Понятие «технологии досуговой деятельности».




Лекция 6

Технология досуговой деятельности

Понятие «технологии досуговой деятельности».

Термин "технология" заимствован из области технических дис­циплин. Он происходит от двух древнегреческих слов: «техне» – искусство, мастерство и «логос» – наука, знание, закон. Почти во всей специальной литературе под «технологией» в широком смысле понимается совокупность и даже система целесообразной практической деятельности в соответствии с целью, спецификой и логикой процесса преобразования и трансформации того или иного объекта.

Научный подход к технологии досуговой деятельности разработали современные исследователи Д. Генкин, А. Жарков, Е. Клюско. Понятие «технология культурно-досуговой деятельности» было введено в 1990 г. До этого в терминологическом аппарате использовались только термины «организация» и «методика». С помощью понятия технологии досуговой деятельности могут быть отражены как ее составляющие, так и сам технический процесс ее функционирования.

Под технологией досуговой деятельности понимается совокупность форм, методов, методик, разработок, расчетов, моделей проектирования и внедрения различных инноваций, способных обеспечить достижение определенной воспитательной цели.

С точки зрения предметной деятельности под досуговыми технологиями следует понимать педагогически организованный процесс воздействия субъекта на объект досуговой деятельности с целью формирования общественно значимых качеств личности. Применение тех или иных технологий досуговой деятельности обусловлено предметными сферами действий профессиональных работников.

Технология досуговой деятельности как система состо­ит из нескольких подсистем. Функции подсистем:

· организационной – стратегическое планирование, управление, финансирование, распределение работы по отделам и участкам (ее компоненты – штатное расписание, долж­ностные инструкции, наличие отделов, секторов, участков работы и т.д.);

· методической - методические рекомендации, сценарные разработки, формирование режиссерского замысла, проведение репетиций и мероприятий, анализ результатов, обобщение опыта;

· психологической – регламентирование профессиональных отношений сотрудников, стимулирование повышения профессионального мастерства, формирование профессиональных мотиваций.

Все три подсистемы составляют систему технологии, которая служит основным механизмом функционирования учреждения куль­туры.

В основе технологии досуговой деятельности лежит программно-целевой принцип. Формирование и реализация этих технологий определяется социальным заказом, который делает необходимой педагогически правильную постановку целей и задач досуговой деятельности.

Как целостная система технология досуговой деятельно­сти имеет соответствующую структуру, элементы которой функцио­нируют согласно общему ее назначению, подчиняясь при этом опре­деленным принципам и объективным закономерностям обществен­ного развития. Структура технологического процесса в учреждениях культуры выглядит следующим образом: социальный заказ, цель, содержание, форма, методы, средства достижения цели, субъект, объект, матери­ально-техническое и кадровое обеспечение, корректировка цели, конечные результаты. Итак, технология досуговой деятельности охватывает все этапы подготовки и проведения мероприятий.

2. Формы, методы и средства досуговой деятельности. Технология досуговой деятельности использует различные формы, методы и средства. Общенаучное понимание этих явлений следующее:

Средство – инструмент, орудие для достижения целей.

Метод – путь, способ достижения целей.

Форма – внешняя и внутренняя структура содержания деятельности.

Для организации различных досуговых мероприятий используются различные средства:

Технические – светопроекционная, звукоусиливающая, звуковоспроизводящая, теле, видео, аудиоаппаратура.

Сенсорные – музыкальная аппаратура, музыкальные инструменты, реквизит, театральное оборудование, макеты и т.п.

Знаковые – печатная реклама, карты, схемы, печатное слово, графики, символика и т.д.

Динамические – живое слово, разговорное слово, музыка, мимика, диалог и т.п.

Модальные – цвет, объем, пространство, тембр, композиция, и т.д.

Таким образом, средства досуговой деятельности - это духовные и материальные факторы, источники и инструменты идейно-эмоционального воздействия на сознание, чувства и поведение людей в условиях свободного времени.

Методами в досуговой деятельности принято называть способы использования средств воздействия на аудиторию. Методы должны быть избраны такие, которые повысят действенность воздействия средств на потребителя: наилучшим образом донесут информацию до аудитории, сделают ее более убедительной, более воспринимаемой.

Технология досуговой деятельности использует четыре метода:

• монтаж,

• иллюстрирование,

• театрализация,

• игра.

Монтаж – способ организации драматургического (литера­турного) материала: поиск документального и художественного материала, отбор и фрагментированные, соединение фрагментов в единое целое по замыслу программы. Монтаж является творческим методом создания досуговой программы любой формы и содержа­ния. В каждой программе используются документальный мате­риал (например, сведения об участниках программы, правила игры, анонс программы и пр.), отрывки из литературных произ­ведений (например речевые связки между номерами концерта), поэтому сценарий досуговой программы представля­ет собой чередование явлений, действий, фактов, что требует монтажной организации материала.

Монтаж может быть конструктивным и ассоциативным. В основе конструктивного монтажа лежит организационная конструкция (распределение фрагментов по месту и времени). В основе ассоциативного монтажа – построение сложной пси­хической связи между явлениями (воздействиями, ощущениями, идеями и т. д.).

Иллюстрирование – организация содержательного материала в виде показа, иллюстрации, которая делает информацию зримой, что, несомненно, усиливает эмоциональное воздействие. Иллю­стрирование средствами искусства создает художественную фор­му, углубляет и конкретизирует тему. Любая тема может быть проиллюстрирована по-разному, что дает возможность постанов­щику выразить свое отношение к информации, сделать ее более доходчивой для аудитории. Выбор той или иной иллюстрации (режиссеры говорят: «картинки») зависит от типа программы, ее формы, характера аудитории. Например, для спортивно-развлека­тельной программы можно создать такую картинку: спортивная площадка, флаги, спортивные снаряды, выстрел из стартового пистолета, маршевая музыка; а для детской развлекательной про­граммы лучше всего подойдет воссозданный мир сказки. Фактически иллюстрирование - основа соз­дания художественного образа. Это мощное анимационное сред­ство по вовлечению отдыхающих в досуговую программу.

Театрализация – организация единого действия на основе драматургического (сценарного) и режиссерского замысла, под­чиняющего себе все составляющие происходящего события. Суть метода - в соединении движения света, звука, предметов, людей во времени и пространстве. Это сложный творческий метод, соединяющий в себе организационную, методическую и психологическую компоненты технологического процесса. Его природа бифункциональна, так как соединяет социально-пе­дагогический и художественный аспекты воздействия на ауди­торию в ту утилитарно-художественную форму, в которой вы­мышленная реальность на время протекания досуговой програм­мы становится жизнью для человека, участвующего в событии. Основная задача театрализации - создание зрелищно актив­ной (интерактивной) ситуации, при которой участник события проникается общим настроением и, увлеченный единым поры­вом, совершает коллективные действия.

Игра – организация мнимой ситуации, в которой действуют реально, используя свои знания, умения, опыт, но по установ­ленным правилам, сообразно своей роли в игре. Любовь челове­ка к игре, стремление войти в игровую ситуацию – мощная мо­тивация, так как обусловлена потребностью в творческо-преобразовательной деятельности. В игре можно показать себя, померяться силами, чему-то научиться, приобрести опыт, вступить в то общение, которое в обычной жизни не удается. Умение играть – показатель культуры человека и общества в целом.

Формы досуговой деятельности – это структура содержания профессиональной активности учреждений культуры, опредмеченная системой специальных методов и средств, событийно-художественной и организационно-методической основой. На практике досуговая деятельность реализуется в виде досуговых программ (мероприятий).

Научная ценность классификации досуговых программ зависит от степени существенности признаков, положенных в ее основу. Социолог В.В. Водзинская в основу классификации предлагает доминирующий вид деятель­ности человека в досуговой программе: преобразовательный; познавательный; ценностно-ориентационный и коммуникативный. А.Д. Жарков в основе клас­сификации досуговых программ выделяет два признака: содержание и драма­тургическое построение материала. Учитывая признаки, предложенные А.Д. Жарковым, следует дополнить их третьим — используемыми средствами выра­зительности – и выделить следующие формы досуговых мероприятий:

Игровые – в них преобладают разнообразные игры: под­вижные, интеллектуальные, игры-драматизации, аттракционы, аукционы.

Конкурсно-развлекательные, состоящие из разнообразных конкурсов, позволяющих выделить лидирующих участников или целые группы в какой-либо области знаний или общественно-полезной деятельности.

Фольклорные народные игры, песни, танцы, хороводы.

Шоу-программы, состоящие из зрелища, пластики, танцев, показа мод, концертных номеров, клоунады, музыки, светового оформления.

Рекреационно-оздоровительные, включающие методы биоэнергетиче­ского оздоровления, восточные оздоровительные системы, шейпинги, музыкотерапию, арттерапию, диалоготерапию.

Информационно-дискуссионные, включающие новую и значимую для аудитории информацию, побуждающую к спору, дискуссии, размышлению.

Праздничные программы, органически сочетающие в себе многообра­зие содержания и средств художественного воздействия на разновозрастную аудиторию.

Профилактико-коррекционные программы, содержание которых имеет педагогическую направленность и способствует регуляции психического состояния людей.

Спортивно-развлекательные программы – игры, шуточные поединки, веселые старты, комбинированные эстафеты, спор­тивные конкурсы.

Считается, что чем крупнее форма досугового мероприятия, тем больше объем методов и средств, задействованных в нем.
Самой крупной формой досуга является праздник.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: