связать сложный комплекс методик, поскольку анализ продуктов деятельности не должен применяться изолированно от других методов.
Результаты научных исследований, полученные с помощью разных методов и методик, оформляются научными терминами в виде понятий. Понятие – это всегда логически оформленная общая мысль о классе предметов и явлений. Наиболее общее, предельное понятие носит название категория. В категории представлен деятельностный план, она организует исследование. Так, за категорией «психический образ» стоит множество явлений, обозначаемых такими терминами, как «ощущение», «восприятие», «представление». К наиболее значимым психологическим категориям также относят категории отражения, деятельности, общения, мотива, отношения и др.
Развитие психики в филогенезе.
1.этапы развития психики.
Гипотезу о происхождении психики вывел Леонтьев. В своей книге проблемы развития психики он отмечает, что возникновение психики связано с развитием раздражимости как общего свойства всех живых существ. Растения отвечают реакцией только на био значимые раз дружит не ли. Появление многоклеточных связано с усложнением раздоражимоси,которая определяется образом жизни многоклеточных и особенностями их питания. Животные питаются органикой. Они ищут оргчнику, у них развивается поведение,т.ктни вынуждены пермешщвться в прространтве. Возникновение психики выразилось. В том, что уживотных появилось способность реагировать на сигнальные раздражители(цвет,звуки тд). Раздражимость по отношению к сигналу-чувствительность, элементарная форма психики. Чувствительность обеспечения опережающее отражение действительности. Таким образом, психика а возникла как аппарат прелвиденья в поведении, как средство приспособления к среде в связи с особым образом питания.
Этапы развития психики
1. Сенсорная психика. Способность отражать отдельные свойства предметов. Нервная система диффузная. На основе сенсорной псики формируется опред форма поведения (инстинкт учреждённая форма поведения целесообразным в строго опред условиях)
Перцептивная форма поведения
2. Сознание как высшая ступень развития психики.
Перцептивная психика.
Перцепция -восприятие. Даёт возможность отразить предмет в целом.трубчатая нервная система. Ведущая форма поведения -навык- индивид. форма поведения, целесообразным в изменившихся условиях.
У живых организмов имеющих ЦНС формируется интеллектуальная психика. Организм отражает связи и отношения между предметами. Формируется интеллектуальная форма поведения. (Есть у дельфинов, слонов,обезьян,собак,). Интеллект характеризуется промежуточным путём (доп действием для решения задачи).
Различие психики животных и человека:
1. Психика животных развивается как средство приспособления к окружающей сред. Она связана с удовлетворением био потребностей, поэтому у животных способность к отражению окружающего мира ограничена.
2. Человек отличается сеособнросттью к предвиденью, животное не ставит цели. В своём поведении животные используют только два вида опыта:наследственный и индивидуальный. У человека есть ещё общественной исторический опыт.
Сознание.
У высших млекопитающих есть био корни сознательной деятельности. В частности у прред человека, которые Морелли к прямохождению фиксируются эти предпосылки:
1. С прямохожбением освободилась рука и появился труд
2. Прямо хождение расширяет обзор и формируется восприятие, псих функции совершенствуются. Развиты двигательные навыки.
3. Сильно развито любопытство - ориентировочноисследовательский инстинкт. У обезьян есть зачатки мышления. Человекообразные обезьяны жилими стаями, сильно развита звуковая сигнализация- предпосылка развития речи и общения.
Сознание:
1. Сознание-система знаний о мире и себе. Получение:наследстуом, индивидуально, общественно исторически. В приобретении ведущая роль у мышления и воображения.
2. Сознание предполагает систему отношений к знаниям и себе. "моё отношение к моей среде и есть моё сознание" @карл макс. Сознанием включает в себе систему целеполагание и этапы достижения цели.
3. Оценка своих возможностей. Созрнтельная деятельность имеет для человека личностный смысл.
Деятельность.
1. Сущность деятельности, её структура и механизмы
2. Освоение деятельности, навыки умения привычки
3. Основ виллы деятельности. Понятие ведущего вида деятельности
В отечественной психологии психика рассматривается исходя из принципа единства сознания и деятельности-
1. Личность и её сознание формируется,развивается и проявляется в деятельности.
2. Формируясь в деятельности, сознание начинает выступать как регулятор деятельности.
3. В процессе практической деятельности постепенно формируется её внутренний план.
4. В процессе жизни из деятельности практической выделяется кска самостоятельная деятельность умственная. Вмственвя деятельность сохранят ввсе особенности деятелльнсти ипракическрй, различается только объектом деятельности.
5. У взрослого человека сущ единая деятельность в двух неразрывно связанных между собой формах (материальная(внешняя)) и внутренней(идеальной,уссвенной), есть постоянные вщаимопереходы.
Деятельность - совокупность длействмрпй человека,направленных на достижение цели.@Рубенштейн.
Деятельность совокупность действий с одним мотивом. @Леонтьев.
Компоненты деят плотность
1. Цель-предвидимый резу ль ьтат деятельности, в конкретных условиях это задача.
2. Мотив- внуиренне е побуждение, вызывающие активность субъекта.
Есть ещё внешний источники- обстоятельства.
Любая деятельность полемотивированна @Леонтьев.
Функции мотивов по Леонтьеву:
1. Побуждающая.
2. Мотив придаёт личностный смысл.