Корпоративная культура: экология внутри компании. Новым термин "корпоративная культура" кажется только на первый взгляд. На заре монополизма, когда основатель крупнейшей автомобильной корпорации Форд здоровался со своими рабочими за руку и поздравлял их с семейными торжествами, он создавал на своих заводах именно эту самую культуру - общую благоприятную атмосферу среди персонала всех уровней – эфемерное явление, которое нельзя потрогать в буквальном смысле, но чьи плоды весьма материальны, так как напрямую способствуют увеличению доходов компании. Между прочим, практически все элементы современного понятия "корпоративной культуры" применялись в советскую эпоху и у нас: вечера трудовых коллективов (у некоторых предприятий были даже свои Дома культуры), субботники с музыкой, песнями и последующим пивом, печально памятные овощные базы, майские демонстрации и вылазки за город, в пансионат, "на картошку" и т.п., где, помимо обязательного для всех и каждого спортивного отдыха, не менее принудительны были "политпросветительские" лекции... Все, казалось бы, вполне объяснимо по тем временам, иногда даже разумно, но формально - ради галочки в райкоме. Помните, у Высоцкого: "мы славно поработали и славно отдохнем". Для того, чтобы опять славно поработать. Цели те же, что и у капиталиста Форда: повысить качество и интенсивность труда, привязать к месту работы. Даже в соответствии с критериями корпоративной культуры перед людьми ставились задачи, но в разрез с ней - задачи абсолютно нереальные: догнать и перегнать все ту же Америку, от каждого по способностям - каждому по потребностям на блюдечке с голубой каемочкой, а еще полное отсутствие в счастливом будущем монетарной системы, etc. Идеология правила и балом, и трудом, и бытом, а человеко-винтики имели только право вертеться в заданном темпе и ритме командного советского духа. Так чем же сегодняшняя западная корпоративная культура лучше той нашей, коллективно-производственной? Тем, что лучше. Прежде всего потому, что начинается она с обстановки внутри компании: с культуры взаимоотношений персонала разных уровней между собой и с руководством, с уважительного отношения начальников к своим подчиненным, с признания компанией их заслуг и поощрения за достижения (и премией, и отправкой за границу на стажировку, и повышением по службе).Возьмем для примера международную компанию по авиа-доставке посылок DHL (Ди-Эйч-Эл), хотя бы потому, что в России она работает уже более 30 лет. Как говорят ее менеджеры по работе с персоналом, главное для компании, чтобы каждый сотрудник чувствовал себя частью команды, работал на общий успех компании, который важнее для людей, чем признание начальства. Спорт тоже не забыт. В каждом филиале DHL в разных странах есть своя футбольная команда, играют в ней сотрудники: кто может и хочет, без принуждения. Регулярно в Голландии проводится чемпионат команд компании. Представляете, что было, когда однажды чемпионом DHL стала российская сборная! На соревнования футболисты-любители приезжают с собственными группами поддержки. Это девушки-коллеги. Они должны не только обзавестись соответствующими флажками, но и подготовить оригинальную программу для выступления в конкурсе болельщиков. Неудивительно, что в московском филиале DHL уже образовались семейные пары. Кстати, каждый Новый год компания устраивает вечеринки для своих сотрудников и отдельно - праздники для их детей. На одном из детских конкурсов первое место завоевал рисунок Деда Мороза, развозящего подарки на фирменной машине DHL. Рисунок посчитали лучшим признанием в любви к компании. А еще у многих детей есть желание "когда вырасту" работать рядом с папой или мамой. Сотрудникам-родственникам в DHL препятствий не чинят. При одном условии: они не должны подчиняться друг другу. И очень ценится, если сотрудник вырос в компании.Нынешний Генеральный директор российского филиала, новозеландец, начинал работать в DHL в качестве курьера.Благоприятная атмосфера внутри компании помогает людям легче перенести и внешние невзгоды, общие сегодняшние трудности в стране. Это, что касается морального духа. Теперь о материальном. Компания DHL имеет высокий престиж на мировом рынке, в России работает не менее успешно, так что и к своим сотрудникам не имеет права относиться по заниженным меркам. В социальный пакет фирмы входят горячие обеды и медицинская страховка - на сегодняшний день немалое подспорье для семейного бюджета. Надо сказать, фирма не отказалась от них даже в сложное, после кризиса, время. Конечно, такие моменты, как служебная машина и зарплата – четко дифференцированы, но в компании также разработана система бонусов и вознаграждений за отличную работу: человеку прямо дают понять, что он нужен. А такой сотрудник уважает себя и своих коллег, что само по себе сводит к минимуму производственные конфликты. Опять же экономия для компании -подсчитано, что они обходятся фирме в десятки тысяч долларов. Психолог-консультант DHL Марина Баранофф называет корпоративную культуру экологией внутри компании. А экология должна быть чистой.Вы можете подумать, что работа в DHL - просто рай земной, не зря же ее московские сотрудники даже гимн компании сочинили. Но не будем забывать, основа всего - работа, от и до, плюс столько, сколько надо, и так, как надо: по жестким западным принципам.Обратимся же к опыту отечественных компаний. В деятельности самых известных -например, крупнейшего российского производителя молочной продукции и соков компании "Wimm-Bill-Dann", - существует многое из того, что есть в DHL. Спортивные состязания и своя футбольная команда, совместные праздники и поездки с семьями за город, программы обучения и развития персонала, стажировки за границей, помощь психолога. Кстати, если дети сотрудников приходят трудиться на предприятия WBD, это тоже приветствуется. А недавно здесь стали издавать собственную газету. Сначала думали выпускать для каждого из 8 заводов компании отдельную многотиражку, но поняли, что нужна общая для всех газета, потому что главное для корпорации - соединить патриотические чувства людей к своему предприятию в единый дух одной большой команды. И тогда они не будут разделяться на царицынских, раменских и лианозовских, а будут с гордостью говорить "мы - вимм-билль-данновские" и вслед за этим -"российское - значит лучшее". Жаль только, что название чужеземное. Хотя название компании и ее продукции - тоже часть, причем важная, корпоративной культуры.Теперь о предприятиях малых и средних. Как правило, на них просто-напросто не предусмотрена должность менеджера по персоналу. Вся культура там начинается и заканчивается уровнем жизненного образования шефа. Если тот не прочь выпить, то дальше бутылки культура в коллективе не пойдет, и будет она с явным "выхлопом". Выбирать же придется сотрудникам - мириться с таким "решением" производственных задач или уходить. А можно потихоньку внедрять ее самим: вежливыми разговорами по телефону, терпимостью к настроениям коллег, ровным обхождением с подчиненными. Одним словом, трудиться так, чтобы и работа двигалась, и вы никого не раздражали, и вам никто не мешал творить и создавать. Простые истины на самом-то деле включает в себя понятие "корпоративная культура". Только название чужеземное.
|
|
|
Многие российские компании все чаще включают в перечень запланированных кадровых мероприятий проведение корпоративных праздников, организацию коллективного отдыха. Одни работодатели подходят к подготовке корпоративного досуга с большой ответственностью; другие проводят праздники, не заботясь ни о содержании их сценариев, ни о качестве «развлекателей» (результат соответствующий - сотрудники сетуют: «Лучше бы выплатили премию, чем тратить деньги на такие развлечения»). Нужны ли вообще эти дорогостоящие мероприятия? Какие цели они преследуют? Как грамотно подходить к организации корпоративного досуга?
Традиция проведения корпоративных праздников возникла на рубеже XIX-XX вв. в Европе и Америке. В западной системе «социальных координат», где сильны индивидуализм и умение «держать дистанцию», подобные события - важный инструмент сближения членов команды. Участие в совместном праздновании или отдыхе позволяет сотрудникам лучше узнать друг друга, наладить отношения, преодолеть возможную отчужденность. В русской культуре межличностное общение часто преобладает над профессиональным: сотрудники отечественных компаний общаются постоянно и с удовольствием, причем нередко и в рабочее время (для нас гораздо актуальнее вопрос о повышении мотивации персонала к выполнению непосредственных трудовых обязанностей). Тем не менее значимость праздничных корпоративных мероприятий в арсенале российских топ-менеджеров возрастает.
В советские времена похожие праздники на производстве проводились достаточно часто. Традиционная их модель включала обязательную официальную часть идеологически-воспитательного содержания, чествование передовиков, выступление участников художественной самодеятельности. В трудные переломные годы подобные праздники на производстве перестали практиковаться, но с середины 90-х они стали возрождаться в новом качестве.
Сегодня корпоративные мероприятия, выступающие в качестве механизма сплочения коллектива, проводника базовых ценностей компании, - важный элемент жизни компаний, неотъемлемый компонент их организационной культуры. Пока не существует общепринятого точного определения корпоративного праздника - диапазон трактовок этого понятия крайне широк. При всем многообразии исследований и публикаций по тематике организационной культуры относительно мало работ, посвященных феномену корпоративного праздника (досуга), оценке его значимости. Попытаюсь предложить собственное определение корпоративного праздника - это специальное мероприятие, инициированное и финансируемое компанией, организованное для персонала, партнеров, клиентов или иной целевой аудитории, посвященное знаменательному событию - корпоративному либо общественному, которое является средством поддержания внутренней организационной культуры, достижения коммерческих целей организации или того и другого одновременно.
Корпоративные праздники работодатели рассматривают как возможность осуществить перенос положительных эмоций, которые возникают у человека во время проведения досуга, на сферу труда. Нередко эти мероприятия сочетаются с презентациями, рекламными акциями, переговорами с деловыми партнерами, а корпоративный досуг - с тренингами развития персонала. Так, тренинги командопостроения (team building), как правило, проводятся в неформальной обстановке, в свободное от работы время, где-нибудь на природе. Это не похоже ни на традиционное обучение, ни на традиционный праздник. Иногда вообще сложно провести четкую грань, где заканчивается корпоративное мероприятие со значимыми деловыми целями и начинается праздник. Недаром бизнесмены нередко ведут переговоры с партнерами по бизнесу не в строгих офисных помещениях, а в ресторанах и даже банях-саунах.
По мнению многих PR-специалистов, корпоративный праздник - эффективный инструмент работы с персоналом при условии системного подхода к его подготовке. Имеется в виду гармоничное сочетание целей праздничного мероприятия с выбором форм и способов его проведения. Последние, в свою очередь, должны соответствовать особенностям корпоративной культуры. Единой логике должно быть подчинено все - начиная с общей креативной идеи праздника и вариантов вовлечения сотрудников, заканчивая четкой организацией мероприятия, насыщенностью праздничной программы, оформлением помещения (или пространства). Наиболее распространенной практикой сегодня является отдых в ресторане или клубе, когда накрыты столы и предусмотрена развлекательная программа. Но специалисты прогнозируют, что в ближайшее время повысится спрос на нетрадиционные сценарии.
От того, какие PR-цели праздник преследует - внешние или внутренние, зависит и форма его проведения. Для организации праздничной вечеринки (будь то Новый год, День рождения компании, вывод на рынок нового продукта или изменение стратегии) нужен отдельный проект с собственными задачами. Нельзя, скажем, отмечать юбилей компании, когда в празднике одновременно участвуют партнеры, клиенты и сотрудники. Такой проект, когда совмещаются внешние и внутренние PR-цели, по всей вероятности, даст больше отрицательных, нежели положительных эффектов.
Грамотная организация корпоративного торжества позволяет одновременно решить несколько внутренних задач - например, мотивировать сотрудников, поддержать их корпоративный дух, обеспечить положительное отношение к новым инициативам менеджмента. Вечеринка с богатой культурной программой и подарками - эффективный мотивационный инструмент, укрепляющий корпоративный дух в обстановке общего веселья. После таких мероприятий сотрудники начинают больше ценить свою компанию, активнее участвовать в начинаниях руководства, проявлять инициативу.
Умело организованный корпоративный праздник выполняет функцию объединения сотрудников. Обычно общение на рабочем месте происходит в рамках заданной «роли», по принципу «начальник - подчиненный» или «коллега - коллега». В неформальной же обстановке люди раскрываются по-новому. У руководства появляется дополнительная возможность разглядеть, что собой представляют их подчиненные, понять, какими скрытыми способностями они обладают; общение с топ-менеджерами облегчает работникам дальнейшие деловые контакты.
Правда, риск свести все усилия на нет или даже получить отрицательный результат существует. Это происходит тогда, когда персонал замечает и осознает, что праздник устроен руководством с целью незаметно «подсмотреть» за сотрудниками, пользуясь тем, что в новой обстановке уровень их самоконтроля снижается. Снять эту опасность в какой-то мере позволяет привлечение к организации праздника самих сотрудников компании, реализация их творческих способностей и выдумки. Вовлекая в подготовительный процесс людей, которым предпраздничные хлопоты доставляют радость, можно повысить уровень их доверия и заинтересованности в том, чтобы все участники получили удовольствие. Чем больше сотрудники сделают для организации мероприятия сами, тем с большим интересом и пользой оно будет проведено. Это подтверждается практикой крупных российских организаций, где прижились такие формы проведения досуга, как капустники, конкурсы, состязания и самодеятельные концерты, в которых участвуют и топ-менеджеры.
Особого внимания заслуживает опыт тех компаний, где совмещают приятное с полезным, комбинируя празднество с элементами корпоративного тренинга, когда новые идеи доносятся до персонала не через распорядительные документы, а в более легкой и даже увлекательной форме. Такая форма продвижения инноваций, будучи психологически мотивированной, весьма эффективна.
Абсолютно губительными оказываются попытки руководства силой заставить сотрудников посещать праздничные мероприятия, какими бы дорогостоящими и полезными с точки зрения организаторов они ни были. Это касается вообще любой кадровой инициативы, будь то корпоративное обучение или совместный отдых на природе. Если есть «обязаловка», то у сотрудников происходит подсознательное отторжение и неприятие любого мероприятия, каким бы ценным оно ни представлялось руководству. Досуг и праздник ассоциируется со свободой выбора; когда же его нет, смысл задуманного теряется.
Любое торжество должно вписываться в корпоративную культуру. И если компания поощряет командную работу, то в программу праздника следует включать групповые состязания, командные конкурсы. Если же фирма делает ставку на индивидуальные достижения и творческий подход, то лучше организовать соревнование на уникальную идею и прямо на празднике наградить победителей. В любом случае тематика и концепция праздничного мероприятия должны отвечать составу участников, учитывать их интересы.
Спрос на корпоративные праздники рождает и предложение. Принимая решение о проведении праздничных мероприятий, организация решает - справится ли она с этим проектом своими силами или доверит его проведение профессионалам. Пока что российский рынок услуг по организации корпоративных праздников находится в стадии становления. Тем не менее можно выделить несколько групп провайдеров этих услуг. К первой относятся продюсерские центры, которые готовят только развлекательную программу. В этих случаях проблемой часто становится отсутствие общего сценария праздника, несогласованность официальной и неофициальной его частей. Вторая группа - специализированные агентства, которые выполняют как корпоративные, так и частные заказы, связанные со свадьбами, днями рождения и другими подобными событиями. Третья - PR-агентства широкого профиля, ориентированные на корпоративных клиентов, которые, помимо прочего, занимаются и организацией корпоративных праздников. Среди них можно выделить тренинговые агентства, специализирующиеся на предоставлении услуг в области обучений развития персонала и организации корпоративного отдыха с элементами командопостроения.
Роль специалиста-организатора корпоративного досуга в оптимизации персоналтехнологий менеджмента Ю.А.Жиркова д.п.н. профессор М.И. Долженкова
Менеджмент в социокультурной деятельности проявляется в процессе разделения труда, дифференциации функционально-ролевых видов деятельности Менеджер социально-культурной деятельности обладает высоким уровнем профессионализма в области современного социокультурного менеджмента, маркетинга, а также имеет высокий уровень общей культуры и эрудиции. В оптимизации персонал-технологий менеджмента одна из ведущих ролей принадлежит специалисту-организатору корпоративного досуга. На поведение работников и эффективность трудовой деятельности оказывают влияние также такие факторы, как формы организации и оплаты труда, производственно-бытовые условия, жизненное окружение работников, внепроизводственная деятельность. Так в своей статье я подробно рассмотрела влияние корпоративного досуга на управление персоналом. Ключевые слова: специалист-организатор, корпоративный досуг, персонал-технологии, социокультурный менеджмент, управление персоналом, культурное развитие персонала.
Проблема плохой работоспособности персонала очень сильно снижает эффективность работы предприятия. Для повышения эффективности работы необходимо пересмотреть стратегию управления персоналом. Немаловажным фактором, влияющим на работоспособность коллектива, является свободное время. Правильная организация корпоративного досуга может существенно повысить производительность персонала, что благоприятно скажется на общей картине работы предприятия. Тему технологий управления персонала в своих работах рассматривали многие авторы. По мнению Виханского О.С. персонал-технологии – это совокупность методов управления персоналом, ориентированных на оценку и улучшение «человеческого ресурса» компании. К характеристикам персонал-технологий можно отнести создание для определенного случая и претворение в жизнь через консультативный процесс; характер персонал-технологии носят междисциплинарный и обеспечиваются командой экспертов; так же приспосабливаются к культуре организации и соответствуют требованиям практической эффективности. Оптимизация представляет собой процесс выбора наиболее оптимального варианта из общего многообразия. В данном контексте, оптимизация персоналтехнологий выражается в выбор наилучшего метода управления персоналом компании. Корпоративный досуг, по мнению Бехар Г., может быть пассивным и активным. Пассивный досуг предполагает состояние полного покоя – когда сотрудник, к примеру, в обеденный перерыв, откладывает все дела и полностью расслабляется в своем рабочем кресле или на корпоративном диване, активный досуг представляет собой энергичное времяпрепровождение внерабочего времени. В обеденный перерыв это могут быть какие-то физические упражнения для снятия напряжения или умственной
усталости. Так же к видам активного досуга относятся все возможные кадровые мероприятия – корпоративные праздники, коллективный отдых. От того какие цели преследует компания – внешние и внутренние, зависит форма проведения корпоративного мероприятия. К внешним целям относятся такие мероприятия, как подписание договоров с новыми партнерами или любые другие мероприятия с участием клиентов и компаньонов. К внутренним целям можно отнести праздничные вечеринки компании. Например, Новый год, день рождение компании, вывод на рынок нового продукта и другое. По мнению специалистов социально-культурной деятельность, корпоративный досуг является действенным инструментом в управлении персоналом. Многие менеджеры и специалисты-организаторы корпоративного досуга считают, что корпоративные праздники положительно влияет на работу сотрудников компании. Совместный отдых помогает сплочению коллектива, переносит положительные эмоции от праздника в трудовую деятельность. Грамотная организация корпоративного торжества позволяет одновременно решить несколько внутренних задач – например, мотивировать сотрудников, поддержать их корпоративный дух, обеспечить положительное отношение к новым инициативам менеджмента. Вечеринка с богатой культурной программой и подарками – эффективный мотивационный инструмент, укрепляющий корпоративный дух в обстановке общего веселья. После таких мероприятий сотрудники начинают больше ценить свою компанию, активнее участвовать в начинаниях руководства, проявлять инициативу. Правильная организация специалистами социально-культурной деятельности корпоративного досуга способствует мотивации персонала. Коллективное времяпрепровождение вне работы помогает узнать человека с другой стороны, в неформальной обстановке у руководителя появляется дополнительная возможность разглядеть скрытые способности подчиненного. Помимо восстановления физических и интеллектуальных сил работников, досуг связан с удовлетворением социально-культурных потребностей. Форма, величина, структура и содержание досуга существенно влияют на гуманистическую наполненность жизни и мировозрение людей, выбор ими ценностных ориентиров и гражданской позиции. Величина досуга зависит от длительности рабочего времени и соотношения внерабочего времени в пределах недели, суток, месяца. В рабочие дни досуговое время ограничено, но его запас можно и нужно восполнять в выходные и праздничные дни. Специалист-организатор корпоративного досуга должен учитывать, что досуг необходимо строить с учетом пожеланий и возможностей сотрудников. При организации праздников и коллективного отдыха необходимо учитывать мнение персонала, о том где будет проходить мероприятие, стоимость организации, форма мероприятия и др. это касается исключительно внутренних корпоративных мероприятий. Что относиться к внешним мероприятиям, для определения места и формы проведения необходимо учитывать, какие партнеры или клиенты будут присутствовать. Так же, что касается досуговой деятельности, специалисты социально-культурной деятельности считаю, что компаниям необходимо периодически организовывать
массовые мероприятия, например, предоставлять своим сотрудникам всевозможные флаеры на массовые праздники, билеты в театры, картинные галереи, музеи, на концерты. То есть компания должна всячески заниматься культурным развитием своего персонала. Также некоторые компании имеют возможность предоставлять сотрудникам, заниматься в тренажерном зале, а зал в свою очередь идет навстречу таким клиентам и делает скидки на покупку сразу нескольких абонементов. Таким образом, оптимизация персонал-технологий менеджмента средствами корпоративного досуга представляет собой процесс выбора наиболее эффективного метода управления персонала, с помощью организации корпоративных праздников и коллективного отдыха. Корпоративный досуг способствует сближению коллектива, что значительно улучшит производительность работников компании. Целесообразно доверить организацию корпоративного досуга специалистам социально-культурной деятельности.