Принципы, методы и технология организации культурно–досуговой деятельности




 

Культурно-досуговая деятельность – целенаправленный процесс создания условий для мотивированного выбора личностью предметной деятельности, или как перцептивно-коммуникативный процесс, определяемый ее потребностями и интересами, способствующий усвоению, сохранению, производству и распространению духовных и материальных ценностей в сфере досуга.

Культурно - досуговую деятельность рассматривают как процесс создания условий для мотивационного выбора личностью предметной деятельности. Причем процесс этот определяется потребностями личности, ее интересами. Пришло время не просто снисходительно учитывать запросы потенциальной или реальной аудитории, но положить их в основу всей сегодняшней деятельности учреждений культуры. С развитием рыночных отношений культурно - досуговая деятельность вплотную приблизилась к маркетинговым технологиям, в основании которых как раз и лежит проблема поиска и удовлетворения потребностей отдельных граждан или социальных групп. Сама же культурно-досуговая деятельность постепенно трансформируется в индустрию досуга.

Логика маркетингового подхода достаточно проста. Каждый нормальный человек всегда испытывает в чем-либо нужду, ощущая при этом дискомфорт. Стремление попасть в зону комфортного существования приводит человека к осознанию нужды. А осознанная нужда - это и есть возникшая потребность. Потребности человека колеблются в более или менее значительных пределах - от элементарных физиологических потребностей (пища, сон и т.п.) до самых высоких, теперь уже социальных (общение, признание со стороны окружающих, наслаждение искусством, самоутверждение и т.п.). Существует несколько способов удовлетворения возникших потребностей: что-то можно создать (произвести, выполнить, обеспечить) самостоятельно; что-то можно выпросить у окружающих, дождаться от общества, государственного учреждения, спонсора. В отдельных случаях необходимое отнимается у кого-то силой. Но самый цивилизованный способ удовлетворения потребностей - обмен. Последний может быть и коммерческим (деньги - товар - деньги), и некоммерческим, т.е. благотворительным. Там, где осуществляются коммерческие обмены, именуемые сделками, возникает рынок, а между субъектами обмена складываются рыночные отношения. В других случаях предметами обмена становятся не товар и/или деньги, а свободное время, чувства, идеи и т.п. Потребности "нерыночного характера" перекрываются государственными субсидиями или чьими-либо пожертвованиями, но поскольку наше государство достаточно бедно, чтобы удовлетворить все многообразие потребностей своих граждан, а меценатство и спонсорство на современном этапе пока эпизодичны, рынок и рыночные отношения в сфере культуры и, в частности, в культурно-досуговой деятельности не только неизбежны, но и просто необходимы. Как видим, маркетинговый взгляд на вещи снимает все сомнения по поводу правомерности развития рыночных отношений в сфере культуры. Доминанта завтрашнего этапа развития культурно-досуговой деятельности - рыночная экономика. Она мобилизует для удовлетворения духовных потребностей не только государственные ресурсы, но и личные средства граждан, а также пожертвования всевозможных спонсирующих организаций и лиц.

Сама по себе культурно - досуговая деятельность представляет достаточно сложную систему, элементами которой выступают миссия, конкретные цели деятельности, объект и субъект деятельности, содержание, средства достижения поставленных целей, формы и методы (в других случаях - способы и приемы) выполнения тех или иных работ, наконец, материальная база и финансовое обеспечение. Как и во всякой социальной системе, в культурно-досуговой деятельности все элементы тесно взаимосвязаны. Стоит потерять из виду хотя бы один из них, как вся система "захромает", даст сбои в работе. Для этого достаточно, хотя бы и мысленно, оставить воображаемое учреждение культуры без кадров или денег, средств аудиовизуальной пропаганды или транспорта. Не лучше выглядит ситуация, в которой перед учреждением культуры нет четкой цели деятельности, а его работники вообще не знают толком, чем им заниматься и перед кем отчитываться о своей работе.

В технологии культурно-досуговой деятельности принято выделять несколько подсистем:

1. Организационная подсистема (структура организаций, штатное расписание, сложившаяся система распределения полномочий между сотрудниками и др.);

2. Методическая подсистема (принятый алгоритм разработки и осуществления отдельно взятых культурно - досуговых акций, включая сценарную разработку, режиссуру, степень участия в работе волонтеров, т.е. активистов-общественников, сложившаяся практика обобщения и распространения передового опыта, освоения инновационных технологий деятельности);

3. Социально-психологическая подсистема (система формальных и неформальных отношений внутри организаций, отношения с внешней средой, сложившаяся практика подготовки и проведения внутриорганизационных мероприятий);

4. Управленческая подсистема (овладение маркетинговыми технологиями, рекламные процессы, связь с общественностью, сложившаяся практика работы с персоналом и др.).

За четко сформулированной целью всегда стоит последующая хорошо организованная работа.

Далее надо поставить вопрос о поиске и выборе наиболее оптимальных организационно-методических форм культурно-досуговой деятельности, прежде всего организационных, массовых, групповых, коллективных и индивидуальных. Только дифференциацией аудитории успех не достигается, но именно с нее начинается предметный и конструктивный подход к отдельным потребителям услуг культуры, их группам и целым коллективам.

Отдельная проблема - поиск методических форм культурно-досуговой деятельности. Первое, над чем следует задуматься, это оптимальное сочетание традиционных (устных, печатно-наглядных, театрализованных и т.д.) и инновационных форм. Многообразие форм культурно-досуговой деятельности неизбежно ставит работника культуры перед необходимостью выбора оптимального решения: какую именно форму в том или ином случае предпочесть. При этом замечено: чем опытнее специалист культурно - досугового учреждения, тем сложнее ему выбирать конкретную форму проведения какой-либо работы, тем требовательнее он к окружающим его коллегам и к самому себе.

Совершенствовать технологию какой-либо работы - это еще и обоснованно и эффективно использовать имеющиеся в нашем распоряжении средства: живое слово, иллюстративный материал, аудиовизуальные средства, искусство, компьютерную и лазерную технику, многообразные средства вспомогательного характера - транспорт, инструменты, материалы и т.п. Важны не количество и объем используемых средств, а их разумное использование в полном соответствии с решаемыми воспитательными, развлекательными или управленческими задачами.

Самая хорошая культурно-досуговая программа должна начинаться с изучения аудитории, ее интересов и потребностей. Уместно напомнить: запросы личности и спрос на услугу - это далеко не одно и то же. Запрос - это возможный уровень удовлетворения возникшей потребности, который отражается в сознании потребителя услуги в идеальной, воображаемой фирме. Спрос же - то, за что потребитель готов реально заплатить или, по крайней мере, воспользоваться возможностью получить желаемое на самом деле, а не в мечтах и предположениях. В коммерческой и хозрасчетной деятельности последнее условие имеет особо важное значение.

С переводом культурно-досуговых учреждений на новые условия хозяйствования заметно снизилась культурная активность населения. Культработники чаще полагаются только на собственные силы, не стремясь создать клубный актив, дать ему "досуговую квалификацию".

Культурно-досуговая деятельность как важная составная часть культуры переживает в наши дни существенные трудности. В деятельности очагов культуры есть не только тупики, заставляющие напрочь отказаться от вчерашней практики хозяйствования и осуществления привычных культурно - досуговых акций, но и проблемы, ждущие своего безотлагательного решения. Оптимизация деятельности культурно - досуговых учреждений лежит на пересечении нескольких направлений: критический анализ опыта наших предшественников и необходимость взять из него все, что еще может работать в современных условиях и способствовать решению сегодняшних задач; творческое использование зарубежного опыта (в равной мере годится опыт и ближнего, и дальнего зарубежья) организации досуга населения и, наконец, собственные неустанные поиски каждого культурно - досугового учреждения, каждого творческого коллектива и каждого творчески мыслящего работника культуры.

До сих пор во многих местах технологический процесс культурно-досуговой деятельности воспроизводит формы и образцы прошлого, проектируя мероприятия 30-х – 50-х годов. Поэтому технология культурно-досуговой деятельности должна пройти строгую научную экспертизу. Национально-культурная политика государств будет более рентабельной, если они будут опираться на научный анализ технологии культурно-досуговой деятельности. И это актуально, когда объем и сложность социально-культурных и образовательных систем постоянно растет.

Технология культурно-досуговой деятельности, как системы программного обеспечения, строится на методиках воспитательного и образовательного процесса.

Методика – есть алгоритм конструирования и организации (реализации) какой-либо деятельности, включающий в себя не только последовательность действий, но и систему правил.

В основу методики коллективной творческой деятельности ложится алгоритм содружества. Чтобы получить результаты в какой-либо деятельности, в том числе и в воспитательной, необходимо ее сначала продумать (сконструировать), а затем организовать (реализовать). Алгоритм конструирования и организации творческого или воспитательного процесса реализуется в социальной организации людей, в которую вписаны логика и техника действий и взаимосвязи между людьми.

Технология культурно-досуговой деятельности должна учитывать:

- Общие алгоритмы организации культурно-досуговой деятельности, которые строятся на общечеловеческих принципах и ценностях, объединяют общие формы организации досуга независимо от национальных и культурных установок людей;

- Специфические алгоритмы культурно-досуговой деятельности, которые отражают особенности национальной культуры, ее уникальность и неповторимость.

На основании выделенных общих и специфических алгоритмов культурно-досуговой деятельности мы можем выделить следующую типологию технологии культурно-досуговой деятельности.

Общие технологии, содержащие в себе общие алгоритмы культурно-досуговой деятельности, в которых анализируются общие формы и виды организации досуга для всех народов, независимо от того, в какой части планеты они проживают.

Функциональные технологии, несущие в себе те направления культурно-досуговой деятельности, которые определяют особенности национальных культур и органически вписываются в живую ткань традиций и обрядов этнических культур.

Частные технологии, выявляющие культурно-творческий потенциал, собственно инновационные формы и связанные по большей части с авторскими программами культурно-досуговой деятельност.

По выделенным типологическим характеристикам технологии культурно-досуговой деятельности структурируются и методики:

Общая методика – это программа взаимодействия людей в соответствующих условиях. Она включает: общие цели и задачи деятельности, основные направления и общий объем ее содержания, этапы ее осуществления, примерный комплекс средств (форм организации творческого или воспитательного процесса и их взаимосвязи).

Общая методика, как программа фактически описывает желаемое состояние педагогической или художественной деятельности и осуществляется как целостный процесс функционирования этой системы.

Например: методика воспитательной работы в школе, методика воспитательной работы в летнем лагере.

Функциональная методика – это система правил, требований, предъявляемых к организации воспитательного или творческого процесса для эффективного решения определенных (частных) организационно-практических задач.

Например: методика экологического просвещения, методика нравственного воспитания, методика поисковой работы.

Конкретная методика – это последовательность действий и способов взаимодействия людей в конкретных формах организации воспитательного или творческого процесса, формах работы. Например: методика подготовки и проведения классного часа, методика коллективного планирования и анализа.

Технология культурно-досуговой деятельности очень многоаспектна и многогранна. Строится она на общении и взаимодействии людей. Каждый человек, организуя свое общение с окружающими, творит свое "я". В общении происходит творчество своего "я" через стереотипы, которые сформировали личность.

Технология культурно-досуговой деятельности стремится объединить людей в определенные социальные группы – потребителей, дифференцируя их очень условно по возрасту и по доступности понимания тех или иных символов культурной жизни. В периоды стабильного развития государства культурно-досуговая деятельность творит единую живую телесность культуры жизнедеятельности народов, наций.

 

 

на Allbest.ru



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: