Ветеранов Великой Отечественной войны




О проекте сбора воспоминаний ветеранов

Время берет свое: многие ветераны уже ушли из жизни. Как они жили, о чем думали, что им пришлось испытать – нам ничего не известно, и с каждым днем мы теряем тех, кто воевал, трудился и жил в период ВОВ, теряем память о войне. Чтобы воспоминания оставшихся в живых свидетелей тех трудных лет не были утеряны, чтобы будущие поколения могли ознакомиться со страницами истории нашей страны непосредственно по воспоминаниям участников и свидетелей тех тяжелых событий, было решено создать электронную книгу воспоминаний ветеранов Иркутской области. Их - участников ВОВ, тружеников тыла, жителей блокадного Ленинграда и малолетних узников фашистских лагерей осталось немного. Создание электронной книги обусловлено тем, что она позволяет собирать воспоминания в любой форме (видео-, аудио-, текстовой), их легко тиражировать, использовать и сохранить навечно. В результате реализации будут собраны воспоминания ветеранов, которые увековечат их жизни в электронной книге. Кроме того, сбор воспоминаний – это проявление внимания к ветеранам, они почувствуют свою значимость для общества и государства.

Для тех, кто будет участвовать в сборе воспоминаний (школьников, студентов, работников культуры, родственников ветеранов, волонтеров), это будет лучшим уроком по патриотическому воспитанию.

Сбор воспоминаний необходимо осуществлять по месту жительства ветеранов, аккумулируя воспоминания на компьютерах администрации, учебных учреждений, музеев и т.д. для передачи в электронную книгу. Воспоминания можно собирать в любом формате: печатном аудио или видео, используя для записи смартфоны.

Каждое воспоминание должно содержать сведения о ФИО ветерана, дате рождения, населенном пункте рождения и проживания в настоящий момент. Для участников боевых действий – также звание.

Подробная информация об организации сбора воспоминаний и методике сбора и сохранения воспоминаний будет сообщена ответственному исполнителю по сбору воспоминаний в вашем муниципальном образовании.

 

Алгоритм сбора и сохранения воспоминаний оставшихся в живых ветеранов Великой Отечественной войн.

Этапы выполнения и исполнители:

1. Формирование рабочей группы по сбору и сохранению воспоминаний ветеранов ВОВ с участием представителей муниципальных образований, ветеранских организаций и т.д. (определение списков ветеранов, ответственных лиц за сбор воспоминаний по каждой территории)

2. Сбор воспоминаний (учреждения образования и культуры, организации ветеранов, родственники ветеранов).

3. Передача воспоминаний в музеи муниципальных образований и областную библиотеку им. И.И. Молчанова-Сибирского.

4. Сохранение и использование воспоминаний ветеранов ВОВ в просветительских и научных целях (музеи, библиотеки).

 

Методические рекомендации по сбору воспоминаний

ветеранов Великой Отечественной войны

1. В первую очередь необходимо назначить ответственного за организацию сбора воспоминаний ветеранов войны, тружеников тыла и детей войны о Великой Отечественной войне и послевоенном времени (всех ветеранов войны, тружеников тыла и детей войны будем называть одним словом – ветераны);

2. Подготовить сводную информацию об участии жителей Вашего муниципального образования в Великой Отечественной войне. Образец этой информации смотри на примере Баяндаевского района («Баяндаевский район: воевать и трудиться во имя Родины. Текст смотри ниже. Также желательно выслать фотографию мэра отдельно для размещения на сайте);

3. Подготовить списки ветеранов войны, тружеников тыла и детей войны и передать их в учреждения образования по месту жительства ветеранов;

4. Учреждениям образования в соответствие с разработанными фондом рекомендациями по сбору воспоминаний, организовать опрос ветеранов. Материалы в электронной форме представлять уполномоченным специалистам;

5. Для поощрения участников сбора и подготовки информации для сайта фонда довести до сведения всех о проводимом в рамках сбора воспоминаний Конкурсе. От каждого муниципального образования, которое примет участие в сборе воспоминаний, будет отмечено призами и грамотами примерно по три участника сбора воспоминаний. Это могут быть школьники, студенты, работники образования или культуры, образовательное или другое учреждение, которые будут определены самим муниципальным образованием. Основные критерии оценки конкурса:

- число собранных интервью;

- творческий подход к сбору и обработке воспоминаний;

- соответствие собранной информации требованиям оформления интервью.

 

Во многих поселковых и сельских муниципальных образованиях организовать сбор воспоминаний легко. Школьники, работники культуры, библиотекари могут собрать воспоминания довольно быстро от своих родственников и соседей.

В крупном муниципальном образовании обязательно необходимо подключать к этой работе образовательные учреждения, советы ветеранов.Таким образом, можно собрать большое число воспоминаний.

Особое внимание надо обратить на сбор воспоминаний ветеранов войны и тружеников тыла, которых осталось мало. Сбор их воспоминаний надо проводить в первую очередь, используя для сбора воспоминаний наиболее ответственных лиц или родственников ветеранов.

 

Как брать интервью

В первую очередь, необходимо составить примерный список вопросов. «Примерный» потому, что спланировать интервью полностью невозможно, всегда приходится оперативно реагировать на получаемую информацию.

Основная цель опроса ветеранов войны, тружеников тыла и детей войны – сбор информации для написания краткого биографического очерка. У кого-то самые яркие жизненные эпизоды могут оказаться связаны со временем войны, у кого-то – с работой после войны, а кто-то, возможно, будет говорить о своей семье.

Договариваясь об интервью, необходимо попросить ветерана заранее вспомнить наиболее важные эпизоды и условия его жизни. Какая была жизнь? Что особенно запечатлелось в его памяти? Рутинное перечисление рядовых эпизодов жизни необязательно. Также необходимо попросить ветерана подготовить фотографии, которые можно будет сфотографировать и поместить на сайте.

При записи воспоминаний на видеокамеру или диктофон, чтобы видео- или аудиофайлы с воспоминаниями ветерана не перепутать с другими, надо чтобы он начал рассказ с информации о себе (ФИО, дата и место рождения, населенный пункт проживания в настоящий момент). То есть первый вопрос должен быть одинаковый для всех:

1. Назовите фамилию, имя, отчество, дату и место рождения. Если фамилия менялась, назовите и полученную при рождении.

2. Кто были родители, какая была семья. Где и как жили до войны?

3. Когда и где были в период войны?

4. Какие эпизоды жизни запомнились больше всего, какое настроение в жизни населения и лично у Вас было в разные годы?

 

Это стандартный набор вопросов для предстоящей беседы. В зависимости от ответов, их можно менять местами, перефразировать и дополнять.

Беседовать с ветеранами лучше лично. Для пожилых людей беседы лицом к лицу имеют очень важное значение. Они чувствуют, что они значимые для общества люди. К тому же, они могут показать старые фотографии, книги, памятные знаки и прочие вещи, представляющие интерес для истории.

Собранный материал о каждом ветеране собирается на компьютере в электронную папку, например, «Новопашина Любовь Георгиевна – дети войны», которая может содержать текстовые, аудио, фото и видеофайлы. Видеофайлы – это видеозапись интервью. Аудиофайл – это запись разговора с ветераном на диктофон.

Лучше всего воспоминание записать в форме видеофайла. Это можно сделать с помощью видеокамеры, телефона или фотоаппарата. Можно делать только аудиозапись на телефоне или диктофоне. Время интервью обычно 20-40 минут. Необходимо заранее проверить возможности технических устройств качественно записывать воспоминание длительное время. Видео или аудиофайл переводить в текстовой файл не обязательно. Но кто хочет, то может это сделать, переработав воспоминания ветерана в литературной форме, разместив на сайте два файла с воспоминанием ветерана: видео- или аудио и текстовой.

Если нет возможности сделать видео- или аудиозапись, то можно записывать вопросы и ответы в тетрадь, а потом перенести собранный материал в электронную текстовую форму. Не все ветераны смогут рассказать свое прошлое в литературной форме и не каждый интервьюер (человек, который берет интервью у ветерана, собирающий воспоминание) может литературно обработать воспоминание, но это и не надо. Главное записать воспоминания точно так, как его вспомнил ветеран.

При возможности всегда берите с собой фотоаппарат, чтобы сделать несколько полезных для истории снимков, разумеется, с разрешения ветерана.

Никогда не перебивайте собеседника – пусть он лучше отойдет от нужной вам темы и расскажет о какой-нибудь важной только для него мелочи. Ведь вы всегда можете потом вернуться к интересующему вас вопросу.

И, главное, не волнуйтесь. Необходимо только четко помнить:

- ЗАЧЕМ вы к нему пришли;

- ЧТО вас интересует;

- СОБРАЛИ ли вы интересный для истории информационный объем. А интересным является все, что отличается от рутинной жизни.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: