Лекция № 5. Факторы карьерной успешности предпринимателя.
Цель: сформировать у студентов представление о детерминантах карьерной успешности предпринимателя, предпринимательской идеологии и культуре.
План лекции:
1. Понятие карьеры.
2. Классификация факторов карьерной успешности предпринимателя.
3. Предпринимательская идеология.
4. Культура предпринимательства.
Понятие карьеры.
В гуманитарных науках – социологии, психологии, антропологии сложились различные представления о содержании понятия «карьера».
Исследователи феномена карьеры, карьерной успешности Л.М. Митина, В.А. Поляков и другие считают, что в науке различают широкое и узкое понимание карьеры.
В широком смысле под карьерой понимается – профессиональное продвижение, рост, этапы восхождения человека к профессионализму. Карьера понимается как процесс профессионализации – от выбора профессии к ее овладению, упрочению профессиональных позиций, мастерства, творчества.
В узком смысле под карьерой понимается должностное продвижение.
В должностном продвижении на первый план выступает достижение определенного социального статуса в профессиональной деятельности, занятие определенной должности, достижение определенных социально признанных стандартов.
Основой карьеры являются следующие общественно признанные шкалы:
· Профессий (например, престижность профессии юриста; непрестижность профессии педагога);
· Статусов (например, исполнитель, начальник);
· Рода занятий (например, управление, преподавание, консультирование)
Общественное признание профессии и должности создают образцы профессиональных и социальных достижений, которые становятся ценными для человека и стимулируют его профессиональный рост, который выражается в социальном статусе, должности.
Таким образом, можно сформулировать обобщенное понятие «карьера»:
Карьера – сознательно выбранный и реализуемый человеком путь должностного продвижения, стремление к намечаемому статусу (социальному, должностному, квалификационному), что обеспечивает профессиональное и социальное самоутверждение человека в соответствии с уровнем его квалификации.
Карьерные достижения любой профессии имеют много общих детерминант, однако имеют и отличительные особенности.
Так к основным особенностям карьеры предпринимателя Н.П. Беляцкий относит следующие характеристики:
· Высокая свобода действий;
· Партнерские отношения;
· Синтез знаний, предприимчивость, собственность;
· Нет разделения между частным и профессиональным;
· Междисциплинарность ориентации и многофункциональность;
· Заинтересованность в персональном росте сотрудников;
· Приоритетность внешней среды, информации;
· Риск собственным капиталом;
· Ориентация на клиента;
· Самостоятельность и ответственность;
· Новаторский тип лидерства, ориентация на деловую интуицию;
· Вера в свои силы;
· Связь карьеры с деловой стратегией.
Классификация факторов карьерной успешности предпринимателя.
Многие исследователи карьерной успешности указывают, что существует огромное количество факторов, влияющих на карьерную успешность любого профессионала. В.Л. Рощин отмечает, что в количественном и качественном отношении детерминанты карьерной успешности можно классифицировать следующим образом:
1. физические
2. социальные
3. идеальные
4. психологические.
Под физическими детерминантами карьерной успешности предпринимателя понимаются факторы, обусловленные состоянием организма человека – возраст, пол, работоспособность, внешние параметры человека.
Как показывают исследования, предпринимательской деятельностью занимаются люди активных возрастных групп (30-59 лет).
До 29 лет и после 60 лет только 6,9 % людей занимаются предпринимательской деятельностью.
Основная масса людей в возрасте от 36 до 45 лет занята предпринимательством.
Исследования, связанные с изучением количества мужчин и женщин, занятых в предпринимательстве, показывают, что их соотношение следующее: 88,4 % мужчин и 11,6 % женщин.
Также большинство предпринимателей мужчин и женщин имеют семью (83,3 %), разведены – 12,0 % и не замужних и холостых 4,7 %.
Стили поведения мужчин и женщин предпринимателей различаются по многим параметрам:
Женщины:
· предпочитают не говорить о своих желаниях прямо, легче идут на контакт;
· начинают и поддерживают беседу;
· обладают тонкой интуицией;
· чаще обращаются за советом;
· слабые, но выносливые;
· стереотипны;
· чаще экстраверты, чем интроверты.
Мужчины:
· решительны в суждениях, занимают однозначную позицию;
· контролируют и направляют беседу;
· замечают изменения в пространстве (например, освещенность);
· принимают самостоятельные решения;
· сильные, но более подвержены стрессу;
· развиты творческие способности;
· чаще интроверты, чем экстраверты.
Выявлены также различия в мотивационной направленности женщин и мужчин предпринимателей. У мужчин доминирующими мотивами деятельности являются ощущение конкретных результатов деятельности, обеспечение защищенного материального положения для себя и семьи, возможности самореализации.
У женщин – это интересная работа, новые впечатления от общения с людьми, внутренний комфорт и самоуважение. Женщины предприниматели, таким образом, менее материально-ориентированы, чем мужчины.
Отношение к деньгам у мужчин и женщин отличаются. Для женщин деньги – это способ приобретения вещей, для мужчин – способ приобретения власти. Мужчины придают повышенную ценность деньгам и более компетентны в обращении с ними.
Под социальными детерминантами карьерной успешности понимают экономическую политику правительства, степень доверия фирме со стороны клиентов, социальные функции предпринимательства и ситуационные обстоятельства.
Экономическая политика государства может выступать тормозом развития предпринимательства, посторонним наблюдателем, ускорителем процесса.
Функции государства как ускорителя предпринимательского процесса следующие:
1. образовательные;
2. финансирование;
3. создание предпринимательской инфраструктуры (маркетинговая информация, научно-исследовательские работы, консультирование, подготовка кадров).
Государство выполняет функции регулятора отношений на рынке:
1. Создание правовой основы.
2. Обеспечение надлежащего правопорядка в стране и национальной безопасности.
3. Стабилизация экономики.
4. Обеспечение социальной защиты и социальных гарантий.
5. Защита конкуренции.
Положение фирмы по отношению к внешней среде и ее внутреннее состояние является одной из социальных детерминант карьерной успешности предпринимателя.
Обобщая основные признаки коммерческой организации, В.В. Радаев считает, что основными признаками коммерческой организации являются следующие:
1. общая цель, которая не сводится к индивидуальным целям
2. ресурсы и определенный способ их защиты
3. система официально утвержденных норм поведения и формы контроля за их соблюдением
4. структура устойчиво воспроизводимых статусов
5. специфическое разделение труда
6. наличие вознаграждений и наказаний за участие (неучастие) в делах организации.
Доверие к фирме иногда является решающим фактором издержек взаимодействия фирм. Недостаток доверия ведет к более жестким конкурентным взаимодействиям.
К идеальным детерминантам карьерной успешности относятся идеология, культура, и этика предпринимательской деятельности.
Идеология предпринимательства – это система представлений предпринимателей о месте и роли в обществе, о принципах построения отношений с обществом и государством.
Культура предпринимательства – это совокупность образцов поведения, ценностей, социальных норм, обеспечивающих передачу накопленного опыта для устойчивости предпринимательства во времени.
Культура предпринимательства понимается как профессиональная и организационная культура. Каждая из видов культур обладает своими характеристиками.
Этика предпринимательства – совокупность нравственных правил, приемов, накопленных обществом с целью регулирования взаимовыгодных отношений между самими предпринимателями, а также между предпринимателями и обществом.
Этика предпринимательства имеет следующие функции:
n Создает линию четкого функционирования организации
n Рождает взаимное уважение и хорошие межличностные отношения
n Ограничивает неприятные ситуации, конфликты
n Вызывает доверие окружающих
n Говорит о стабильности носителя этичного поведения.
Субъективные предпосылки успешной предпринимательской деятельности кроются в психологии людей и определяются склонностями и способностями к предпринимательской деятельности.
Предпринимательское мастерство кроется в искусстве комбинирования детерминант успеха, не поддается рациональной реконструкции и является монополией личности.