WJICllllUjr ПП JTUiri QVLJ-ltilbW 1 глава




Кузин Ф.А.

Современный имидж делового человека бизнесмена, полити­ка.

- М.: Ось-89, 2002. - 512 с.: ил.

 

Умение подать себя в выгодном свете нужно везде, но более всего оно необходимо в мире бизнеса и политики.

Да, важно быть хорошим предпринимателем или политическим деятелем, но не менее важно и выглядеть таковым, производя благоприятное впечатление на окружающих, особенно в кратковременных контактах при реализации любого коммерческо­го или политического проекта. Другими словами, каждому деловому человеку необходим свой деловой имидж, т.е. то представление, которое он в деловом мире создает сам о себе и которое выступает как внешнее отражение личности такого человека и показатель его деловых и чисто человеческих качеств.

В книге предпринята попытка обобщить отечественный и зарубежный опыт создания делового имиджа и рассмотреть не только его отдельные элементы, но и всю их совокупность в целом в качестве своеобразной социально-психологической системы. Книга адресована в первую очередь начинающим предпринимателям и всем тем, кто предпочел остановить свой выбор на карьере политической. Она может оказаться полезной как практикующим бизнесменам, так и реальным политическим деятелям желающим повысить свой авторитет и деловую репутацию. Ее с пользой для себя могут прочесть и учащиеся экономических вузов, колледжей и (учебных центров, специализирующихся в области бизнеса, рыночных отношений и политики, а также все те, кто хочет повысить свой резерв внешней привлекательности, коммуникабельности и личного обаяния.

 

Содержание

От автора  
ДЕЛОВОЙ ИМИДЖ: ПРИНЦИПЫПОСТРОЕНИЯ И ОСНОВНЫЕ ФОРМЫЕГО ВЫРАЖЕНИЯ  
Принципы построения делового имиджа  
Основные формы выражения делового имиджа  
ВНЕШНИЙ ОБЛИК ДЕЛОВОГО ЧЕЛОВЕКА  
Внешний вид  
Культура одежды делового мужчины  
Культура одежды деловой женщины  
Одежда для приемов  
ВНЕШНИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ ВОСПИТАННОСТИ  
Манеры  
Жесты, позы, походка, осанка  
Мимика  
Невербальный язык разных народов  
ЭТИКЕТНЫЕ ПРАВИЛА И УСЛОВНОСТИ  
Правила приветствия, обращения, представления и знакомства  
Этикетные обязанности мужчин  
Чаевые  
Правила этикета, принятые в разных странах  
НОРМЫСЛУЖЕБНОГО ЭТИКЕТА  
Правила служебного поведения  
Прием посетителей и общение с ними  
Прием сотрудников по личным вопросам  
Визитные карточки и пользование ими  
Деловые подарки и сувениры  
ЗАСТОЛЬНЫЙ ЭТИКЕТ  
Убранство стола  
Правила рассадки за столом и обслуживания приглашенных  
Пользование столовыми приборами  
Поведение за столом  
Культура употребления спиртных напитков  
Культура еды  
Национальные особенности кухни отдельных стран  
ИСКУССТВО УСТНОЙ ДЕЛОВОЙ РЕЧИ  
Деловой разговор: речевая специфика и логическая культура  
Ведение деловой беседы  
Ведение коммерческих переговоров  
Ведение делового совещания  
Публичное выступление  
Телефонный разговор  
ИСКУССТВО ПИСЬМЕННОЙ ДЕЛОВОЙ РЕЧИ  
Деловая переписка: языковое своеобразие и особенности речевого этикета  
Деловое письмо: оформление и основные разновидности  
Телеграфная связь  
Телексная связь  
Факсимильная связь  
Электронная почта  
Рекламное сообщение 2О1
ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ  
Постановка цели  
Следование нормам деловой этики  
Соблюдение правил служебной субординации и требований культуры деловых взаимоотношений  
Учет этических и социально-психологических особенностей деловой этики зарубежных стран  
ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ ТЕХНИКА  
Создание благоприятного психологического климата  
Создание свободных и доверительных отношений и выражение положительных знаков внимания  
Техника слушания  
Постановка вопросов и техника ответов на них ооо
Аргументирование и правила доказательства  
Опровержение доводов оппонента  
Техника убеждения  
Нейтрализация замечаний собеседника  
Борьба с манипулированием  
Разрядка отрицательных эмоций и техника самоуспокоения  
Приемы ускорения принятия решений  
ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ ТАКТИКА  
Алгоритмы поведения и критерии их выбора  
Тактика поведения с собеседниками различных психологических типов  
Тактика защиты от некорректных собеседников  
Тактика поведения с неудобными партнерами  
Тактика действий в конфликтных ситуациях  
Тактика телефонного общения  
ОФИС КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ДЕЛОВОГО СТАТУСА  
Оборудование и оформление офиса  
Невербальные средства повышения делового статуса руководителя  
Секретарь шефа как лицо организации, которую он представляет  
ФИЗИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ДЕЛОВОГО ЧЕЛОВЕКА КАК ФОРМА ВЫРАЖЕНИЯ ЕГО ДЕЛОВОГО ИМИДЖА  
Умеренная физическая активность  
Естественный дневной ритм  
Учет биоритмов  
Формирование новых биоритмов при дальних поездках  
Правильное питание  
Трудоголизм - болезнь делового человека  
ЗАКЛЮЧЕНИЕ  
ПРИЛОЖЕНИЯ  
Советы по улучшению человеческих отношений. Приложение 1  
Речевые стандарты, помогающие провести деловую беседу. Приложение 2  
Речевые стандарты, помогающие провести коммерческие переговоры. Приложение 3  
Советы по установлению деловых контактов. Приложение 4  
Советы по представлению товаров. Приложение 5  
Советы по динамичному заключению сделок. Приложение 6  
Законы Мерфи: шутливые высказывания западных бизнесменов и политиков. Приложение 7  
Список литературы  

 

От автора

В последние годы в связи с быстрым развитием рыночных и демократических отношений в нашей стране значительная часть на­селения все более активно вовлекается в сферу политики и пред­принимательства. Появилось много людей, основным видом про­фессиональной деятельности или формой вторичной занятости ко­торых стал бизнес и деятельность политическая, позволяющие мак­симально реализовать творческие способности и деловые качества.

Однако эти способности и качества дают наибольший эффект лишь при наличии должного делового имиджа, т. е. того положи­тельного представления, которое в глазах окружающих человек создает о себе сам и которое выступает как внешнее отражение его личности и показатель деловых и чисто человеческих качеств.

Именно деловой имидж позволяет создать первое впечатление о человеке. Такой имидж в данном случае - его фирменный знак, его внешняя вывеска. Чем он привлекательнее, тем выше профес­сиональный авторитет бизнесмена и общественная репутация по­литика.

Об имидже и его роли в бизнесе и политике в последнее время говорят у нас все чаще и серьезнее. Необходимость обладания им становится все более очевидной. Опыт мирового цивилизованного сообщества убедительно доказал, что без создания положительно­го делового имиджа наивно рассчитывать на успешное осуществ­ление как коммерческих так и политических проектов и пользо­ваться достойной репутацией в деловых кругах.

Между тем у большинства наших предпринимателей и полити­ческих деятелей уровень знаний в рассматриваемой области край­не низок, что значительно снижает их деловую активность и не позволяет максимально реализовать свою инициативу. Задача на­стоящего пособия - помочь им устранить этот недостаток.

В пособии я сделал попытку обобщить отечественный и зару­бежный опыт создания положительного делового имиджа и рассмот­реть не только отдельные, определяющие такой имидж факторы,

но и всю их совокупность в качестве своеобразной социально-пси­хологической системы.

Пособие открывается главой, которая является как бы теорети­ческой основой последующего материала, поскольку содержит опи­сание как принципов построения делового имиджа, так и основ­ных форм его выражения.

В последующих семи главах дается описание внешнего облика делового человека во всех его видах, а также приводятся сведения по овладению искусством устной и письменной деловой речи, т. е. тех форм выражения делового имиджа, которые позволяют окру­жающим составить первоначальное впечатление о его обладателе.

Основную часть материала составляют главы, посвященные основным слагаемым коммуникативной привлекательности делового человека. Это конструктивная поведенческая стратегия, эффектив­ная поведенческая техника и обоснованная поведенческая тактика.

Отдельный раздел посвящен описанию оборудования современ­ного офиса и средствам невербального повышения делового стату­са его хозяина, поскольку они весьма существенно влияют не толь­ко на профессиональный и политический имидж организационной структуры, но и на личный имидж ее членов.

Книга заканчивается разделом, затрагивающим тему здорового образа жизни. Некоторым читателям может показаться, что этот раздел не имеет прямого отношения к имиджу. На самом деле это не так. Здоровье для делового человека не менее важно, чем зна­ние экономических и политических законов, поскольку интенсив­ность труда в этих областях деятельности чрезвычайно высока, и потому рассчитывать на успех человеку со слабым здоровьем и неприглядным внешним видом просто нереально.

При написании книги мною были использованы последние ра­боты западных психологов и консультантов по менеджменту, а также работы известных отечественных ученых и специалистов по имиджелогии. Список их трудов приводится в конце книги, чтобы читатели, стремящиеся глубже разобраться в отдельных вопросах делового имиджа, могли без труда сделать это самостоятельно. В пособии использованы материалы магистерских диссертаций, вы­полненных под моим руководством и защищенных в Международ­ной академии маркетинга и менеджмента в 1994-1995 гг., а также моих недавно вышедших книг[1], тематика которых во многом со­звучна содержанию данного пособия.

Пособие, которое содержало бы исчерпывающую методику по­вышения внешней привлекательности и личной коммуникабельно­сти, создать, наверное, невозможно: слишком сложна эта задача, чтобы ее можно было решить в одной книге. В практике возника­ет так много деловых ситуаций, что для каждой из них нельзя заранее регламентировать поведение и внешний облик. В этой связи рассматривать данную книгу как учебник деловой жизни не сле­дует: она будет слишком уязвима для критики. Вот почему я выб­рал для нее такой издательский жанр, как практическое пособие, позволяющий в наиболее доступной форме изложить первоначаль­ные сведения по созданию делового имиджа.

Возможно, в этой связи многое в книге окажется уже известным читателю. Не исключено, что одни правила и рекомендации покажут­ся ему достаточно очевидными, другие вызовут сомнения или даже возражения. Я предвидел такую реакцию читателя, но сознательно на это пошел, так как считал своей главной задачей обратить его внима­ние на необходимость рассматривать методику создания положитель­ного делового имиджа как целостную систему, на отдельные элемен­ты которой часто не обращают внимания, поскольку они считаются либо само собой разумеющимися, либо просто недостаточно известны в современном российском деловом мире.

Читая книгу, нужно постоянно помнить, что все, что в ней написано, относится преимущественно к области развитых деловых отношений, а это значит, что не все предлагаемые правила, при­емы и методы могут полностью подойти нашему читателю, живу­щему в стране, где такие отношения еще только начинают утвер­ждаться. Поэтому слепо следовать моим советам применительно к сегодняшней российской действительности, видимо, не следует. Главное - усвоить не детали, а принципиальные положения кни­ги, и тогда можно надеяться, что она принесет пользу.

Пособие предназначено в первую очередь для начинающих пред­принимателей и политических деятелей, чтобы они могли более свободно и вполне профессионально войти в деловой мир, где су­ществуют давно утвердившиеся правила и нормы этики и этике­та. Книга будет также полезна реально действующим бизнесменам и политикам, желающим укрепить личную репутацию в обществен­ном мнении, повысить свой авторитет в деловых кругах. Она мо­жет представить интерес для учащихся экономических вузов, кол­леджей, техникумов и учебных центров, специализирующихся в области бизнеса, рыночной экономики и политики, а также для всех, кто хочет повысить свой резерв внешней привлекательности, коммуникабельности и личного обаяния.

 

 

ДЕЛОВОЙ ИМИДЖ: ПРИНЦИПЫПОСТРОЕНИЯ И ОСНОВНЫЕ ФОРМЫЕГО ВЫРАЖЕНИЯ

В наши дни профессиональный и политический навык сам по себе еще не обеспечивает успешное осуществление коммерческих и по­литических проектов и не создает достойную репутацию в деловых кругах. Для этого необходимо уметь расположить к себе аудито­рию, партнеров, заказчиков и клиентов, то есть создать свой непов­торимый деловой имидж.

Деловой имидж — это то представление, которое вы создаете сами о себе как внешнее отражение вашей личности и как показатель ва­ших деловых и чисто человеческих качеств. Чем оно удачнее, тем выше ваш профессиональный и политический авторитет, тем легче находить общий язык с окружающими и завоевывать у них признание и долж­ное уважение. Опыт мирового цивилизованного сообщества со всей очевидностью свидетельствует, что без создания положительного де­лового имиджа наивно рассчитывать на серьезный коммерческий и политический успех и должный авторитет в деловых кругах.

Удачный деловой имидж влияет не только на восприятие вас окружающими, но и на ваше восприятие самого себя. Если вы выглядите хорошо, это придает вам смелость быть самим собой и чувствовать себя более уверенным. Другими словами, ваш облик воздействует на вас в той же степени, в какой он воздействует и на окружающих вас людей.

Не только в коммерческой и политической деятельности, но и в любых других профессиях, требующих личного контакта, удачный имидж становится решающим фактором. Такой имидж очень важен и для служебной карьеры. Современные исследования показывают, что имидж либо повышает, либо разрушает шансы найти работу, не говоря уже о продвижении по служебной лестнице.

Таким образом, все вышесказанное позволяет утверждать, что деловой имидж следует считать важной составной частью культу­ры делового общения, а обладание им - существенной личностной и профессиональной характеристикой любого серьезного бизнесмена и политика.

Суть создания такого имиджа состоит в том, чтобы заставить других людей видеть вас таким, каким вы пожелаете, и преподне­сти себя так, чтобы они восприняли ваш образ положительно. Основная цель этих усилий состоит в том, чтобы предельно ис­пользовать все то хорошее, что в вас заложено, и научиться избе­гать тех отрицательных проявлений, которые принижают вашу • профессиональную, политическую и чисто человеческую репутацию. Чтобы реализовать на практике эту цель и научиться выражать все самое лучшее, что в вас есть, необходимо, прежде всего, уяснить ос­новные принципы построения делового имиджа.

Принципы построения делового имиджа

Прежде чем приступить к созданию своего личного делового имиджа, необходимо достаточно реалистично осознать, кто вы для окружаю­щих и каков ваш нынешний образ в их глазах. Редко кто может дос­товерно описать самого себя. Чаще всего собственная самооценка бы­вает или абсолютно отрицательной или совершенно положительной. Это, как правило, самообман. Вы должны научиться непредвзято оце­нивать самого себя.

Важно выяснить, что в данный момент думают о вас окружающие. Не следует решать, какой образ желательно явить миру или как вы должны изменить свой теперешний имидж, пока хорошо не уясните, каким вас видят другие. Этих «других» в вашей деловой жизни будут представлять различные группы людей из ваших коллег, партнеров, клиентов, посетителей. И хотя вы нуждаетесь в стабильном имидже,

вам все-таки нужно представлять себя этим различным группам в со­ответствующем образе, что в итоге поможет вам четко определить раз­личные аспекты вашего имиджа для разных категорий людей. Поэтому вам не следует демонстрировать один и тот же имидж для разных людей.

Из этого следует, что вы не дол­жны вести себя во всех ситуациях и со всеми одинаково. Так, стиль по­ведения, избранный вами в повсед­невном общении с коллегами, может не принести успеха при разговоре, например с вашим начальником.

Поэтому прежде всего надо учитывать, на какую группу людей вам необходимо произвести хорошее впе­чатление в той или иной ситуации. Нужно так­же четко уяснить, что именно впечатляет вас в дру­гих и заодно прикинуть, по силам ли вам адаптировать по­добные качества к собственному имиджу.

При создании делового имиджа необходимо учитывать ожида­ния людей. Если они считают, что вам следует проходить в дверь первым, вы так и должны поступать, даже если это противоречит вашей природной вежливости. Если вы хотите, чтобы вас уважа­ли, надо вести себя так, как, по мнению людей, вы должны себя вести в вашем положении. Если вы станете поступать наоборот, все начнут конфузиться, не зная, чего же от вас можно ожидать дальше. Значительная часть вашего имиджа должна ясно указы­вать, что вы неизменно учитываете ожидания окружающих.

Решите, как бы вам хотелось, чтобы люди вели себя с вами на различных уровнях, и определите, как следует вести себя с ними. Будьте внимательны, не слишком отклоняйтесь в поведении от группы к группе. Если будете часто менять свое поведение от нео­фициального к сверхофициальному, вы будете невольно озадачивать людей, вызывая у них беспокойство, - ведь они перестанут пони­мать, как реагировать на вас в той или иной ситуации.

Но вам следует делать не только то, что требуется для приспо­собления своего личного имиджа к различным группам людей. Не­обходимо еще ясно понимать, какой аспект своей работы вы жела­ете улучшить и кому должно быть адресовано такое улучшение, а также установить, приведет ли оно к положительным изменениям

в вашем профессиональном или политическом облике. Он имеет много граней, и потому весьма желательно обнаружить именно те достоинства, которые и могут составить ваш капитал.

Чтобы создать капитал на собственных достоинствах, надо преж­де всего выявить их у себя, чтобы «заставить работать». Чем боль­ше вы сконцентрируетесь на них, тем быстрее будут устранены ваши слабости и недостатки.

В вашей работе все важно для вас. Но только ее отдельные аспекты важны для других. Поэтому, если хотите, чтобы вашу дея­тельность ценили, вам надо быть уверенным, что различным груп­пам окружающих вас людей вы представляете именно ту ее сторо­ну, которая больше всего интересует не только вас, но и их.

Если вы хотите скорректировать свой имидж так, чтобы произ­вести хорошее впечатление и на вашего начальника, то вам прежде всего надо знать, чего он хочет в данный момент. Однако во всех случаях, в том числе и в последнем, вы должны показывать, что в основе вашего имиджа лежат только деловые качества, что вы мо­жете позволить гордиться собой настолько, насколько это позволя­ют делать результаты вашей работы, и не более того. При этом же­лательно «показать товар лицом» -выставить себя и свои идеи в наиболее привлекательном виде и постараться дать знать об отлич­ном качестве вашей работы и вашем высоком профессионализме. Для продвижения по службе или политического роста необхо­димо понять существующие тенденции в вашей компании, фирме, партии, чтобы своевременно воспринять большинство из них и адаптировать к ним свой имидж. Обратите внимание на то, какого плана люди продвигаются на первые роли.

Изменяя свой имидж в сторону большего профессионализма, следует иметь в виду, что он не моделируется по единому плану, для его создания нет одинаковых путей. Его следует создавать во многих направлениях. Для вашего руководства вы должны про­ецировать его как бы вверх, для коллег — в сто­роны, для рядового персонала - вниз, для ши­рокой публики и клиентов - наружу, для себя — внутрь. Другими словами, вы обя­заны приспосабливать свой имидж и к си­туации, и к участвующим в ней людям. Не ожидайте положительных резуль­татов, если покажете своему шефу то же легкомысленное отношение к работе, которое вы можете по­зволить себе, к примеру, обща­ясь с друзьями.

Деловой имидж (как и всякий другой) следует строить на вашем искреннем «я». Основа его привлекательности для людей, с которы­ми вы встречаетесь, заключается в том, что они должны видеть вас настоящего, а не какую-то искусственную модификацию вашей лич­ности. Вы, конечно, можете радикально изменить свой имидж, ото­рвать его от вашего естественного «я», но это будет продолжаться очень недолго. Вас выдадут непредусмотренные мелочи.

Если же вы создадите обновленный имидж на вашем истинном «я», тогда то новое, что увидят в вас люди, будет воспринято ими как расширение сути вашей личности. Они не посчитают такое неуместным, хотя и заметят перемены. Так что не бойтесь вносить в свой имидж изменения, которые необходимы в первую очередь. Помните только, что какой бы имидж вы ни старались явить ок­ружающим, он, прежде всего, должен быть отражением вашей внутренней сути и прочно базироваться на ней. И самое главное, чтобы он основывался исключительно на лучших чертах вашей истинной личности.

Вопреки представлению, будто общий образ окончательно скла­дывается по истечению довольно продолжительного времени, боль­шинство людей составит о вас мнение в первые же минуты встре­чи и потом лишь немного будет корректировать его, узнавая о вас больше. По мере более глубокого узнавания первое впечатление может либо окрепнуть и утвердиться, либо напротив, развеяться.

Если оно окажется обманчивым, наступит разочарование, и уже никакой внешний блеск, учтивость и расточаемые любезности не спасут вашу репутацию.

Отсюда несложно сделать вывод, что при создании положитель­ного делового имиджа необходимо твердо придерживаться установ­ленных рамок выбранного вами образа и в конце концов заставить его стать неотъемлемой частью вашей внутренней сути. Поэтому стабильность такого имиджа должна постоянно поддерживаться все­ми имеющимися средствами, и прежде всего созданием и сохране­нием своего доброго имени, профессиональной чести и политичес­кого кредо. Важно не только решить, какой имидж вы хотели бы обрести для себя и своей работы, но также быть последовательным в его повседневной демонстрации.

Построение делового имиджа предполагает наличие ясных це­лей такой работы. Создание его наугад может сработать на корот­кое время, но долгосрочного эффекта вы не получите, результат может оказаться даже неблагоприятным. Вам нужно создать имидж, который будет соответствовать не только вашей внутренней сути, но и долгосрочным политическим целям.

Основные формы выражения делового имиджа

Имидж, как и сама личность человека, весьма многогранен, посколь­ку в разных деловых ситуациях человек предстает перед окружаю­щими в довольно несхожих ипостасях. Однако при всем своем разли­чии эти ипостаси - лишь разные точки зрения на одну и ту же лич­ность. В каждой конкретной ситуации и для разных групп людей де­ловой имидж должен быть им адекватен и складываться из возможно большего числа конкретных форм его выражения. Окружающим вас людям не безразлично, как вы смотритесь, в какой мере знаете и со­блюдаете правила и условности делового этикета, владеете искусст­вом устной и письменной речи, из каких этических принципов исхо­дите в своей деятельности, как используете средства и приемы пове­денческой техники и тактики, в какой мере проявляете заботу о соб­ственном здоровье.

Таким образом, если говорить более обобщенно, то деловой имидж заключается в единстве всех указанных выше форм его выраже­ния. Именно их гармоничное сочетание и постоянство проявления делают стабильным доверие и уважение к деловому человеку со стороны его коллег, партнеров и клиентов, создают у них уверен­ность в его компетентности, деловитости, моральной и физической надежности. Поэтому рассмотрим эти формы делового имиджа более подробно, и в первую очередь те из них, которые позволяют соста­вить окружающим первое впечатление о вас.

Очень часто люди на каждую конкретную деятельность проеци­руют массу стереотипов, распространенных среди широкой публи­ки. Известно, например, что клиентура всегда склонна видеть прямую связь внешнего вида с честностью и качеством обслужива­ния. Особенно это касается одежды, поскольку наше положение и образ жизни нигде так откровенно не проявляются, как в манере преподносить себя через одежду. От того, как вы себя оденете, будет в значительной мере зависеть отношение к вам со стороны окружающих вас людей.

Одежда является как бы внешней формой выражения делового имиджа, она связана с характером и образом жизни человека. Поэто­му очень важно убедиться, что одежда соответствует ситуации, иначе ваш имидж поблекнет, и никто не станет воспринимать вас всерьез.

Стиль одежды всегда должен соответствовать конкретной дело­вой ситуации. Если, например, вы будете постоянно придерживать­ся в одежде либо неофициального, либо официального стиля, не­зависимо от ситуации, то ваши коллеги и клиенты будут не столь доверительны с вами, как могли бы. Простейший способ измене­ния вашего имиджа - снять пиджак. Если вы пришли на собра-

ние, а там все расслаблены и сидят в одних рубашках, не «цеп­ляйтесь» за свой пиджак. Снимите его, и вы тут же станете час­тью коллектива.

Точно так же, если вам нужно выглядеть более официально, наденьте пиджак. Это особенно полезно знать женщинам, которые в отличие от мужчин не всегда находятся на работе в неизменном пиджаке. Но если они держат его под рукой, то могут мгновенно принять официальный вид.

Манеры поведения как форма выражения делового имиджа весьма существенно влияют на его создание. Однако ими нужно пользоваться умело, поскольку, если ваше поведение по отноше­нию к разным людям одинаково, это не всегда пойдет вам на пользу. Например, если вы постоянно придерживаетесь веселого и напористого стиля поведения, это может сойти с вашими колле­гами, но будет раздражать начальника или клиентов.

Хорошие манеры начинаются с понимания нужд других и стрем­ления оказать им посильную помощь. Вы всегда должны адапти­ровать свой личный стиль поведения к различным группам людей и отдельным личностям, чтобы обеспечить их расположение. Если требуется смягчить ваше поведение, пойдите на это. Лучше при­способиться, чем потерять клиента или потерпеть неудачу в попыт­ке добиться политического успеха.

Простая вежливость демонстрирует ваше понимание, что ок­ружающие вас люди тоже ранимы и заслуживают уважения. Хо­рошие манеры по отношению к каждому, включая клиентов и широкую публику, жизненно необходимы. Ваш имидж может се­рьезно пострадать, если люди распознают в вас человека в це­лом грубого и вежливого только в определенных ситуациях. Большинство из них желает видеть перед собой не только специалиста, а преж­де всего приятного и любезного челове­ка. Лишь немногие из них попадают под влияние чистой логики аргумента. Не только то, что вы скажете, убедит лю­дей, но и то, как это будет сказано.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: